Развитие математических способностей детей через игровую деятельность
консультация по математике (подготовительная группа)

Ильясова Айжан Куанышевна

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_matematicheskih_sposobnostey.docx211.71 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 123 «Гармония»  комбинированного вида

г. Орска»

 «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/087b/00088072-6217b462/img0.jpg

                                                                                               Подготовил:

                                                               Воспитатель I квалификационной категории:

 Ильясова А.К.

Орск, 2020г.

«Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность». 

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения.

Актуальность темы: одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.

Цель работы:  - обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера.

 Работая по этой теме, я  определила для себя следующие задачи:

1. Выявить значение игры в развитии математических представлений.

2. Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

3. Приобщить к  предмету в игровой и занимательной форме;

4.Пополнить развивающую предметно пространственную среду в группе.

Решению данных задач способствовали следующие методы:

-анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования;

-наблюдение,

-математическая обработка данных.

Объект – элементарные математические представления у дошкольников.

Предмет – дидактические игры при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. 

 Основополагающими принципами данного опыта являются: развитие элементарных математических представлений у дошкольников будет успешным, если:

 -учитываются особенности психики ребенка;

-учитываются общие особенности детей;

- воспитатель ориентируется на развитие личности дошкольника;

- используются специальные методические материалы по математике для работы с детьми.

Для детей дошкольного возраста дидактические игры по формированию элементарных математических представлений имеют исключительное значение: игра для них – развитие, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Очень велико значение дидактических игр для умственного воспитания детей. В играх у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая, складывая, подбирая, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов.

Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию.

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:

-игры с цифрами и числами

-игры путешествия во времени

-игры на ориентировку в пространстве

-игры с геометрическими фигурами

-игры на логическое мышление.

К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" развивают у детей внимание, память, мышление.

Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени). Они служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью.

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Основная задача — научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

К четвертой группе относятся игры с геометрическими фигурами. С целью закрепления знаний о геометрических фигурах, можно проводить игру типа ЛОТО, «Собери домик», «Колумбово яйцо», « Танграмм».

Для закрепления используются множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры как «Найди такой же узор», «Сложи квадрат», «Посмотри  вокруг», «Подбери по форме», «Кто больше увидит?»

 Пятая группа игр ( на логическое мышление). Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.

При отборе игры, необходимо знать, какие программные задачи будут  решены с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности.

Мной был проведен комплекс занятий. На занятиях в игровой форме дети усваивали определенные знания, умения, навыки и одновременно обогащались эстетически, эмоционально, помогали друг другу, учились преодолевать трудности сообща, оценивали себя и других, делали выводы и заключения. Обучение через игру – интересное и увлекательное занятие для детей. Они способствовали постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой на учебную деятельность.

Также мной был создан математический центр в группе. Создавая математический уголок, мы обеспечили детям свободный доступ к материалам и играм. Этим самым предоставляя детям возможность в свободное время выбирать интересующую их игру, пособия и т. д. Играть индивидуально или совместно с другими детьми. Игровое оборудование создает насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Регулярное использование на занятиях по математике, в совместной и самостоятельной деятельности системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, помогает пробудить у дошкольников интерес к математическим знаниям; расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Литература:

1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2006.

2. Веселые задачки для маленьких умников. Тетрадь по развитию познавательных процессов /Составитель С. Е. Гаврина. Ярославль: «Академия развития», «Академия Холдинг», 2002 с. 32

3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2019/12/12/razvitie-matematicheskih-sposobnostey-u-detey-doshkolnogo-vozrasta.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование занимательного математического материала в развитии творческих способностей детей ( методами игровой деятельности и моделирования)

Из опыта работы. Описана роль занимательного математического материала в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов и родителей "Развитие математических способностей детей посредством игровой деятельности"

Предлагаемый материал может быть интересен педагогам ДОУ и родителям, имеющим детей дошкольного возраста...

Мастер-класс для педагогов «Развитие коммуникативных способностей детей через игровую деятельность»

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»....

Тема: «Развитие математических способностей дошкольника через игровую деятельность».

Сегодня я хочу представить вам свой мастер класс по теме самообразования «Развитие математических способностей дошкольника через игровую деятельность».Развитие умственных способностей дете...

План по самообразованию на тему: «Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность»

План по самообразованию на тему: «Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность»...

Развитие математических способностей детей через игровую деятельность

Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта ребенка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. её изучение способствует развитию памяти, речи,...