развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Работа описывает систему средств и способов развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ФЭМП.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации Ярославской области.

Государственное учреждение Ярославской области «Центр оценки и контроля качества образования».

Методическая разработка

Развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений

Научный руководитель: Коточигова Елена Вадимовна,

кандидат психологических наук, доцент, зав. Кафедрой дошкольного и начального образования

Автор: Рязанова Жанна Евгеньевна, воспитатель, МДОУ детский сад компенсирующего вида № 10, г. Ярославль

Ярославль 2008


2

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические и организационно-методические аспекты развития умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

  1. Актуальные проблемы развития умственных способностей детей в старшем дошкольном возрасте.
  2. Занятия по формированию элементарных математических представлений как средство развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста

1.3. Анализ некоторых программ по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Глава II. Организация работы по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста.

  1. Психолого-педагогичесая характеристика детей с ослабленным здоровьем.
  2. Организация и проведений занятий в подготовительной группе.,
  3. Создание познавательно-интеллектуальной среды в группе.
  4. Система сотрудничества с родителями.
  5. Значение развития умственных способностей в познавательном развитии детей.

Заключение.

Литература.

Приложение.


3

Введение

В настоящее время в современной дошкольной педагогике уделяется много внимания развитию умственных (интеллектуальных) способностей детей. Несмотря на многообразие подходов к развитию умственных способностей ребенка, эта проблема решена недостаточно. Ряд исследователей, которые занимались проблемой развития детского интеллекта (J1.A. Венгер, Г.А. Урунтаева, Т.А. Ратанова, О.М. Дьяченко) подчеркивали значимость дошкольного периода в развитии умственных способностей, обучению детей технике и технологии мыслительных действий, процессам познавательного поиска. С точки зрения педагогической теории и практики, требуется разработка принципиально нового содержания и новых методов обучения детей, которые помогали бы ребенку овладеть самостоятельными способами и методами познания. Овладение самостоятельными способами и методами познания приводит к повышению уровня интеллекта, помогает не только качественно подготовиться к обучению в школе, но и делает ребенка уверенным в себе, способствует улучшению психологического здоровья.

В конце дошкольного периода у детей складываются определенные представления об окружающей действительности, начинает формироваться зачатки мировоззрения. В основе этого познания лежат не понятия, а образы и объекты. Усвоение форм образного познания постепенно приводит ребенка к пониманию законов логики, способствует развитию умственных способностей.

Каждый период детства создает особые благоприятные условия для проявления и развития способностей. В дошкольном возрасте все виды способностей развиваются очень бурно. Наиболее рано проявляются художественные способности - сначала к музыке, затем к рисованию, позже к науке, причем ранее других проявляются способности к математике. Математические представления усваиваются ребенком и в процессе ознакомления с окружающим миром, и во время игр, и систематически на занятиях по развитию математических представлений. Именно математика играет особую роль в развитии умственных способностей. Все математические доказательства, кроме аксиом, представляют собой цепочки рассуждений. У таких рассуждений особый стиль мышления, а логическую схему можно наглядно представить, используя символы.

«Именно математика в максимальной степени позволяет следить за правильностью течения мысли и гарантирует от ошибок» (А.А. Столяр)

В настоящее время существует множество методик по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, однако эффективность их чаще всего не очень высока из-за низкого интереса к занятиям и отсутствия познавательной мотивации в процессе обучения. Овладение основными подходами для формирования мотивационной основы действий у детей - одна из самых сложных проблем обучения детей дошкольного возраста.


4

В современном мире интенсивное, все более ускоряющееся развитие науки и техники, определяет возрастающую роль умственных способностей, особенно математических. Всеобщая компьютеризация требует умения общаться на языке программирования, что является неотъемлемой частью математики.

Таким образом, занятия по формированию элементарных математических представлений занимают особое место в развитии и образовании детей дошкольного возраста, позволяют усвоить определенную систему знаний, отражающих существенные связи и зависимости, развивают общие формы мыслительной деятельности. Математика открывает новые возможности для свободы, активности и оригинальности мышления, формируют потребность в самом процессе умственной деятельности и возможности получить удовольствие от умственного труда, способствует улучшению уровня подготовленности ребенка к обучению в школе.

Цель данной работы: разработать систему средств и способов развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Для успешного достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть теоретические и организационно- методические аспекты развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста;
  • представить систему работы по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста;
  • показать эффективность занятий по формированию элементарных математических представлений в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста.


5

Глава I. Теоретические и организационно-методические аспекты развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста

  1. Особенности развития умственных способностей детей старшего

дошкольного возраста

«Способности - это индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения» (Г.А Урунтаева) [30 стр.315]. К способностям относят психологические свойства, которые отличают одного человека от другого. Способности облегчают усвоение знаний, формируют умения и навыки, а знания. Умения и навыки приводят к дальнейшему развитию способностей.

Способности принято делить на общие и специальные. Общие способности составляют две группы - познавательные и практические. К познавательным способностям относят сенсорные, умственные (интеллектуальные) и творческие. Умственные способности включают в себя психологические качества, которые помогают ребенку усваивать новые знания и умения, позволяют использовать их в различных видах детской деятельности [30 стр.316].

