План по самообразованию на тему: «Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность»
проект по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Кляйн Виктория Викторовна

План по самообразованию на тему:

 

«Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu._igralochka.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию на тему:

«Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность»

Цель: повысить уровень компетентности по проблеме развития математических способностей дошкольников через игровую деятельность.

Задачи:

  1. Изучить научно-методическую литературу, интернет-ресурсы по теме «Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность»;
  2. Подобрать диагностические методики по проблеме и организовать диагностику (первичную и повторную) - «Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий» Л.Г.Петерсон;
  3. Составить перспективный план работы с детьми и их родителями по проблеме «Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность» (на 1 год);
  4. Обогатить РППС;
  5. Обобщить и распространить опыта работы среди коллег;

Возраст: 5-6 лет (старшая группа)

Актуальность:

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

В большей мере развитию мышления у детей дошкольного возраста способствует развитие элементарных математических представлений, логических операций (сравнение, обобщение, классификация), познавательных интересов и любознательности.

         Математика является одной из сложных, но нужных дисциплин дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве.

Актуальность программы определяется также запросом со стороны родителей. Программа удовлетворяет их сегодняшний образовательный запрос по поводу подготовки детей к школе, а также предполагает ориентацию на наиболее важные образовательные потребности детей: выявление возможностей, склонностей и интересов.

Усвоение математических знаний на разных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из причин, порождающих затруднения и перегрузку учащихся в процессе усвоения знаний, состоит в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний. Поэтому по своему содержанию математическая подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениям в простейших случаях. С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать.

Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

1.         Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста;

2.         Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств;

3.         Все психологические новообразования берут начало в игре;

4.         Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике;

5.         Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводиться большая роль. Следует отметить, что «обучающая игра» (хотя слово обучающая можно считать синонимом слова дидактическая) подчеркивается использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.

Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определённых знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи.

Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

Новизна:

         В настоящее время в развитии образовательного процесса появляются новые средства и методы обучения, ориентированные на использование информационных технологий. В связи с этим становится актуальным новое направление деятельности педагога, такое как разработка информационных технологий обучения дошкольников. Программа «Игралочка» - не исключение. На занятиях предусмотрено использование информационно-коммуникационных технологий с применением мультимедийного оборудования.

 Кроме того, применяются и другие технологии:

 Здоровьесберегающая технология направлена на поддержку и сохранение здоровья ребёнка.

 Личностно-ориентированная помогает в создании индивидуально-ориентированной системе обучения и воспитания с учётом уровня развития обучающихся.

 Гуманно-личностная (Ш.А. Амонашвили) способствует становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств и познавательных способностей.

Занятия с каждым ребенком строятся на основе его индивидуальных особенностей, учитываются его функциональные возможности и возрастные особенности, его адаптивные возможности и ограничения, связанные со здоровьем, спецификой развития.

Как обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, когда в группе более двадцати детей и при этом у каждого из них свой стартовый уровень развития, темперамент, характер и условия жизни? Поиски путей решения данной проблемы были начаты еще во времена Аристотеля: «Чтобы преуспеть в учении, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади». Подтверждения этого тезиса можно найти и в теории Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка, в идее А.В. Запорожца об «амплификации» развития, в концепции Н.Н. Поддьякова о «горизонтах развития».

Обучение, по мнению Л.С. Выготского, хорошо лишь тогда, когда оно идет впереди развития, ориентируется «не на вчерашний, а на завтрашний день». Иначе говоря, ребенок под руководством взрослого должен постоянно осуществлять ту деятельность, которая помогает ему «встать на цыпочки», подняться немного выше себя самого. Слово «немного» указывает на то, что потенциал ребенка, на который рассчитывает взрослый, должен находиться в зоне его ближайшего развития.

Работа с дошкольниками ведется в зоне их ближайшего и вариативного развития: наряду с заданиями, которые ребенок может выполнить сам, ему предлагаются и задания, которые он выполняет совместно с «продвинутым» сверстником или взрослым. В результате каждый ребенок ощущает себя частью команды, которая увлечена общим делом.

Таким образом, в образовательный процесс включен каждый ребенок на уровне своего возможного максимума.

Список литературных источников по проблеме:

  • Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / науч. рук. Л.Г. Петерсон; под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
  • Педагогическая диагностика к комплексной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». Методическое пособие/ Авторсоставитель Е.В. Трифонова // Научный руководитель Л.Г.Петерсон. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
  • Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников: методические рекомендации. Ч. 1, 2. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018
  • Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка — ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников: методические рекомендации. Ч. 3, 4. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018
  • Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Задачи в кроссвордах. Математика для детей 5–7 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018
  • Петерсон Л.Г., Абдуллина Л.Э. Поддержка родителей в саморазвитии и педагогическом образовании как необходимое условие решения задач современного образования / Актуальные проблемы дошкольного образования: содержание и организация образовательного процесса в ДОУ: материалы XI Международной научно-практической конференции. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2013.
  • Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (приказ № 1155 Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013)  Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

План самореализации:

Таблица 1.

Месяц

Название мероприятия

Сентябрь

  • Изучить ФГОС ДО, Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / Л.Г. Петерсон;
  • Подобрать диагностические методики по теме программы;
  • Составить перспективный план работы с детьми и их родителями по проблеме «Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность» (на 1 год);

Октябрь

  • Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
  • Прогнозирование результатов
  • Изучить и провести первичную Педагогическую диагностику к комплексной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». \Е.В. Трифонова \;

Ноябрь

  • Обзор информации по исследуемой теме в Интернете;
  • Разработка конспектов занятий с детьми;
  • Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания;
  • Создание картотеки математических игр;

Декабрь

  • Ознакомиться с технологией «Ситуация» (Л.Г. Петерсон);
  • Изучать инновационный опыт коллег по организации различных форм работы;
  • Создать игры-презентации по математике, используя компьютерную технологию.

Январь

  • Изучить методику обучения ФЭМП в старшем дошкольном возрасте;
  • Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием;
  • Изучение различных развивающих игр, связанных со счетом и количеством. Д/И «Путаница», «Торопись да не ошибись», «Цепочки», «Уникуб».

Февраль

  • Подготовка картотеки занимательного математического материала;
  • Изучение и использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей;

Март

  • Разработка математического развлечения для детей «Путешествие в страну чудес»;
  • Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера, настольно-печатные игры)

Апрель

  • Презентация опыта по теме самообразования на педагогическом совете ДОО;
  • Создание буклета «Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность»;
  • Опубликование материалов в социальной сети работников образования https://nsportal.ru/

Май

  • Оформление документации;
  • Проведение итоговой диагностики;
  • Анализ, оформление результатов диагностики;
  • Коррекция и разработка перспективного плана на следующий год.

Перспективный план работы с детьми:

Таблица 2.

Месяц

Название мероприятия (занятия, игры, экскурсии и т.д.)

Задачи

РППС

Сентябрь

НОД «Что общего и чем отличаются»

Закрепить умение  сравнивать свойства предметов.

Пополнить среду играми на логическое мышление: «Ежики», «Найди лишний предмет»

Внести картотеку математических логических задач

игровая ситуация «Поможем Буратино»

Учить решать логические задачи. Закреплять знания о геометрических фигурах. Учить элементам элементарных рассуждений, развивать поисковую активность детей.

Интеллектуальная игра «Рассмотри и продолжи»

 Учить решать интеллектуальные задачи на поиск следующей или пропущенной фигур.

Октябрь

- Беседы о истории математики, связи математики и разных видов искусства – музыки, архитектуры, декоративно - прикладного искусства, дизайна;

Конкретизировать представление детей об использовании математики в разных сферах жизни.

внести д/и «Расколдуй изображение»,

Тематическая выставка «Удивительный мир математики»

Пополнить среду графическими диктантами и лабиринтами

д/и «Расколдуй изображение»

Учить находить изображение цифр в заколдованном рисунке.

НОД «Штриховка»

Сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования, уметь ориентироваться на листе бумаги.

Ноябрь

Д/И «Разбей фигуры по признаку»

Закрепить представление о многоугольниках.

игры: «Лото», «Цвет и форма», «Ассоциации», «Подбери по форме», «Геометрические фигуры». Д/и «Геометрическая мозаика»

Игровое упражнение «Пройди по лабиринту»

Развивать зрительную ориентировку

«Логическое домино».

Развивать зрительное восприятие, пространственное мышление. Классифицировать и сравнивать предметы по цвету или форме.

Декабрь

Развлечение «Путешествие в страну МАТЕМАТИКА»

 развитие поисковой активности и интеллектуальных способностей; закреплять знания о геометрических фигурах; формировать способность к анализу и синтезу;

Пополнить среду картотекой дидактических и подвижных игр по математическому развитию;

игры со сказочными героями: «Репка», «Заюшкина избушка», «Колобок»

НОД рисование «Нарисуй по памяти»

Учить детей воспроизводить по памяти содержание рисунка.

Подвижная игра «Где правая, где левая»

Закрепить умение ориентироваться в пространстве.

Январь

Математический КВН внутри группы

Развивать логическое мышление, пространственное представление, смекалку и сообразительность;

Обновить среду, внести литературу:

- Алябьева Е.А. Математические сказки. Беседы с детьми о числах, счете и форме. ФГОС;

- Кондратьева С.Ю. Математические игры в картинках 5-6 лет. Развитие математических способностей у старших дошкольников. ФГОС.

Чтение и заучивание стихотворения С. Маршака: «Открываем календарь – начинается январь»

Моделирование из геометрических фигур.

Знакомить детей с литературными произведениями математического содержания

Упражнять в знании геометрических фигур, определять многоугольники, учить правильно отвечать на вопрос: сколько?

Февраль

Подгрупповая и индивидуальная работа по применению физкультминуток, пальчиковых игр в работе с детьми.

способствовать лучшему усвоению программного материала по математике, повысить эффективность педагогического процесса; способствовать развитию памяти, мышления у детей

Внести картотеки математических физкультминуток, пальчиковых игры, математического фольклора (пословицы, поговорки, загадки)

обновить среду шашками для самостоятельной и коллективной игровой деятельности

Шашечный клуб «Быстрая дамка»

Развивать интеллектуальное мышление детей.

Подвижная игра «Кто больше принесет»

Закрепить умение соотносить геометрическую фигуру с предметом по сигналу

Март

НОД «Чтение математической сказки «В стране математики в пластилиновом районе»

Познакомить детей с новым литературным жанром – Математические сказки.

Настольно-печатные игры в совместной деятельности воспитателя и детей «Когда это бывает?»,

«Ищи и найдёшь»,

«Игра «Что бывает»

игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания, игры «Числа и цифры», «Учись считать», «Цвет», «Форма», «Размер»

Дидактическая игра – путешествие

«Путешествие матрёшек»

Учить выполнять действия на счет, сравнение чисел, порядковый и обратный счет

Игровое упражнение «Соедини точки по образцу»

Учить детей быть внимательными, ориентироваться в пространстве.

Апрель

математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес»;

формировать способность к анализу и синтезу; учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно на основе взаимосвязи целого и частей; формировать навык самоконтроля и самооценки.

Внести «Колумбово яйцо», «Танграм»

Обновить среду рабочими тетрадями по разным направлениям математического развития (на счет, ориентировку в пространстве, временные представления, логические задачи)

«Колумбово яйцо»

Развивать геометрическое представление, наблюдательность

графический диктант

«Рисуем кошку»

Продолжать учить ориентироваться в тетради в клетку.

Май

Д/и «Когда это бывает?»

Закрепление названия и последовательности времен года.

Внести деревянный конструктор для конструктивной деятельности детей, счетные палочки и схемы конструирования из них для самостоятельной игровой деятельности детей.

Организация выставки детских рисунков «Занимательная математика»

Игровое упражнение «Рисуем узоры»

Упражнять в построение узора по схеме.

Итоговое занятие «Математическое королевство»

Закрепить пройденный материал.

План работы с родителями и воспитателями:

Таблица 3.

Месяц

Название мероприятия

Сентябрь

Провести анкетирование родителей по организации работы по развитию математических способностей детей;

Подготовка выступления на педагогическом совете с сообщением на тему: «Математические игры – комплексный подход к развитию интеллекта детей и творчества».

Октябрь

Оформить папку передвижку на тему: «Математика и в шутку и всерьез»;

Выступление на педагогическом совете с сообщением на тему: «Математические игры – комплексный подход к развитию интеллекта детей и творчества».

Ноябрь

Буклет «Математически игры, которые можно провести дома»;

Консультация для педагогов «Изготовление дидактических игр для занятий по математике с помощью Приложения Microsoft Office Word».

Декабрь

Папка-передвижка «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице»;

Оформление информационного стенда для педагогов ДОО «Использование компьютерных игр для развития математических способностей старших дошкольников»».

Январь

Оформление стенгазеты для родителей «Весёлая математика»;

Выставка творческих работ и дидактических игр, созданных педагогами по разным возрастным группам.

Февраль

Создание фотоальбома «Домашняя математическая игротека»;

Смотр-конкурс математических уголков

Март

Консультации и беседы с родителями на тему: «Интеллектуальные игры в жизни детей», «Развитие математических способностей детей в домашних условиях»;

Выступить РМО на тему: «Развитие математических способностей детей посредством интеллектуальных игр».

Апрель

Беседа на тему: «В какие интеллектуальные игры вы играете дома»;

Проведение открытого занятия в старшей группе по ФЭМП «Играем в математику»

Май

Участие родителей в открытом итоговом занятии «Математическое королевство»;

Создание презентации по итогам реализации проекта, предоставление опыта работы педагогам и специалистам ДОО.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДОСТИЖЕНИЯ

ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Освоение программы «Игралочка» не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестации детей. При этом, реализуя программу, педагог должен стремиться к реализации ее целей и задач. Для педагога важно иметь объективную картину развития каждого ребенка, поскольку на основе диагностических данных выстраивается индивидуальная траектория развития каждого ребенка, корректируется содержание работы, подбираются оптимальные формы взаимодействия с детьми.

Основной целью системы оценки достижения детьми планируемых результатов освоения программы «Игралочка» является определение педагогом эффективности собственных образовательных действий, своевременная корректировка и оптимизация форм и методов образовательной работы с детьми, разработка индивидуальных образовательных маршрутов.

Предлагаемая система мониторинга представляет собой педагогическую диагностику, основанную на наблюдении за детьми и моделировании несложных диагностических ситуаций, которые можно проводить с детьми индивидуально или в небольших подгруппах (6–8 человек).

Рекомендуется проводить диагностическую работу в первой половине дня в середине недели (со вторника по четверг). Нецелесообразно предлагать диагностические задания ребенку, который пришел после болезни, находится в непростой жизненной ситуации (развод родителей, смена места жительства и пр.).

Система оценок мониторинга трехуровневая:

2 балла – умение сформировано устойчиво (ребенок самостоятельно справляется с заданием);

1 балл – умение сформировано неустойчиво (то есть находится в зоне ближайшего развития: ребенок справляется с заданием лишь в совместной деятельности со взрослым);

0 баллов – умение не сформировано (ребенок не справляется с заданием даже при помощи взрослого).

Это общие принципы оценивания, на которые педагог может опираться при выставлении того или иного балла. При этом важно помнить, что не всегда бывает возможным унифицировать ответы детей дошкольного возраста.

Поэтому авторы призывают воспринимать предлагаемые критерии лишь в качестве ориентиров, а не оценки развития того или иного ребенка.

Еще раз стоит подчеркнуть, что разделение умений по возрастам достаточно условно, так как каждый дошкольник развивается по своей индивидуальной, уникальной и неповторимой траектории. Педагогическая диагностика должна служить не инструментом оценки ребенка (его «хорошести», «развитости» и пр.), а, в первую очередь, – инструментом своевременной помощи и оказания поддержки ребенку, индивидуализации образовательного процесса.

При успешно реализованной образовательной работе к концу года большинство показателей обычно соответствуют 2 баллам и позволяют приступить к освоению следующей части программы «Игралочка». Наличие оценок в 0 баллов к концу года может выступать поводом для индивидуальной работы с ребенком и выяснения причин его трудностей.

Предложенная авторами методика оценивания успешности освоения ребенком программы «Игралочка» достаточно удобна в применении, не требует больших временных затрат, носит естественный характер.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ

К завершению первого года обучения (к 4 годам)

Показатели успешности освоения ребенком содержания курса «Игралочка», часть 1:

1. Умеет считать до 3, отсчитывать 3 предмета от большего количества.

Воспитатель наблюдает за детьми либо моделирует диагностическую ситуацию. Например, задает детям (группе из 6-8 человек) вопросы о том, сколько предметов (тарелок, елочек, матрешек и т. п.) находится на столе (на доске, на полке и т. п.), просит принести 3 предмета (отсчитать от большего количества).

2 балла – правильно выполняет задание сам.

1 балл – может допускать ошибки, но исправляется сам или после наводящего вопроса взрослого.

0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов воспитателя.

2. Умеет узнавать и называть круг, треугольник, шар, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

Воспитатель наблюдает за детьми либо моделирует диагностическую ситуацию. Например, дает детям (группе из 6-8 человек) задание выбрать из лежащих на столе фигур (круги, квадраты и треугольники одного цвета и размера) круги (треугольники), при показе круга (треугольника, шара) ответить на вопрос: «Как называется эта фигура?», выбрать картинки с изображением предмета треугольной (круглой) формы (воспитатель называет и показывает треугольник и круг).

2 балла – правильно выполняет задание сам.

1 балл – может допускать ошибки, но исправляется сам или после наводящего вопроса взрослого.

0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов воспитателя.

3. Умеет сравнивать по высоте и длине путем приложения и наложения.

Воспитатель просит детей (группу из 6-8 человек) сравнить по высоте два столбика контрастной высоты, сравнить по длине две полоски контрастной длины.

2 балла – правильно выполняет задание сам.

1 балл – может допускать ошибки, но исправляется сам или после наводящего вопроса взрослого.

0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов воспитателя.

4. Различает пространственные отношения от себя: впереди – сзади, вверху – внизу, справа – слева.

Воспитатель просит детей (группу из 6-8 человек) рассказать, что (кто) находится впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева.

2 балла – правильно выполняет задание сам.

1 балл – может допускать ошибки, но исправляется сам или после наводящего вопроса взрослого.

0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов воспитателя.

К завершению второго года обучения (к 5 годам)

Показатели успешности освоения ребенком содержания курса «Игралочка», часть 2:

1. Умеет считать в пределах 8, отсчитывать 8 предметов от большего количества, соотносить запись чисел 1-8 с количеством предметов; умеет находить место предмета в ряду, отвечать на вопрос: «На котором месте справа (слева)?», располагать числа от 1 до 8 по порядку.

Воспитатель задает детям (группе из 6-8 человек) вопрос о том, сколько предметов находится на столе (на доске и т. п.), просит выбрать карточку с соответствующим числом, просит принести 8 предметов (отсчитать от большего количества), просит принести вот столько (показывает карточку с числом в пределах восьми) предметов, спрашивает, на котором месте справа (слева) находится предмет, просит поставить предмет на 3-е, 5-е, и т. п. место справа (слева), расположить карточки с записью чисел (1-8) по порядку.

2 балла – правильно выполняет задание сам.

1 балл – может допускать ошибки, но исправляет их сам или после наводящего вопроса взрослого.

0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов воспитателя.

