Организация музыкально-литературной гостиной «КАЛЕЙДОСКОП ИСКУССТВ» как форма взаимодействия музыкального руководителя ДОУ с семьями воспитанников
учебно-методический материал (старшая группа)

Лавлинская Наталья Витальевна

В настоящее время в новой социокультурной ситуации развития детства признается необходимость формирования личности через культуру и воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности культуры.Неслучайно Стандарт дошкольного образования расставляет новые акценты на процессы индивидуализации и социализации, направленных на формирование личности в процессе освоения культурного опыта и ориентирует педагогов на обогащение индивидуальных ресурсов личностного развития ребенка средствами культуры.С этих позиций особое внимание уделяется содержанию образования, которое направлено на развитие универсальных культурных умений, формирующихся на основе  культурных практик: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной творческой деятельности.Только в   творческом союзе со взрослыми и сверстниками, в процессе ознакомления с лучшими образцами литературы и музыкальной культуры, у дошкольников будет формироваться  эстетическое отношение к окружающему миру,  система эстетических и нравственных понятий в контексте музыкальных и литературных произведений, навыки позитивного общения, познание самого себя и других.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 37 «Ёлочка» г. Волжского

Волгоградской области»

(МДОУ д/с № 37)

ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ

«КАЛЕЙДОСКОП ИСКУССТВ»

КАК ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

 С  СЕМЬЯМИ  ВОСПИТАННИКОВ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

Музыкальный руководитель

Лавлинская Н.В.

Пояснительная записка :

Как отметил композитор Кобалевский: «Главной задачей  музыкального воспитания детей, является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие на весь духовный мир детей, прежде всего на их нравственность». В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

В настоящее время в новой социокультурной ситуации развития детства признается необходимость формирования личности через культуру и воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности культуры.

Неслучайно Стандарт дошкольного образования расставляет новые акценты на процессы индивидуализации и социализации, направленных на формирование личности в процессе освоения культурного опыта и ориентирует педагогов на обогащение индивидуальных ресурсов личностного развития ребенка средствами культуры.

С этих позиций особое внимание уделяется содержанию образования, которое направлено на развитие универсальных культурных умений, формирующихся на основе  культурных практик: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной творческой деятельности.

Вызов нового времени актуализировал создание оптимальных условий для обогащения социального опыта  дошкольников  в процессе освоения ценностей культуры.

Одним из средств формирования личностных качеств ребенка, его духовного мира является музыка и литература.

Приобщаясь к культурному музыкальному и литературному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный, культурный опыт поколений.

Поэтому, идеальной средой для формирования культурных умений, в силу своей эмоциональности является восприятие художественной литературы и   музыкально – творческая  деятельность в «музыкальной и литературной гостиной», как одной из форм культурных практик, в процессе которой происходит формирование духовно - нравственных качеств.

Именно поэтому в ДОУ возникла идея создания такой формы работы, как «музыкально-литературная гостиная», в которой  царит не только атмосфера непринужденности и свободы, творчества и успеха,   но и формируются культурные умения в процессе творческих встреч, основанных на восприятии литературы и музыкальных произведений.

Кроме того, «гостиная» уникальная возможность обеспечения единого пространства социокультурной преемственности между поколениями, основанном на  тесном  сотрудничестве взрослых и детей в процессе совместной познавательно творческой деятельности, дискуссий, активизирующего обучения.

Только в   творческом союзе со взрослыми и сверстниками, в процессе ознакомления с лучшими образцами литературы и музыкальной культуры, у дошкольников будет формироваться  эстетическое отношение к окружающему миру,  система эстетических и нравственных понятий в контексте музыкальных и литературных произведений, навыки позитивного общения, познание самого себя и других.

