роль колыбельной песни
консультация на тему

 Материал для родительских уголков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon консультация44 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЬКИХ УГОЛКОВ

РОЛЬ КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ

     Народная педагогика по-другому называется семейная или родительская педагогика.

    Именно с маминого нежного голоса, её  мягких тёплых рук начинается для ребёнка открытие мира и постижение самого себя в этом огромном, пугающем своей неизвестности пространстве. В психике маленького ребёнка происходит зачастую неосмысленное восприятие таких представлений о себе: я есть и любим, я защищён, я хороший, я сам, я хочу, я должен и т.д.

     Первым педагогическим произведением у человечества была КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ. Её прямая функция – успокоить, убаюкать маленького ребёнка. Мудрый народ, не знакомый,  с основами психологии, путём многолетних наблюдений понял, что сделать это можно не бурной, удалой песней, а тихой, монотонной, умиротворяющей мелодией. Так создавалась форма для колыбельной песни.

     Материнские чувства подсказали, каким должно быть её содержание, - здесь отражается всё, что есть в душе матери лучшего, возвышенного, здесь высказываются материнские надежды и  пожелание видеть своего дитя добрым, справедливым, красивым духовно и физически. Эти извечные материнские мечты высказываются такими нежными, идущими от любящего сердца словами, что придают колыбельной песне ни с чем не сравнимую воспитательную силу.

     Попробуйте разучить и спеть эти песенки самым маленьким детям. Однако спросите у своих трёх-, пятилетних детей, хотели бы они послушать мамину колыбельную песню перед сном? Думается, что в условиях естественного дефицита времени у работающих родителей, тем не менее, всегда найдётся несколько минут для интимного общения с ребёнком.

Я качаю день и ночь,                                                  Баюшки, баю, баю,

Отойди, бессонье, прочь!                                         Живёт барин на краю.

Отойди да отвались,                                               Он не скуден, не богат,

В тёмном лесе заблудись,                                        Много у него ребят.

В тёмном лесе, во кустах,                                      Все по лавочкам сидят,

Во малиновых листах.  

Кашу масляну едят.                                                Баю, баю, зыбаю,            

Ложки крашеные.                                                  Отец ушёл за рыбою,

Каша масляная,                                                     Мать ушла пелёнки мыть                                                                

Ложка гнётся,                                                      Дедушка – дрова рубить.                                                                

Сердце бьётся,                                                     А бабушка – уху варить,                                                                

Душа радуется.                                                                 Тебя, Славочка, кормить

     ПРИБАУТКИ – маленькие смешные рассказы, сказочки или выражения, придающие речи юмористический оттенок. Ведение фантастических элементов, небыличного материала, когда утки могут играть в дудки, таракан дрова рубить способствует развитию воображения, фантазии, способности взглянуть на вещи с необычной стороны. Так зарождается оригинальность мышления, что лежит в основе любой творческой деятельности. Однако воображение творит свой мир не в отрыве от реальности, а на её основе. И здесь опять ясно выступают те человеческие качества, которые либо одобряются, либо порицаются обществом. Характерным примером служит известная всем прибаутка:

Тили, тили, тили, бом!

Загорелся кошкин дом.

Кошка выскочила, глаза выпучила.

Бежит курица с ведром,

Заливает кошкин дом,

А собачка только лает

Ничего не помогает.

     Попробуйте прочитать детям эти прибаутки и обсудите с  ними происходящие в них события, но так, чтобы при этом на мир и жизнь каждого существа, выведенного в прибаутках (птица, зверь, насекомое), были перенесены людские связи и отношения

Котя - коток,                                          Уж как шла лиса по тропке,

Кудрявенький лобок!                               Нашла грамотку в охлопке.

Сидит котя у ворот,                              Она по лесу ходила,

К себе милую ждёт.                               Громким голосом  вопила,

Кошечка – в окошечке,                           Лиса лычки драла,

Кошурки – в печурочке,                          Лиса лапотки плела.

Котятки – в подлавке.                           Вот и села на пенёк

-А кто у нас большой?                            И читала весь денёк:

А кто у нас меньшой?                             Будто небо провалится

-Мы все подрастём,                                И земля загорится –

За мышами пойдём;                                Лисе негде будет жить!

Один дедушка кот                                  И пришлось с горя топить.

Будет дома сидеть

Да на печке лежать,

Нас с добром поджидать.

ПОЙТЕ  ВМЕСТЕ  С  ДЕТЬМИ.

       В старину не было ни одного народного, а чаще всего календарного праздника, в котором дети не распевали бы ПЕСЕНКИ – ЗАКЛИЧКИ.          

     К сожалению, они наименее известны в детской среде, кроме пресловутой «Божьей коровки». Заклички были не только приурочены к какому-нибудь празднику, но и исполнялись в случаях, когда нужен был дождь, или, наоборот, требовалось вёдро.

Дождик, дождик, пуще!                                        

Я вынесу гущи,                                                      

Хлеба краюшку,                                                      

Пирога горбушку,                                                  

Дождик, дождик, припусти,

 Побежим мы за кусты!

За кустами гуща,

 А ты, дождик, пуще!

Дождик, дождик, лей, лей,                                    Пеки, пеки, солнышко,

Никого не жалей -                                                  Красное вёдрышко!

Ни берёз, ни тополей!                                            Рано – рано играй,

Дождик, дождик, посильней,                                Своих деток согревай!

Чтобы травка зеленей!                                         Твои детки плачут,

Вырастут цветочки                                              По камушкам скачут!

И зелёные листочки!

Солнышко, снарядись!                                            Ай, радуга – дуга,

Красное покажись!                                                 Не давай дождя,

Выходи из-за тучи,                                                 Давай солнышко,

Дам орехов кучу!                                                    Красное  вёдрышко –

                                                                                 К нам в окошечко!

     

РОЛЬ  ФОЛЬКЛОРА

     Детям ещё не недоступно в полной  объёме понятие о Родине, но именно в детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это близкие люди и, прежде всего, - мать. Это те сказки, стихи, песни, которые он слышит и считает интересными и красивыми, ибо так считают уважаемые им взрослые и сверстники. От того, что он слышит и видит в детстве, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему миру. Фольклор является школой социального опыта и даёт ребенку возможность всесторонне познать действительность, историю, национальные особенности труда и быта своего народа, его нравы и обычаи, черты характера. Первые впечатления об этом возникают при использовании в педагогическом процессе понятных и близким детям потешек, попевок, закличек, плясовых мелодий, игровых песенок, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа. В них также прослеживается поклонение человека труду, - в тех промыслах и занятиях, которые  свойственны данной местности; есть элементы нравственного и эстетического воспитания. Создатели народной музыки пели о нелёгких  условиях жизни людей, о повадках птиц и животных, о взаимоотношениях человека и мира природы, воспевали силу взаимовыручки и совместного труда. Известно, что природа музыкального фольклора имеет импровизированную основу и сочетает в себе музыку, поэзию и пластику движений. Всё это, вследствие индивидуальности оттенков переживаний и мироощущения  человека, открывало дорогу бесчисленным и богатым вариациям существующих тем, мелодий, фигур хороводов и т.п. Всё это близко эмоциональной, жаждущей двигательной активности, натуре ребёнка. Его личности развивается и формируется в деятельности. Игра является её индивидуальной основой. Через игры формировалось детское художественно-образное мышление. Они способствуют развитию самостоятельности, творческой активности. Народные игры в какой-то степени и по сей день являются школой жизненного опыта, накопленного предыдущими поколениями, школой усвоения обычаев и традиций национальной культуры.

     Народные игры являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей!

Использованная литература:

  1. Аникин В.П. Детский фольклор. – Л., 1983
  2. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. М., 2005
  3. Данилина Г.Н. История и культура России – дошкольнику. – М., 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия «Колыбельной песни добрый свет»

Ознаколмение с фольклорными  формами народного творчества....

"О важности колыбельной песни"

Первой встретить ребенка в этом мире, призвана колыбельная песня - удивительный дар прошлого. Созданная в далеких веках, передаваясь из поколение в поколение, она дошла и до нашего времени. Ведь древн...

ПЕСНИ НЕЖНОСТИ. Колыбельные песни.

ПЕСНИ НЕЖНОСТИВ данной статье рассмотрено на сколько важно влияние музыки на эмоциональное состояние ребенка. Особенно в раннем детстве, когда формируется внутренний мир ребенка....

Образовательная область “Развитие речи”. Тема занятия: “Знакомство с колыбельной песней”. Название занятия: “Колыбельной песни свет”.

Занятие проведено с детьми в первой младшей группе от 2 до 3 лет. Состав группы составляет 21 человек. Дети группы имеют ровное психо-эмоциональное развитие. Большое внимание в работе уделяется развит...

В картотеке собраны песни для детей по темам: ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ, ПЕСНИ О РОДИНЕ, ПЕСНИ О СОЛДАТАХ, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ О ТРУДЕ.

В картотеке собраны песни для детей по темам:  ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ,...

Презентация к активному занятию с родителями "Ласковая песня. Колыбельная песня"

Презентация к активному занятию с родителями "Ласковая песня. Колыбельная песня"...

Анкета для родителей второй младшей группы по теме "Ласковая песня. Колыбельная песня."

Анкета для родителей второй младшей группы по теме "Ласковая песня. Колыбельная песня."...