Главные вкладки

    «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений» (из опыта работы)
    статья по математике (подготовительная группа) на тему

    В представленном  опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, которые расширяют математический кругозор дошкольников, способствуют математическому развитию, повышают качество математической подготовленности. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     

    «Развитие познавательных  способностей детей дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных  математических представлений»

    (из опыта работы воспитателя Рязановой Жанны Евгеньевны)

    "Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

                            когда он живет в мире игры, сказки,

                   музыки, фантазии, творчества.

                         Без этого он - засушенный цветок"

             Актуальность.    Математика обладает уникальным развивающим эффектом.  « Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум! ». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

    ФГОС ДО диктует ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие детей предшкольного возраста. В связи с этим меня заинтересовала проблема: использование игровых форм обучения при формировании элементарных математических представлений у дошкольников, с целью изучения актуальности и эффективности, использования системы специальных игровых заданий и упражнений,

    Потребности нынешнего времени требуют от воспитателя знаний не только чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. Поэтому постоянно необходим поиск новых форм работы с детьми. направленных на повышение качества математической подготовленности к школе.

     Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта. Для того чтобы более качественно подойти к данному вопросу мною были изучены работы выдающихся педагогов: Л.А.Венгер, Е.С. Евдокимовой, З.А. Михайловой, Б.И. Никитина, А.А. Столяра, Л.Ф. Тихомировой.

           В представленном  опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, которые расширяют математический кругозор дошкольников, способствуют математическому развитию, повышают качество математической подготовленности.

    Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.

    Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:

    -приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития                                                                             

     -формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;                                  

    -формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании,    овладение математической терминологией; развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка   формирование простейших графических умений и навыков; формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.) ;

    Образовательно - воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей  я выстраиваю  с учётом следующих принципов:

    1) Доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.                                                                                

    2) Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.                                                                                 

    3) Целостность- -формирование у дошкольников целостного представления о математике.

    4)Научность.

    5) Системность  – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

    6) Преемственность - обучение продолжается в начальной школе.

    Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников я использую следующие инновационные  методы и приемы:

              • элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) ;

              • сравнение;

              • метод моделирования и конструирования

              • решение логических задач;

              • экспериментирование и опыт

    • воссоздание и преобразование
    • информационно коммуникативные технологии
    • здоровьесберегающие технологии ( физминутки, динамические паузы, психогимнастики, пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой)

    В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность  с воспитанниками я провожу в различных формах:

    • организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия,  , занятие-детектив, интеллектуальный марафон, викторина, КВН, презентация, тематический досуг)

    • демонстрационные опыты;

    • театрализация с математическим содержанием;

    • обучение в повседневных бытовых ситуациях;

    • беседы;

    • самостоятельная деятельность в развивающей среде.

    Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности.

    Познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как:

    -  интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;

    - развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность  

     в учении, благоприятствует формированию способностей;

    -  создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех

     психических процессов.

    В своей работе с дошкольниками  также использую нетрадиционные  методы по математическому развитию, т.к. именно они способствуют развитию познавательного интереса. Например,  один из методов -  элементарные опыты.

    • Измеряя  длину предметов, учу детей пользоваться не только сантиметром, линейкой, но    разными  предметами  (карандашом, тапочкой, шарфиком), ладонью, пальцем,   то есть  развиваю  интерес за счет знакомства с мерами длины  древности.

         

    • Предлагаю детям переливать воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды.

    • Измерить объём сыпучих тел с помощью нескольких мерок – стакан, чашка,  столовая ложка.

    Не менее важным является  следующий метод – метод  занимательных проблемных ситуаций.

    • Например, детям   даётся задание  размотать ленту. Воспитанники одновременно начинают медленно её разматывать, но оказывается, что одни сделали это быстрее, чем другие. Выясняется причина: ленты разной длины.
    • Для того  чтобы убедиться раскладываем их на пол, прикладывая одну к другой, пользуясь словами: одинаковые, длиннее, короче.

    Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является - игра. Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”

    Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения .

      Игра – это максимально свободная от всякого принуждения деятельность, находящаяся во власти эмоций, в которой ребенок раньше всего учится управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами и нормами. Игровая деятельность заинтересовывает дошкольника на любом этапе учебно-познавательной деятельности при подготовке его к школе.  Поэтому я не заставляю детей «писать, учить, специально готовиться к школьной программе», они это делают непроизвольно в игровой форме.  Пусть даже я на это потрачу весь рабочий день, но выполню цели и задачи, поставленные перед собой  и ребенком.  

    Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:

    1. Игры с цифрами и числами

    2. Игры путешествия во времени

    3. Игры на ориентировку в пространстве

    4. Игры с геометрическими фигурами

    5. Игры на логическое мышление

    Классификация игр.

    Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - дает основание для их классификации, классифицировать можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

    Условно выделяют три основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного вида.

    Развлечения: загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические квадраты, математические фокусы.

    Математические игры и задачи: игры на плоскостное моделирование («Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Листик», «Сложи узор», «Сложи квадрат»).

    Игры на моделирование из объемных фигур: «Кубики и цвет», «Кирпичики», «Кубик - Рубика »;

    Игры на перестройку фигур и передвижение их: «Поменяй местами», «Сделай так же», «15», «Составь картинку»;

    Игры на построение фигур с использованием спичек, счетных палочек, шнуров, ниток;

    Развивающие упражнения: игры с блоками на включение и нахождение, шашки, шахматы, словесные игры, с наглядным материалом, «Логические кубики», «Лото», «Домино»;

    Исходя из классификации занимательного материала, можно выделить следующие необходимые средства реализации:

    -игры шашечного хода

    -шашки, шахматы

    -головоломки

    -разнообразное лото

    -рамки вкладыши

    -игры на классификацию

    -мозаики

    -строительные наборы

    -игры на составление узоров

    -лабиринты

    -игры на составления целого из частей, на воссоздание фигур

    -игры для ориентировки на листе бумаги

    -игры на передвижение

    -настольно-печатные игры

    -занимательные вопросы, загадки, считалки, стихи - шутки, задачи- шутки, головоломки

    -математические сказки.

    Один из любимых методов детей  - математические сказки.

    •         Пример. Жили-были 2 ежика. Они увидели, что на полянке выросло 9 грибов. Как вы думаете можно разделить 9 грибов на 2 ежиков?  Как? 1+8, 2+7, 3+6, 4+5.

    Эти методы  побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности; мотивируют активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки.

    Немаловажную роль в развитии познавательного интереса играют нетрадиционных занятий:

    1.        Занятия-сомнения (поиска истины)  Два  одинаковых пакета, в одном

    кукуруза,  другом – вата.

    Нужно определить сначала на вид, какой пакет  легче, затем взять в обе руки, а после  взвесить на чашечных весах.

    2.Занятия типа «Следствие ведут знатоки».

    Детям предлагается самостоятельно выполнить опыт по схеме, по заданию на рабочем листе. Задания типа: «Сколько ложек песка  в стакане?»  /кукольных, чайных, десертных, больших/

    Предлагаю детям измерить  временем  дела.  Например, сколько за 1 минуту можно сделать приседаний, нарисовать кружков, букв, геометрических фигур. Воспитанники с удовольствием участвуют в  таких опытах-экспериментах.

    Использование в практике работы занятий в игровой форме, дидактических игр, занятий-развлечений способствует прочному овладению  знаний, так как в них дети не только упражняют память, но и активизируют мыслительные процессы. Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дидактические игры способствуют развитию сообразительности, наблюдательности, умению применять полученные знания в игровой ситуации.

    Разрабатывая содержание игровых занятий, и применяя их в своей работе, я пришла к выводу, что использование игровых ситуаций в обучающем процессе не должно быть случайным. Каждое использование игровой ситуации имеет свое место и время: определенный период изучения тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами деятельности и могут перенести их в нестандартные ситуации, использовать при решении свой практический опыт, знания, умения.

    На занятиях в игровой форме дети усваивали определенные знания, умения, навыки и одновременно обогащались эстетически, эмоционально, помогали друг другу, учились преодолевать трудности сообща, оценивали себя и других, делали выводы и заключения. Обучение через игру – интересное и увлекательное занятие для детей. Они способствовали постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой на учебную деятельность.

    В этих занятиях сочетались игровые ситуации, дидактические игры, наглядный материал и действия с ним. Они побуждали ребенка применить имеющиеся у него знания в практической деятельности, использовать известные ему способы и изобретать новые для решения нестандартных заданий, рассматривать заданные условия с нескольких точек зрения, выдвигать разные пути их решения, рассуждать теоретически и действовать практически.

    Игровая мотивировка помогала поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия, создавала положительный эмоциональный настрой. В ходе этих занятий у детей возникало чувство удовлетворения и от совместной деятельности, и от правильного решения игровой ситуации.

