«Формирование у детей дошкольного возраста элементарных научных знаний через занимательную физику» (Из опыта работы)
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Захарова Светлана Владимировна

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни ребенка. Явления и объекты природы и окружающего мира привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов « почему?», «как?»,  «зачем?», потому что дети по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать распространяется на все сферы действительности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

«Формирование у детей дошкольного возраста элементарных научных знаний через занимательную физику»

«Ребенок – дошкольник изначально исследователь, познавательные способности заложены в нем генетически. Он неистощим в собственной ориентировочно-исследовательской деятельности, активен, им движет потребность в новых впечатлениях, новых знаниях»

 Лев Семенович Выготский

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни ребенка. Явления и объекты природы и окружающего мира привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов « почему?», «как?»,  «зачем?», потому что дети по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать распространяется на все сферы действительности.

  

Китайская пословица гласит:

«Расскажи – и я забуду,

                                 покажи – и я запомню,

                                                              дай попробовать – и я пойму».

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.   Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

В настоящее время ценятся люди интеллектуально смелые, оригинально мыслящие, креативные, умеющие принять нестандартное решение. Помочь в развитии такой личности может познавательно-экспериментальная деятельность, и в частности, элементарные знания науки, начиная с  дошкольного возраста, например, занимательная физика. В процессе этой деятельности вербальные формы обучения (например, беседы) сведены к минимуму, здесь ребенок имеет возможность потрогать, понюхать, измерить, взвесить, сломать, разбить и даже попробовать на вкус, если это безопасно.

Поэтому, понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, в  развитии познавательной активности детей, одним из видов деятельности, я выбрала детское экспериментирование, и конкретно – занимательную физику для малышей, эту, истинно, детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего  дошкольного возраста.

Ведущими идеями моего опыта являются такие идеи:

·  дать детям общее понятие о науке физике,

·  научить детей находить в окружающей среде физические явления;

· в веселой и занимательной форме уметь сосредотачивать внимание на физических понятиях и явлениях;

·  развивать способность устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями, а так же воспитывать интерес к жизни деятельности людей, к явлениям природы.

Опыт моей работы убеждает меня в том, для развития ребенка не так важны дорогие игрушки (хотя они, безусловно, развлекают, являются праздником), как простые и доступные предметы и вещества (песок, вода, воздух, магниты, инструменты, приспособления и др.). Самое главное – чтобы они были разнообразны и с их помощью дети могли бы экспериментировать, исследовать и познавать окружающий мир.

Для того, чтобы научить малышей выделять простейшие связи в наблюдаемых природных процессах, работу с ними я начинала, когда детям было по  3-4 года. В этом возрасте мы развиваем у детей представление об отдельных, часто встречающихся явлениях неживой природы (снег, дождь, выделяемые свойства песка, воды и др.). В результате дети приобретают определенный багаж знаний о мире природы. Затем у них возникает познавательный интерес к объектам живой и неживой природы, желание узнать новое о свойствах предметов, их взаимодействиях друг с другом. Таким образом, я подошла к этапу, когда можно давать детям уже элементарные научные знания, например, что будет, если в стаканчик с водой положить много мелких камешков, что будет, если потереть воздушный шарик о волосы, почему двигается машина на колесиках, а без них – нет, и т.д.

В зависимости от возраста детей все темы усложняются по содержанию, поставленным задачам и способам реализации. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу, науку и место в них человека. У детей формируются первые представления о науке, о существующих взаимосвязях и на этой основе – начала научного мировоззрения и ответственного отношения к природе.

Систематизация знаний проходит по трем направлениям:     

1. Живая природа – многообразие живых организмов, их приспособленность к жизни;

2. Неживая природа – воздух, вода, песок, звук, свет, цвет, электричество, движение, магнетизм  и т.д.;

3. Рукотворный мир человека – материалы, их свойства, взаимодействия.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная развивающая предметно-пространственная среда. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Данную работу можно вести, организовав в ДОО экспериментальную лабораторию, в которой размещаются разнообразные материалы для исследований, опытов и экспериментов – образцы песка, земли, глины, стеклянные, пластмассовые,  металлические предметы (болты, гайки, палочки и т.д.), металлическая стружка, мелкие камешки, деревянные опилки и многое другое.

