Главные вкладки

    Организация музыкально-литературной гостиной «КАЛЕЙДОСКОП ИСКУССТВ» как форма взаимодействия музыкального руководителя ДОУ с семьями воспитанников
    учебно-методический материал (старшая группа)

    Лавлинская Наталья Витальевна

    В настоящее время в новой социокультурной ситуации развития детства признается необходимость формирования личности через культуру и воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности культуры.Неслучайно Стандарт дошкольного образования расставляет новые акценты на процессы индивидуализации и социализации, направленных на формирование личности в процессе освоения культурного опыта и ориентирует педагогов на обогащение индивидуальных ресурсов личностного развития ребенка средствами культуры.С этих позиций особое внимание уделяется содержанию образования, которое направлено на развитие универсальных культурных умений, формирующихся на основе  культурных практик: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной творческой деятельности.Только в   творческом союзе со взрослыми и сверстниками, в процессе ознакомления с лучшими образцами литературы и музыкальной культуры, у дошкольников будет формироваться  эстетическое отношение к окружающему миру,  система эстетических и нравственных понятий в контексте музыкальных и литературных произведений, навыки позитивного общения, познание самого себя и других.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад  № 37 «Ёлочка» г. Волжского

    Волгоградской области»

    (МДОУ д/с № 37)

    ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ

    «КАЛЕЙДОСКОП ИСКУССТВ»

    КАК ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

     С  СЕМЬЯМИ  ВОСПИТАННИКОВ

    СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

    Музыкальный руководитель

    Лавлинская Н.В.

    Пояснительная записка :

    Как отметил композитор Кобалевский: «Главной задачей  музыкального воспитания детей, является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие на весь духовный мир детей, прежде всего на их нравственность». В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

    В настоящее время в новой социокультурной ситуации развития детства признается необходимость формирования личности через культуру и воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности культуры.

    Неслучайно Стандарт дошкольного образования расставляет новые акценты на процессы индивидуализации и социализации, направленных на формирование личности в процессе освоения культурного опыта и ориентирует педагогов на обогащение индивидуальных ресурсов личностного развития ребенка средствами культуры.

    С этих позиций особое внимание уделяется содержанию образования, которое направлено на развитие универсальных культурных умений, формирующихся на основе  культурных практик: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной творческой деятельности.

    Вызов нового времени актуализировал создание оптимальных условий для обогащения социального опыта  дошкольников  в процессе освоения ценностей культуры.

    Одним из средств формирования личностных качеств ребенка, его духовного мира является музыка и литература.

    Приобщаясь к культурному музыкальному и литературному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный, культурный опыт поколений.

    Поэтому, идеальной средой для формирования культурных умений, в силу своей эмоциональности является восприятие художественной литературы и   музыкально – творческая  деятельность в «музыкальной и литературной гостиной», как одной из форм культурных практик, в процессе которой происходит формирование духовно - нравственных качеств.

    Именно поэтому в ДОУ возникла идея создания такой формы работы, как «музыкально-литературная гостиная», в которой  царит не только атмосфера непринужденности и свободы, творчества и успеха,   но и формируются культурные умения в процессе творческих встреч, основанных на восприятии литературы и музыкальных произведений.

    Кроме того, «гостиная» уникальная возможность обеспечения единого пространства социокультурной преемственности между поколениями, основанном на  тесном  сотрудничестве взрослых и детей в процессе совместной познавательно творческой деятельности, дискуссий, активизирующего обучения.

    Только в   творческом союзе со взрослыми и сверстниками, в процессе ознакомления с лучшими образцами литературы и музыкальной культуры, у дошкольников будет формироваться  эстетическое отношение к окружающему миру,  система эстетических и нравственных понятий в контексте музыкальных и литературных произведений, навыки позитивного общения, познание самого себя и других.

    Тематика  гостиный рассчитана на детей от 4 до 7 лет. Предоставляемый материал в каждой гостиной состоит из четырёх блоков, который разработан с учетом новых подходов в рамках программно – методического комплекса: программы О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры», являющейся инновационной технологией, позволяющей возможность найти свой неповторимый путь к сердцу ребенка, посредством классической музыки; программой Т.Э.Тютинниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», направляет на развитие творческого воображения дошкольников, музыкальности через объединение различных ощущений  в процессе музицирования, способность к построению ассоциативных аналогий; «Ладушки» - программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста И.Каплуновой, И.Новоскольцевой отличающейся творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей, учитывающей  их индивидуальные особенности, обеспечивающей  создание атмосферы доверия и партнерства в различных видах музыкальной деятельности.

