Опыт работы: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения
статья на тему

Трубицына Елена Николаевна

Для воспитателей дошкольных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 4 г. Ельца

Сообщение

«Обобщение педагогического опыта на тему: «Формирование  у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».

                       

                        Подготовила:

                                    воспитатель высшей

                                                     квалификационной категории

                                                           Трубицына Елена Николаевна

                                                 Октябрь - 2018

Вашему вниманию хочу представить свой  опыт работы по теме «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения». Среди всех участников дорожного движения – водителей, пешеходов, пассажиров – самым подвижным и непредсказуемым является ребенок.

Поэтому целью моей  работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

Работу осуществляю в 4 направлениях:

  • работа с детьми;
  • работа с педагогами;
  • работа с родителями;
  • работа с социумом.

Для каждого направления ставлю задачи:

- С детьми:

1. Совершенствовать знания  детей по безопасному поведению в дорожной среде.

2. Познакомить  со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение.

3. Формировать у детей умение наблюдать за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации.

4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

- С родителями:

Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

- С педагогами:

1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.

2. Совершенствовать развивающую предметно – пространственную среду для организации образовательного процесса по обучению детей правилам дорожного движения.

- С социумом:

Привлечь к сотрудничеству инспекторов по пропаганде БДД ОГИБДД

 ОМВД России по г. Ельцу, отряд ЮИД к решению задач по обучению

дошкольников дорожной азбуке.

                           БЛОК:  РАБОТА С ДЕТЬМИ.

С 2012 года являюсь ответственной за организацию работы по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма среди воспитанников детского сада № 4 г. Ельца. Работу с детьми начинаю от простого к сложному. Разработала  дополнительную общеразвивающую программу социально – педагогической направленности «Маленький пешеход» для детей 5-7 лет.  На слайде представлены 3 аспекта изучения ПДД:

  • Ребенок – пешеход;
  • Ребенок – пассажир городского транспорта;
  • Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, самокат, санки, ролики и др.)

Большое внимание уделяю  игровым формам работы. Для изучения правил дорожного движения использую настольные и дидактические игры, такие как «Дорожная азбука», домино по ПДД, «Красный, желтый, зеленый», «Собери дорожный знак», «Говорящие знаки» и др. Навыки безопасного поведения  закрепляю в сюжетно – ролевых играх,  таких как «Автогородок», «Мы – шоферы», «Мы едем, едем, едем» и др. Разрабатываю и использую в работе  авторские игры «Летает, едет, плывет» (цель игры: учить детей находить соответствующее место на панно, где должен находиться воздушный, водный, наземный транспорт), «Поставь знак» (цель: закрепить знания детей о дорожных знаках, цели и месте их использования), «Безопасная дорога в детский сад № 4 (цель:  закрепить знания детей необходимости выбора безопасной дороги в свой детский сад).

Дети с удовольствием играют в пальчиковый театр «Давайте познакомимся», рассказывают о дорожных знаках в определённой последовательности: как называется дорожный знак, как узнать (геометрическая форма, цвет, символ), его назначение. Такие игры способствуют развитию речи, моторики, эмоциональному восприятию. В конструктивной деятельности предлагаю детям строительный материал, при помощи которого можно построить дороги, переезд, перекресток, различные здания, транспорт. В своей работе использую мнемотаблицы для закрепления знаний о сигналах светофора, для ознакомления с дорожными знаками, такие как «Красный, желтый, зеленый», «Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов», «Что мы знаем о дороге». Эффективны в изучении ПДД составление совместно с детьми коллажей дорожной тематики.

В своей работе эффективно использую педагогические проекты. Ярким примером стал проект «Дорожная грамота»,  в ходе которого на прогулке воссоздала  реальную  дорожную ситуацию, а дети  выполняли определенные  роли: водителя или пешехода. Во время прогулок провожу подвижные игры с элементами ПДД: «Автобус», «Будь внимателен!» и др. В ходе режимных моментов часто  использую художественную литературу, которая представлена на слайде.

В своей  работе по ПДД я использую ИКТ – технологии:    учебные электронные презентации, интерактивные обучающие игры,  такие как «Учим дорожные правила вместе», «Дорожные пятнашки», «Раскраска дорожных знаков», «Викторина», Транспорт»,  которые в увлекательной и веселой форме помогают детям стать грамотными пешеходами. Для систематизации знаний  демонстрирую обучающие мультфильмы «Смешарики изучают Правила дорожного движения», «Про Бабу Ягу и Правила дорожного движения», «Уроки тетушки Совы».

Одной из находок в работе с детьми являются  алгоритмические игры: «Переход улицы со светофором», «Переход улицы без светофора»,  которые провожу на макете и  учу детей размышлять, рассуждать, использовать на практике свои знания. Наряду с традиционными формами  работы  использую и нестандартные, такие как выступление агитбригады.

Самыми интересными и увлекательными формами знакомства с правилами дорожного движения являются праздники и конкурсы.  Дети с удовольствием участвовали  в викторине «Азбука дорожной безопасности», КВН «Дорога глазами детей», где  исполняли песни, частушки по ПДД, разыгрывали дорожные сценки.

Работа с детьми по ПДД будет эффективна, если теоретический материал тесно связан с практикой. Самым действенным методом доведения до дошкольников элементарных правил поведения на дороге является экскурсии к дорожным знакам и светофору, по тем улицам, по которым проходят дети каждый день в детский сад, а в дальнейшем в школу, при изучении транспорта. Разработала и провела мероприятия: «Турнир знатоков по правилам дорожного движения», «Приключение Красной Шапочки в городе», КВН «Дорога глазами детей», «Азбука дорожной безопасности», «Баба Яга и светофор», «Дорожная азбука», «В гостях у красного, желтого, зеленого», «В гостях у Светофора Светофорыча», «Путешествие в страну дорожных знаков», ОД «Виды транспорта», «Путешествие в песочный город», «Правила поведения в общественном транспорте», викторина «Ребенок – главный пассажир»,

Большое внимание уделяю развивающей предметно – пространственной среде. В  группе создан «уголок безопасности», где собран наглядный и игровой материал по правилам дорожного движения, который пополняется и обновляется в течение всего учебного года.

Я постоянно контролирую уровень знаний детей и провожу мониторинг в начале и конце учебного года.  Его анализ за 2017 – 2018 учебный год  выявил положительную динамику сформированности представлений  у дошкольников по ПДД.  Расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний увеличилось на 9%, по сравнению с началом  учебного года, а  сформированность осознанного отношения к соблюдению правил возросло на 10 %.

                          БЛОК: РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Родители являются постоянными помощниками  в работе с детьми. Использую  разные формы  взаимодействия:

  • родительские собрания с приглашением инспектора ГИБДД,
  • совместные досуги,
  • анкетирование,
  • консультации,
  • деловые игры»; и др.
  • вечер вопросов и ответов;
  • устный журнал;
  • папки – передвижки.
  • педагогические проекты.
  • буклеты
  • памятки
  • информационный стенд.

Предлагаю родителям  обучающие фильмы по ПДД, созданные мной: «Учимся правильно переходить дорогу», « Ритмика в стиле ПДД». В каждой возрастной группе разместила  схему безопасного маршрута детей детского сада № 4 г. Ельца. На сайте детского сада в блоке методическая копилка я размещаю   практические советы родителям:  консультации, памятки по ПДД. Создан раздел ПДД, на котором выложена информация : паспорт дорожный безопасности, информация о возможных дорожных ситуациях, которые могут возникнуть в момент перехода проезжей части. Ежеквартально оформляю информационный стенд «Дорожный калейдоскоп». Привлекаю родителей к изготовлению атрибутов к настольным и сюжетно – ролевым играм.  Особое внимание уделяю выставкам совместных работ родителей и детей по безопасности дорожного движения.  Провела консультации «Детский травматизм на дороге», «Безопасность детей – в наших руках», «Учите ребенка правильно вести себя на дорогах» , разработала папки – передвижки «Красный , желтый, зеленый», «Как знакомить ребенка с правилами безопасного поведения на дороге», рекомендации для родителей по ПДД, памятки по безопасности на дороге», анкету «Безопасность вашего ребенка на дороге».

                            БЛОК: РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ.

В 2014 году являлась  руководителем  школы молодого педагога, где  большое внимание уделяла работе с воспитателями ДОУ. Провела консультацию «Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения?», обучающий тренинг “Минутка безопасности в детском саду”, мастер – класс по изготовлению игрового атрибута «Дорожные знаки», «Применение инновационных технологий в работе по формированию у дошкольников навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах и дорогах», разработала перспективный план работы по обучению детей ПДД во всех возрастных группах». Вместе с педагогами изучали  новинки методической литературы,  газету «Добрая дорога детства», которая позволяет черпать интересные сведения, методические рекомендации, отслеживать  положительный опыт работы других образовательных учреждений.

                           БЛОК: РАБОТА С СОЦИУМОМ.

Традиционными  стали встречи воспитанников детского сада  с сотрудниками ОГИБДД ОМВД России лейтенантом  Зиборовой  Кристиной Витальевной, ст. лейтенантом  Гнездиловым Олегом Владимировичем и капитаном  Архиповым Романом Александровичем, на которых дети повторяют правила,   разбирают ошибки в поведении пешеходов. В гости  к дошколятам  приходят  отряд ЮИД с их  руководителем Архиповой Светланой Викторовной. В апреле 2018 года было сотрудничество с МБОУ СОШ № 10 с углубленным изучением отдельных предметов.  Самым главным итогом  деятельности является то, что родители и воспитанники детского сада не зафиксированы в сводках ДТП.

С целью распространения своего опыта взаимодействую со средствами массовой информации, о чем свидетельствуют публикации в газетах «Красное знамя» и «Елецкий вестник», видеоматериал  ЕТРК «Юидовцы в гостях у Рябинки», передача «Детский мир». В рамках Всероссийского  интернет – конкурса педагогического творчества представила свой опыт работы по  организации праздников и мероприятий в дошкольных учебных заведениях. Имею публикации   в ассоциации творческих педагогов России, на сайте детского сада и в социальной сети работников  образования «Наша сеть».

                                                 Заключение.

Сегодня я могу говорить о том, что достигла определенных результатов, а именно:

мои  воспитанники активно участвуют и являются победителями конкурсов разного уровня: всероссийской занимательной викторины «Безопасное движение», муниципальных конкурсов  «Дорожный калейдоскоп».  Являюсь победителем  городской акции авторских  программ по основам детской дорожной безопасности «Знание – жизнь» (2013 г. и 2014 г.), заняла 3 место в региональном  конкурсе «Знание – жизнь» (2013 г. и 2014 г.) в номинации «Лучший воспитатель дошкольных учреждений по основам дорожной безопасности».  Наш детский сад  участвовал  в городском конкурсе «Зеленый огонек – 2013,2014, 2015, 2016, 2017», где  занял первое место. А в региональном конкурсе «Зеленый огонек-2014, 2017» - 2 место. Но самое главное, пожалуй, то, что мои  воспитанники – примерные пешеходы и им нравится быть такими.

Таким образом, я считаю свою работу актуальной, востребованной и результативной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом особое вниман...

"Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения". (из опыта работы)

Представлен опыт работы по теме " Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление  с ПДД"....

Педагогический проект "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения"

Реализация современных целей педагогического процесса определяет использование в деятельности воспитателя инновационных педагогических технологий, требующих от педагога нового комплекса умений, одна и...

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения (из опыта работы)

Целью моей  работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде....

Педагогический проект «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности МДОУ по обучению малышей основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов...

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

laquo;Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомлениес правилами дорожного движения»...