Также для активизации детской исследовательской деятельности я использую разнообразное оборудование и приспособления: разные емкости для жидкостей (колбы, кружки, пробирки, тарелочки и т.д.), воронки, сито, увеличительные стекла, магниты, весы, разнообразные виды бумаги, часы, линейки, пипетки и т.д.

Работая по направлению «Живая природа», вместе с детьми мы наблюдаем за развитием растений. Дети прослеживают их взаимосвязь с солнечным светом, теплом, влагой. Они учатся рассуждать, делать умозаключения на основе наблюдений.

Исследуются и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит, свет, цвет, электричество и др. Проводились такие занятия: «Ищем воздух», «Умная галка», «Рычаги» (по «Школе Смешариков»), «Ловим электричество» и другие. На этих занятиях дети учатся самостоятельно действовать с предметами, учатся задавать правильно вопросы, делать выводы, умозаключения, классифицировать, учатся давать понятиям определения, выдвигать гипотезы (пусть еще наивные, но это только начало!), учатся наблюдать, экспериментировать и многое другое.                      

В начале работы по экспериментированию дети с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства:

-песок – сыпучий, а глина не сыпучая, она плотная. Песок и глина по-разному пропускают воду. Почему при сильном ветре неудобно играть с песком – потому что песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу – при сильной струе воздуха поднимаются вверх. Вместе с детьми определяем, как сделать, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре (хорошо смочить песок).

- исследуют воду – узнают её тайны: вода жидкая, она льётся. Возьмём кубик. Положим его в стакан – форма кубика не изменилась; положим его в блюдце – форма кубика осталась та же. А что будет с водой, если налить её в стакан, в блюдце? – вода принимает форму сосуда. Поглядим сквозь стакан с водой на какой-то предмет – мы его видим. Понюхаем воду – она не пахнет. А что будет, если с воду положить, например, ванилин? – она приобрела запах. Вывод: вода жидкая, не имеет формы, прозрачная, чистая вода не имеет запаха.

 - выясняют особенности взаимодействия воды, льда, снега - чем же они похожи? Выясним, какого цвета снег и лёд: снег белый, а лед прозрачный – если положим горсть снега на картинку,- мы её не увидим, а сквозь лёд картинка видна. Берём горсть снега и высыпаем её. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лёд? Я «случайно» уронила лёд, что с ним случилось? (Он раскололся, он – хрупкий). Что произошло со снегом и льдом, которые были в стакане? Под действием тепла они растаяли. Значит, снег и лёд образуются из воды под действием мороза.

 - получали  разноцветные льдинки – подкрашенную воду разливаем в формочки и замораживали.

 Мы знакомимся с рукотворным миром – тканями, бумагой, упражняемся в умении выделять свойства и качества этих предметов. (Бумага рвётся, ткань – нет; бумага и ткань намокают в воде, но ткань после высыхания восстанавливает свой прежний вид, а бумага  нет). Какие материалы хорошо впитывают воду, какие - почти не намокают. Как эти свойства материалов человек использует в быту? Какие красивые цветы стоят на окне! А что будет, если растение поставить в тёмное место? Мы выделяем и другие благоприятные условия – вода, тепло, свет.

   В средней группе мы начали знакомиться с воздухом – поняли, что воздух существует везде – он невидим, не имеет вкуса, чистый воздух не имеет запаха, он легче воды, занимает место. Опыты эти мы проводили, используя следующие предметы: целлофановые пакеты, трубочки для коктейля, мыльные пузыри, ёмкости с водой, воздушные шарики и др.

Воздух можно потрогать (взять в руки воздушный шар, мяч, наполненные воздухом…) Воздух можно понюхать (запах доносящийся с кухни, где готовится вкусное блюдо…) Воздух можно почувствовать (помахать веером…) Воздух можно услышать (подуть в горлышко бутылки, игра на музыкальных инструментах…) Воздух может согреть (растения зимуют под слоем снега, шуба, шерсть животных…). Воздух служит людям (пылесос, вентилятор, чайник со свистком).

