Главные вкладки

    Педагогический проект «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
    проект по обж (старшая группа) на тему

    Сывороткина Юлия Васильевна

    Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности МДОУ по обучению малышей основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc106 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педагогический проект

    «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

    Автор: Сывороткина Юлия Васильевна – воспитатель

    Ежегодно на дорогах России происходит свыше 200 тыс. ДТП. В них погибает свыше 35 тыс. человек, получают ранения более 250 тыс. В Самарской области ситуация с ДТП с участием детей остается сложной. Если обратить внимание на возраст детей, попавших в ДТП, то видно увеличение числа происшествий с участием детей дошкольного возраста. Анализ статистических данных позволил выявить основные причины дорожных нарушений:

    • незнание дошкольниками элементарных правил;
    • стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
    • безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.

    Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада, но, как правило, воспитатели слабо знают правила дорожного движения и имеют смутное представление об этой проблеме. В связи с этим большое значение приобретает обучение воспитателей правилам дорожного движения и методике проведения занятий по привитию ребенку приемов его безопасного поведения на дороге.

    Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

    Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности МДОУ по обучению малышей основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов

    Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов и родителей, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге; привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

    Работа в ходе реализации проекта может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.

    Актуальность

    Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.

    Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

    Проект посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.

    Объект изменений: познание старшими дошкольниками социальной действительности.

    Предмет изменений: образовательная деятельность, направленная на формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.

    Понятийный аппарат:

    Основные понятия и термины по ПДД, которыми должны владеть дети к концу обучения:

    Безопасное поведение – это умение правильно вести себя в разных ситуациях.

    Безопасность дорожного движения – защищенность  участников  движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;

    Водитель – человек, управляющий транспортным средством.

    Дорога – часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы.

    Пассажир – человек, который помимо водителя находится в транспортном средстве.

    Пешеход – человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий улицу.

    Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход – место обозначенное для перехода через улицу.

    Проезжая часть – часть дороги, предназначенная для движения транспорта.

    Транспортное средство – транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза.

    Светофор – устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.

    Тротуар – часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.

    Улица – часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами («зебра», подземный, надземный), домами и учреждениями, школами, детскими садами и др.

    Участник дорожного движения – взрослый или ребенок, принимающий непосредственное участие в движении как пешеход, водитель, пассажир транспорта.

    Вид проекта: социально-значимый, практико-ориентированный, долгосрочный.

    Анализ ресурсов

    Внешние ресурсы

    Внутренние ресурсы

    Кадровый потенциал

    • Поддержка и сотрудничество с ГИБДД, Юго-Восточным управления образованием образования, Ресурсным центром г. Нефтегорска.
    • Педагоги  других ДОУ района
    • Педагоги ДОУ
    • Специалисты
    • Медицинская сестра
    • Родители

    Материально-техническое обеспечение

    • Оборудование уголков безопасности в группах
    • Пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса

    • Приобретение необходимого дидактического материала
    • Создание видеотеки, картотеки по ПДД
    • Обеспечение условий для предупреждения травматизма
    • Создание  «Дорожки безопасности» на территории ДОУ
    • Создание игрового стенда «Я – пешеход»

    Специальные службы

    ГИБДД

    Специалисты

    Цель проекта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города.

    Задачи проекта:

    1. Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения.
    2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
    3. Закрепить знания детей о назначении светофора.
    4. Закрепить знание детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар).
    5. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
    6. Формировать сознательное отношение детей к соблюдению правил дорожного движения.
    7. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
    8. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

    Сроки реализации проекта:

    Подготовительный (аналитический) сентябрь – ноябрь 2015 г.;

    Основной (реализация намеченных планов) ноябрь 2015 г. по август 2017 г.  

    Заключительный (подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем)  сентябрь 2017 г. – октябрь 2017 г.

    Этапы реализации проекта:

    Содержание деятельности

    Сроки

    Подготовительный этап

    • Изучение нормативно-правовой базы
    • Анкетирование родителей по проблеме
    • Информационный мониторинг (изучение работы ДОУ по данной проблеме)
    • Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме

    Сентябрь – октябрь

    2015 г.