Общие способности необходимы для выполнения разных видов деятельности, специальные - высокий уровень умственного развития, необходимы для выполнения отдельных видов деятельности ( например, математики).

Развитие умственных способностей на занятиях в детском саду достигается косвенным путем: в процессе усвоения знаний и умений определенных программой. Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщаются детям и какие методы обучения применяются.

Авторским коллективом, под руководством А.В.Запорожца разработаны принципы, содержание и методы умственного воспитания детей дошкольного возраста, которые позволили существенно повысить развивающий эффект обучения, значение для развития умственных способностей [12 стр.З]. На основе этих принципов разработано большое количество программ и методик развития и обучения, которые широко применяются в дошкольном образовании. Однако совершенствование развивающего обучения оказалось не единственным способом воздействия на развитие этих качеств. J1. А. Венгер и О. М. Дьяченко, проводя исследования по развитию умственных способностей детей, указывают на необходимость прямого управления развитием способностей ребенка. Результаты исследования показали, что основой развития умственных способностей является овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования [12 стр.З].

Замещение - это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов. Первоначально замещение возникает в детской игре, когда палочка может стать указкой педагога, ложкой для повара, а стул превратиться в любой вид транспорта, стоит только воспроизвести нужный звук: рев мотора самолета или пароходный гудок. Позднее и сам ребенок берет на


6

себя роль другого человека - космонавта, путешественника, ученого, артиста.

Игровое замещение ведет к использованию символов, а главное, к пониманию истинного значения слов, которые не только указывают на предметы и явления, но и выделяют в них важные, существенные признаки.

Понимание обозначений отдельных предметов еще не достаточно для решения умственных задач. Любая задача требует анализа ее условий, выделения отношений между объектами, которые необходимо учитывать при решении. Отношения могут выражаться либо в словесной форме, либо с помощью наглядной модели. Предметы при этом обозначены при помощи заместителей, а их отношения - при помощи расположения этих заместителей в пространстве. Именно наглядные модели являются той формой деления и обозначения отношений, которая наиболее доступна детям дошкольного возраста, поэтому на использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения.

Наглядные модели широко используются в деятельности взрослых. Это планы, карты, макеты, чертежи, диаграммы и другие. Они применяются для выделения и обозначения отношений между вещами, дают возможность планировать решение разнообразных задач.

Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем говорят взрослые, заранее «видеть» ожидаемые результаты своих действий. А это и является показателем высокого уровня развития умственных способностей.

У детей дошкольного возраста, прежде всего, следует развивать общие умственные способности (Н.Н. Поддьяков), Одним из компонентов которых является познавательная потребность, включающая в себя активность, потребность в самом процессе умственной активности и удовольствие от умственного труда.

Исследования Д.Б. Эльконина, B.C. Мухиной, Н.Н. Поддьякова показали, что в каждом возрасте выступают разные уровни познавательной потребности:

  • потребность во впечатлениях (чем ярче и разнообразнее впечатления, тем интенсивнее развивается ум);
  • становление любознательности (интерес проявляется не к стимулу, а к отдельным видам занятий);
  • становление склонностей (познавательное стремление приобретает сознательно целенаправленный характер) [10 стр. 128].

Творческая активность проявляется в креативности и дивергентное™ мышления.

Креативность - способность создавать нечто новое, оригинальное (В.Н. Дружинин, О.Н. орлов, С.Н. Морознюк).


7

Дивергентность - раскованность, свобода мышления, которая включает в себя четыре основных свойства: беглость (легкость) мысли, гибкость, оригинальность, точность (законченность) [10 стр. 128].

Под беглостью понимается количество идей за единицу времени, под гибкостью - способность легко переключаться с одной идеи на другую, под оригинальностью - способность выдвигать идеи. Отличающиеся от обычных. Общепринятых, возникновение новых идей, под точностью - способность совершенствовать, придавать завершенный вид своему творческому продукту [10 стр. 129].

Таким образом, развитие умственных способностей повышает уровень сформированности познавательных процессов, что в свою очередь определяет возможности ребенка в познании. Существенные сдвиги в умственном развитии ребенка являются результатом усвоения определенной системы знаний, отражающих существенные связи и зависимости, а также усвоение общих форм мыслительной деятельности, лежащих в основе этой системы знаний. Особое значение отводится специально организованным занятиям. Выполнение специальных заданий, требующих от ребенка использование разных видов заместителей предметов и разных форм наглядных моделей, существенно повышает развитие его умственных способностей.

  1. Занятия по формированию элементарных математических представлений как средство развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Ребенок дошкольного возраста способен овладеть в той или иной мере действиями замещения и наглядного моделирования в свободной деятельности. Это прежде всего сюжетно-ролевая игра, которая учит детей не только замещению, но и моделированию взаимоотношений взрослых. Когда дети изображают в игре, например, продавца магазина и покупателя, они фактически создают модель взаимоотношений работника сферы обслуживания и клиента, хотя эта модель разворачивается в живом действии, а не на бумаге. Наглядное моделирование проявляется в конструктивной деятельности детей. Сделанный из строительного материала домик - объемная модель реального здания, передающая при помощи заместителей (деталей строительного материала) отношения между его основными частями (стенами, крышей, окнами, дверями). В изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации) отличительной особенностью является схематизм. Ребенок, рисуя, делает то, что он знает о строении предмета, отношениях между основными частями, создавая изображение более близкое к наглядной модели, чем к фотографии.