Мы убедились в том, что в воде растворяются различные вещества.

Перед тем, как определить какие вещества находятся в сосудах, я напомнила детям о том, что нужно соблюдать определенные меры безопасности. Например, нельзя пробовать вещества на вкус (есть опасность отравиться); нюхать их нужно очень осторожно, направляя запах от стаканчика ладошкой. Дети выдвигали предположения, а я им помогала. Совместными усилиями мы определили, что на столе находятся мука, соль, сахар, растительное масло.

    Откуда берется вода? – знакомимся с процессом конденсации.

Я закрываю сосуд с горячей водой холодной крышкой. Через некоторое время дети трогают внутреннюю сторону крышки рукой. Выясняем,  что это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки, и осели на крышке.

При знакомстве с круговоротом воды в природе используем карточки – схемы. Играем в подвижную познавательную игру «Ходят капельки по кругу»:

Продолжаем знакомиться с рукотворным миром – миром тканей, металлов, пластмасс. Узнаём, что каждый предмет имеет вес, и одинаковые по форме и объёму вещи, сделанные, например, из металла, дерева, пенопласта, имеют разный вес.

Интересны эксперименты с магнитом. Дети  узнают о взаимодействии различных материалов с магнитом. Выясняем, что магниту не помеха ни вода, ни дерево, ни другие преграды.

   Занятия по экспериментированию провожу в форме совместной деятельности воспитателя и детей, где воспитатель выступает как партнёр.

     В разные моменты совместной деятельности с детьми партнёрская позиция воспитателя проявляется особым образом. Прежде всего, это приглашение к деятельности – необязательной, непринуждённой: «Давайте сегодня…, Кто хочет, устраивайтесь по удобнее…, Я буду…, Кто хочет – присоединяйтесь…»

      Повышению интереса к экспериментальной деятельности способствует ТСО  - появление героев из мультфильма «Смешарики», поэтому я разработала планирование, которое помогает находить ответы на многие детские вопросы; приход бабушки Рассказушки и бабушки Загадушки, которая, так же как и дети, задаёт много вопросов: «Отчего?», «Почему?», «Зачем?» и т.д., в кармашке у которой появляются интересные вещи, предметы, которые в дальнейшем используем в ходе эксперимента (надувной шарик, резиновая груша, магнит и т.д.)

Все занятия проходят в увлекательной, игровой, занимательной форме (в гости к детям могут прийти Зайчик – Любознайчик, Утёнок – Удивлёнок, может приплыть Золотая рыбка, герои мультфильма «Смешарики») у которых много   вопросов, и дети с удовольствием решат все их проблемы, ответы на вопросы получат в ходе эксперимента.

 В ходе занятий используются разнообразные методы и приемы, как классические (традиционные), так и инновационные (нетрадиционные), способствующие активизации детского исследования, например, художественное слово, загадки, художественная литература, ТСО,  дидактические игры, упражнения для закрепления и систематизации усвоенных знаний. По мере усвоения и закрепления полученного материала, дети, совместно с воспитателем, делают зарисовки в дневнике для проведения опытов и наблюдений.            Основным подходом к усвоению элементарных физических знаний дошкольниками является обогащение разных видов деятельности экспериментально-исследовательским содержанием.

Немаловажное значение здесь имеет и творческое развитие. Для изучения свойств некоторых предметов и веществ (клей, графит, мел, пластилин и т.п.) проводятся занятия по рисованию, аппликации, лепке, что явно помогает развитию не только познавательной, экспериментальной деятельности, но развивает творческие способности, воображение и фантазию ребенка.

В своей работе я использую материалы, взятые из детской художественной литературы, детской научно-популярной литературы (А. Харунжев «Физика вокруг или Вовкины открытия», А. Филонова «1001 прикол. Научные эксперименты», Н.М.Зубкова «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3-х до 7 лет» и многие другие). Знакомлюсь с материалами методики проведения занятий по опытно-экспериментальной деятельности изучая материалы с международного форума «Открытый урок», с частных сайтов любителей занимательной физики, училась на дистанционных курсах по повышению квалификации по теме «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» педагогический университет «Первое сентября» г. Москва.       