    Подбор литературы осуществляется с учетом возрастных особенностей дошкольников и круга детского чтения, составляющих произведения разных жанров: фольклор, произведения русской и зарубежной классической литературы, произведения современной русской и зарубежной литературы. Большое внимание в организации творческих встреч в  гостиных уделяется  музыкально – художественному проектированию, в основе которого  составление оригинального сценария, отражающего смысл проводимого мероприятия. Сценарий, прежде всего,  обеспечивает включение в творческую деятельность максимального числа участников и создание непринуждённой творческой обстановки. Работа над сценарием предполагает  включение в деятельность педагогов – сотрудников, детей и родителей. Количество участников подобных мероприятий – не  превышает 25 – 30 человек, что обеспечивает индивидуально – личностный подход к участникам музыкальных гостиных.

    Цель: создание условий для формирования культурных умений средствами восприятия литературы и музыкально – творческой деятельности всех участников в «музыкально-литературной гостиной».

    Задачи:

    • Формировать представления об общепринятых культурных ценностях через лучшие образцы художественной литературы и музыкальной  культуры;
    •  Познакомить детей и взрослых с системой эстетических и нравственных понятий в контексте музыкальных  и литературных произведений;
    • В совместной творческой деятельности детей и воспитывающих взрослых  развивать индивидуальные особенности, обращая внимание на  оригинальность и уникальность   действий каждого ребенка;
    • Воспитывать интерес и любовь к классической и народной музыке;
    •  Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения;
    • Укреплять семейные традиции и семейные отношения в процессе культуротворческого диалога взрослых и детей.

    Основные принципы музыкально-литературной гостиной «Калейдоскоп искусств»:

    1. Инновационный подход, связанный с развитием универсальных культурных умений в ходе освоения культурных практик, одними из которых является литературная и музыкальная гостиная в процессе органичного сочетания обучения и воспитания, основанных  на  текущих  и  перспективных  интересах ребенка, поведения и опыта.
    2. Формирование у ребенка различных представлений об окружающем мире через восприятие литературных произведений,  музыку отечественных и зарубежных композиторов.
    3. Формирование нравственных качеств личности в процессе интересной познавательной музыкально – творческой деятельности у детей, способность любить и понимать искусство, бережно относиться к окружающему миру.
    4. Организованное целенаправленное восхождение ребенка по ступеням культуры через формирование культурных ценностей и достижений человечества.

    КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    Месяц

    Тема

    Формы и содержание

    Ответственные

    Сентябрь

    «Воспоминания о лете в музыке, живописи и поэзии»

    1.Фотовыставка «Летние мгновенья».

    2.Создание мультимедиа презентации «Лето в живописи и музыке».

    3.Встреча в музыкально-литературной гостиной.

    4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

    Воспитатели групп, родители.

    Музыкальный руководитель

    Музыкальный руководитель, родители.

    Воспитатели, музыкальный руководитель

    Октябрь

    «Осенняя пора – очей очарование»

    1.Пленер в парке «Родина» «Под звуки осени».

    2.Встреча в музыкально-литературной гостиной.

    3.Выставка поделок из природного материала.

    4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

    Воспитатели старших групп, музыкальный руководитель, родители.

    Музыкальный руководитель,

    воспитатели групп.

    Музыкальный руководитель,

    воспитатели групп.

    Ноябрь

    «Юбилею любимого поэта С.Я Маршака посвящается!»

    1.Знакомство с интересными биографическими фактами, творчеством С.Я Маршака, разучивание произведений.

    2.Встреча в музыкально-литературной гостиной «Детки в клетке» по произведениям Ш.К Сен-санса из цикла «Зоопарк».

    3.Выставка рисунков по теме: «Усатый Полосатый».

    4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

    Воспитатели старших групп, музыкальный руководитель, родители.

    Музыкальный руководитель,

    воспитатели групп.

    Родители, музыкальный руководитель, воспитатели групп.