Однако все это происходит стихийно, без надлежащего руководства со стороны взрослых. В этом случае уровень развития умственных способно


стей у разных детей оказывается чрезвычайно различным, а возможности, имеющиеся у каждого ребенка, реализуются далеко не полностью. При соответствующих условиях обучения образное мышление становится основой для усвоения старшими дошкольниками обобщенных знаний. Представления ребенка постепенно приобретают гибкость, подвижность, он овладевает умением оперировать наглядными образами: представлять предметы в разных пространственных положениях, мысленно изменять их взаимное расположение. Модельно-образные формы обобщенности могут приводить детей к пониманию существенных связей вещей. Но эти формы остаются образными и не позволяют решать задачи, требующие выделения свойств, связей и отношений, которые нельзя представить наглядно, в виде образа. Дошкольник не может отделить видимый уровень вещества в сосуде от его количества, видимую площадь шарика и лепешки от количества пластилина, не может рассмотреть эти стороны независимо друг от друга. В образном представлении ребенка они оказываются слитными. Количество нельзя увидеть, наглядно представить отдельным от величины. Решение таких задач требует перехода от суждений на основе образов к суждениям, использующим словесные понятия [15 стр.305].

Имеющиеся у детей представления не могут стихийно превратиться в понятия, их можно использовать при формировании понятий. Сами же понятия дети усваивают в процессе приобретения основ научных знаний. Некоторые понятия могут быть усвоены детьми старшего дошкольного возраста в условиях специально организованного обучения. Во многих исследованиях педагогов и психологов проблема развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста связывается со специальными занятиями. Некоторые ученые предполагают, что целесообразнее рассматривать развитие умственных способностей детей, в русле математических занятий [24 стр. 8].

Традиционно выделяются три основные формы организации обучения элементарным математическим представлениям [27 стр. 134].

Индивидуальная работа, когда педагог занимается с каждым ребенком персонально, что позволяет индивидуализировать обучение, вовремя вносить коррективы в деятельность педагога и деятельность детей. Однако, индивидуального обучения не всегда достаточно для развития личности ребенка.

Групповая работа, когда педагог делит группу на подгруппы и занимается с ними одновременно или поочередно. Основаниями для комплектования групп являются:

  • личная симпатия детей;
  • общность интересов;
  • уровень подготовки;
  • специфика психологического состояния;
  • индивидуальные особенности.

Основной задачей педагога является обеспечение взаимодействия детей в процессе обучения.


9

I

Фронтальная форма, когда педагог работает со всей группой в соответствии с расписанием. Положительной стороной такого обучения является его экономичность, единое содержание, четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей. Основным недостатком являются трудности в индивидуализации обучения [6 стр. 8-9].

Общепринятой формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является занятие.

Я.А. Коменский в книге «Великая дидактика» обосновал эффективность использования занятий и уроков в качестве основной формы обучения. Автор одним из первых выдвинул идею о том, что начало планомерного обучения лежит в дошкольном возрасте, и обозначил содержание обучения детей дошкольного возраста в педагогическом труде «Материнская школа»[ 6 стр. 9].

К.Д. Ушинский психологически обосновал и развил дидактические принципы обучения детей. Педагог решительно возражал против забавляющего, развлекающего обучения. «Учить играя, - писал К.Д. Ушинский, - можно только маленьких детей. Серьезное обучение необходимо отделить от игры» [6 стр. 9].

Задачами дошкольного обучения, по мнению К.Д. Ушинского, являются развитие умственных сил (активного внимания , сознательной памяти) и дара слова детей, подготовка их к школе.

А.П. Усова разработала основы обучения детей дошкольного возраста, раскрыла сущность обучения в детском саду; обосновала положение о двух уровнях знаний, которыми могут овладеть дети:

  • элементарные, приобретаемые в процессе игр, жизнедеятельности, наблюдения и общения;
  • знания и умения, усвоение которых возможно в процессе целенаправленного обучения [6 стр. 10].

А.П. Усова выделила три уровня учебной деятельности в зависимости от познавательных мотивов детей:

  • умение слушать и руководствоваться указаниями взрослого;

-оценивать сделанное;

  • осознанно достигать поставленных целей.

При этом, подчеркивала, что первого дети достигают не сразу, а только к концу дошкольного возраста, под влиянием целенаправленного и систематического, обучения [6 стр. 10].

При проведении занятий следует соблюдать следующие требования:

  • не смешивать процесс обучения с игрой, так как в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения;
  • широко использовать дидактические игры, а также игровые приемы и дидактический материал;
  • занятия должны носить развивающий характер, обеспечивать максимальную активность и самостоятельность процесса познания;
  • на занятиях не должны применяться школьные технологии;


10

  • занятие следует проводить в определенной системе и связывать их с повседневной жизнью детей;
  • включать в образовательный процесс интегрированные занятия, что позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и более эффективным. [6 стр. 10-11]