    На игровые занятия в гости к детям приходили различные персонажи, знакомые по литературным произведениям, мультфильмам: Красная Шапочка, Буратино, Карлсон, Незнайка, зверюшки, насекомые. Привычные игрушки обращались к детям за помощью, попадая в затруднительное положение, или просили детей научить их тому, чего не знают.

    Обычное занятие превращается в путешествие, а дети оказывались то внутри какого-нибудь устройства, то в мастерской персонажа, то в волшебной стране, которой нет на карте. Они становились исследователями, космонавтами, строителями, пробовали свои силы в качестве дизайнеров и архитекторов. Особое место заняли персонажи мультсериалов познавательного характера: «Смешарики», «Фиксики», «Даша-путешественница», «Барбоскины» и др. Они отличаются от традиционных сказочных персонажей по нескольким важным параметрам. Это необычные, фантазийные герои, которые живут в век компьютерных технологий. Они пользуются современной техникой: компьютером, мобильным телефоном и другими новинками технического прогресса. Большинство из них обладают научными знаниями в разных областях и могут в доступной форме объяснить детям сложные математические понятия. Среди них есть персонажи антиподы: одни умные начитанные, умеющие объяснять и рассказывать, другие - проказники, лентяи, попадающие в различные затруднительные ситуации, где требуется помощь детей. В связи с этим открывается уникальная возможность моделировать игровые ситуации, используя персонажей одного сериала. Герои заводят дружбу с детьми и на протяжении продолжительного времени вместе постигают тонкости математической науки. Вместе с ними ребята находят выходы из проблемных ситуаций, решают трудные задачи. В результате, занятие, начавшееся с игры приобретает постепенно характер учебной деятельности.

    Например, вместе с Ноликом (персонаж мультсериала «Фиксики») дети выясняли, почему не работает его фиксифонфон (мобильный телефон фиксика). Помогали выбрать штекер нужного размера и формы зарядного устройства, подбирали батарейки с необходимым количеством зарядов (состав числа), разгадывали код, чтобы разблокировать экран фиксифона.

    Получая письма и послания от смешариков, дети отправляясь к ним в гости, выполняли различные задания: помогли Копатычу наметить грядки для посадки овощей ( измерение с помощью условной мерки), расставить новую мебель в домике Нюши (работа по схеме), посчитать запасы морковки у Кроша (счет до 20).

    Особую роль в обучении детей отводилось таким занятиям, как занятия – развлечения или занятия – праздники.

    Я рассматривала развлечения и праздники не только как форму отдыха, но и как мощное средство опосредованного воспитания и образования. В них отражаются интерес, потребности, эмоции, характер и в равной степени культивируются личностные и интеллектуальные качества ребенка. Это не случайно. Радостное переживание поднимало жизненный тонус ребенка, сплачивало детей, создавало бодрое настроение. Кроме этого, активное участие в играх соревнованиях раскрепощало ребенка, а призы, аплодисменты, очки, сувениры, награды – его личные достижения - оставляли в памяти надолго, иногда на всю жизнь. Такие занятия я строила на интеллектуальном развлекательном содержании и использовала в вариативной образовательной работе с детьми. Следует назвать виды этих занятий: занятия – развлечения, математические праздники, игры – соревнования, игры – шоу, математические многоборья, театрализованные постановки, игры – драматизации (на математическом материале), викторины.

         Каждый из названных видов строились на совместной неформальной деятельности детей и взрослых, имели свои особенности в организации и методические требования к стимулированию интеллектуальной активности детей, дифференцированному и гуманному использованию поощрений, созданию условий для самостоятельной созидательной и дискуссионной деятельности детей, «деликатному» использованию соревновательных моментов, предварительную подготовку детей к усвоению познавательного содержания.

    Организация различных видов занятий – развлечений требует от педагога продуманной подготовки всей процедуры «мероприятий» (одномоментного или растянутого во времени), согласованных действий нескольких ведущих, каждый из которых хорошо знает, артистично и  раскованно выполняет свои роли и функции. Сценарии этих занятий имели не только познавательное содержание (на математическом материале), но и режиссерские подходы к их организации. Такие занятия я строила на знакомом детям материале, но, не дублировала содержание привычных форм работы с детьми. Детям нравились эти занятия, ведь они полны неожиданности и сюрпризов, дети соревновались, выполняли трудные задания, требующие внимания, смекалки, ловкости, сообразительности, определенных знаний и умений.