    • Укрепление материально-технической базы
    • Приобретение пособий, новых игр
    • Рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения с родителями на родительском собрании
    • Составление примерного перспективного планирования работы с детьми
    • Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним: Дружинина М. «Наш друг светофор»; «Правила поведения на улице»; «Правила езды на велосипеде»; Иванов А. «Азбука безопасности»; Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков», Серяков И. «Улица полна неожиданностей» И т.д.
    • Изготовление с детьми и родителями атрибутов для сюжетно-ролевых игр: « Полиция», «Механики», «Водители и пешеходы»
    • Родительское собрание  «Как знакомить детей с правилами дорожного движения»

    В ходе реализации проекта

    Основной этап

    ноябрь 2015 г.-  август 2017 г.  

    • Экскурсия на центральную улицу города;
    • Экскурсия к пешеходному переходу с привлечением сотрудников ГИБДД;
    • Экскурсия по улицам города.
    • «Случай на дороге» - адаптивная игра с сюжетно-ролевым действием
    • «Красный, желтый, зеленый» - физкультурное развлечение
    • Оборудование детской игровой площадки по Правилам дорожного движения.
    • Праздник-конкурс «Дорожная азбука» с привлечением инспектора ГИБДД  
    • Освещение работы по проекту в средствах массовой информации.
    • Дидактические игры: «Светофор», «Угадай-ка», «Наша улица», «Виды перекрестков», «Поставь дорожный знак», «Это я, это я, это все мои друзья!», «Будь внимательным», «Правильно разложи», «Доскажи словечко», «Узнай по описанию».
    • Подвижные игры: «Пешеходы и автомобили», «Дорожные знаки и автомобили», «Светофор» и другие.
    • Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по родному поселку», «Поездка домой на автобусе», «У бабушки в деревне».
    • Отгадывание загадок.
    • Проведение тематических досугов и развлечений
    • Проведение бесед: «Обязанности пешехода», «Твой приятель светофор», «Обязанности пассажира в общественном транспорте», «Мы пешеходы», «Какие дорожные знаки встречаются тебе по дороги в детский сад»,  «Сигналы регулировщика», «Сведенья о дорогах», «Правила перехода улицы», «Дорожные знаки», «Правила поведения в общественном транспорте»
    • Изготовление учебно-дидактических пособий (дидактические игры, демонстрационный материал, плакаты)
    • Альбом для рассматривания «Знакомимся с правилами дорожного движения»
    • Альбом «автотранспорт»
    • Конкурс детского рисунка «Мой друг – светофор»
    • Проведение промежуточной и итоговой диагностики знаний и умений детей по правилам дорожного движения

    По плану педагога

    Ноябрь 2015 г.

    Апрель 2016 г.

    Май 2016 г.

    Ноябрь 2016 г.

    В ходе реализации проекта

    Август 2017 г.

    В конце учебного года

    Заключительный

    Сентябрь – октябрь

    2017 г.

    • Проведение детско-родительской викторины «Безопасность в наших руках»
    • Проведение итогового родительского собрания по результатам работы над проектом
    • Презентация проекта на МО воспитателей ДОО Юго-Восточного управления образования

    Сентябрь 2017 г.

    Октябрь

    2017 г.

    Октябрь

    2017 г.

    Основные направления реализации проекта

    Профилактическое:

    • Обеспечение знаний о транспортной среде окружающего микрорайона;
    • Предупреждение попаданий детей в различные дорожные ситуации;
    • Решение образовательных задач средствами систематических мероприятий

    Организационное:

    • Организация предметно-развивающей среды в детском саду;
    • Определение уровней сформированности умений и навыков по ПДД методами диагностики;
    • Изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий;
    • Пропаганда знаний о ПДД с использованием разнообразных методов и приемов.

    Формы реализации проекта:

    • Занятия;
    • Беседы;
    • Оснащение предметно-пространственной среды;
    • Работа с родителями.

    Механизм реализации проекта:

    В ДОУ обобщен и систематизирован педагогический опыт по обучению детей ПДД, подобран методический инструментарий:

    • картотека подвижных игр по ПДД;
    • картотека дидактических игр по ПДД «Дорожная игротека»;
    • подборка художественной литературы по ознакомлению детей с ПДД;
    • конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;
    • цикл наблюдений по ПДД, экскурсий, целевых прогулок по улице, к остановке, к перекрестку;
    • цикл консультаций для воспитателей «Содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с ПДД».

    Ожидаемые результаты проекта:

    1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и  правилах дорожного движения.
    2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
    3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
    4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
    5. Соблюдают элементарные правила организованного поведения в детском саду, на улице и в транспорте, правила дорожного движения;
    6. Снизится  процент  детского  дорожно-транспортного  травматизма с участием детей

    Критерии оценки результатов реализации проекта

    Для того чтобы установить уровень полученных детьми знаний разработаны критерии оценки знаний и умений в форме вопросника:

    1. Уровень сформированности представлений
    • о транспортных средствах;
    • об улице (виды перекрестков);
    • о правилах перехода проезжей части.
    1. Знание дорожных знаков:
    • предупреждающих;
    • запрещающих;
    • информационно-указательных;
    • знаков сервиса.
    1. Уровень культуры поведения детей
    • на улице;
    • в транспорте.

    Данные по результатам опроса детей заносятся в сводную таблицу.

    Способы предоставления результатов

    • Наглядные пособия: игры, картотеки, атрибуты для проведения игр по отработке практических навыков.
    • Сценарии праздников, экскурсий, бесед, консультаций, занятий, проекта по пропаганде ПДД
    • Детские рисунки,
    • Комплект плакатов по предупреждению дорожного травматизма.
    • Комплект плакатов «Правила дорожного движения»

    Ресурсное обеспечение

    1. Нормативно-правовое
    • Инструкция Департамента здравоохранения «Об организации экстренной медицинской помощи детям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях» от 17.11.95 г.
    • Приказ Минобразования РФ № 354 от 09.07.96 г. «О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России»
    • Закон РФ «О безопасности дорожного движения», ст. 29.
    • Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 гг.».
    1. Информационное:
    • информационная страница на сайте дошкольного учреждения;
    • мультимедийные презентации,
    • информация в СМИ
    1. Организационное:
    • сотрудничество с управлением ГИБДД,
    • работа по управлению деятельностью участников проекта.
    1. Материально-техническое:
    • уголок безопасности в групповых помещениях;
    • дорожно-транспортная площадка;
    • выносные макеты дорожно-транспортных средств
    • методические и дидактические пособия, картотека.
    1. Методическое:
    • теоретическая и методическая литература,
    • периодическая печать,
    • материалы по передовому педагогическому опыту.
    1. Кадровое:
    • дети старшего дошкольного возраста,
    • родители воспитанников,
    • воспитатели старшей группы
    • старший воспитатель,
    • музыкальный руководитель,
    • инструктор по физическому воспитанию,
    • инспектор ГИБДД.

    Список использованных источников

    1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002
    2. Добрякова В.А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. М., 1989.
    3. Занятия по правилам дорожного движения/Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. -М. : ТЦ Сфера, 2008.
    4. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н.А.Извекоа, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
    5. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками./ Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.
    6. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста./ Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др. М., 2005.
    7. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2004.
    8. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.- «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
    9. Шурыгина Т.А. Осторожные сказки.- М.: «Книголюб», 2002.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический проект на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

    Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом особое вниман...

    "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения". (из опыта работы)

    Представлен опыт работы по теме " Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление  с ПДД"....

    Педагогический проект "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения"

    Реализация современных целей педагогического процесса определяет использование в деятельности воспитателя инновационных педагогических технологий, требующих от педагога нового комплекса умений, одна и...

    Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения (из опыта работы)

    Целью моей  работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде....

    Выступление на педагогическом совете по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

    В работе представлена актуальность проблемы безопасного поведения на дорогах. В консультации раскрыты принципы построения работы по профилактике ДТП. Так же представлен проект по ПДД для детей подгото...

    Проект "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения"

    Проект "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения"...

    Проект: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».

    Проект:«Формирование у детей дошкольного возраста  навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»....