2. Умеет узнавать и называть квадрат, прямоугольник, овал, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

Воспитатель просит детей (группу из 6-8 человек) выбрать из лежащих на столе фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы одного цвета и размера) квадраты (прямоугольники, овалы), при показе квадрата (прямоугольника, овала) ответить на вопрос: «Как называется эта фигура?», выбрать картинки с изображением предмета квадратной (прямоугольной, овальной) формы (воспитатель называет и показывает квадрат, прямоугольник, овал).

2 балла – правильно выполняет задание сам.

1 балл – может допускать ошибки, но исправляется сам или после наводящего вопроса взрослого.

0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов воспитателя.

3. Умеет непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними.

Воспитатель собирает небольшую группу детей из 6-8 человек и предлагает каждому ребенку расставить 5 столбиков разной высоты от самого низкого до самого высокого, разложить 5 полосок разной длины от самой короткой до самой длинной, сравнить две полоски по ширине.

2 балла – правильно выполняет задание сам.

1 балл – может допускать ошибки, но самостоятельно находит и исправляет их (или после наводящего вопроса взрослого).

0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов воспитателя.

4. Умеет определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево); показывает правую и левую руки; называет части суток, устанавливает их последовательность.

Воспитатель дает детям (группе из 6-8 человек) задание посмотреть вверх и вниз, сделать шаг вперед и назад, пойти направо и налево, взять игрушку в правую или левую руку, рассказать, как называется часть суток, когда люди просыпаются и собираются на работу, в школу, в садик, в какое время суток люди обедают, ужинают, в какое время суток все ложатся спать, что идет после утра (дня, вечера).

2 балла – правильно выполняет задание сам.

1 балл – может допускать ошибки, но исправляется сам или после наводящего вопроса взрослого.

0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов воспитателя.

К завершению третьего года обучения (к 6 годам)

Показатели успешности освоения ребенком содержания курса «Игралочка

– ступенька к школе», часть 3:

1. Умеет считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными; соотносит запись чисел 1-10 с количеством предметов.

Воспитатель задает детям (группе из 6-8 человек) вопрос, сколько предметов находится на столе (на доске и т. п.), просит выбрать карточку с соответствующим числом, просит от большего количества отсчитать 10 предметов, просит принести вот столько (показывает карточку с числом 9-10) предметов, спрашивает, на котором месте справа (слева) находится предмет, просит поставить предмет на 10-е, 7-е и т. п. место справа (слева), расположить карточки с записью чисел (1-10) по порядку, назвать числа в прямом и обратном порядке.

2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.

1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.

0 баллов – не может выполнить задание.

2. Умеет сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, при сравнении пользоваться знаками =, >, <, отвечать на вопрос: «На сколько больше?»; сравнивать числа на основании знания свойств числового ряда.

Воспитатель предлагает каждому ребенку с помощью знаков =, >, <, сравнить по количеству две группы предметов и ответить на вопрос: «На сколько больше?», просит назвать числа, меньшие (большие) какого-либо числа, и объяснить, на каком основании он делает такое заключение.

2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.

1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.

0 баллов – не может выполнить задание.

3. Умеет складывать и вычитать, опираясь на наглядность, числа в пределах 5.

Воспитатель предлагает каждому ребенку выполнить сложение и вычитание в «мешках», показать части и целое.

2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.

1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.

0 баллов – не может выполнить задание.

4. Умеет составлять простые (в одно действие) задачи по картинкам, отвечать на вопросы: «Что в задаче известно?», «Что нужно найти?», решать задачи в пределах пяти.

Воспитатель предлагает небольшой группе детей составить задачу по картинке, обращает внимание на четко сформулированное условие и вопрос, просит ответить на вопрос: «Что в задаче известно?», «Что в задаче нужно узнать – часть или целое?», «Как это можно сделать?»

2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.

1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.

0 баллов – не может выполнить задание.

5. Умеет измерять длину предметов с помощью мерки и выражать в речи зависимость результата измерения величин от величины мерки.