Занятия по математике - один из самых сложных видов занятий в детском саду. Дети старшего дошкольного возраста имеют достаточно обширные математические представления, легко овладевают счетом и пересчетом предметов, ориентировкой в пространстве и времени, выделение формы окружающих предметов. Эти знания, как правило, усваиваются детьми с опорой на образы, что создает значительные трудности в дальнейшем, когда дети переходят к систематическому обучению математики в школе. Поэтому важная задача умственного развития дошкольников - формирование отвлеченного понятия числа, как характеристики количественных отношений любых предметов, действий с числами и математическими знаками без опоры на образы. Добиться этого вполне возможно при условии специальной отработки математических понятий и действий. Систематическое усвоение знаний требует от ребенка развития новых качеств, изменений в личностной сфере - усидчивости, дисциплинированности. Произвольность становится необходимым качеством для успешного обучения. Поэтому, при организации занятий в этом возрасте необходимо поддерживать интерес к обучению. Если ребенка не привлечет само содержание получаемых знаний, то возникнут трудности в обучении, а сам процесс занятия будет скучным и неэффективным. Для педагога очень важно сформировать у детей интерес к занятиям и познавательную мотивацию.

Ученые выделяют три основных подхода к формированию мотивационной основы действий у детей [27 стр. 134].

Индивидуальный подход опирается на мотивы самого ребенка в процессе обучения. Это достигается следующими приемами:

  • положительная оценка педагогом умений ребенка (поощрение словом, улыбкой, добрым взглядом, прикосновением к руке и др.);
  • разработка программы достижений, что придает занятиям осмысленность и целенаправленность (например, за правильный ответ ребенок может получить жетон, а собрав определенное количество жетонов к концу занятия, заработать приз или медаль);
  • смена видов детской деятельности;
  • переключение на другой тип восприятия информации;
  • увеличение доли двигательных пауз в ходе занятия;
  • сокращение времени проведения занятия в случае переутомления ребенка и восполнение пробелов знаний в свободное время, в процессе игровой деятельности ребенка и другое.

Типологический подход предполагает использование ведущих мотивов общения детей. Основными приемами могут быть:

  • игровые приемы проведения занятий;
  • создание проблемных ситуаций;


11

  • смена партнеров по общению;
  • использование соревновательных ситуаций и т.п.

Топологический подход предполагает специальное формирование мотивов совместной деятельности в процессе работы на занятиях. Побуждение к взаимодействию появляется благодаря выработке особых видов мотивов познавательных и личностных.

В рамках топологического подхода к формированию познавательной мотивации детям сообщается в доступной форме тема и цели занятия. В процессе объяснения лучше использовать математические термины и выражения, обращая внимание детей на точность и лаконичность «математического языка», его красоту и логичность.

Названные подходы органично сочетаются в ходе занятий по математике нетрадиционной формы:

  • занятия, проводимые по аналогии с популярными телевизионными играми;
  • занятия-КВНы;
  • занятия-конкурсы;
  • занятия-экскурсии;
  • занятия-аукционы и другие. [27 стр. 134-135]

Таким образом, на занятиях по формированию элементарных математических представлений оказывается возможным включение компонентов игровой деятельности в процесс деятельности учения. Следовательно создаются условия для более качественного усвоения математических понятий, так как игровое правило способствует вычленению алгоритма математических действий при достаточно четком осознании цели. Выполняя специально подобранные задания и упражнения, дети включаются в активную умственную деятельность, самостоятельно осуществляют поиск способа их решения. Давая положительную оценку действиям каждого игрока, педагог фиксирует их достижения, помогая преодолеть трудности обучения. Так обеспечивается реализация всех трех подходов к формированию мотивации детей к занятиям по формированию элементарных математических представлений, а активная умственная деятельность способствует развитию интеллектуальных способностей детей. Приемы умственной деятельности в процессе усвоения математического материала можно рассматривать как способ организации деятельности дошкольника, а так же как способ познания, который увеличивает интеллектуальный потенциал ребенка и развивает его умственные способности.

  1. Анализ программ по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

Проблема усвоения и накопления запаса знаний математического характера в дошкольном обучении связывают с формированием представлений о натуральном числе и действиях с ним. Это характерно для традиционных программ по формированию элементарных математических представлений


12

Леушиной A.M., Метлиной JI.C. и более современных «Истоки», «Радуга», «Детство» и других.

В программе «Истоки» математические представления входят в раздел «познавательное развитие». Где определены задачи, соответствующие психологическому возрасту ребенка. Программа допускает использование парциальных программ. Основной задачей в старшем дошкольном возрасте (дети 5-7 лет) является развитие познавательных способностей детей и символической функции мышления. Содержание и условия педагогической работы в области формирования элементарных математических представлений определены для каждой возрастной группы отдельно: дети 6-го года жизни и дети 7-го года жизни. Предложенные рекомендации по проведению занятий позволяют педагогу использовать различные виды занятий, а также варьировать количество занятий по определенной теме [22].

В программе «Детство» развитию математических представлений посвящен целый раздел. Образовательные задачи обозначены по каждому психологическому возрасту. Программа предусматривает формирование представлений о свойствах и отношениях объектов, через игры и игровые приемы на классификацию и сериацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание форм предметов, преобразование геометрических фигур. Дети учатся приемам замещения, используя математические знаки и символы, находить способы условного обозначения параметров величин, геометрических фигур, временных и пространственных отношений. В содержании программы преобладают задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов. Усвоение математического материала направлено на развитие познавательных и творческих способностей детей [16].

