Дидактические игры для развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Рожкова Елена Александровна

Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Дидактические игры для  развития умственных способностей детей

старшего дошкольного возраста

Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового. 

Познавательное развитие, в соответствии с ФГОС дошкольного образования, предполагает развитие любознательности, интересов детей, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление активности, обеспечивающей формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Оно отражает те изменения в образе себя и картине мира, которые связаны с умственным развитием ребенка

Умственное развитие — количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. Уровень умственного развития отражает совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий; свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающее усвоение в определенном объеме новых знаний и умений.

   Дидактические игры созданы для обучения через игру. Главная их особенность в том, задание предлагается детям в игровой форме. Играя, дети не подозревают о том, что получают новое задание, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками как со взрослыми. Дидактические игры для дошкольника можно разделить на группы: словесные, настольные и игры с предметами. Дидактические игры для детей разного возраста отличаются разным содержанием и обучающими задачами. Далее приведем примеры дидактических игр, способствующих умственному развитию дошкольников.

 Дидактическая игра «ОТГАДАЙ-КА!»

Дидактическая задача. Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Игровые правила. Рассказывать о предмете надо так, чтобы дети не сразу догадались о нем, поэтому нельзя смотреть на предмет. В этой игре надо рассказывать только о тех предметах, которые находятся в комнате.

Игровые действия. Передача камешка. Отгадывание, о чем рассказал участник игры.

Ход игры. Педагог напоминает детям, как они на занятии рассказывали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки, и предлагает:

– Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Выберите себе каждый какой-либо предмет и говорите за него. Только надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали, и говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате.

После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек в руки любому играющему (вместо камешка можно использовать ленточку, игрушку и т. д.). Ребенок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет и передает камешек следующему играющему, чтобы тот отгадал.

 Нейропсихологическая игра "Муха".

Дидактическая задачаИгра поможет ребенку научиться ориентироваться в пространстве листа, закрепить понятия "лево - право", "вверх - вниз", развить внимание и память.

Правила игры. В центре поля сидит муха, которая пытается выбраться из клетки. На каждый ход она может пролететь только одну клеточку. Вы говорите ребенку, куда муха полетела, а ребенок внимательно следит за ее передвижением. Как только она вылетает за границы клетки ребенок сразу же начинает хлопать в ладоши, чтобы ее поймать.

Далее взрослый произносит "следующий ход". И если ребенок успевает до этого начать хлопать в ладоши, то считается, что муха поймана и посажена в мешок. Если ребенок не успевает, то муха улетает незаметно в открытое окно. Выигрывает тот, кто поймает большее количество мух.

Примечание: маленькому ребенку может быть сложно проследить за мухой только глазами, поэтому допускается, чтобы ребенок помогал себе пальчиком. Если ребенок хлопнул в нужный момент - муха рисуется в мешке, а если, потеряв муху, не хлопнул или хлопнул тогда, когда муха сидит в клетке, - муха рисуется в окошке. В случае если ребенку трудно удается игра, пометьте верх, низ, лево и право соответствующими буквами, чтобы несколько облегчить процесс.

По мере тренировки, можно ускорять темп и удлинять маршрут "полета" мухи, заставляя ребенка ориентироваться в пространстве листа быстрее.

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/7/7ehuNX4RScfYd1KGbmqBxLFPa89EOIwUJyvZCgTr2/slide-8.jpg

Таблицы Шульте

Первое правило – таблица должна находиться на расстоянии 30-35 см от глаз ребенка. При этом ее нужно приподнять под небольшим углом. Далее дошкольник должен сфокусировать свой взгляд в центре карточки – отводить глаза в стороны запрещается, так не будет достигнут желаемый эффект.

Пока ребенок соединяет цифры в прямом порядке, учитель должен засечь секундомер и зафиксировать время, за которое школьник справится с каждой отдельной карточкой. Не рекомендуется использовать более 10 карточек за одну тренировку. https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0351/000064f8-ab06372e/img12.jpg

Каждое занятие должно длиться порядка получаса. Заниматься желательно 3-4 раза в неделю. При регулярном тестировании уже спустя 21 день будут видны первые результаты.

Следует также понимать, что дошкольник не сможет сразу справиться с таблицей 5х5. Поэтому допускаются упрощенные варианты 3х3 или 4х4. 

Регулярная работа с таблицами Шульте позволит:

Кроме этого таблицы Шульте уже давно используются для улучшения навыков чтения.

Повысить результативность упражнения можно также, используя различные варианты заданий:

Показать и назвать числа по порядку.

Показать и назвать числа в обратном порядке.