Тематика  гостиный рассчитана на детей от 4 до 7 лет. Предоставляемый материал в каждой гостиной состоит из четырёх блоков, который разработан с учетом новых подходов в рамках программно – методического комплекса: программы О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры», являющейся инновационной технологией, позволяющей возможность найти свой неповторимый путь к сердцу ребенка, посредством классической музыки; программой Т.Э.Тютинниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», направляет на развитие творческого воображения дошкольников, музыкальности через объединение различных ощущений  в процессе музицирования, способность к построению ассоциативных аналогий; «Ладушки» - программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста И.Каплуновой, И.Новоскольцевой отличающейся творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей, учитывающей  их индивидуальные особенности, обеспечивающей  создание атмосферы доверия и партнерства в различных видах музыкальной деятельности.

Подбор литературы осуществляется с учетом возрастных особенностей дошкольников и круга детского чтения, составляющих произведения разных жанров: фольклор, произведения русской и зарубежной классической литературы, произведения современной русской и зарубежной литературы. Большое внимание в организации творческих встреч в  гостиных уделяется  музыкально – художественному проектированию, в основе которого  составление оригинального сценария, отражающего смысл проводимого мероприятия. Сценарий, прежде всего,  обеспечивает включение в творческую деятельность максимального числа участников и создание непринуждённой творческой обстановки. Работа над сценарием предполагает  включение в деятельность педагогов – сотрудников, детей и родителей. Количество участников подобных мероприятий – не  превышает 25 – 30 человек, что обеспечивает индивидуально – личностный подход к участникам музыкальных гостиных.

Цель: создание условий для формирования культурных умений средствами восприятия литературы и музыкально – творческой деятельности всех участников в «музыкально-литературной гостиной».

Задачи:

  • Формировать представления об общепринятых культурных ценностях через лучшие образцы художественной литературы и музыкальной  культуры;
  •  Познакомить детей и взрослых с системой эстетических и нравственных понятий в контексте музыкальных  и литературных произведений;
  • В совместной творческой деятельности детей и воспитывающих взрослых  развивать индивидуальные особенности, обращая внимание на  оригинальность и уникальность   действий каждого ребенка;
  • Воспитывать интерес и любовь к классической и народной музыке;
  •  Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения;
  • Укреплять семейные традиции и семейные отношения в процессе культуротворческого диалога взрослых и детей.

Основные принципы музыкально-литературной гостиной «Калейдоскоп искусств»:

  1. Инновационный подход, связанный с развитием универсальных культурных умений в ходе освоения культурных практик, одними из которых является литературная и музыкальная гостиная в процессе органичного сочетания обучения и воспитания, основанных  на  текущих  и  перспективных  интересах ребенка, поведения и опыта.
  2. Формирование у ребенка различных представлений об окружающем мире через восприятие литературных произведений,  музыку отечественных и зарубежных композиторов.
  3. Формирование нравственных качеств личности в процессе интересной познавательной музыкально – творческой деятельности у детей, способность любить и понимать искусство, бережно относиться к окружающему миру.
  4. Организованное целенаправленное восхождение ребенка по ступеням культуры через формирование культурных ценностей и достижений человечества.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Месяц

Тема

Формы и содержание

Ответственные

Сентябрь

«Воспоминания о лете в музыке, живописи и поэзии»

1.Фотовыставка «Летние мгновенья».

2.Создание мультимедиа презентации «Лето в живописи и музыке».

3.Встреча в музыкально-литературной гостиной.

4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Воспитатели групп, родители.

Музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель, родители.

Воспитатели, музыкальный руководитель

Октябрь

«Осенняя пора – очей очарование»

1.Пленер в парке «Родина» «Под звуки осени».

2.Встреча в музыкально-литературной гостиной.

3.Выставка поделок из природного материала.

4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Воспитатели старших групп, музыкальный руководитель, родители.

Музыкальный руководитель,

воспитатели групп.

Музыкальный руководитель,

воспитатели групп.

Ноябрь

«Юбилею любимого поэта С.Я Маршака посвящается!»

1.Знакомство с интересными биографическими фактами, творчеством С.Я Маршака, разучивание произведений.

2.Встреча в музыкально-литературной гостиной «Детки в клетке» по произведениям Ш.К Сен-санса из цикла «Зоопарк».

3.Выставка рисунков по теме: «Усатый Полосатый».

4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Воспитатели старших групп, музыкальный руководитель, родители.

Музыкальный руководитель,

воспитатели групп.

Родители, музыкальный руководитель, воспитатели групп.

Декабрь

«Зима в шедеврах русских композиторов, художников и  поэтов»

1. Мастеркласс «Новогодняя игрушка своими руками».

2.Создание мультимедиа презентации «Зима в шедеврах русских композиторов, художников и  поэтов».

3.Встреча в музыкально-литературной гостиной по теме.

4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Воспитатели групп, музыкальный руководитель.

Музыкальный руководитель,

воспитатели групп.

Музыкальный руководитель,

воспитатели групп.

Январь

«Зима в шедеврах зарубежных композиторов, художников и  поэтов»

1.Фотовыставка «Семейное Новогодье».

2.Создание мультимедиа презентации «Зима в шедеврах зарубежных композиторов, художников и  поэтов».

3.Встреча в музыкально-литературной гостиной по теме.

4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Воспитатели и родители всех групп.

Музыкальный руководитель,

воспитатели групп.

Родители, музыкальный руководитель.

Музыкальный руководитель,

воспитатели групп.

Февраль

«Зима в шедеврах современных композиторов, художников и  поэтов»

1.Создание семейных коллажей с применением различных техник. Выставка.

2.Создание мультимедиа презентации «Зима в шедеврах современных композиторов, художников и  поэтов».

3.Встреча в музыкально-литературной гостиной по теме.

4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Родители и воспитатели старших групп, музыкальный руководитель.

Музыкальный руководитель,

воспитатели групп, родители.

Музыкальный руководитель,

воспитатели групп.

Март

«Детская игрушка в музыке, живописи и поэзии»

1.Выставка рисунков «Любимая игрушка».

2. Встреча в музыкально-литературной гостиной. Детская музыка в творчестве композитора А.Т. Гречанинова, цикл произведений «Детский альбом» с иллюстрациями современных художников.

3.Литературные встречи. Посещение библиотеки №2.

4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Родители, воспитатели всех групп, музыкальный руководитель.

Музыкальный руководитель,

воспитатели групп.

Музыкальный руководитель,

воспитатели групп.

Воспитатели старших групп, музыкальный руководитель.

Апрель

«Птичий гомон»

1.Пленер в парке «Родина» «Слушаем птиц, рисуем птиц».

2.Встреча в музыкально-литературной гостиной «Музыка рассказывает о птицах» с использованием произведений литературы и живописи по теме.

3.Выставка поделок из природного материала.

4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Воспитатели старших групп, музыкальный руководитель, родители.

Музыкальный руководитель,

воспитатели групп, родители.

Родители, воспитатели групп.

Музыкальный руководитель,

воспитатели групп.

Май

«Зовёт нас музыка Победы»

1.Экскурсия и возложение цветов к мемориальному комплексу.

2.Встреча в музыкально-литературной гостиной по теме «Стихи и песни Войны».

3.Акция «Георгиевская ленточка» изготовление поздравительных открыток для ветеранов Войны и детей военного времени.

4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Воспитатели старших групп, музыкальный руководитель, родители.

Родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

 Музыкальный руководитель,

воспитатели групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность и современные формы взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников.

Материал для ознакомления с разнообразными формами и методами работы музыкального руководителя с родителями...

Проект "Инновационные формы взаимодействия музыкальных руководителей со специалистами ДОУ, семьями воспитанников, общественными организациями"

Проект "Инновационные формы взаимодействия музыкальных руководителей  со специалистами ДОУ, семьями воспитанников, общественными организациями"...

Успешные формы взаимодействия музыкального руководителя и семей воспитанников

laquo;Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их  известным педмини...

ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ НАШЕЙ СЕМЬИ» КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

laquo;ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ НАШЕЙ СЕМЬИ» КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ     В современном мире, важным аспектом деятельности музыка...

Консультация для родителей "Успешные формы взаимодействия музыкального руководителя и семей воспитанников"

Успешные формы  взаимодействия  музыкального руководителя и семей воспитанниковДетство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется р...

Презентация. Современные формы взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников.

Современные формы взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников....

Форма взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников (статья)

Детский сад – учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педаго...