Воспитатель предлагает детям измерить длину одной полоски с помощью разных мерок и объяснить разницу в полученных результатах.

2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.

1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.

0 баллов – не может выполнить задание.

6. Умеет выражать словами местонахождение предмета относительно другого человека, умеет ориентироваться на листе бумаги.

Воспитатель предлагает небольшой группе детей встать справа (слева) от воспитателя, нарисовать круг в верхнем правом (нижнем левом, верхнем левом, нижнем правом) углу.

2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.

1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.

0 баллов – не может выполнить задание.

К завершению четвертого года обучения (к 7 годам)

Показатели успешности освоения ребенком содержания курса «Игралочка

– ступенька к школе», часть 4:

1. Умеет называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа, обозначать числа 1-10 с помощью групп предметов и точек, а также с помощью цифр, печатая их в клетках.

Воспитатель предлагает детям назвать для какого-либо числа последующее и предыдущее без опоры на наглядность, обозначить данное количество предметов возможными способами.

2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.

1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.

0 баллов – не может выполнить задание.

2. Умеет определять на основе предметных действий состав чисел первого десятка.

Воспитатель предлагает детям разделить группу предметов (от 3 до 10) на две части всеми возможными способами, ответить на вопрос: «Из каких частей можно составить данное число?», с помощью «домика» состава числа

выполнить сложение и вычитание.

2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.

1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.

0 баллов – не может выполнить задание.

3. Умеет использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц.

Воспитатель предлагает детям выполнить сложение и вычитание в пределах первого десятка с помощью числового отрезка.

2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.

1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.

0 баллов – не может выполнить задание.

4. Умеет пользоваться линейкой для измерения длины.

Воспитатель предлагает детям с помощью линейки измерить длину отрезка (1-10см).

2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.

1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.

0 баллов – не может выполнить задание.

5. Умеет ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве с помощью плана.

Воспитатель предлагает детям выполнить графический диктант, описывая движение карандаша по клеткам (одна клетка вправо, две клетки влево и т. д.), найти в группе игрушку, местоположение которой обозначено на созданном совместно плане группы.

2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.

1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.

0 баллов – не может выполнить задание.

6. Умеет в простейших случаях пользоваться часами.

Воспитатель спрашивает ребенка, который час (часы со стрелками находятся в поле зрения ребенка и показывают время 3 часа, 10 часов, 7 часов и т. п.).

2 балла – правильно называет время.

1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.

0 баллов – не может выполнить задание с помощью взрослого.

Пример:

Показатели результативности проводимой работы на основании

диагностики программы «Игралочка»

Уровень овладения умениями и навыками

I полугодие

II полугодие

уровень

человек

%

уровень

человек

%

В

4

20

В

7

35

С

7

35

С

9

45

Н

9

45

Н

4

20

Общий вывод: по результатам диагностики, выявлено, что у детей (ребёнка) сформирован уровень овладения навыками и умениями:

Высокий уровень – 7 детей – 35%

Средний уровень – 9 детей -45%

Низкий уровень – 4 ребенка - 20%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: « Развитие интереса у детей к театрально-игровой деятельности».

Актуальность темы:  Эта тема для меня важна, потому что театральная  игра ребёнка  является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников  в игре обеспечивают в будущем и в...

Самообразование по теме: «Развитие элементарных математических способностей дошкольников через дидактические игры»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Березка» структурное подразделение «Звездочка»        Самообраз...

Презентация на тему «Развитие социально-коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность»

Презентация повествует о том, как развивать социальные и коммуникативные способности дошкольников через игры....

Тема: «Развитие математических способностей дошкольника через игровую деятельность».

Сегодня я хочу представить вам свой мастер класс по теме самообразования «Развитие математических способностей дошкольника через игровую деятельность».Развитие умственных способностей дете...

План по самообразованию на тему: "Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.Задачи:- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.- составить...

План по самообразованию воспитателя тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».

Цель самообразования по теме:создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.   Задачи самообразования:1. улучшать моторику, координацию движений кистей, ...