Большое значение в развитии познавательной активности ребенка-дошкольника имеет семейное воспитание. На мой взгляд, тесная взаимосвязь с родителями – это самые значимые и результативные приемы для обучения дошкольников. Совместно с родителями  мы организуем разнообразные выставки: фотовыставки («А у нас в саду дела…», «Огни нашего города»), выставки детских творческих работ («Школа Смешариков»). В родительском уголке помещается информация о том, как мы с детьми занимаемся по изучению элементов занимательной физики, а так же предложения и советы родителям, о том, как лучше и продуктивнее заниматься с детьми, как вводить в их мировоззрение элементарные научные знания, об их возрастных особенностях, например, консультации: «Просто о сложном. С чего начинается физика», «От теории к практике. Игра и физика», «А в голове 100 тысяч почему, расскажите, мама с папой, что к чему?», «Как дошкольнику начинать осваивать физику?», «Генералы песчаных куличиков» и др., так же много практических советов для проведения опытов и экспериментов в домашних условиях. Для того, чтобы утвердиться в правильности выбора своего направления, как родители и дети относятся к освоению науки детьми, я провела анкетирование родителей на тему «Любознателен ли ваш ребенок?». По результатам анкеты я выявила стойкий интерес к ознакомлению окружающего мира, как у детей, так и заинтересованность к этой теме у родителей. 85% родителей отозвались положительно в отношении изучения их детьми сложной науки в детском саду. Поэтому считаю, что правильно выбрала тему для обучения дошкольников, причем начиная не со старшего дошкольного возраста, а с младшего. Кроме того через современные формы работы я знакомлю с моей темой и моих коллег-воспитателей.

Провела презентацию центра экспериментирования, познакомила с содержанием исследовательского уголка, периодически предлагаю детскую художественную литературу, научно-популярную литературу, в которой можно найти как методику проведения занятий, так и опыты, эксперименты, которые помогают развитию исследовательской активности детей. Анкетирование воспитателей нашего сада «Ваше отношение к изучению серьезной науки в дошкольных учреждениях» показало заинтересованность педагогов по данной теме, хотя многие не используют это в своей работе (или частично). Целью моей работы с педагогами является преемственность изучения серьезной науки в занимательной доступной для детей форме и основной программы обучения в дошкольном учреждении. Для того, чтобы показать как интересна и увлекательна тема занимательной физики, я провела КВН для педагогов «Физика в художественной литературе, прозе и поэзии».

Мне бы хотелось, чтобы воспитатели  использовали занимательную физику, как на занятиях, так и в повседневном планировании,  хотя многие испытывают затруднения в создании условий для исследовательской активности детей, в организации проведения, и в отслеживании результативности по овладению детьми экспериментальной деятельностью, считая, что ими недостаточно изучена данная проблема из-за новизны темы и небольшого количества методической литературы. Но это дело времени и желания каждого, поэтому интеграция видов деятельности поможет решить данные проблемы и достичь высоких результатов у детей в развитии познавательной деятельности.

В 2017, 2018  годах я проводила диагностическое обследование уровня знаний и умений детей по занимательной физике, и выявила следующие результаты: в начале учебного 20017 года результат показал, что уровень знаний равен 1, а уже к концу учебного года он равен 1.9 балла. В начале учебного 2018 года этот результат уже был достигнут до 2.2 балла. На начало 2018-2019 учебного года диагностическое обследование показало, что уровень знаний и умений детей достиг отметки 2,4 балла. Это говорит о том, что обучение проходит успешно.   

Таким образом, я считаю, что мой опыт работы  поможет воспитателям дошкольных образовательных учреждений обогатить элементарными научными знаниями содержание и организации прогулок, занятия по ознакомлению с окружающим, познавательные занятия.