Программа «Радуга» отличается тем, что в разделе «Обучение математике и развитие логического мышления детей» для каждой возрастной группы выделяется одна центральная задача. В старшем дошкольном возрасте сделан акцент на упражнения с геометрическим материалом, которые развивают интеллектуальные способности детей. Упражнения связаны с проведением логических операций над множеством геометрических фигур. Многие из них требуют осуществления анализа, сравнения, обобщения, классификации по определенным свойствам, включены задания на поиск закономерностей, так как они требуют проведения анализа, сравнения и обобщения по разным признакам [7].

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А. развитие математических представлений рассматривается в системе от младшей до подготовительной группы. Основной целью обучения в старшем дошкольном возрасте является формирование интереса к познанию, приемов мыслительной деятельности, развитие вариативности мышления и произвольности поведения. Образовательные задачи в каждом возрасте представлена по каждому разделу математики: величина, количество и счет, форма, пространственно-временные отношения. В «программе» содержаться подробные методические рекомендации по организации и проведении занятий по математике [23].


13

Все рассмотренные программы методически обеспечены и довольно успешно используются в дошкольных учреждениях. Основным достоинством этих программ является возможность влиять на развитие умственных способностей детей через занятия математикой, а также формировать интерес к учебной задаче и самому процессу познания. Выбирая программу, педагог может анализировать эффективность обучения и, при необходимости, разнообразить процесс обучения, внедрять инновационные методики, опираясь на индивидуальные особенности развития детей.


14

Глава II. Организация работы по формированию элементарных математических представлений в группах старшего дошкольного возраста.

2.1. Психолого-педагогичесая характеристика детей с ослабленным здоровьем.

Дошкольное учреждение компенсирующего вида посещают дети с хроническими заболеваниями, состоящие на диспансерном учете. Основной контингент - это дети с аллергопатологией, они составляют - 95,6 %. Очень высокий процент детей имеют заболевания бронхолегочной системы - 60,8%. Кроме вышеназванных заболеваний многие дети имеют еще сопутствующие основному диагнозы:

  • заболевания желудочно-кишечного тракта -37,5%;

-патология органов мочевыводящей системы - 13,3%;

  • хронические заболевания ЛОР органов - 80%;
  • патология сердечно-сосудистой системы - 12,5%;

-патология нервной системы - 25,8%;

  • патология органов зрения -18,3%»;
  • эндокринная патология - 15%;
  • нарушения речи -62,5%.

У таких детей нарушения и проблемы в развитии носят комплексный характер. Для них свойственно:

  • соматическая ослабленность;
  • вторичные нарушения психического, в том числе речевого развития;
  • поведенческие расстройства.

Таким образом, дети с особыми образовательными потребностями требуют индивидуального подхода к каждому ребенку с учетом степени тяжести заболевания, наличия вторичных нарушений, возраста. Планирование работы осуществляется с учетом выявленных в процессе обследования особенностей познавательной деятельности детей. В процессе занятий используются наиболее рациональные способы познания окружающего, навыков коллективной работы, целенаправленной деятельности, развитие мотивационного компонента, саморегуляции и самооценки.

  1. Организация и проведений занятий в подготовительной группе.

Развитие математических представлений является частью познавательного развития. Занятия по математике включены в воспитательнообразовательный процесс и проводятся по расписанию 2 раза в неделю по подгруппам. При формировании подгрупп учитываются:

  • уровень подготовленности детей,
  • темп работы;
  • особенности взаимоотношений между детьми.


15

Цели и задачи развития детей в процессе обучения сформулированы и перечислены в «Учебной программе подготовки по математике детей 6-7 лет» (Приложение 1) по основным разделам:

  • величина;
  • количество и счет;
  • пространственно-временные отношения;
  • форма.

Количество часов, отведенное на изучение тем и программное содержание занятий, указано в «Тематическом планировании учебной программы» (Приложение 2).

Последовательность изучения тем и количество занятий по каждой теме регулируется методикой и воспитателем, которая составляет «План распределения программного материала» по месяцам (Приложение 3).

На мой взгляд, интересна методика проведения занятий, предложенная

Н.        Денисенковой в статье «Формирование познавательного отношения к учебной задаче» в журнале «Дошкольное воспитание» № 3, 1991г., которую я использую в своей работе.

Суть методики состоит в следующем: постепенно переводить занятия от привычной игровой формы в учебные, стимулируя познавательное содержание и развитие умственных способностей. Весь процесс обучения разделен на 4 этапа.

Первый этап - вводный. Проводится в игровой форме. Любимые сказочные персонажи и игрушки попадают в различные затруднительные ситуации, а дети становятся помощниками, придумывая различные варианты решений. Основная цель этого этапа была сформулирована исследователями следующим образом: определить, что запоминают дети из учебного материала. В процессе работы с детьми можно добавить дополнительную цель этого этапа

  • определить уровень подготовленности детей и развития познавательных способностей. На этом целесообразно использовать традиционные дидактические игры и упражнения в игровой форме. В конце занятия важно правильно подвести итог: на первых порах детей просят рассказать, что они делали на занятии, постепенно задачу следует усложнить ответом на вопрос: «Что нового услышали на занятии?»

