Тема: «Развитие математических способностей дошкольника через игровую деятельность».
материал (старшая группа)

Гартлиб Галина Федоровна

Сегодня я хочу представить вам свой мастер класс по теме самообразования «Развитие математических способностей дошкольника через игровую деятельность».

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.

 Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.

Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось бы подробнее остановиться на развитии логического мышления ребенка и показать роль игры как средства формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.

 Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

 В. А. Сухомлинский.

Формирование математических представлений, согласно ФГОС ДОО, начинается с младшей группы детского сада. Начиная с  раннего возраста воспитатели проводят работу по сенсорному развитию детей, таким образом, создавая условия для успешного освоения математических понятий в будущем.

Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой.

Следует отметить, что не всегда малыши понимают смысл выполняемых ими действий, не ведают, для чего нужно считать, измерять, сравнивать. Во избежание этого следует правильно подбирать методы и формы работы с детьми, опираясь на предметно-чувственную деятельность. Воспитателю необходимо вести поиск и применять методы обучения, обеспечивающие кроме формирования у детей математических представлений ещё и развитие психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения. Это и станет залогом успешной подготовки детей к обучению математике в школе.

Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_matematika.docx47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида «Октябрьский детский сад №7»

Мастер класс для педагогов  МДОУ №7

Проводит воспитатель средней группы:

Гартлиб Г.Ф.

Тема: «Развитие математических способностей дошкольника через игровую деятельность».

2017-2018г

Цель. Повысить уровень знаний педагогов по методике формирования элементарных математических представлений. Вооружить воспитателей практическими навыками проведение  математических игр.

Сегодня я хочу представить вам свой мастер класс по теме самообразования «Развитие математических способностей дошкольника через игровую деятельность».

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.

 Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.

Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось бы подробнее остановиться на развитии логического мышления ребенка и показать роль игры как средства формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.

 Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

 В. А. Сухомлинский.

Формирование математических представлений, согласно ФГОС ДОО, начинается с младшей группы детского сада. Начиная с  раннего возраста воспитатели проводят работу по сенсорному развитию детей, таким образом, создавая условия для успешного освоения математических понятий в будущем.

Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой.

Следует отметить, что не всегда малыши понимают смысл выполняемых ими действий, не ведают, для чего нужно считать, измерять, сравнивать. Во избежание этого следует правильно подбирать методы и формы работы с детьми, опираясь на предметно-чувственную деятельность. Воспитателю необходимо вести поиск и применять методы обучения, обеспечивающие кроме формирования у детей математических представлений ещё и развитие психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения. Это и станет залогом успешной подготовки детей к обучению математике в школе.

Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Математика – наука

Хороша и всем нужна,

Без нее прожить нам трудно,

Без нее нам жизнь сложна.

В самом начале нашего мастер класса, я хочу предлажить  вам один  из тестов  который  поможет определить предпочтение ребенка в выборе деятельности.

(Воспитатель показывает  таблицу с изображением пяти домиков, на каждом из них схематично изображено то, что подчеркивает принадлежность к определенной сфере)

«Перед вами  домики,  в одном можно рисовать, в другом – слушать сказки, в третьем – заниматься математикой, в четвертом – играть , в пятом танцевать. В каком домике тебе будет интереснее всего? Почему? В какой еще домик тебе хотелось бы зайти? В какой домик тебе заходить совсем не хочется? Почему? »( Проводится с детьми тест на выбор деятельности).

Этот простой тест определяет предпочтения ребенка, его интерес к определенному виду деятельности. Становится ясно, кто из детей тяготеет к математическим занятиям, а кто не стремиться «посетить» этот домик.

Как показывает опыт, дети в первую очередь выбирают игровой и сказочный домики.

Сегодня я вам предлагаю принять участие в этих играх.

Ребята, посмотрите на  гостей и улыбнитесь .

А сейчас улыбнемся друг другу. Посмотрите на меня и подарите улыбку мне, а я подарю улыбку вам. Молодцы.!

Предлагаю игру на внимание.

 «Продолжи». 

 Цель:  создание положительных эмоций, мотивации для дальнейшей деятельности.

 1.Зеркало висит у нас в квартире

Мы стоим вдвоем, а нас ЧЕТЫРЕ.

2. Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое). Молодцы!

Следующая игра называется» Математический кубик»

 В каждой группе детского сада найдется обычный пластмассовый кубик, который можно превратить в дидактический и развивающий, что я и сделала. К пяти граням куба приклеила карточки с изображением цифр (от 1 до 5) и кругов в количестве соответственно числу /для детей, еще не знающих цифры/, на шестую грань куба - модель множественного числа – «много». И куб стал очень востребованным у моих воспитанников.

Варианты игры с кубом:

 Вариант 1. Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами. В руке у него куб, который он вращает, пока дети идут по кругу со словами: Раз, два, три, четыре, пять, будем кубик мы вращать. Ребенок показывает грань куба, на котором остановилось вращение и выполняет задание столько раз, сколько кругов на грани, обращенной к нему (или соответственно какое число на грани куба).

Вариант 2. Воспитатель стоит в центре круга, образованного детьми, и бросает куб каждому ребенку по очереди. Ребенок, возвращая куб, выполняет задание столько раз, сколько указывает ему чисто, обращенное к нему. Задания 1. Цель. Развитие общей моторики. Подпрыгнуть на двух ногах; хлопнуть в ладоши; наклониться вперед и т. д.  