    В занятиях – развлечениях использовала головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование фигур и др. Старалась делать эти занятия интересными по содержанию, занимательными по форме, чтобы они отличались необычайностью решений, парадоксальностью результатов. Например, головоломки были арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (разрезание бумаги), буквенными (ребусы, кроссворды, шарады) и другими, рассчитанными только на игру фантазии и воображения. Если у детей накопился определенный объем знаний и умений, то проводила с ними занятия – развлечения в виде «КВН», «Брейн ринга», «Путешествия в сказку», «Путешествия в страну Времени» и математических праздников.

    Занятия – развлечения были интересны для детей, эмоционально захватывали их, дети уходили с этих занятий со счастливыми искорками в глазах. Такие занятия проводила при закреплении знаний, как контрольно-игровые, в конце каждого квартала и в дни каникул. Занятия в виде развлечения обогащали и актуализировали знания детей, комплексное использование художественного слова, выразительных  движений, технических средств, музыки на этих занятиях помогали в ненавязчивой форме закрепить знания и умения детей.

    Исходя из сказанного, я сделала вывод, что проведение занятий в игровой форме, с использованием дидактических игр и занятий – развлечений помогает детям легче усваивать материал, закреплять полученные ранее знания и умения. Значение этих занятий состоит в том, что они выполняют различные функции: выявление, закрепление знаний и умений, способов действий, сообщение новых знаний и помогают детям более легко усвоить сложный математический материал.

    Таким образом, важной задачей воспитателя является развитие познавательного интереса дошкольников к математике, которая достигается за счет:

    - использования нетрадиционных методов работы по математическому развитию детей; использования нетрадиционных занятий;

    - создания предметно-развивающей среды в ДОУ;  

    - использования разнообразных игр и упражнений математического содержания как в совместной деятельности взрослого с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

    Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальное развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности.

    Под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.

    В заключение можно сделать следующие выводы: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии. 

    Любознательность, активность, самостоятельность – вот качества, необходимые ребёнку для успешной учебной деятельности. Я в свою очередь стараюсь быть внимательной  к интересам и предпочтениям ребенка,  гибкой,  тогда обязательно удастся пробудить его интерес к развивающим занятиям и сделать их эффективными. А самое главное, не надо воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, надо радоваться и получать удовольствие от процесса общения, никогда не теряю чувство юмора.  Со всеми детьми в дружеских отношениях.  

    Делая вывод, хочу напомнить:

    «Опыт и умелое  использование методов и приемов в нашей работе – залог успешного учебно - воспитательного процесса в школе. Ребенок к концу года готов   к усвоению учебных знаний, умений и навыков,  психически настроен влиться в  эмоционально-волевую сферу способностей и умений. Здесь подойдут   слова А.С.Макаренко «Развитие познавательного интереса - воспитывает сознательное отношение к учению».

    Литература.

    1. Павлова Л.А., Шибанова Н.М., Салютнова В.И., Склярова М. «Подготовка детей к школе» учебно-методическое пособие «Прогресс», 2002. – 188 с.

    2.Волошкина М. И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе — М.: Начальная школа, 2002. – 160 с.

    3.Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе. Практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. — М.: ООО Издательство «АСТРЕЛЬ», 2008. – 208 с.

    4.Михайлова.З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: М Просвящение,1990.

    5.Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет, сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. — М.: Просвещение, 1989. – 144 с.

     6.ВолинаВ.В. Праздник числа (Занимательная математика для детей)-М.: Знание,1993.

    7. Шорыгина Т.А.  Беседы о пространстве и времени. – Москва: ТЦ Сфера,  2010


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие речи детей дошкольного возраста с ОВЗ через формирование математических представлений

    Особенности дошкольников, имеющих проблемы в развитии, создают повышенные трудности в овладении математикой, сто заставляет искать специальные методы и средства работы с данной категорией детей....

    Статья: Презентация опыта работы "Развитие у детей дошкольного возраста представлений о работниках торговли, бытового обслуживания и коммунального хозяйства "

    В статье представлен опыт работы по ранней профориентации: развитие у детей дошкольного возраста представлений о работниках торговли, бытового обслуживания и коммунального хозяйства....

    Из опыта работы. Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста на занятиях по физкультуре.

    Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста на занятиях по физкультуре....

    развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

    Работа описывает систему средств и способов развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ФЭМП....