Памятка "Модель взаимодействия и сотрудничества со своим ребёнком"
консультация

Качалова Ирина Викторовна

Раскрыта различные виды взаимодействи и сотрудничества  родителей с детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка

«Модель взаимодействия и сотрудничества со своим ребёнком»

1. «Изолированность»

Взрослый и ребенок - два совершенно независимые друг от друга индивида. Такое формальное общение характерно для 2% родителей, воспитывающих проблемного ребенка и имеющих при этом отклонения в собственном психическом здоровье. Родители не создают ситуацию совместной предметно-игровой деятельности; не выбирая, предлагают игрушку или игру; при этом между взрослым и малышом не формируется эмоциональная привязанность. Дети, привыкая к постоянным отказам от близкого взаимодействия, вскоре сами начинают занимать отстраненную позицию в общении, плохо понимают чувства и желания своих сверстников, встречая их на улице или в детском саду.

Работу с такими детьми нужно начать в первую очередь с их раскрепощения. Необходимо создать максимальные условия для развития их творческой активности, создавать ситуации, провоцирующие детей на сострадание друг к другу, уважение к старшим. В то же время следует изменить отношение детей к родительскому стилю воспитания. Нужно показать причины, из-за которых мать или отец не могут оказать ребенку достаточного внимания («пришел уставший с работы», «болеет», «плохо себя чувствует» и т. д.) и оставить в ребенке надежду на изменение ситуации в лучшую для него сторону. Однако до малыша нужно донести мысль, что «для того чтобы к тебе относились по-другому, нужно потрудиться самому»: для этого «улыбнись и поцелуй маму, когда она придет забирать тебя», «погладь папу по головке и скажи, что ты его любишь, даже если он нахмурил брови и не хочет с тобой разговаривать», «поиграй с Машей в дочки-матери так, чтобы она стала твоей любимой дочкой и подругой» и т. д.

2. «Предполагаемая взаимосвязанность»

Родители не умеют создавать ситуацию совместной деятельности. Преобладает заниженный уровень требований и несформированность потребности в общении. Эта модель поведения характерна для 22% родителей, воспитывающих проблемных детей. В данном случае детям предлагается как можно чаще учиться использовать свое воображение, придумывая разные способы действия с предметами для игры; учиться просить у взрослых дать им какую-нибудь легкую работу (вытереть стол, подмести пол и т. д.); в случае отказа уметь показать, как им нравится что-то делать, и попросить снова. Родителям предлагается арсенал игр и занятий по вовлечению детей в процесс взаимодействия со взрослым.

3. «Речевая взаимосвязанность»

Сотрудничество в предметно-игровой деятельности организовывается родителями только с помощью речи. Взрослые не уверены в своих педагогических способностях, обращение к ребенку носит директивный характер, отсутствует потребность в общении с ним. Такое поведение свойственно 7% родителей, воспитывающих нормально развивающихся детей, и 36% родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Воспитателям при работе с детьми этой группы родителей нужно больше внимания уделять расширению словарного запаса детей и формированию навыков позитивного общения со взрослыми и сверстниками, например, для того, чтобы в нужный момент ребенок мог вспомнить как можно больше ласковых слов и «наградить» ими упрямствующего взрослого. Создаются специальные ситуации, в которых детей учат прощать зло (но не соглашаться с ним и не переставать с ним бороться) и на любую грубость отвечать деликатно и уважительно, доводя этот навык до автоматизма. Когда родители поймут, что сердце детей не холодное, как у Кая, заколдованного Снежной Королевой, т. е. самими родителями, то можно проводить работу по расширению средств взаимодействия взрослого с ребенком и созданию условий для развивающей среды.

4. «Молчаливое соприсутствие»

Эта модель в некоторой мере снижает количество проблем, связанных с сотрудничеством взрослых с детьми, ориентирует родителей на интересы ребенка, однако не решает при этом познавательных задач. Эмоциональные проявления и чувствительность к отношению ребенка также отсутствуют. Эта модель зафиксирована у 13% родителей, воспитывающих нормально развивающихся детей, и у 24% родителей, воспитывающих проблемных детей. В основном, дети не умеют обращаться за помощью, спокойны или даже пассивны, не ожидают оценки со стороны взрослых. Основные усилия воспитателей будут направлены на то, чтобы создать у детей определенную систему ценностей, развить эстетическое восприятие мира, научить обращать внимание на слабые или завуалированные эмоциональные проявления взрослых, выражающие оценку деятельности, самим оценивать деятельность сверстников.

5. «Влияния и взаимовлияния»

Данная модель характеризуется умением родителей организовывать совместную предметно-игровую деятельность, их адекватной позицией по отношению к особенностям или способностям ребенка и уверенным стилем воспитания. Однако при этом возможности детей завышаются. Эта модель зафиксирована у 16% родителей, имеющих проблемных детей. Аналогичная ситуация наблюдается у родителей, имеющих нормально развивающих детей. Они за короткий срок хотят сделать из ребенка «вундеркинда», преувеличивая его способности и возможности. У детей зачастую возникает протест против конкретных указаний взрослых, хотя у них и сохраняется желание откликнуться на какое-либо общее предложение (поиграть, поконструировать, посчитать и т. д.). Ожидание оценки своим действиям искажено. Одним из видов помощи воспитателя этим детям может стать планирование деятельности взрослого («Ты говори, а я буду это рисовать», «Говори, куда мне идти с завязанными глазами» и т. д.), которое поможет снять с ребенка напряжение, вызванное авторитарностью родителей.

6. «Активная взаимозависимость»

Эту модель характеризует умение родителей организовывать совместную предметно-игровую деятельность, осуществляемую через частично-совместные и раздельные действия. Родители пользуются всеми средствами общения, имеют потребность в эмоциональном общении и адекватную позицию по отношению к ребенку, уверенный стиль воспитания. Такое поведение характерно для большинства родителей (80%), воспитывающих нормально развивающихся детей.

Педагог-психолог Ирина Викторовна Качалова



Предварительный просмотр:

Правила работы с гиперактивным ребенком:

         Правило 1. Не ожидайте всего сразу. Начинать надо с тренировки только одной функции (например, только внимания, при этом вы должны быть терпимы к ёрзанью на стуле или перебиранию всех предметов на столе в процессе работы). Помните, если вы одергиваете ребенка, то усилия переключаются на контроль своих действий, а     сконцентрироваться на задании ему уже будет трудно. Только через продолжительное время ваших совместных усилий можно начинать требовать не только внимания, но и общепринятого поведения во время игр.

        Правило 2. Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключайте его на другие виды игр и занятий, но не слишком часто. Важно также соблюдать режим дня, обеспечить ребенку полноценный сон и спокойную обстановку.

        Правило 3. Так как гиперактивному ребенку сложно контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле. Очень важно, чтобы взрослые при выставлении внешних рамок из «можно» и «нельзя» были последовательны. Также необходимо учитывать, что ребенок не способен долго ждать, поэтому, поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя. Пусть это будет доброе слово, маленький сувенир или условный жетон (сумму которых вы обменяете на что-то приятное). Но их передача ребенку должна являться достаточно быстрым проявлением вашего одобрения его действий.

 Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми:

  • Хорошее поведение и успехи в любой деятельности вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
  • В  течение дня устраивайте активные, подвижные игры в чередовании физическими упражнениями и релаксацией.
  • Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребенка – в центре группы. Он всегда должен находиться перед глазами педагога. Ему должна быть предоставлена  возможность быстро обращаться к воспитателям за помощью в случае затруднений.
  • Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло – убрать, сложить, подмести, собрать и т.д.
  • Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию. Больше давайте творческих, развивающих знаний и, наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуемая частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
  • Сложные указания предлагаются в виде последовательных частей, и педагог периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
  • Давайте задание в соответствии с рабочим темпом и способностями ребенка. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ребенку с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).
  • Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.
  • Сложные учебные задания изучать с ребенком индивидуально до фронтальных занятий.

Как играть с гиперактивным ребёнком?

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Игры. «Клубочек»

Цель:  Обучение ребенка одному из приемов саморегуляции.

Содержание: Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается. Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».

"Кричалки—шепталки—молчалки

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — "кричалку" можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — "шепталка" — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал "молчалка" — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует "молчанками".

"Час тишины и час "можно"

Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому — научиться управлять его поведением.

Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час "можно", когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д.

"Часы" можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.

С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их "не слышит").

"Слушай команду"

Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

 Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: "Положите правую руку на плечо соседа") и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям — успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

Дорогие взрослые!

 Чтобы вам было легче с нами жить, а мы вас любили:

Не загружайте нас скучной и нудной работой. Больше жизни! Больше динамики! Мы все можем!

 Не вздумайте давать нам длинных инструкций! На пятнадцатом слове нас больше интересует, какого цвета носки у соседа, чем ваша поучительная речь. Говорите конкретно, по делу, не более десяти слов.

Не требуйте от нас, чтобы мы были одновременно внимательными, аккуратными и усидчивыми. Это выше наших сил!

А вообще – запомните: похвала и порицание действуют на нас сильнее, чем на других.

                               Гиперактивные дети.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА

«ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ»

Подготовила: педагог-психолог

Качалова И.В.

2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления взаимодействия и сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с родителями на основе структурно-функциональной модели

  Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников. Понятие “взаимодействия с семьей” нельзя путать с понятием “работа с родителями”, хот...

Тема: «Взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя»

Сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя направлено на решение трех основных задач: выявление детей, имеющих речевые нарушения; коррекции речевых нарушений; профилактики возникновения речевых нар...

Организация работы по взаимодействию и сотрудничеству ДОУ с семьями воспитанников.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников. Понятие “взаимодействия с семьей” нельзя путать с понятием “работа с родителями”, хотя второе является со...

Сообщение из опыта работы "Современные технологии взаимодействия и сотрудничества с семьей "

Работа с семьей является одним из приоритетным направлением моей работы. Для более ефективного взаимодействия мы в своей группе используем нетрадиционные фрмы работы с семьей....

Сообщение из опыта работы "Современные технологии взаимодействия и сотрудничества с семьей "

Работа с семьей является одним из приоритетным направлением моей работы. Для более ефективного взаимодействия мы в своей группе используем нетрадиционные фрмы работы с семьей....

Тренинг эффективного взаимодействия с непоседой "Как помочь себе и своему ребёнку"

Цель: Повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания гиперактивных детей и развитие эффективных навыков коммуникации с данной категорией детей....