Главные вкладки

    Консультация для воспитателей : "Значение сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием для развития умственных способностей детей".
    консультация по математике на тему

    В данном материале представлены конкретные сюжетно-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Значение сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием  для развития умственных способностей детей.

                                   

                Для умственного развития детей большое значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода задач. Начальное обучение дошкольников математике осуществляется в основном на занятиях, а так же можно продемонстрировать в таких видах деятельности, как трудовая, изобразительная, игровая, когда ставится задача пересчитать, отсчитать или измерить нужное количество предметов. Так, во время сервировки стола дежурные сопоставляют количество приборов и число детей.  Во время игр на участке детского сада дошкольники измеряют расстояние между деревьями, сравнивают разные виды оборудования по длине, ширине, высоте и т.д.. Подобная практика, носящая кратковременный характер, не создает достаточных условий для прочного закрепления математических знаний, полученных каждым ребенком на коллективных занятиях. Огромную роль в формировании счетно-измерительных умений и навыков играют сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.

           В детских садах накоплен достаточный опыт применения дидактических игр для уточнения и закрепления представлений детей о последовательности чисел, об отношениях между ними, о составе каждого числа и т.д. при обучении началам математики широко используются игры типа «лото», «домино» и т.д.       Дошкольники совершают большое число действий, учатся реализовывать их в разных условиях, на разных объектах, тем самым повышается прочность и осознанность усвоения знаний.

    Сюжетно-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.

    В старшей группе детского сада дошкольники знакомятся со счетом до 10, с количественным составом числа из единиц в пределах 5, учатся сравнивать рядом стоящие числа, приобретают понятие о порядковом счете в пределах 10 и т.д. Все эти представления последовательно на протяжении учебного года дети получают на занятиях по математике. Практическое использование знаний, приобретенных на занятиях, существенным образом зависит от того, в какой мере перед ребенком возникает реальная необходимость в определении количества, насколько жизненные требования и бытовая деятельность его выполнять соответствующие операции. Следовательно, и в сложно – дидактические игры счетные действия включаются тогда, когда по ходу развития сюжета они необходимы.

           Так, например, счет до 10 и отсчитывание по заданному числу лучше проводить в игре «Магазин», где продавцы, кассиры и покупатели определяют количество требуемых предметов               посредством счета; количественный состав числа из единиц осваивается успешно в игре «Почта», в которой сортировщики и почтальоны раскладывают корреспонденцию по адресам в соответствии с названным числом. Различение количественного и порядкового счета, сравнение предыдущего и последующего числа происходит в игре «Зоопарк» при выполнении роли служащих зоопарка, которые привозят определенное количество животных и размещают их в пронумерованные клетки; независимость числа предметов от их величины и пространственного расположения устанавливается в игре «Подготовка к открытию детского сада», где воспитатель и няня оборудуют группу детского сада мебелью разного размера в зависимости от возраста детей.

            Программа по математике для детей подготовительной к школе группы предусматривает дальнейшее изучение количественного и порядкового счета, количественного состава из единиц и т.д.

          Для практического применения математических знаний педагог организует следующие сюжетно-дидактические игры. Так, различение количественного и порядкового счета происходит в играх «Путешествие в дальние страны», «Телеграф - телефон», «Аэропорт» при выполнении ролей проводников, диспетчеров и др.. Количественный состав числа из единиц осваивается в играх «Дом связи», «Кухня», «Автопарк». Сравнение предыдущего и последующего чисел, установление взаимообратных отношений между ними, обозначение чисел цифрами осуществляется в играх «Автозаправочная станция», «Уличное движение»; составление числа из двух меньших чисел – в играх «Кондитерская фабрика», «Магазин»:

    Чтобы игры носили длительный творческий характер, необходимо:

    1.        во – первых, усложнять игры как по игровому содержанию, так и по выполняемым счетным действиям;

    2.        во – вторых, менять предметы, с которыми дети будут производить действия счета, а также условия их использования.

    3.        в – третьих, при развертывании сюжетно-дидактической игры воспитатель должен быть и участником.

    4.         в – четвертых, особое внимание обращать на детей, допускающих ошибки в счете, и для этого создавать обстановку, способствующую закреплению и совершенствованию в первую очередь тех знаний и умений, действий, которыми дети овладели еще недостаточно.

    Литература.

    1.        Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.

    2.        Умственное воспитание детей дошкольного возраста /Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1984.

    3.        Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "Основные этапы развития умственных способностей детей дошкольного возраста"

    Консультация для воспитателей "Основные этапы развития умственных способностей детей дошкольного возраста"...

    Семинар-практикум по теме: «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр».

    Цель семинара-практикума: Вооружить воспитателей практическими навыками проведения логико-математических игр....

    Совместная деятельность педагогов и родителей в развитии умственных способностях детей через использование занимательного математического материала.

    Совместная деятельность педагогов и родителей в развитии умственных способностях детей через использование занимательного математическогоматериала....

    "Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр."

    Усвоению достаточно сложных математических знаний (отношения эквивалентности, порядка, комбинаторики, формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий....

    развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

    Работа описывает систему средств и способов развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ФЭМП....

    Родительское собрание по теме: "Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр"

    Формирование у родителей (законных представителей) практических навыков по проведению и организации логико-математических игр в домашних условиях....