Психологическая готовность к школе . Консультация для родителей.
консультация (подготовительная группа) на тему

Мережко Татьяна Владимировна

Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко единственное условие. Одним из самых необходимых компонентов является психологическая готовность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_gotovnost_k_shkole.docx849.1 КБ

Предварительный просмотр:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0425/00003ebc-b538caf6/hello_html_m1d3e3a18.jpg

Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность обучения первоклассника.

 Психологическая готовность к школе включает: 
1) мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации;
2) определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя;
3) определенный уровень интеллектуального развития -  владение ребенком простыми операциями обобщения;
4) хорошее развитие фонематического слуха.
1. Мотивационная готовность к учению  
Это значит, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое. Но поскольку учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания. Это возможно, когда ребенок понимает, что он ученик, знает обязанности ученика, а также старается хорошо их выполнять. Очень важно развивать познавательную потребность у ребенка. Поэтому очень важно отвечать на вопросы маленьких почемучек, как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры. Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Предложенная вами помощь поможет малышу справиться с трудным занятием и одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть трудное дело. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получится. Такое общение с ребенком, как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту поступления последнего в школу. 
2. Определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя.
Под произвольным поведением понимается сознательно контролируемое целенаправленное поведение, то есть осуществляемое в соответствии с определенной целью, или образованным самим человеком намерением.
В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок:
- не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;
- не умеет работать по правилу;
- не умеет работать по образцу;
- нарушает дисциплину.http://pandia.ru/text/78/487/images/image001_37.jpg

Развитие произвольного поведения прямо зависит от развития мотивационной сферы ребенка. В основном не слушают учителя на уроках те дети, которым в школе не интересно и кому безразлично, как их оценивает учитель. 
Многие первоклассники  не справляются с работой по образцу. А на неё в основном опирается обучение в первом классе.  Одна из причин нежелание выполнять трудные малопривлекательные задания, безразличие к оценке своего труда, а  другая  - нет опыта в этом виде деятельности( складывание кубиков с рисунками, мозаики, пазлов по образцу, срисовывание рисунков, конструирование по образцу).
О
сновные проблемы с работой по правилу возникают у первоклассников, не игравших до школы в игры с правилами, когда учитель задает некое правило, которое затем надо применять в работе. 
3. Определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения.
Обобщение позволяет человеку сравнивать различные предметы, выделять в них нечто общее, одновременно учитывая их различия. На основе обобщения проводится классификация, то есть выделение какого-то класса объектов, которым присущи общие свойства, для которых применимы общие правила работы с ними (например, решение задач того или другого типа).
От процесса обобщения зависит обучаемость ребенка. Обучаемость включает в себя два этапа интеллектуальных операций.https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0425/00003ebc-b538caf6/hello_html_m1d3e3a18.jpghttps://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=882981b872aa7558bfd177af398f6bfe-l&n=13

1)  усвоение нового правила работы (решение задачи и т.д.);

2) - перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап невозможен без умения обобщать.
Обобщение развивается в процессе познания ребенком свойств различных предметов.
Для развития обобщения с детьми необходимо играть в развивающие игры типа лото. По ходу таких игр ребенок усваивает различные понятия и учится классифицировать предметы. При этом существенно расширяется его кругозор и представления о мире.
Развитию обобщения способствует составление ребенком рассказа по последовательным сюжетным картинкам, а также пересказ прочитанного ему художественного произведения. 
4. Хорошее развитие фонематического слуха.
Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен различать отдельные звуки в слове , различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные и т.д.  Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова.
 Если ребенок хочет учиться, старательно выполняет все требования учителя, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему:"Психологическая готовность к школе"

Ребенок идет в школу, сколько волнений! Ведь школа- это шаг в будущее для ребенка и его родителей. Для родителей- это еще и сплошные проблемы. Ту ли выбрали школу? Кто будет отводить и забирать ребенк...

Готовность к школе. Консультация для родителей.

Консультация для родителей, на что обратить внимание при поступлении в школу. Если  ребенок читает и пишет, то это не значит, что ребенок готов к школе. Дошкольник должен уметь общаться со сверст...

Тематическая консультация для родителей «Что такое психологическая готовность к школе?»

Тематическая консультация для родителей «Что такое психологическая готовность к школе?» Цель:- дать знания родителям о том, что такое готовность ребенка к школьному обучению;- проинфор...

Психологическая готовность к школе(консультация для родителей)

Основные аспекты психологической готовности к школе, мотивационная готовность, уровни произвольности поведения, памятки для родителей, анкеты для родителей. Можно использовать для консультаций, родите...

"Психологическая готовность к школе" Консультация родителей.

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

Консультация для родителей "Мой ребенок к школе готов! Социально - психологическая готовность к школе"

Консультация для родителей "Мой ребенок к школе готов! Социально - психологическая готовность к школе"...

Готовность к школе консультация для родителей

Готовность к школеконсультация для родителей...