В ходе второго этапа только часть материала подается в игровой форме. Чаще всего это вводная часть занятия и в момент снижения концентрации внимания детей из-за усталости. Игровой момент стимулирует активность на занятии, поддерживает интерес к умственной деятельности, позволяет ребенку стимулировать волевые качества личности. Познавательный материал в учебной форме, приближенной к школьному уроку подается небольшими частями, в ход занятия включаются жизненные ситуации, в которых дети применяют полученные знания.

На третьем этапе новый материал подается только в учебной форме, а повторение в игровой. Итоговые вопросы задаются в конце каждого занятия. В конце каждого этапа детям предлагают на выбор занятие в игровой или в


16

учебной форме. По количеству детей можно проанализировать возрастание интереса к учебной задаче и процессу обучения.

На четвертом, заключительном этапе, рекомендуется предложить детям на выбор занятия в учебной или игровой форме. Однако, наблюдения за детьми, показывают, что для этого этапа более подходят занятия нетрадиционной формы (конкурсы, аукционы, КВНы и др.). Например, занятия, проводимые по аналогии с популярными телевизионными программами. Эти занятия не требуют особой подготовки со стороны педагога: дети ярко и живо представляют себе ход телевизионной игры, что для моделирования воображаемой ситуации достаточно несколько символов и предметов-заместителей. Такую форму проведения занятий я использую не только для оценки знаний и умений детей, но и для обобщения и повторения изученного материала.

Обязательно я включаю в занятия упражнения на развитие графического навыка. В печатных вариантах рабочих тетрадей для детей старшего дошкольного возраста слишком много иллюстративного материала. Они отвлекают внимание ребенка от выполнения задания. По моему мнению, графические навыки целесообразно развивать, используя тетради в крупную клетку.

На каждом этапе в занятия я использую игры и упражнения для овладения действиями замещения и наглядного моделирования.

Таким образом, в результате использования этой методики дети очень быстро начинают запоминать пройденный материал, выделять новое для них математическое действие, пытаясь раскрыть математическое содержание.

  1. Создание познавательно-интеллектуальной среды в группе.

Для создания познавательно-интеллектуальной среды в группе я определила следующую цель: развитие мотивации к активной мыслительной деятельности, формирование интереса детей к занятиям математикой. Интеллектуальная среда должна стимулировать познавательную активность детей, быть доступной, интересной, разнообразной и соответствовать требованиям программы.

  1. Уголок экспериментирования содержит различный материалы и приборы для экспериментирования на занятиях по математике: приборы и оборудование:

различные виды весов (безмен, настольные и др.), термометры, сантиметровая лента, линейки, различные мерки (веревочки, палочки и др.), различные виды часов (электронные, песочные, механические, секундомер и др.); емкости:

пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы и величины, мерные стаканчики; бросовые материалы:

палочки, веревочки, ленты, тесьма, трубочки для коктейлей и др.; неструктурированные материалы:


17

речной песок, опилки, вата. Различные крупы, сахарный песок, соль. Картотека опытов для занятий по математике.

  1. Развивающие игры:
  • настольные игры математического содержания: «Математическое лото», домино «Цифры», «Путешествие с цифрами», «Шашки», «Часть и целое» и др.;
  • мелкая мозаика и схемы выкладывания из нее;
  • игры с геометрическими фигурами: «Танграм», «Волшебное яйцо» и др.
  • пазлы, разрезные картинки (кубики) из 8-12 частей;
  • мелкий конструктор типа «Лего».
  1. Книжный уголок должен содержать полочку «Занимательная математика», где собраны книги, журналы, книги-раскрски с увлекательными играми и заданиями развивающего характера:
  • О.Н. Земцова серия «Умные книжки» («Задачки для ума», «Найди отличия», «Цифры и числа» и др.);
  • Е.И. Соколова «Задачи, игры и упражнения» («Время и пространство», «Времена года. Календарь», «Учимся решать задачи» и др.);
  • детские познавательные журналы «Вини-пух», «Понимашки» и др.;
  • книги-раскраски «Веселые цифры», «Учимся считать» и др.
  1. Центр «Учимся считать» :
  • счетный материал;
  • комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур; -занимательный        и познавательный материал, логико- математические игры;
  • схемы и планы;
  • «волшебные часы» (части суток, времена года, месяцы, дни недели);
  • счеты и счетные палочки;
  • дидактические игры.
  1. Система сотрудничества с родителями.

Основной целью сотрудничества с родителями является - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы доверия, взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

Одной из важных задач в системе работы - вовлечение семьи в воспитательно- образовательный процесс. Наиболее эффективными средствами работы можно назвать следующие:

-открытые просмотры и развлечения;

  • родительские собрания;


18

  • совместная организация развивающей среды;
  • анкетирование;
  • информационные стенды для родителей;
  • игры и упражнения для совместной деятельности детей и родителей в свободное время и в выходные дни.

Открытые просмотры для родителей проводятся в конце каждого сезона (осень, зима, весна). Для открытых просмотров очень подходят интегрированные занятия и занятия нетрадиционной формы. При подготовке развлечений родители могут быть не просто зрителями, но и активными участниками (Приложение 6).

Выполняя с детьми домашние задания в виде игр и упражнений, родители лучше понимают трудности и проблемы ребенка. Совместная деятельность позволяет родителям больше общаться с ребенком, формирует общность интересов детей, родителей и педагога (Приложение 5).