Вариант 3. Цель. Развитие  лексико - грамматических категорий.

 а) Согласование числительных с именами существительными. Воспитатель, бросая куб ребенку, называет имя существительное (слово – предмет). Ребенок, согласуя имя существительное с числительным, выпавшим на грани куба, обращенной к нему, возвращает куб, озвучивая словосочетание. Например, лексическая тема недели «Дикие животные». Воспитатель: «Заяц». Ребенок: «Три зайца».  (медведь - четыре медведя; волк – один волк; белка – много белок и т. д.) б) Согласование числительных и прилагательных с именами существительными. Воспитатель: «Храбрый заяц». Ребенок: «Два  храбрых зайца». (бурый медведь – три бурых медведя; хитрая лиса – пять хитрых лис и т. д.) Вариантов  игры можно придумать много и для других видов деятельности.

Провожу вариант игры 3.

Молодцы! Вы очень старались.  А сейчас я предлагаю вам игру «Полминутки для шутки». (эта игра может служить динамической паузой). 

Задания:

1. Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов. (2)

2. Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас. (3)

3. Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков. (4)

4. Присядем столько раз, сколько бабочек у нас. (5)

5. Сколько очков, столько язычком щелчков. (1)

6. В ладоши хлопнем столько раз , сколько вишенок у нас (4)

А сейчас сядем на стульчик и поиграем в другую игру: «Математический квадрат»

Дидактическая игра «Математический квадрат» может быть использована педагогами дошкольных учреждений в работе с детьми любого возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений, в процессе совместной деятельности с детьми, а так же в процессе самостоятельной деятельности детей.

 Задачи: закреплять знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, описывать их по характерным признакам; учить определять пространственное расположение предметов; сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), закрепить знание цветов; обогащать словарный запас; развивать речь, внимание, координацию движений, мелкую мускулатуру пальцев.

Я вам загадаю загадку, а вы внимательно слушаете.

(предлагаю детям создать из резинок фигуру – отгадку.)

Задание 1.

Примеры загадок: Я фигура – хоть куда, Очень ровная всегда, Все углы во мне равны,  и четыре стороны. Кубик – мой любимый брат, потому что я…. (квадрат).

Задание2.

Растянули мы квадрат и представили на взгляд, на кого он стал похожим или с чем-то очень схожим? Не кирпич, не треугольник - Стал квадрат… (прямоугольник).

 Задание 3. Предложить создать фигуру определённого цвета. (треугольник синего цвета).

Задание 4. Можно предложить задания на закрепление свойств фигур. Например, построй большой красный треугольник или построй маленький жёлтый прямоугольник,

Молодцы!

А сейчас пальчиковая игра:

Божья коровка, красная спинка,

Уцепилась крепко за травинку,

(пальцы сжаты в кулачок)

Вверх неспешным ходом ползет по стебельку

(пальцы обеих рук бегают по столу)

К пахнущему медом яркому цветку.

(замочек разводим пальцы в сторону)

Игра: «Посади божью коровку на цветок»

И последняя игра: «Мы художники»

Мы сегодня будем художники, но рисовать мы будем необычным способом.

Воспитатель обращает внимание на «волшебную коробку».

- Сегодня к нам пришли гости, но чтобы их увидеть - нужно составить их портрет из геометрических фигур.

- Положите перед собой рамочку, слушайте внимательно:

- На середину нижнего края рамочки положите большой овал, сверху на него круг чуть меньше, на него два маленьких овала, справа от большого круга положите самый маленький круг.

- Кто получился

- Правильно зайчик. Дидактическая игра «Портрет» для детей средней и старшей групп

(Варианты картинок)

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-117551-1449235866.jpghttp://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-117551-1449235892.jpg

Воспитатель достает из коробки и показывает зайчика.

-Следующий вариант игры: у нас сегодня гости (прошу отгадать загадку)

Загадка про неваляшку

Вот упрямый человек!

Не заставишь лечь вовек!

Вам такой встречается? 

Он совсем не хочет спать,

Положу – встает опять

И стоит – качается.

Как он называется?

Ответ: Неваляшка

Математика – один из самых сложных предметов, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием.

Развивающие игры:

-Самый ловкий (кто быстрее вытащит из коробки палочки)

-Волшебный карандаш (дорисовываем узор)

-Какое время года

-Лево-право

-Веселые шары (дорисовываем ниточки, раскрашиваем)

-Веселый человечек (из геометрических фигур)

-веселый человечек (рисуем из цифр или фигур человечков можно выкладывать используя  пуговицы  палочки , и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: Развитие творческих способностей дошкольника через исследовательскую деятельность.

Из опыта работы.Развитие творческих способностей дошкольника через исследовательскую деятельность.«Именно творческая деятельность человека делает егосуществом, обращенным к будущему, созидающимег...

План по самообразованию на тему: «Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность»

План по самообразованию на тему: «Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность»...

Развитие математических способностей детей через игровую деятельность

Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта ребенка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. её изучение способствует развитию памяти, речи,...

Развитие математических способностей детей через игровую деятельность

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной ...

Развитие математических способностей дошкольников в игровой деятельности.

Для умственного развития детей, существенное значение имеет приобретение математических представлений, которые активно влияют на формирование умственной деятельности....