Главные вкладки

    Выступление на педагогическом совете по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
    консультация по обж на тему

    Пашина Ольга Васильевна

    В работе представлена актуальность проблемы безопасного поведения на дорогах. В консультации раскрыты принципы построения работы по профилактике ДТП. Так же представлен проект по ПДД для детей подготовительной группы "Дети и дорога", целью которого стало формирование у детей дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице, знание правил  дорожного движения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_po_pdd.docx34.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                            «Детский сад №151 комбинированного вида»                                                           Ново - Савиновского района г. Казани

                                            Выступление на педагогическом совете по теме:

             «Формирование у детей дошкольного возраста навыков    безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

            Воспитатель: Пашина О.В.

            

            Казань 2016 г.

            Проблема дорожно-транспортных происшествий в России по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге.

             Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. Чтобы оградить ребёнка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с правилами дорожного движения, с дорожными знаками, научить его ориентироваться в пространстве, сформировать у него навыки культуры поведения на улице, в транспорте. Это позволит уменьшить вероятность дорожно-транспортных происшествий.

             Работа по обучению правилам дорожного движения осуществляется   и начинается  уже с младшего возраста, с последовательным усложнением задач. Целью этой работы является создание в группе условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

             Работа с воспитанниками ДОУ направлена на достижение целей формирования навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД. Она предполагает следующие задачи:
    • Практическое бучение детей безопасному поведению на дорогах (экскурсия к дороге, Наблюдение за светофором, целевые прогулки)
    • Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение избегать их (игровая ситуация – обсуждение)
    • Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно - транспортном процессе.
    •Дать детям представление о том, что несоблюдение ПДД опасно для здоровья.

              При построении системы работа по изучению дошкольниками Правил дорожного движения ведется в 3 направлениях:                                                                                                                       • Ребенок – пешеход;
    • Ребенок – пассажир городского транспорта;
    • Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).

               Работу по профилактике дорожно-транспортных происшествий я строю в соответствии со следующими  принципами организации образовательного процесса:

    Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.

    Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

    Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей  реализующихся в образовательном процессе.

    Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.

    Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

    Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

         

               Ознакомление  детей с правилами безопасного поведения на дорогах   построено по нарастающей степени сложности  работы, начиная  с элементарных задач  воспитания детей первой младшей группы и кончая более сложными понятиями, которые должны усвоить ребята подготовительной группы: ведь большинство из них будут самостоятельно ходить в школу.

    1 младшая группа

    Формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге.

    Знакомство с некоторыми видами транспорта.

    Знакомство с работой водителя

    2 младшая группа.

    Расширение ориентировки в окружающем пространстве.

    Знакомство с понятиями: «улица», «дорога», «светофор»

    Рассказы детям о работе водителя.

    Формирование умения различать транспортные средства: легковой, грузовой автомобили, машины специального назначения

    Формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах

     Средняя группа

    Развитие наблюдательности, умения ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности.

    Продолжение  знакомства с понятиями: «улица», «дорога», «светофор», «перекресток», «Остановка»  и элементарными правилами  поведения на улице.

    Уточнение знаний о работе полицейского и назначении светофора.

    Знакомство с различными видами городского транспорта, специальными машинами и их назначением

    Знакомство со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»

    Формирование навыков культурного  поведения в общественном транспорте.

     Старшая группа

    Уточнение знаний детей  об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.

    Знакомство с названием ближайших к детскому саду улиц и улиц,  на которых живут дети.

    Знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.

    Продолжение знакомства с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

     Подготовительная группа

    Систематизация знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомство с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».

    Развитие свободной ориентировки в пределах ближайшей к детскому саду местности.

    Формирование умения находить дорогу домой из детского сада.

    Продолжение знакомства с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.

    Подведение детей  к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.

    Расширить представления детей о работе ГИБДД.

    Воспитание культуры поведения на улице и в общественном транспорте.

     

               В работе с детьми использую следующие  методы и технологии:

    -проектный метод;

    -моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;

    -личностно-ориентированная технология;

    -технология игрового обучения;

    -метод наблюдения и беседы.

              Отдельно мне хочется остановиться на проектной деятельности, организация которой помогает углубить представления детей, позволяет им выразить свое отношение к проблеме, что, в конечном счете,  развивает познавательные способности, творческое мышление, их коммуникативные навыки. В проекте могут сочетаться  разные его направленности, поэтому и содержание их может быть различным. В содержание проектной деятельности могут входить:

    -экспериментально-исследовательская деятельность;

    -изобразительная деятельность;

    -театральная деятельность;

    -создание газет, альбомов;

    -конкурсы, викторины;

    -выставки;

    -праздники и развлечения.

                Участниками проектной деятельности могут быть дети, родители, воспитатели группы, специалисты детского сада.

        

    Проект по ПДД в подготовительной группе «Дети и дорога» 

    Цель проекта

    Сформировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице, знание правил дорожного движения.

    Задачи проекта

    Образовательные: - Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов, с работой Государственной инспекции безопасности дорожного движения;

    - Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать;

    Развивающие: -  Развивать осторожность, внимательность,  самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;

    - Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию

    коммуникативных навыков;

    Речевые: - Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом;

    - Развивать связную речь;

    Воспитательные: - Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;

    Этапы проекта:

    1 этап (постановка проблемы)

    - Постановить проблему  перед детьми «Для чего необходимо знать правила дорожного движения?»

    - Определить  продукт проекта: а) создание макета улицы города;

    б) знание правил дорожного движения;

    2 этап (обсуждение проблемы, принятие задач)

    - Довести до детей важность данной проблемы: « Незнание правил дорожного движения может привести к беде!»

    - Подобрать художественную литературу, подготовить наглядный иллюстрированный материал по теме проекта.

    - Составить перспективный план работы.

    - Изучить методическую литературу: К.Ю.Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»; Авдеева Н.Н., Стеркина Р. Б., Князева О.Л., «Безопасность»; В.А.Добряков «Три сигнала светофора»; В.Э.Рубляк «Правила дорожного движения»; Е.С.Смушкевич, А.Я.Якупов «Мы по улице идем»; Э.Я.Степанкова «Дошкольникам - о правилах дорожного движения»; и другие.

    - Провести с детьми беседы по теме: «Какие правила дорожного движения вы знаете?», «Внимание, дорожные знаки!», «Кто управляет дорогой?», Как вести себя на улице и в транспорте?».

    - Пополнить предметно-развивающую среду.

    - Провести с родителями анкетирование, тестирование.

    3 этап (работа над проектом)

    - Организовать работу по решению задач проекта через: 1) непосредственно - образовательную деятельность:

    - «Знаки дорожные помни всегда»;

    - «Осторожно, дорога!»;

    - «О работе ГИБДД»;

    - «Транспорт на улицах города»;

    - «Правила для пассажиров»;

    б) «Художественное творчество»:

    - рисование: «Опасные ситуации на дороге», «Придумай новый дорожный знак», «Улица города».

    - Лепка: «Веселый светофор», «Постовой».

    - Аппликация: «Шумный перекресток», «Дорожный знак».

    2) Ситуационно - имитационное моделирование;

    3) Составление творческих рассказов: «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?»; «Если бы все знаки перепутались?»; «Истории в транспорте»;

    4) Чтение художественной литературы: Б.Житков «Светофор»; С.Волкова «Про правила дорожного движения»; О. Бедарев «Азбука безопасности»; В.Клименко «Происшествия с игрушками»; С.Михалков «Три чудесных цвета», «Моя улица», «Скверная история»; И.Мигунова «Друг светофор»; В.Иришин «Прогулка по городу»; А.Дмоховский «Чудесный островок», Н.Кончаловская «Самокат», В.Кожевников «Светофор», Д.Хурманек «Перекресток» и другие.

    5) Целевые прогулки и экскурсии по улицам города, наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы; разбор каждой ситуации.

    6) Рассматривание иллюстраций, картинок;

    7) Опытно - экспериментальная и поисковая деятельность;

    8) Работа со схемами;

    9) Встречи с инспектором ГИБДД;

    10) Дидактические игры: «Светофор», «Угадай-ка», «Наша улица», «Виды перекрестков», «Логическая дорожка», «Поставь дорожный знак», «Это я, это я, это все мои друзья!», «Будь внимательным», «Правильно разложи», «Доскажи словечко», «Узнай по описанию».

    11) Подвижные игры: «Пешеходы и автомобили», «Дорожные знаки и автомобили», «Светофор» и другие.

    12) Сюжетно - ролевые игры: «Путешествие по городу», «Поездка на дачу», «У бабушки в поселке».

    13) Разгадывание кроссвордов, отгадывание загадок.

    14)  Провести с детьми викторину «Пешеход на улице».

    15) Разбор ситуаций: «Чего не должно быть», «Как правильно перейти через дорогу?», «Какие знаки помогают пешеходу в пути?», «Что нужно знать,

    если  находишься на улице один?»

    16) Тематические погружения по теме проекта.

    17) Разучивание песен по теме проекта

    18) Создание альбома «Правила дорожные соблюдай всегда».

    19) Развлечение с родителями: «Я знаю правила дорожного движения».

    20) С родителями провести:

    - консультацию: «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения»

    - практикум: «Как поступить в данной ситуации»

    - оформление папки-передвижки: «Самые важные правила- правила дорожного движения!»

     - информация в родительский уголок: «Памятка по правилам дорожного движения», «Это надо знать»,

    - организовать дискуссию «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?»