Проводя родительские собрания, у педагога появляется возможность не только проинформировать родителей о проблемах и трудностях развития детей, но и помочь им овладеть несложными педагогическими приемами, которые можно использовать в совместной деятельности с ребенком в домашних условиях. Особое значение приобретают встречи с родителями в форме семинара, круглого стола и др. (Приложение 6).

Анкетирование родителей позволяет педагогу получить наиболее полные сведения о способностях и интересах ребенка, а также выявить уровень педагогических знаний и умений родителей. Полученные в результате анкетирования сведения позволяют подготовить родительские собрания и подобрать материал для информационного стенда родителей (Приложение 4).

В Уголок для родителей помещаются краткие советы, памятки и консультации для родителей, в которых содержатся краткие рекомендации по вопросам обучения детей в разделе «Взрослым о детях». Наибольший интерес среди родителей вызвали такие консультации как:

  • «Обучение детей в домашних условиях»;
  • «Математика в семье»;
  • «Чем и как занять ребенка дома».

Таким образом, сотрудничество с родителями позволит добиться эффективности воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Вовлечение родителей в образовательное пространство детского сада способствует конструктивному сотрудничеству, обеспечивает психолого-педагогическое просвещение родителей (Приложение 5).

2.5. Значение развития умственных способностей для познавательного развития детей.

Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки результатов, выражающихся в развитии ребенка. В нашем детском саду оценка уровня


19

развития ребенка проводится путем наблюдений за ребенком в различных видах деятельности. Результаты наблюдений фиксируются в карте развития ребенка (Приложение). Карта развития составлена творческой группой педагогов нашего детского сада, в работе которой я принимала участие. Карта развития ребенка с 5 до 7 лет содержит несколько разделов:

  • физическое развитие;
  • социально-личностное развитие;
  • познавательное развитие;
  • развитие речи;
  • игровая деятельность;
  • эстетическое развитие.

Познавательное развитие рассматривается с двух позиций:

  • сформированность любознательности;
  • наличие представлений.

Сформированность умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста рассматривается через умения устанавливать причинно- следственные связи между объектами и явлениями, пользоваться наглядными моделями и символическими средствами, способность объединять предметы на основе общих понятий. Наличие представлений выявляется в трех направлениях: знания о природе, об окружающей действительности и математические представления. Все эти сведения дети получают в процессе проведения специально-организованных занятий, в том числе занятий по математике.

Сформированность математических представлений у детей можно выявить на специальных занятиях по математике. В процессе ежегодных наблюдений наметилась прямая зависимость между развитием у детей навыков замещения и наглядного моделирования и познавательным развитие детей в целом.

В 2005-2006 учебном году занятия проводились без применения специальной методики по конспектам под редакцией Г.Е. Сычевой рекомендованным для программы «Истоки». Уровень познавательного развития детей группы повысился на 3%.

В 2006-2007 учебном году занятия проводились с учетом новых методов и подходов обучения детей. Уровень познавательного развития повысился на 6,5%.

В 2007-2008 учебном году в занятия были включены упражнения на замещение и наглядное моделирование. Уровень познавательного развития повысился на 13%.

Повышение уровня познавательного развития детей я связываю с внедрением новых методов и приемов обучения детей математике.


20

Заключение.

Развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста процесс сложный и планомерный. В отечественной педагогике и психологии различные ученые по-разному рассматривают эту проблему.

Далеко не всегда способности ребенка лежат на поверхности, чаще способности приходится отыскивать и развивать, что не всегда реализуется в процессе обучения ребенка математике. Задача усвоения предметного содержания очень часто заслоняет собой главную цель педагогической работы - развитие личности, а значит, способностей, в том числе умственных. Обучение должно опираться на использование предметных знаний, как средства развития умственных способностей детей. Особое значение необходимо уделить формированию интереса к процессу обучения. Интерес важнейший помощник в преодолении трудностей в процессе обучения, в мобилизации всех умственных и физических сил для достижения цели.

В настоящее время возникает вопрос об оптимальных границах образовательного содержания программ для разных возрастов, а также вопросов качества и полноты методического обеспечения программ. Существует проблема преемственности дошкольного и начального образования. С одной стороны дошкольные образовательные учреждения не должны давать большой объем знаний, заменяя школу, а с другой стороны существует необходимость увеличения объема знаний детей дошкольного возраста, так как без должной интеллектуальной подготовки первокласснику тяжело учиться в школе.

В настоящее время прослеживается два подхода к определению содержания обучения. Ряд авторов эффективность математического развития связывают с расширением информационной насыщенности занятий, иногда за счет школьных программ (счет до 20 и 33, освоение письменной нумерации). Другие же стоят на позиции обогащения содержания, направленного на развитие интеллектуальных способностей и формирование содержательных научных представлений и понятий.

На мой взгляд, математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий, как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственно-временные отношения. Поэтому содержание обучения должно быть направлено на формирование у детей этих основных математических представлений и понятий и вооружение их приемами математического мышления - сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением. Перспективным методом обучения дошкольников математике на современном этапе является моделирование, которое способствует усвоению специфических предметных действий, лежащих в основе понятия числа.

Успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса:


21

  • использование разнообразных приемов активизации умственной активности детей;
  • включение сюрпризных моментов и игровых упражнений;
  • организация работы с дидактическим и наглядным материалом;

-активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;

  • новизна умственной задачи и наглядного материала;
  • выполнение нетрадиционных заданий, решение проблемных ситуаций.

