Развитие математических способностей детей через игровую деятельность
консультация по математике (подготовительная группа)
Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_matematicheskih_sposobnostey.docx | 211.71 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 123 «Гармония» комбинированного вида
г. Орска»
«Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
Подготовил:
Воспитатель I квалификационной категории:
Ильясова А.К.
Орск, 2020г.
«Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения.
Актуальность темы: одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.
Цель работы: - обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера.
Работая по этой теме, я определила для себя следующие задачи:
1. Выявить значение игры в развитии математических представлений.
2. Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
3. Приобщить к предмету в игровой и занимательной форме;
4.Пополнить развивающую предметно пространственную среду в группе.
Решению данных задач способствовали следующие методы:
-анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования;
-наблюдение,
-математическая обработка данных.
Объект – элементарные математические представления у дошкольников.
Предмет – дидактические игры при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Основополагающими принципами данного опыта являются: развитие элементарных математических представлений у дошкольников будет успешным, если:
-учитываются особенности психики ребенка;
-учитываются общие особенности детей;
- воспитатель ориентируется на развитие личности дошкольника;
- используются специальные методические материалы по математике для работы с детьми.
Для детей дошкольного возраста дидактические игры по формированию элементарных математических представлений имеют исключительное значение: игра для них – развитие, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Очень велико значение дидактических игр для умственного воспитания детей. В играх у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая, складывая, подбирая, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов.
Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию.
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:
-игры с цифрами и числами
-игры путешествия во времени
-игры на ориентировку в пространстве
-игры с геометрическими фигурами
-игры на логическое мышление.
К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" развивают у детей внимание, память, мышление.
Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени). Они служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью.
В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Основная задача — научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
К четвертой группе относятся игры с геометрическими фигурами. С целью закрепления знаний о геометрических фигурах, можно проводить игру типа ЛОТО, «Собери домик», «Колумбово яйцо», « Танграмм».
Для закрепления используются множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры как «Найди такой же узор», «Сложи квадрат», «Посмотри вокруг», «Подбери по форме», «Кто больше увидит?»
Пятая группа игр ( на логическое мышление). Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.
При отборе игры, необходимо знать, какие программные задачи будут решены с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности.
Мной был проведен комплекс занятий. На занятиях в игровой форме дети усваивали определенные знания, умения, навыки и одновременно обогащались эстетически, эмоционально, помогали друг другу, учились преодолевать трудности сообща, оценивали себя и других, делали выводы и заключения. Обучение через игру – интересное и увлекательное занятие для детей. Они способствовали постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой на учебную деятельность.
Также мной был создан математический центр в группе. Создавая математический уголок, мы обеспечили детям свободный доступ к материалам и играм. Этим самым предоставляя детям возможность в свободное время выбирать интересующую их игру, пособия и т. д. Играть индивидуально или совместно с другими детьми. Игровое оборудование создает насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Регулярное использование на занятиях по математике, в совместной и самостоятельной деятельности системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, помогает пробудить у дошкольников интерес к математическим знаниям; расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Литература:
1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
2. Веселые задачки для маленьких умников. Тетрадь по развитию познавательных процессов /Составитель С. Е. Гаврина. Ярославль: «Академия развития», «Академия Холдинг», 2002 с. 32
3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2019/12/12/razvitie-matematicheskih-sposobnostey-u-detey-doshkolnogo-vozrasta.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование занимательного математического материала в развитии творческих способностей детей ( методами игровой деятельности и моделирования)
Из опыта работы. Описана роль занимательного математического материала в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста....
Консультация для педагогов и родителей "Развитие математических способностей детей посредством игровой деятельности"
Предлагаемый материал может быть интересен педагогам ДОУ и родителям, имеющим детей дошкольного возраста...
Мастер-класс для педагогов «Развитие коммуникативных способностей детей через игровую деятельность»
laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»....
Тема: «Развитие математических способностей дошкольника через игровую деятельность».
Сегодня я хочу представить вам свой мастер класс по теме самообразования «Развитие математических способностей дошкольника через игровую деятельность».Развитие умственных способностей дете...
План по самообразованию на тему: «Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность»
План по самообразованию на тему: «Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность»...
Развитие математических способностей детей через игровую деятельность
Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта ребенка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. её изучение способствует развитию памяти, речи,...
Опыт работы по теме "Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность"
https://disk.yandex.ru/i/YGIrzxdLWs_7xw...