    - организовать выставку «Все о дороге»

    4 этап (презентация)

    - провести игровой тренинг (родители и дети) «Кто лучше всех знает правила дорожного движения и умеет их применять в разных ситуациях?»

    - презентация данного проекта на педсовете.

    5 этап (постановка новой проблемы)

    - создать ситуацию поиска новой информации и определить задачи нового проекта: «Какие еще опасности могут встретиться нам на улицах города?»

             Использование данного проекта способствует более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, закреплению знаний и умений, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитие чувство контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.

             Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

     

              Обучение ребенка дорожной грамоте проводится в различных формах. Причём большая часть из них должна быть наглядной, театрализованной, музыкальной, игровой. Ведь игровая деятельность - ведущая в жизни дошкольника. У детей очень хорошо развито воображение и только яркие моменты оставляют в сознании детей нужные знания, так необходимые ему. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД,  предоставленные не только в  беседе, но и в сказке, викторине, игре.

    Основные направления и формы работы с детьми по обучению правилам дорожного движения:
    • Познавательная НОД;
    • Чтение художественной литературы, беседы;
    • Целевые прогулки и экскурсии;
    • Сюжетно–ролевые, дидактические игры;
    • Праздники и развлечения;
    • Встречи с сотрудниками ГИБДД,
    • Изготовление атрибутов  к играм;
    • Организация творческих выставок;

               При ознакомлении детей с правилами дорожного движения  большое значение имеет предметно-развивающая среда. В моей группе создан уголок безопасности дорожного движения.

     Для ознакомления детей с правилами дорожного движения использую:

     -атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;

    -транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);

    -светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщика);

    -разные картинки, кубики, мозаики;

    -плакаты;

    -сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

    -атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка, нарукавники, нагрудные изображения различных видов транспорта и др.);

    -дорожные знаки.

    В работе с детьми по обучению правилам дорожного движения использую настольно-печатные игры.

    Всегда обращаю внимание на разные погодные условия,  из-за которых может произойти дорожно-транспортное происшествие (гололед, дождь, туман).

    Во время наблюдения обращаю внимание на то, как старику, инвалиду помогают перейти через  дорогу. На участке детского сада можно сделать пешеходную дорожку с «островками безопасности», и  предложить детям поупражняться в соблюдении правила: при переходе сначала посмотреть налево, а потом направо.

    Представления,  полученные  на целевых прогулках, закрепляются в процессе организованной образовательной деятельности: дети рисуют, выполняют аппликацию, строят из напольного конструктора улицы и обыгрывают разные ситуации.

    Организовываются выставки детских рисунков, поделок по правилам дорожного движения.

    Несомненно, детскому саду нужно постоянно поддерживать контакт с семьей. Единые требования, предъявляемые к детям со стороны воспитателей и родителей, будут способствовать успешному овладению детьми азбукой дорожного движения.

    В работе с родителями я широко используются:

    - информационные стенды, папки-передвижки;

    - родительские собрания, беседы с участием психолога, инспекторов ГИБДД и других заинтересованных лиц такие как: «Для чего нужны правила дорожного движения», «Дисциплина на улице - залог безопасности пешеходов», «Типичные случаи детского травматизма, меры его предупреждения» и др.

    -мастер- классы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажиров).

    Обязательно необходимо информировать родителей о том, какая работа по профилактике дорожно - транспортных происшествий проводится в группе. Для закрепления программного материала даю детям задания на дом, которые они выполняют под руководством взрослых. Например, запомнить путь из детского сада домой, нарисовать улицу, на которой живёшь. Родители могут прокомментировать рисунок малыша, уточнить, что он нарисовал, где на рисунке пешеходный переход и т.д. Объясняю родителям необходимость воспитания у детей самостоятельности при передвижении по улице. С этой целью можно давать детям поручения в игровой форме: «Сегодня ты меня поведешь в детский сад, булочную и т.д.»

    Соответствующая художественная литература, плакаты, кинофильмы помогут родителям закрепить и расширить у детей представления о правилах дорожного движения.

    Результатом этой работы является сформированность у детей представлений об основах личной безопасности.

               Данная работа поможет педагогам дошкольных учреждений организовать эффективную работу по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический проект на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

    Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом особое вниман...

    "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения". (из опыта работы)

    Представлен опыт работы по теме " Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление  с ПДД"....

    Педагогический проект "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения"

    Реализация современных целей педагогического процесса определяет использование в деятельности воспитателя инновационных педагогических технологий, требующих от педагога нового комплекса умений, одна и...

    Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения (из опыта работы)

    Целью моей  работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде....

    Педагогический проект «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

    Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности МДОУ по обучению малышей основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов...

    Самообразование на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомления с правилами дорожного движения».

    Цель: совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде. В статье раскрывается проблема связана с тем, что...