Изучение психолого-педагогической литературы, практики работы дошкольных образовательных учреждений убеждают в необходимости дальнейшего исследования вопроса организации процесса обучения математике детей дошкольного возраста, развития умственных способностей, разработки и внедрений инновационных технологий.


22

Литература.

  1. Агаева Е. «Формирование элементов логического мышления» // Дошкольное воспитание.-1982.-№ 1 стр. 38-41.
  2. Белошистая А. В. Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики.- М.6 Издательство Московского психолого- социального института, 2004.-352 с.
  3. Вагурина Л., Кряжева А. «Я начинаю учиться».- М.: изд. Линор, 1995.-24 с.
  4. Варенцова Н. «Развитие умственных способностей дошкольников: некоторые проблемы работы воспитателя» // Дошкольное воспитание.- 1996.- № 4.- стр. 76
  5. Венгер Л., Мухина В. «Развитие мышления дошкольника» // Дошкольное воспитание.-1974.- № 7.- стр. 30-37.
  6. Виноградова Н., «Занятия как форма организации обучения в дошкольном образовательном учреждении» // Детский сад от А до Я.-2006.-№ 2.- стр. 8
  7. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду: методическое руководство для воспитателей работающих по программе «Радуга»/[Т.Н.Дронова, В.В.Гербова, Т.И.Гризик и др., сост. Т.Н.Дронова] - М: Просвещение, 2006.-191 с., ил.
  8. Глебова С.В. «Детский сад - семья: аспекты взаимодействия».- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.- 111стр.
  9. Денисенкова Н. «Формирование познавательного отношения к учебной задаче» // Дошкольное воспитание.-1991 .№ 3 с. 48 -50.
  10. Ерофеева Т «Немного о математике и не только о ней» // Дошкольное воспитание.- 2001.- № 10 с. 7-17.
  11. Журавлева В., Кудрина Г., Сизова Л. «Развитие общих интеллектуальных способностей детей посредством создания образовательно-интеллектуальной среды» // Детский сад от А до Я.-2005,- № 4.- стр. 128
  12. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада/ Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Р.И.Говорова, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко.- М.: Просвещение, 1989.- 127 с.: ил.
  13. Корнеева Г., Родина Е. «Современные подходы к обучению дошкольников Математике» // Дошкольное воспитание.-2000.-№ 3 с.46-49.
  14. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, мониторинг».-М.: ТЦ Сфера, 2004 - 112с.
  15. Леушина А.М. «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» // Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., «Просвещение», 1974.-368 стр.


23

Методические советы к прграмме «Детство».- СПб.: М54 «Детсво

  • Пресс», 2007 -304с.,ил.

Метлина JI.C. Занятия по математике в детском саду // Пособие для воспитателя детского сада.-2-е изд., доп.-М.: Просвещение, 1985.- 223с, ил.

Мухина B.C. «Возрастная психология».-М.: издательский центр «Академия. -1997.

Нищева Н.В. «Предметно-развивающая среда в детском саду»,- Санкт-Петербург: Детство-Пресс.- 2006.

Осипова J1.E. «Работа детского сада с семьей». М.: Издательство «Скрипторий».-2003.-72с.

Павлова J1.H. Методика обучения математике в детском саду // Учебное пособие.- 1998.- 14 л.

Программа «Истоки» / М: Просвещение , 2004 - 526с.

Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под. Ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.-2-е изд., испр. И доп.-М.: Мозаика - Синтез, 2005.-208с.

Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада/ Т.Н.Дронова, С.Г.Якобсон, Е.В.Словьева и др.; науч. Рук. Т.Н.Дронова-2-е изд.- М: Просвещение, 2004 -78с.

Столяр А.А. «Как математика ум в порядок приводит».-2-е изд., перераб. И доп.-Минск.: «Высшая школа», 1991.-207с;ил. Табунова Л.П, Дугерон Г.С, Смирнова А.Е. «Опыт пропедевтики развивающего обучения» // Психологическая наука и образова- ние.-2000.- № 3.-стр. 104-107.

Торба Г. «Развитие мотивации к занятиям по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников» // Детский сад от А до Я.-2006.-№ 2.- стр. 134. Формирование Элементарных математических представлений у дошкольников // Учебное пособие для студентов пед. ин-тов; под ред. А.А. Столяра.- М.: Просвещение, 1988.- 303 с, ил.

Целищева И, Большакова М. «Математика - не отвлеченная наука» // Дошкольное воспитание.-2000.-№ 9 с. 25-40.

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. // Учебное пособие.- 2-е изд., М.: Академия.-1997.-336л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально – педагогический проект "Развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста через решение логических задач и игр"

Социально-педагогический проект «Развитие умственных способностей у детей через решение логических задач и упражнений» направлен на развитие логического мышления, познавательных и творческих способнос...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по флористике

Мир природы богат, прекрасен, бесконечно разнообразен.  Это та естественная среда, в которой живёт, действует и всесторонне развивается каждый человек.  И именно природа может рассматриватьс...

«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений» (из опыта работы)

В представленном  опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, которые расширяют математический кругозор д...

Дидактические игры для развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста

Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового...