Организация работы по взаимодействию и сотрудничеству ДОУ с семьями воспитанников.
статья по теме

Травкина Наталья Геннадьевна

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников. Понятие “взаимодействия с семьей” нельзя путать с понятием “работа с родителями”, хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь, при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_s_roditelyami.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность работы по взаимодействию и сотрудничеству ДОУ с семьями воспитанников - Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников. Понятие “взаимодействия с семьей” нельзя путать с понятием “работа с родителями”, хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь, при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников. Обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

 Основные направления взаимодействия и сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с родителями на основе структурно-функциональной модели.

Развитие системы дошкольного образования направлено на создание оптимальных условий для физического и психологического развития ребенка, обеспечивающих признание самоценности детства, успешный переход к обучению в школе. 

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.    

В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов, отличающийся личностно-ориентированным способом взаимодействия участников. Наша цель: организация нового культурно-образовательного пространства, где главной ценностью является личность ребенка и благополучная семья.

Осуществление этого требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, перехода к качественно новому содержанию образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать решению следующих задач:

  • выработке общей стратегии действий по развитию личности дошкольника,
  • формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.

В связи с этим актуализируется процесс поиска новых подходов к работе дошкольного учреждения с семьей и соответствующих форм деятельности, направленных на развитие личности ребенка, успешное введение его в новый социум.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников. Понятие “взаимодействия с семьей” нельзя путать с понятием “работа с родителями”, хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь, при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Предлагаемая структурно-функциональная модель взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с родителями условно состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.

Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.

Задачи, которые предстоит решать в этом блоке, определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К этим методам относятся:

  • опрос,
  • анкетирование,
  • патронаж,
  • интервьюирование,
  • наблюдение,
  • изучение медицинских карт
  • специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.

Второй блок условно назван практическим, потому что в нем содержится информация, направленная на решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием .

Формы и методы работы, которые будут использоваться медицинскими  работниками, специалистами, педагогами и психологами, зависит от той информации, которую они получили при анализе ситуации в рамках первого блока. Работа с родителями строится по двум взаимосвязанным направлениям.

Первое направление – просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или ному вопросу. Для решения вопросов могут использоваться разные формы:

наглядно-информационные

  • выпуск газет,
  • паспорт здоровья,
  • листы-памятки,
  • открытые занятия для родителей,
  • мини-библиотека,
  • информационные стенды,
  • дни открытых дверей,
  • выставка пособий,
  • библиотека игр и упражнений и т.д.

познавательные

  • практикумы,
  • индивидуальное и подгрупповое консультирование,
  • нетрадиционные родительские собрания,
  • устные журналы,
  • экскурсии;
  • видеотека,
  • аудиотека и т.д.    

Второе направление – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мнениями, идеями, чувствами.

С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые  вовлекли бы родителей и детей  в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с детьми.

Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела.

Соответственно решению данной задачи выбираются и формы взаимодействия:

  • игротеки,
  • выставки выходного дня,
  • театральная пятница,
  • встречи с интересными людьми,
  • праздники,
  • издание семейных газет,
  • журналов,
  • защита семейных проектов,
  • ведение домашних читательских дневников,
  • походы и многое другое.

К сожалению, формы и методы работы сами по себе не являются столь значимыми. За последние годы учеными и практиками разработано много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.

С целью  эффективного решения этой задачи в модель взаимодействия дошкольных учреждений с семьей был введен третий блок – контрольно-оценочный.

Контрольно-оценочный блок предполагает анализ эффективности мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада. (рис.4)

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, сразу после проведения того или иного мероприятия можно использовать:

  • опрос,
  • книги отзывов,
  • оценочные листы,
  • экспресс-диагностику и другие методы,
  • собеседование с детьми,
  • наблюдения,
  • не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.

В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Работа с моделью позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива как на уровне учреждения, так и на уровне отдельной группы детского сада.

Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребенка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.

В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к успеху, формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

И, наконец, последнее. Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям. Этому надо учиться…

Список литературы:

  1. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К. Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
  2. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей / [Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др.] – М.: Просвещение, 2005.
  3. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. // приложение к журналу “Управление ДОУ”. 2005, № 2.
  4. Лукина, Л.И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ: методическое пособие / Л.И. Лукина. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
  5. Никишина, И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях: методическое пособие / И.В. Никишина. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2007.
  6. Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, № 9.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации работы по взаимодействию с семьями воспитанников "Роль игры в речевом развитии ребёнка"

В презентации представлены цели и задачи работы ДОУ с семьёй, направления по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ, а также используемые формы работы с родителями как традиционные, так и ...

Организация музыкально-литературной гостиной «КАЛЕЙДОСКОП ИСКУССТВ» как форма взаимодействия музыкального руководителя ДОУ с семьями воспитанников

В настоящее время в новой социокультурной ситуации развития детства признается необходимость формирования личности через культуру и воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать, сохраня...

Программа взаимодействия с родителями «Инновационные формы сотрудничества воспитателя с семьями воспитанников подготовительной группы по календарно-тематическому планированию в условиях реализации ФГОС в ДОУ»

Сегодня в нашем обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует инновационных ресурсов.  Одним из ос...

План организации работы по взаимодействию с семьями воспитанников Тема: «Мамин праздник»

Приобщать родителей к участию в образовательном процессе; познакомить  со структурой прогулки и ее особенностями в зимний период...

План тематической проверки "Организация работы по взаимодействию с семьями воспитанников в рамках работы по ЗОЖ"

Цель: определить уровень организации взаимодействия с семьями воспитанников в рамках работы по ЗОЖ в ДОУ.     Задачи:Изучить состояние работы по проблеме, проанализировать систему ...

Доклад для родителей "Сотрудничество ДОО с семьями воспитанников: реализация системы взаимодействия в соответствии с требованиями ФГОС ДО"

            В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запро...