Находить сначала только чётные числа, а потом нечётные.

На время (не более 45 секунд).

Обводки двумя руками

Дидактическая задача: Развивают межполушарные связи, развивают моторную сферу, улучшают мыслительную деятельность.

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/i/isc2PQY8EwkORHMFWKnd35gGDZzX1tLhTmxUS7/slide-9.jpg

Задания выполняются от простых заданий к более сложным. Вначале пальчиками по пунктирным линиям, затем двумя карандашами.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/05ce/000c9c75-cbafa5a1/hello_html_14870151.gif https://deti-i-mama.ru/wp-content/uploads/2021/07/risuem-dvumya-rukami-1.png

Логические блоки Дьенеша.

Внедрение пособия Дьенеша в дошкольный педагогический процесс позволяет решать следующие группы задач:

  • Образовательные:
  • закрепление знаний о ключевых геометрических фигурах;
  • накопление знаний о свойствах предметов: форме и цвете, размере и толщине;
  • совершенствование мыслительных операций: анализа и синтеза, классификации, кодирования и декодирования информации;
  • формирование основ алгоритмического мышления.
  • Развивающие: совершенствование памяти, воображения, внимания, креативных способностей;
  • Воспитательные: воспитание настойчивости, усидчивости, самостоятельности.

https://doshkolnik39.ru/modules_cwrk/import/files_output/images/items/c0000004666_0.jpg

РЕШЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Цель: упражнять детей в решении элементарных задач в абстрактной отвлеченной форме.

 Ход: педагог формирует  задачу в абстрактной форме и предлагает решить ее детям без опоры на наглядность.

Например:

  • Как ты разделишь между семью детьми 7 книг, лежащих в коробке так, чтобы каждый ребенок получил по одной книге, и чтобы одна книга осталась в коробке

(одному ребенку достанется книга с коробкой).  

  • По дороге шли три женщины из них две дочери и две мамы. Возможно ли такое?

(3 женщины – это бабушка, мама, дочка)

  • Год назад тебе было 5лет. Сколько лет тебе сейчас? Сколько будет через год?

Бывает и не бывает

Что дает игра: развитие умения быстро оценивать правильность озвученных фраз и их соответствие настоящему положению дел и координации.

Нужен резиновый мячик небольшого размера.

Ведущий озвучивает игрокам разные ситуации, которые либо могут происходить в реальной жизни, либо оказываются совершенно фантастическими (лучше подготовить несколько десятков ситуаций заранее). Произнеся фразу, ведущий бросает одному игроку мячик. Ребенок должен его поймать и сразу бросить обратно ведущему. Одновременно с этим игроку нужно ответить: «Бывает» или «Не бывает», т.е. решение он должен принять очень быстро.

Вот несколько примеров таких ситуаций:

  • папа идет с работы;
  • дерево варит кашу;
  • бабушка печет пирожки;
  • ручка смотрит телевизор;
  • кошка играет с мышкой;
  • подушка зевает и т.д.

Ситуации могут быть самыми разными, и никаких ограничений здесь нет.

https://static.tildacdn.com/tild3965-3839-4433-b630-613432316637/-.jpg

«Да-нетки»

Что дает игра: развитие логического мышление ребенка, формирование навыков задавания вопросов, анализа ответов. Развитие способности к классифицированию явлений и предметов окружающего мира по особенностям и характерным признакам.

Что потребуется: при желании можно купить в книжном магазине специальные карточки для игры, но можно обойтись лишь воображением.

Как играть: ведущий должен загадать слово, а игрокам нужно понять, о чем идет речь. Для этого игроки задают вопросы. Ведущий может отвечать только «Да», «Нет», «И да, и нет», «Нет информации» и «Это не важно». В начале игры ведущий дает подсказку. К примеру, такую: «Это герой известной русской сказки. Отгадайте его за 10 вопросов».

Игра никак не ограничивается по возрасту участников. Могут играть и взрослые и дети. А с помощью правильного подбора слов (они должны соответствовать возрасту участников) можно делать игру сложнее или легче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние дидактической игры на развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

Главная задача дидактических игр — в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры. Так как они доступны для детского сознания, то вызывают интерес и желание у...

Социально – педагогический проект "Развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста через решение логических задач и игр"

Социально-педагогический проект «Развитие умственных способностей у детей через решение логических задач и упражнений» направлен на развитие логического мышления, познавательных и творческих способнос...

развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Работа описывает систему средств и способов развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ФЭМП....

Дидактические игры для развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры для  развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста...

Дидактические игры для развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста

Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового...