Использование занимательного математического материала в развитии творческих способностей детей ( методами игровой деятельности и моделирования)
материал по теме

Притворова Елена Викторовна

Из опыта работы. Описана роль занимательного математического материала в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование занимательного математического материала  в    развитии  творческих способностей детей

         ( методами игровой деятельности и моделирования)

        Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать трудности во время школьного обучения, поэтому одной из важных проблем, встающих перед педагогом, является формирование интереса к математическим знаниям у детей дошкольного возраста. В этом возрасте закладываются основы знаний, необходимые ребенку в школе. Успешность этой деятельности во многом зависит от умения педагога выстроить процесс образования и общения с детьми.

В настоящее время  математика по праву занимает значительное место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, смекалку, сообразительность, восприятие и воображение, речь и память, приобщает детей к умственному труду, формирует творческие способности, даёт почувствовать радость собственного открытия. Базой для формирования и развития математических способностей детей является логическое мышление.

          Практика показала, что дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит их в глазах интересной, почти волшебной. Задача педагога - сделать занятия по формированию элементарных математических представлений занимательными и необыкновенными. Одним из источников решения этой проблемы может  стать занимательный математический материал.

         Возрастающая роль в современном обучении игровых средств делает занимательный математический материал незаменимым при обучении детей математике. Он помогает не только не снижать уровень математического содержания, но и существенно расширить спектр рассматриваемых вопросов и перенести многие традиционные темы на более ранний период. Например, ознакомление с цифрами, установление связей и зависимостей между объектами, составление планов и др.

            Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.

         

       

       Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведёт к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересна конечная цель - сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его. 
       
Развитие логического мышления ребёнка происходит при  условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. А источником их развития является чувственный опыт.  

          В младшем дошкольном возрасте происходит знакомство с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина), а так же использование их для анализа окружающих предметов. Малыши совершают действия во внешнем  плане: прикладывают, накладывают предметы друг на друга, обводят пальцем.

          Доступны малышам простые замещения, схематизация. Например, заместители, соответствующие цвету замещаемого (вместо лисы – оранжевый кружок, вместо волка - серый), размеру (Михайло Иваныч замещается большим кружком, Настасья Петровна – кружком поменьше, а Мишутка  - маленьким кружком).

  Постепенно заместители становятся более условными, символическими, действия детей переходят во внутренний план, совершаются в «уме». На основе наглядно-действенного мышления складывается наглядно-образное, являющееся основной формой мышления дошкольника, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей.

Уже к старшему дошкольному возрасту у детей начинают складываться элементы логического мышления. Чтобы ребёнок мог успешно решать задачи в плане представления, а затем словесного рассуждения, необходимо целенаправленно обучать его приёмам логического мышления. Так как при выполнении задания внимание дошкольника обычно направленно на конечную цель, в меньшей степени – на способы её выполнения.

В практической работе с детьми на занятиях математического цикла важно применять  систему игровых упражнений, основанную на применении универсального дидактического материала – счётных палочек, палочек Кюизенера, логических фигур.

Счётные палочки относятся к нестандартному, нетиповому математическому материалу. Они предназначены для развития у детей сообразительности, смекалки, конструктивного мышления, умения самостоятельно осуществлять поиск способа решения.

Следующим дидактическим материалом, направленным на развитие логического мышления, являются логические блоки Дьенеша (объёмный материал).  Это: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник синего, зелёного, жёлтого и красного цветов, двух размеров (большие, маленькие).

Данный материал универсален: его можно использовать  во всех возрастных группах, варьируя по степени сложности .

Игры и упражнения с логическими фигурами позволяют детям понять отношения между множествами через практические операции с ними: группирование, разбиение, классификация, выкладывание по определённым правилам, объединение, пересечение, помогают освоить логику высказываний с использованием слов: «и/или», «не», «все», «любой», «каждый» и другие.

Живой интерес детей вызывают палочки Кюизенера – своеобразная «цветная азбука». Палочки позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они развивают активность и самостоятельность в поиске способа действия с материалом, путей решения мыслительных задач.

Неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, гибкости ума, смекалки, умения доказывать правильность суждений, упражняться в применении своих знаний оказывают загадки математического содержания, задачи – шутки, задачи – ловушки, логические концовки, занимательные вопросы. Этот материал хорош и для занятий, и для развлечений. Он создаёт у детей положительный эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность, способствует уточнению и закреплению знаний.

  Задачи – шутки, задачи – ловушки, занимательные вопросы это занимательные игровые задачи с математическим смыслом .Для решения их в большей мере надо проявить находчивость, смекалку, смелость в предположениях, понимание юмора. Результат решения зависит от жизненного опыта детей, развития представлений об окружающих предметах и явлениях, умение видеть, наблюдать и замечать необычное в обычном. Понять  ребёнку    смысл задачи помогает создание ситуации, обстановки, аналогичной той, о которой говориться в задаче, практическая проверка, зарисовка и доказательство правильности отгадки, домысла, указание на необходимость размышлять, догадываться, решая подобные задачи.

Загадки математического содержания анализируют предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения.

           Игры – головоломки («Танграм», «Пифагор», «Листик» и др.) используют  для работы с детьми вне занятий. Данные игры развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышления, комбинаторные способности, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.

Итак, занимательная математика как средство развития логического мышления,  способствует всестороннему развитию ребёнка, а именно: развитию умственных и творческих способностей, познавательного интереса, речи, воображения, памяти, восприятия, коммуникабельности, формирует нравственно-волевые качества, является одним из эффективных средств подготовки детей к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Создание условий для развития творческих способностей детей в игровой деятельности»

Семинар-практикум для педагогов «Создание условий для развития творческих способностей детей в игровой деятельности»...

Консультация для педагогов и родителей "Развитие математических способностей детей посредством игровой деятельности"

Предлагаемый материал может быть интересен педагогам ДОУ и родителям, имеющим детей дошкольного возраста...

Мастер-класс для педагогов «Развитие коммуникативных способностей детей через игровую деятельность»

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»....

"Развитие творческих способностей детей в игровой деятельности. Создание игровой среды, способствующей поддержанию детской инициативы и самостоятельности" (из опыта работы)

Выступление на педсовете. Поделилась опытом создания игровой среды, способствующей поддержанию детской инициативы и самостоятельности....

Развитие математических способностей детей через игровую деятельность

Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта ребенка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. её изучение способствует развитию памяти, речи,...

Развитие математических способностей детей через игровую деятельность

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной ...

«Развитие социально – коммуникативных способностей детей через игровую деятельность»

Презентация рассказывает о формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; об основных направлениях работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Как работать с педаг...