    Декабрь

    «Зима в шедеврах русских композиторов, художников и  поэтов»

    1. Мастеркласс «Новогодняя игрушка своими руками».

    2.Создание мультимедиа презентации «Зима в шедеврах русских композиторов, художников и  поэтов».

    3.Встреча в музыкально-литературной гостиной по теме.

    4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

    Воспитатели групп, музыкальный руководитель.

    Музыкальный руководитель,

    воспитатели групп.

    Музыкальный руководитель,

    воспитатели групп.

    Январь

    «Зима в шедеврах зарубежных композиторов, художников и  поэтов»

    1.Фотовыставка «Семейное Новогодье».

    2.Создание мультимедиа презентации «Зима в шедеврах зарубежных композиторов, художников и  поэтов».

    3.Встреча в музыкально-литературной гостиной по теме.

    4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

    Воспитатели и родители всех групп.

    Музыкальный руководитель,

    воспитатели групп.

    Родители, музыкальный руководитель.

    Музыкальный руководитель,

    воспитатели групп.

    Февраль

    «Зима в шедеврах современных композиторов, художников и  поэтов»

    1.Создание семейных коллажей с применением различных техник. Выставка.

    2.Создание мультимедиа презентации «Зима в шедеврах современных композиторов, художников и  поэтов».

    3.Встреча в музыкально-литературной гостиной по теме.

    4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

    Родители и воспитатели старших групп, музыкальный руководитель.

    Музыкальный руководитель,

    воспитатели групп, родители.

    Музыкальный руководитель,

    воспитатели групп.

    Март

    «Детская игрушка в музыке, живописи и поэзии»

    1.Выставка рисунков «Любимая игрушка».

    2. Встреча в музыкально-литературной гостиной. Детская музыка в творчестве композитора А.Т. Гречанинова, цикл произведений «Детский альбом» с иллюстрациями современных художников.

    3.Литературные встречи. Посещение библиотеки №2.

    4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

    Родители, воспитатели всех групп, музыкальный руководитель.

    Музыкальный руководитель,

    воспитатели групп.

    Музыкальный руководитель,

    воспитатели групп.

    Воспитатели старших групп, музыкальный руководитель.

    Апрель

    «Птичий гомон»

    1.Пленер в парке «Родина» «Слушаем птиц, рисуем птиц».

    2.Встреча в музыкально-литературной гостиной «Музыка рассказывает о птицах» с использованием произведений литературы и живописи по теме.

    3.Выставка поделок из природного материала.

    4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

    Воспитатели старших групп, музыкальный руководитель, родители.

    Музыкальный руководитель,

    воспитатели групп, родители.

    Родители, воспитатели групп.

    Музыкальный руководитель,

    воспитатели групп.

    Май

    «Зовёт нас музыка Победы»

    1.Экскурсия и возложение цветов к мемориальному комплексу.

    2.Встреча в музыкально-литературной гостиной по теме «Стихи и песни Войны».

    3.Акция «Георгиевская ленточка» изготовление поздравительных открыток для ветеранов Войны и детей военного времени.

    4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

    Воспитатели старших групп, музыкальный руководитель, родители.

    Родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

     Музыкальный руководитель,

    воспитатели групп.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Традиционные и инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя Гордеевой Ирины Юрьевны и родителей воспитанников

    «Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе». В....

    Современные формы взаимодействия музыкального руководителя с семьей

    Современные формы взаимодействия музыкального руководителя с семьей...

    Традиционные и инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя и родителей воспитанников

    Традиционные и инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя и родителей воспитанников...

    «Современные формы взаимодействия музыкального руководителя и родителей в организации культурно-досуговой деятельности дошкольников»

    laquo;Современные формы взаимодействия музыкального руководителя и родителей в организации культурно-досуговой деятельности дошкольников»...

    Актуальность и современные формы взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников.

    Материал для ознакомления с разнообразными формами и методами работы музыкального руководителя с родителями...

    Проект "Инновационные формы взаимодействия музыкальных руководителей со специалистами ДОУ, семьями воспитанников, общественными организациями"

    Проект "Инновационные формы взаимодействия музыкальных руководителей  со специалистами ДОУ, семьями воспитанников, общественными организациями"...