Консультация для родителей

 «ПРОСТО О СЛОЖНОМ.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ФИЗИКА»

Однажды приходит время, о котором мы с содроганием и восторгом говорим: «Ребенок просто замучил меня вопросами!» От того, что мы со своей стороны сумеем противостоять натиску новоявленного «почемучки», во многом зависит, получится ли из него человек, способный творчески и самостоятельно мыслить, систематизировать полученные знания и анализировать факты.

Во-первых, как бы ни было тяжело, не стоит оставлять без внимания бесконечные «отчего?» и «почему?» малыша. Постарайтесь терпеливо и доступно ответить на его многочисленные вопросы. Запаситесь книжками и описаниями простейших физических опытов. Постарайтесь в банальных предметах и бытовых ситуациях увидеть физические явления и доходчиво объяснить малышу, отчего и почему так происходит. Ванная и кухня могут стать прекрасными плацдармами для ваших игр – экспериментов.

Обычная пластмассовая расческа в умелых руках превращается в прекрасный инструмент для экспериментирования. Нарежем бумагу на мелкие кусочки. Расчешем расческой сухие волосы (или потрем ее о меховую шапку) и поднесем ее к кусочкам бумаги – бумага притянется к пластмассе. Мы столкнулись с явлением электризации. Расскажите малышу о маленьких электрончиках, об электрическом токе, который бежит по проводам к розетке и больно кусается. Вспомните также об электрическом скате, не забудьте о молнии.

Надуйте два воздушных шарика. Наэлектризовав их газетой, повесьте недалеко друг от друга на длинных нитях. Шарики будут взаимно отталкиваться. Повторите тот же опыт, но на этот раз электризуйте один шарик по-прежнему о газету, а другой – о кусок шерстяной ткани. Шарики притянутся друг к другу. Если мы положим оба шарика на стол и покатим один из них, то второй последует за первым. Можно объяснить, что в первом случае шарики были заряжены одинаково, а во втором – по-разному.

Ребенку постарше расскажите, что электризация трущихся тел объясняется переходом части электронов от одного тела к другому, в результате чего тела заряжаются разноименно. Поэтому тела, наэлектризованные трением друг о друга, всегда притягиваются (вспомните, как липнет к ногам юбка, если нет возможности воспользоваться антистатиком).

Аналогичные опыты можно проделать и в рамках ознакомления с магнитостатикой. Возьмем самые обыкновенные магнитные шахматы. Водя под игральной доской магнитом от одной из фигур, заставим «танцевать» другие. Обязательно дайте малышу на ощупь испытать, что же такое одинаковая и разная полярности магнитов. Покажите, как магнит притягивает стальные предметы, поэкспериментируйте с другими материалами. Обратите внимание ребенка на то, что после тесного «общения» с магнитом стальные предметы и сами намагничиваются. Покажите, как ножницы притягивают иголки и булавки после того, как вдоль лезвия провели магнитом.

На улице поиграем в радистку Кэт. Для этого нам понадобится пара спичечных коробков, одна спичка, разломанная пополам, иголка, толстая нитка. Берем одну из коробок, прокалываем ее иголкой с ниткой так, чтобы короткий конец оказался внутри. Привязываем к этому концу полспички, натягиваем так, чтобы получился «наушник» (он же «микрофон») нашего «телефона» с выходящим из него «проводом». Отматываем необходимую длину нитки и проделываем то же самое со вторым концом. При натянутой нити этот нехитрый прибор будет передавать звук на многие метры.

Описание: https://pandia.ru/text/79/098/images/image006_50.jpgОписание: https://pandia.ru/text/79/098/images/image007_52.jpgПостарайтесь вспомнить, что такое поверхностное натяжение, явление смачивания и несмачивания. Понаблюдайте, как ведет себя капля воды на чистой поверхности стола, а затем на жирной. Бросьте в стакан с водой иголку, убедитесь, что она пошла ко дну. А теперь возьмите такую же иголку и аккуратно положите ее на воду с помощью вилки или кусочка тонкой бумаги. Проще всего повысить «плавучесть» иголки, смазав ее маслом. Используя магнит, можно управлять движением иглы. Именно так скользят по поверхности пруда водомерки.

Вырежьте из кусочка картона или тонкой фанеры рыбу. В середине сделайте отверстие, а от него – узкий продольный разрез к концу хвоста. Осторожно, чтобы наружная сторона оставалась сухой, положите поделку на поверхность воды. Капните в отверстие немного масла. Масло, стремясь растечься по поверхности воды, найдет единственный выход и потечет по разрезу к хвосту. В силу отдачи рыбка поплывет в противоположную сторону.

Можно бесконечно описывать нехитрые эксперименты, способные дать ребенку представление о многообразии физических явлений. Являясь прекрасным подспорьем в общем гармоничном развитии малыша, подобные опыты также помогут разнообразить игры с ребенком, даря вам и ему незабываемые минуты радости от совместного общения и познания окружающего мира.

Консультация для родителей

«А в голове 100 тысяч почему,

 расскажите, мама с папой, что к чему?»

Почему только научившись разговаривать, ребенок почти сразу начинает безостановочно лопотать, задавать много простых, но очень уж каверзных вопросов, заставляя родителей хорошенько задуматься, прежде чем ответить на них. Это значит, что ваш ребенок достиг возраста «почемучки», а вам выпала роль стать его учителем. Как же не допустить ошибку, наговорив лишнего, отвечая на многочисленные, казалось бы, бесконечные вопросы малыша?

Главные принципы ответов на детские вопросы

Если вы хотите сохранить уважение и доверие малыша – не врите ему, говорите только правду, насколько бы странными ни были вопросы. Адаптируйте эту правду в соответствии с возрастом и интеллектуальным развитием ребенка. Не забывайте, что дети понимают значительно больше, чем могут выразить словами.

В лексиконе родителей не должно быть слова «не знаю». Для ребенка, его родители настоящие герои, образцы для подражания, поэтому они просто не могут чего-то не знать. Если вы знали, как зачать ребенка, будьте добры, знайте и ответы на вопросы своего крохи. Ответив на вопрос «не знаю», вы огорчите малыша, вызовете его недоверие (он ведь уверен, что вы знаете абсолютно все обо всем, разочарование, он будет попытаться найти ответ при помощи других источников, что не слишком хорошо, ведь никто не даст ему ответа лучшего, чем мама и папа.

Отвечайте спокойно

Сохраняйте спокойствие, помните о терпении – малыш исследует мир, ему интересно абсолютно все. В свое время вы вели себя абсолютно так же, тоже когда-то были «почемучкой». Заполните «чистый лист» вашего ребенка нужной и правильной информацией.

Очень хорошо, если ваши слова будут подкреплены наглядными примерами – тогда малыш будет лучше усваивать информацию, не будет трижды задавать одни и те же вопросы.

А почему небо синее, травка зеленая? «Видишь ли, доченька (сыночек, в этом мире у всего есть своей цвет. У каждого человека, вещи и даже явления - он свой. Задолго до твоего рождения на свет, природа покрасила землю – в коричневый, лес – в зеленый, а небо в синий. Так всегда было и так всегда будет».

А почему кошечка мяукает, а собачка гавкает? «Кошечка мяукает, собачка гавкает потому, что коровка мукает, свинка хрюкает, и ты задаешь сейчас этот вопрос. Так они разговаривают, точно также как и мы с тобой. У животных есть свои языки, как и у любого народа живущего на нашей прекрасной Земле. Хотя у нас с животным разные языки, они нас прекрасно понимают – если ты улыбнешься собачке, погладишь ее, она поймет, что так ты ее приветствуешь. Чтобы поприветствовать тебя взамен, она тоже что-нибудь для тебя сделает – лизнет в ухо или подаст лапу. Пойми доченька (сынок, слова не главное, главное то, что мы ими хотим выразить, а именно наши действия».

Мамочка, а откуда дети берутся? Услышав этот вопрос из уст ребенка, главное не начинай краснеть, бледнеть, заикаться или вовсе отмалчиваться. Это абсолютно нормальный и вполне логичный вопрос, один из тысяч. Поэтому, не нужно такими реакциями показывать ребенку, что он (этот вопрос) особенный и постыдный. Вы можете ответить ребенку примерно следующими словами: «Ты – наш с папой ребенок, и родился от нашей любви. У мамы, как у цветочков стоящих на окне, было семечко, у папы была водичка, и когда мы с ним встретились, затем поженились, мы обзавелись своим собственным горшочком и почвой – домом. Потом мама посадила свое семечко, папа полил его водичкой, а спустя некоторое время родился ты, как из цветочка рождается росточек. Как росточек вырастает в новый цветок, так и ты когда-нибудь вырастешь и станешь таким же, как мы с папой».

Конечно же, в качестве ответа на этот вопрос вы можете рассказать и про аистов. Но эта история стара как мир и не дает полноценного ответа на вопрос малютки. Вскоре он узнает об этом и вновь подойдет к вам с этим же вопросом. Так пусть правду ему скажете вы, а не ребята во дворе.

Итак, когда ребенок будет задавать вам эти и сотни других вопросов, услышьте его и дайте достойные ответы. Тогда вы вскоре увидите, как «незнайка» превратившийся в «почемучку» вновь превращается, но уже в «знатока»!

Консультация для родителей

«Как дошкольнику начинать

осваивать физику?»

В наше время заинтересовать ребенка учебой – сродни труду Сизифа. Уже стало обычным делом, что первоклассники отказываются ходить в школу, что уж говорить об учениках средних классов. В общей массе ребята воспринимают школьный процесс, как утомительную обязанность, которую надо отбыть перед увлекательной перспективой засесть за компьютер или телефон.

Конечно, родители стремятся дать детям лучшее образование, какое только могут, но часто этого недостаточно, чтобы привить им интерес к науке. Подавляющее большинство из них не станут учеными, и их взрослая жизнь не будет связана с наукой, но современный мир требователен и строг в такой мере, что по сравнению с ним фрекен Бок – добрая прелестная фея.  И взрослые снова и снова переходят в режим поиска любого золотого ключика, который откроет заповедную дверцу, за которой скрывается у детей любовь к наукам.

Какие обычно используют мотивации?

  • Хвалить – много и сильно. Дети по своему естеству любознательны и роль родителей – помочь их природное любопытство ориентировать в нужное русло.
  • Не требовать прыгнуть выше головы, иначе говоря – дети нуждаются в детстве и отдыхе.
  • Разговор с учителем – важно, чтобы вы с ним были на одной волне.
  • Личный пример – ну, а кому сейчас легко?

Сегодня же мы, дорогие взрослые, поговорим о физике.

Вся наука для детей, и не только физика, начинается дома. Когда они начинают расти, вопросы «почему?», «зачем?», «откуда?» и «как это работает?» задаются нескончаемо. Дети учатся вместе родителями читать, писать, мыслить и экспериментировать. Никогда не рано или не поздно начать воспитание научной грамотности ребенка.

Что же за зверь такой, физика?

Для начала, как пишут умные люди в умных книгах: физика – это основная наука естествознания о свойствах и строении материи, о формах её движения и изменения, об общих закономерностях явлений неорганической природы.

Другими словами:

  • все во вселенной влияет на все вокруг – именно физика изучает эти взаимосвязи.
  • любая другая наука, например, химия, геология, инженерия – без физики невозможна.
  • Вся Вселенная видима и невидимая, все планеты обитаемые и необитаемые, миры – существующие и предполагаемые – все подчиняется законам физики.

И тут возникает самое главное – заинтересовать детей изучаемым материалом.

Правда, будем справедливы, есть вещи, в которых детвора разбирается лучше, чем взрослые. Это пони, которые чудо и все такое, оптимистичный и очень квадратный Губка Боб, школьница-принцесса Сейлор Мун, черепашки мутанты с именами великих итальянских художников (бедняги итальянцы), покемоны и, конечно, вся Вселенная Marvel и DC (количество персонажей которых исчисляется десятками тысяч!).

Какой же среднестатистический педагог может с ними соперничать?

Но выход есть – и это  – игровое обучение.

