Рекомендация родителям по теме «Подготовим ребенка к школе».
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Шабалина Елена Николаевна

Настоящая же, истинная подготовка человечка в школу должна начинаться примерно за один-два года, когда малышу испол­нилось лишь пять, а то и четыре года. И от того, как вы подго­товите свою дочку или сынишку к учебе в школе в этом раннем дошкольном возрасте, зависит его успеваемость не только в на­чальной, но и в средней школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgot_rebenka_k_shkole.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Подготовим ребенка к школе».

Составила учитель-логопед: Шабалина Е.Н.

Уважаемые родители!

В школу ребенка готовят умные родители, не имея никакого педагогического образования. Не уповайте на детский сад или учительницу первого класса.

А теперь посмотрим, какие трудности поджидают ребенка в начале первого класса, что выявляется в начале первого и начале второго класса у неподготовленных детей.

Мы увидим, на первый взгляд, невероятные ошибки детей, с трудом расшифровывая их самостоятельное письмо:

 1) пропуски букв, и даже слогов в словах из пяти-шести букв («коша» — кошка; «дево» — дере во;«цыпенок» — цыпленок);

2) перестановки букв (вместо все — «све»; он- но»);

3) замены букв: «солныско» — солнышко; «клю-чок» — крючок; «самок»— амок; «пабушка» — бабушка; «котка» — кошка; «тетушка» дедушка; «майчик»—мальчик и т.д.

Большинство детей не чувствуют границ слов и могут написать два-три слова слитно, при этом чаше всего слитно пишется предлог с существительным, а иной раз бывает такой сложный набор букв, что и  «не придерешься» к смыслу написанного ребенком буквосочетания.

Трудности овладения ребенком звуковой структурой слова объясняются и тем, что многие дети к пяти-шести годам еще не овладели верным произнесением всех звуков родного языка.

Неверное, нечеткое произнесение ребенком не только звуков «л», «р», но и больших групп свистящих и шипящих звуков (с, з, ц, ш, ж, ч), отсутствие либо твердых, либо мягких вариантов не только этих звуков, но и твердых и мягких д-ь, т-ть, б-бь, когда ребенок произносит вместо дом — дём, дождь — дёждь, бабушка — бябиська, или смешение звонких и глухих звуков: б-п, д-т, г-, з-с, ж-ш и др. вариантов смешения звуков речи, замен близких по артикуляции звуков встречаются довольно часто.

Как же готовить ребенка к обучению в школе?

1. Прежде чем учить ребенка писать печатные буквы, желательно, чтобы он, подражая родителям, научился схематично рисовать солнышко, домик, человечка, елку, дерево, траву, машину с колесами и умел их распределить на листе бумаги. Затем необходимо научить ребенка ЗАШТРИХОВЫВАТЬ цветными карандашами простейшие орнаменты, состоящие из серии квадратиков и цепочки треугольников, а затем и кружочков, а также книжки-раскраски. Ребенок учится владеть разным направлением грифеля карандаша. Орнаменты должны быть крупными, не менее двух-трех сантиметров в высоту и шести-семи—в длину. Первоначально «штрихи» ребенка будут выходить за границы квадрата, треугольника или круга, и ему надо показать, что начинать «работу» надо не от центра фигуры, а от боковых линий к центру, постепенно расширяя или сужая размах карандаша. Воспитание аккуратности в штриховке приведет к свободному владению карандашом и облегчит в будущем овладение написанием прописных букв.

2. Важно, чтобы родители следили за чистотой и четкостью своего произношения, не сюсюкали, произнося вместо шипящих звуков и «Р» — свистящие и «Л», вместо твердых согласных — мягкие, например, часто слышишь: «Ах, ты мой холёсенький» (вместо хорошенький), «дай мне лючку, дай мне нёшку» (дай мне ручку, дай мне ножку), «ты мой масенький»(маленький) и т. д.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо учился в школе, он должен с первых дней жизни слышать четкую, красивую русскую речь.

3. Огромную роль в подготовке ребенка к школе играют детские настольные игры, начиная с лото по классификации различных предметов обихода, животных, транспорта, вплоть до более сложных игр, тоже типа лото, по сказкам А. С. Пушкина. Надо иметь в доме различные варианты лото для детей всех возрастов.

