ПРОЕКТ Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.
проект по обж (подготовительная группа)

Пигальцева Алсу Минзагитовна

Отдел образования и молодёжной политики г. Канаш Чувашской Республики Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад №19” г.Канаш Чувашской Республики ПРОЕКТ Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения. Воспитатель: Пигальцева Алсу Минзагитовна 1 категория 2023 г. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста - это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и ко взрослым, ведь для них дословная трактов ка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Учитывая особую значимость работы в данном направлении/ и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования , пеедагогическим коллективом МДОУ «Детский сад N19» особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения. Целью нашей работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидакт ических методов и приемов. В рамках реализации работы в этом направлении в ДОУ создан долгосрочный проект по теме: " Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения". Цель проекта: Формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно ­ транспортной среде. Задачи проекта: 1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде. 2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. 3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды. 4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих. 5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике. 6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе. 7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей. Этапы реализации проекта: I этап - 2 младшая группа (дети 3-4 лет); II этап - средняя группа (дети 4-5 лет); III этап - старшая группа (дети 5-6 лет); IV этап - подготовительная группа (дети 6-7 лет). Участники проекта: • дети; • педагоги; • музыкальный руководитель; • заведующий ДОУ; • инспектор ГИБДД; • родители. Основные направления работы с детьми: • диагностика (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице); • организованные формы обучения на занятиях; • совместная деятельность взрослого и ребенка; • самостоятельная деятельность ребенка; • экскурсии и наблюдения; • ознакомление с окружающим; • развитие речи; • художественная литература; • викторина, КВН по ПДД; • конструирование; • изобразительная деятельность; • игра; • встречи с инспектором ГИБДД; • досуги и развлечения. Принципы реализации проекта 1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития. 2. Принцип взаимодействия "дети - дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи. 3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно­ транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной). 4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детя1ч суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации. 5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция. 6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно необходимо воспитывать и родителей детей. Модель реализации проекта: В ДОУ обобщен и систематизирован педагогический опыт по обучению детей Пдд, подобран методический инструментарий: • картотека подвижных игр по ПДД; • картотека дидактических игр по ПДД "Дорожная игротека"; • подборка художественной литературы по ознакомлению детей с ПДД; • конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений; • цикл наблюдений по ПДД, экскурсий, целевых прогулок по улице, к остановке, к перекрестку; • цикл консультаций для воспитателей "Содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с ПДД". Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Следовательно, необходимо проводить просветительную работу и с родителями воспитанников. Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, нами используются разнообразные формы: • анкетирование; • памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД; • консультационный материал "Дошкольник и дорога"; • папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми; • родительские собрания («Ребенок и дорога», "Дисциплина на улице - залог безопасности пешеходов''); • встречи-беседы родителей с инспектором ГИБДД (‘'Роль семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма", "Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог''); • конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей. Ресурсное обеспечение проекта: 1. Уголок "Дорожного движения" в групповом помещении. 2. Наглядный материал: - транспорт различного функционального назначения; - настольно-печатные игры; - дидактические игры по ПДД; - плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; - видеокассеты по ПДД; - атрибуты для сюжетно-ролевой игры "Транспорт"; - дорожные знаки. 3. Методический инструментарий. 4. Библиотечка "Школы светофорных наук". 5. Сотрудничество с библиотекой (тематические занятия "Светофорик" по ПДД). Все это позволяет педагогам комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенностей детей и уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде. Ожидаемые результаты: 1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения. 2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде. 3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их. 4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения. Литература: 1. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника : Учебно­ методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/ Под общ. ред. В.Н. Кирьянова - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2005. 2. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. - М.: ТЦ Сфера, 2002. 3. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга: Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова, Т.д. Панина, С.А. Уклонская; Составитель Т.Ф. Саулина. - М.: Просвещение, 1989.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pdd.docx36.3 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования и молодёжной политики г. Канаш Чувашской Республики
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад №19” г.Канаш

Чувашской Республики

           

ПРОЕКТ

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.

Воспитатель: Пигальцева Алсу Минзагитовна

1 категория

2023 г.

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.

Однако дети дошкольного возраста - это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним

нельзя подходить с той же меркой, как и ко взрослым, ведь для них дословная трактов ка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении/ и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования , пеедагогическим коллективом МДОУ «Детский сад N19» особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения. Целью нашей работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидакт ических методов и приемов.

В рамках реализации работы в этом направлении в ДОУ создан долгосрочный проект по теме:    " Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения".

Цель проекта: Формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно ­ транспортной среде.

Задачи проекта:

  1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

  1. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

  1. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

  1. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из

них с меньшим вредом для себя и окружающих.

  1. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

  1. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

  1. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Этапы реализации проекта:

I этап - 2 младшая группа (дети 3-4 лет); II  этап -  средняя  группа  (дети 4-5 лет); III этап - старшая группа (дети 5-6 лет);

IV этап - подготовительная группа (дети 6-7 лет).

Участники проекта:

  • дети;
  • педагоги;
  • музыкальный руководитель;
  • заведующий ДОУ;
  • инспектор ГИБДД;
  • родители.

Основные направления работы с детьми:

  • диагностика (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице);
  • организованные формы обучения на занятиях;
  • совместная деятельность  взрослого и ребенка;
  • самостоятельная деятельность ребенка;
  • экскурсии и наблюдения;
  • ознакомление с окружающим;
  • развитие речи;
  • художественная литература;
  • викторина, КВН по ПДД;
  • конструирование;
  • изобразительная деятельность;
  • игра;
  • встречи с инспектором ГИБДД;
  • досуги и развлечения.

Принципы реализации проекта

  1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

  1. Принцип взаимодействия "дети - дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.

Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

  1. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно­ транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

  1. Принцип возрастной безопасности.  С раннего детства следует постоянно разъяснять детя1ч суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

  1. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

  1. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно необходимо воспитывать и родителей детей.

Модель реализации проекта:

В ДОУ обобщен и систематизирован педагогический опыт по обучению детей Пдд, подобран методический инструментарий:

  • картотека подвижных игр по ПДД;
  • картотека дидактических игр по ПДД "Дорожная игротека";
  • подборка художественной литературы по ознакомлению детей с ПДД;
  • конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;
  • цикл наблюдений по ПДД, экскурсий, целевых прогулок по улице, к остановке, к перекрестку;
  • цикл консультаций для воспитателей "Содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с ПДД".

Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Следовательно, необходимо проводить просветительную работу и с родителями воспитанников. Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, нами используются разнообразные формы:

  • анкетирование;
  • памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;
  • консультационный материал "Дошкольник и дорога";
  • папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;
  • родительские собрания («Ребенок и дорога», "Дисциплина на улице - залог безопасности пешеходов'');
  • встречи-беседы родителей с инспектором ГИБДД (‘'Роль семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма", "Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог'');
  • конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.

Ресурсное  обеспечение проекта:

  1. Уголок "Дорожного движения" в групповом помещении.

  1. Наглядный материал:

  • транспорт различного функционального назначения;

  • настольно-печатные игры;

  • дидактические игры по ПДД;

  • плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

  • видеокассеты по ПДД;

  • атрибуты для сюжетно-ролевой игры "Транспорт";

  • дорожные знаки.

  1. Методический инструментарий.

  1. Библиотечка "Школы светофорных наук".

  1. Сотрудничество с библиотекой (тематические занятия "Светофорик" по ПДД).

Все это позволяет педагогам комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенностей детей и уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.

Ожидаемые результаты:

  1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

  1. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

  1. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

  1. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Литература:

  1. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника : Учебно­ методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/ Под общ. ред. В.Н. Кирьянова - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2005.
  1. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. - М.: ТЦ Сфера, 2002.

  1. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга: Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова, Т.д. Панина, С.А. Уклонская; Составитель Т.Ф. Саулина. - М.: Просвещение, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом особое вниман...

"Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения". (из опыта работы)

Представлен опыт работы по теме " Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление  с ПДД"....

Педагогический проект "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения"

Реализация современных целей педагогического процесса определяет использование в деятельности воспитателя инновационных педагогических технологий, требующих от педагога нового комплекса умений, одна и...

Педагогический проект «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности МДОУ по обучению малышей основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов...

Проект "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения"

Проект "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения"...

Проект: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».

Проект:«Формирование у детей дошкольного возраста  навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»....

ПРОЕКТ: "ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ".

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах. Данная работа посвящена обучению детей дошкольного возраста правилам дорожн...