Изучаем физические процессы на шоу «Один День в Хогвартсе»

Территория экспериментов и открытий «Эврика» множество героев мультфильмов и сериалов переносит в реальный мир, проводя эксперименты в игровой форме и ненавязчиво обучая детей, показывая тот или иной физический принцип в действии. Никаких конспектов и длинных формул. Исследовать магнетизм, свет, оптику, энергию, силу, движение, простые машины и многое другое с помощью познавательных и ярких опытов, сопровождаемых веселыми историями.
Для начала познакомьтесь с одной из самых лучших программ от территории экспериментов и открытий под названием «Один День в Хогвартсе».
Совершенно очевидно, что, мир в определенный момент поделился на маглов и волшебников. Книги о Гарри Поттере перевернули мировоззрение среди детей, подростков и взрослых. Даже ученые не обошли стороной этот феномен и на основе книг строят лекции, проводят конференции и исследования. Наша территория не стала исключением. Мы дадим детям почувствовать себя полноценными волшебниками, научим их многим вещам.

Узнаем необычные свойства материалов на «Шоу с сухим льдом»

Например, создание тумана в Запретном лесу. Чудесный пример, в котором дети ознакомятся с веществом – сухой лед. Что собой представляет сухой лед? Это замерзший углекислый газ. Сухой лед обладает необычными физическими свойствами. Это твердый газ и как газ он не проводит электричество. Его плотность больше, чем у воды. Сухой лед переходит из твердого состояния в газообразное, выключая состояние жидкой фазу. Итак, – чтобы сделать туман из него нужно иметь сам сухой лед и емкость с водой, температура которой от 50 до 80 градусов. Вуаля – получится самый настоящий фокус!

Как видите, только на основе одного магического трюка – столько полезной информации. И тут мы можем перейти к еще одной потрясающей и пользующейся популярности программе от «Эврики» – «Шоу с сухим льдом».  Фантазия наша в данном случае заработает в полную силу и будет много – веселых и поучительных. А как веселятся юные исследователи в программе «В темноте» или «Забавлялки». Тишины и покоя точно не гарантировано!

С каждым новым опытом тяга ребят увеличивается. Они захотят беспрерывно что-то мешать, соединять и пробовать. И не обязательно для этого выходить из дому. Удивительное рядом!

В домашних условиях разбирать физические явления не менее захватывающе, не забывая о мерах предосторожности.

Изучение можно разбить на две части:

1) Практические работы – домашние опыты и исследования. К примеру:

  • Инерцию и инертность – опыты с шашками, яйцом, монетами, катапульта;
  • Трение – утонувший наперсток, послушный шарик;
  • Капиллярные явления – опыт с промокашкой, опыт с пипеткой;
  • Агрегатные состояния – опыты с мыльными пузырями на морозе, иней на термометре, выращивание кристаллов, опыт с сухим льдом;
  • Вес тела. Невесомость, Сила упругости, Механика. Законы механики и многое другое.

2) Работа с литературой – чтение материалов по конкретной теме или опыту, который вы задумали провести, а также поиск новых знаний и навыков для будущих экспериментов.

Мир физики велик и разнообразен. Не останавливайтесь и поощряйте любопытство ваших детей! Ведь только так знания будут умножаться, расти и переходить из жидкого состояния в твердое, иными словами – количество перейдет в качество. Физика прекрасна и удивительна, а «Эврика» будет вашим проводником и помощником в тернистом пути познаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на тему "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД"

План работы на целыйгод по самообразованию для воспитателей д/с. Содержит цель, задачи , используемую литературу и описание работы по месяцам....

"Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения". (из опыта работы)

Представлен опыт работы по теме " Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление  с ПДД"....

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения (из опыта работы)

Целью моей  работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде....

Рабочая программа по формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений через не стандартный дидактический материал палочки Кюизенера «Цветная логика»

Данная программа формирует математическое мышление  детей; развивает творческое воображение; воспитывает настойчивость, волю, усидчивость, целеустремлённость....

Система работы по формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством игры

Цель:Развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста через развивающие игры с математическим содержанием....

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

laquo;Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомлениес правилами дорожного движения»...