Во время этих игр повышается активность ребенка, голос его становится уверенным, он учится подчиняться дисциплине, плану игры.
В конце четвертого года жизни ребенка (а иногда и раньше) надо учить незаикающегося ребенка выступать «перед ближайшей публикой»: начала перед папой, бабушкой, затем петь песенки вместе со всей семьей или отдельно, читать на импровизированной сцене стихи, постепенно усложняя их набор. Это позволит предупредить, особенно у девочек, страх ответа на вопрос учительницы сначала с места, за партой, позже — перед доской на виду всего класса. Не бойтесь, что ваш ребенок потеряет какую-то долю скромности и застенчивости: ему предстоит всю жизнь не бояться трудностей, говорить правду, быть смелым и честным.

4. Направленная подготовка к школе уже хорошо говорящего ребенка начинается в четыре с половиной - пять лет. В этом возрасте ребенок становится обучаемым, и вы можете помочь ему начать слышать отдельные звуки. Как правило, легче всего ребенок начинает выделять в речи гласные звуки А, О, У, которые произносятся всеми детьми правильно, и легко напеваемы в различных мелодиях. С четкого напевания песенок на изолированно произносимых звуках, с переходом от  А к У, от У к И, от И к У и в любом ином порядке, хорошо бы перейти к закреплению путем записи этих звуков (букв) в тетради.

Четкое попеременное артикулирование гласных А, У, И, О является и хорошей артикуляционной гимнастикой для мышц губ; ребенок впервые почувствует, осознает упругие движения своих губ.

Затем можно перейти к утрированному (напряженному) произнесению таких хорошо произносимых всеми детьми звуков, как М-П-Б, Н-Д-Т. Первая группа звуков закрепляет силу мышц губ, вторая — мышц кончика языка. Затем переходите к прослушиванию ребенком свистящих и шипящих звуков. Сразу оговорюсь, что, во-первых, все это надо делать эпизодически, вовремя игры, так чтобы ребенок охотно повторял за вами эти звуки, во-вторых, чтобы он находил в тетради соответствующие им буквы, написанные цветными карандашами.

 Тогда же желательно укрепить мышцы губ и языка такими видами упражнений, как кучерское «тпру», для вибрации губ, или цоканье языком, подражая цокоту лошадки, для укрепления мышц языка. Если у ребенка четырех-пяти лет наблюдается плохое произнесение многих звуков (Л, Р, шипящих, свистящих, а иногда и звонких согласных), то надо обратиться к логопеду. Так как дефекты произношения могут сказаться на успеваемости ребенка не только в начальной школе, но и позже: ребенок будет неправильно писать, и читать в первых классах и стесняться говорить у доски.

В одних случаях преодоление дефектов речи длится около двух месяцев, в других логопеду приходится упорно преодолевать речевые трудности ребенка в течение четырех-шести месяцев, с обязательной неукоснительной помощью со стороны родителей, выполняющих «домашние задания» логопеда. Поэтому проявите активность и начните занятия у логопеда за год до поступления вашего сына или дочки в школу. Звуки речи нуждаются в длительной автоматизации.

 В этом же возрасте (около пяти лет) можно проводить с ребенком веселую речевую игру на вычленение из фразы того или иного слова с вопросами: Муха летает? Птичка летает? Дом летает? Рыба плавает? Пароход плавает? Самолет плавает? А затем с перечислением тех предметов, которые плавают, летают, относятся к группе слов, обозначающих мебель, посуду, одежду и т. д.

5. В это же время — от пяти до пяти с половиной лет — ребенка пора научить делить слово на слоги при помощи хлопков в ладоши, ребенок от вас узнает, что такое «звук», «слог», «слово», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук» и т. д. Он учится читать.

Можно уже купить или сшить «кассу» букв с кармашками, в которых красным карандашом написаны гласные, другими цветными карандашами написаны звонкие глухие согласные звуки, и ребенок уже может сложить из них слова: баба, мама, папа, дом, свое имя и более сложные слова.

6. В это же время родители могут по-новому подойти к рассматриванию ребенком картинок, когда он начинает вслушиваться в вопрос и улавливать, осмысливать окончания существительных и глаголов: «девочка поет, брат и сестра поют» и определять, сколько слов в фразах«девочка поет» и «девочка и мальчик поют».

Ребенок уже вслушивается в вопросы: Кто? Что делает? и затем идет осознание вопросов: Где? Куда? Кого? Что? (Мальчик играет в мяч. Девочка одевает куклу. Мальчик идет в магазин. Мяч упал на стол (под стол, в окно и т. д.)). Так ребенок к шести годам начинает слышать предлоги и обозначать их буквами при складывании легких фраз. Повторяю еще раз, что необычайно важную роль в развитии речи ребенка играют различные игры в лото. Прежде всего это закрепление таких понятий, как общее и частное (мебель, одежда, обувь и т. д.); лицо — нос, глаза, уши, рот, зубы, брови; голова— лоб, темя (макушка), затылок, лицо; туловище — олова, руки, ноги, шея, спина, живот и т. д. Важно, чтобы ребенок умел искать предмет, определять его по какой-то видимой части.

7. Особой подготовки к школе заслуживает умение ребенком пересказать сказку или рассказ, рассказать содержание мультфильма с обязательным умением употреблять ИМЕНА героев сказки или фильма. Причем желательно, чтобы ребенок не размахивал при этом руками, а  вместе с вами отвечал на поставленные вами вопросы. Учите своего малыша культуре речи, и если он принесет с улицы или из детского сада нецензурное слово, спросите его: «Разве я  такие слова произношу? Так говорят только некультурные люди. А если ребенок продолжает приносить в дом эти слова, объясните ему, что так говорить некрасиво.

8. В пять-шесть лет ребенку можно объяснить не только уже хорошо знакомое слово «круглый», но научить определять такие геометрические фигуры, как треугольник, квадрат, круг, крест и знак равенства, как две одинаковые, равные друг другу черточки, показать как пишутся цифры в пределах десяти, обучить его самым элементарным словам «отнять»,«прибавить», «сложить», «получится», научить решать легкие задачи на сложение и вычитание на доступных ему предметах (фруктах, кубиках, карандашах и т. д.).

9. Хорошо, если ваш ребенок будет знать названия нескольких городов и даже стран, «находить» их на глобусе или карте. Он должен знать самых известных героев своей Родины, не только фамилии, но и имена нескольких писателей, написавших для детей дивные сказки. То есть, если вы в ненапряженной форме, как бы между прочим, расскажете ребенку хотя бы минимум о А. С. Пушкине, Л. Н. Толстом и о других писателях, мифах Древней Греции, это пойдет ему на пользу. Что посеешь в этом возрасте, когда у ребенка еще феноменальная память, то и пожнешь позже. Но не перегружайте ребенка.

10. Приучайте ребенка к порядку во всем: все игрушки он должен убирать вместе с вами, а затем, позже, сам. Для тетрадей, бумаги для рисования, карандашей, фломастеров должны быть папки.

Ребенок должен правильно сидеть за столом. Следите, чтобы он сидел, ровно и одно плечо не торчало кверху, а другое не свисало до сиденья стула.

 Обязательно проверьте остроту зрения и слуха, а также носоглотку своего ребенка хотя бы за год перед его поступлением в школу. От их хорошего состояния также зависит его успеваемость.

Нельзя перегружать ребенка дополнительными занятиями. Все в меру. Нельзя лишать ребенка отдыха, поэтому следи­те за режимом дня.

 Помните, что вы его лучший друг. Дорожите его доверием, тогда вы воспитаете себе друга.

Доброго пути вашему малышу.

        Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Анисимова Т.Б. Подготовка ребенка к школе. М., 2003.
  2. Безруких  М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. М., 2002.
  3. Дубровина И.В. Готовность к школе. М., 2001.
  4. Бурлакова М.К.Советы логопеда. М., 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему:"Подготовка ребенка к школе".

Консультация для родителей детей подготовительной группы...

БЕСЕДА с родителями на тему: «Готовность ребенка к школе»

БЕСЕДА с родителями на тему: «Готовность ребенка к школе»...

Рекомендации родителям на тему: "Помогите ребенку укрепить здоровье"

Зачастую у родителей возникают множество вопросов,чем занять ребека в свободное время с пользой для здоровья.  Данная консультация поможет вам укрепить психофизическое здоровье и улучшить настрое...

Рекомендации родителям по теме «Мой ребенок - медлительный. Что делать?»

В данной статье дается описание- медлительным детям, раскрывакются причины медлительности, а также предлагаются рекомендации по воспитанию медлительных детей...

Рекомендации родителям по теме «Мой ребенок - гиперактивный. Что делать?»

В данной статье даются рекомендации психолога- родителям по воспитанию гиперактивных детей....

Рекомендации родителям подготовительных групп. Подготовка ребенка к школе.

Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумев...