"БЕРЕГИТЕ ДЕТЕЙ. НЕМНОГО О ПЕРЕГРУЗКАХ"
статья на тему

Смирнова Екатерина Валерьевна

БЕРЕГИТЕ ДЕТЕЙ.  НЕМНОГО О ПЕРЕГРУЗКАХ

Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Науч­ного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% среди контингента детей, поступающих в школу.

Результаты разных исследований свидетельствуют о том, что со­временное состояние здоровья детей дошкольного и младшего школь­ного возраста характеризуется следующими тенденциями: распрост­раненность функциональных отклонений достигает более 70%, хрони­ческих заболеваний — 50%, физиологической незрелости — 60%. Бо­лее 20% детей имеют дефицит массы тела. У детей с морфофункциональными отклонениями ведущими являются нарушения опорно-дви­гательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищева­рения, аллергические заболевания. Среди хронической патологии до­школьников наиболее распространены заболевания костно-мышечной, нервной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания кожи. У 60—70% детей дошкольного возраста и школьного возраста отмечается кариес зубов. Каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет сниженную остроту зрения.

Во многом это происходит исходя из «школьной логики» родителей.  Происходит подмена целей и задач развития ребенка в дошкольном возрасте целями и задачами школьного обуче­ния. Такой подход базируется на ложном представлении родителей о том, что если ребенок уже в детском саду овла­деет чтением, письмом, арифметическими действиями и т. п., то это, якобы, обеспечит ему успешность в школьном обучении. В ряде слу­чаев ситуация усугубляется негативной практикой отбора детей в пер­вый класс на основе неправомерных требований учителей к объему знаний ребенка при его поступлении в школу. Педагоги детских са­дов, реагируя на соответствующие запросы родителей и учителей, стремятся дать своим воспитанникам как можно больший запас зна­ний, который зачастую заимствуется из школьной программы. Такая учебная нагрузка приводит к резкому снижению работо­способности большинства детей.

Кроме этого, некоторые роди­тели стремятся обеспечить своим детям дополнительное образова­ние — посещение музыкальной школы, кружка или секции после пребывания в детском саду или в выходные дни. Такие занятия могут служить фактором риска для здоровья ребенка, осо­бенно если он страдает какими-либо хроническими заболеваниями.  Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции) недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон; их количество в неделю не должно превы­шать двух. Продолжительность этих занятий не должна превышать 20—25 минут, участие ребенка более чем в двух дополнительных занятиях нецелесообразно.

Как показывают наблюдения научных сотрудников НИИ гигиены и охра­ны здоровья детей и подростков, в досуге маленьких детей все больше времени занимает просмотр телепередач, особенно в выходные дни. При этом родители  далеко не всегда осознают негативные последствия длительного просмотра ребенком телепере­дач, зачастую адресованных взрослым.  Необходимо понимать, что просмотр телепередач для ребенка — не только большая зрительная, но и психоэмоциональ­ная нагрузка. Зрительная нагрузка такого рода связана с напряже­нием глаз, и ее необходимо регламентировать следующим образом. В дни посещения ДОУ просмотр телепередач для детей следует ог­раничить до 15 минут, а в выходные — до получаса. Более длительные просмотры перегружают нервную систему ребенка, мешают ему заснуть. Большое значение имеют также условия просмотра. Дети неред­ко любят располагаться близко от экрана. Оптимальное расстояние для зрения — 2,0—5,5 м от экрана. Детям следует сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. Освещение при этом может быть как естествен­ным, так и искусственным. Однако свет не должен попадать в глаза, а источники света не должны отражаться на экране телевизора.

Особого внимания требуют игры с использо­ванием компьютеров.

Игры  с использованием компьютеров для детей 5—6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю. Продолжительность не­прерывной работы с компьютером — не более 10 минут. Для сниже­ния утомляемости под воздействием компьютерных занятий чрезвы­чайно важна гигиенически рациональная организация рабочего места за компьютером: соответствие мебели росту ребенка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности.  Компью­терная техника обязательно должна иметь гигиеническое за­ключение (сертификат), подтверждающее ее безопасность для детей. Как показывают данные научных исследований, в начальный период взаимодействия детей с компьютером (6 недель) целесооб­разно проводить специальные занятия, направленные на развитие точности и координации движений (в том числе тонких движений кисти), а также на развитие памяти и внимания (физические уп­ражнения, подвижные и настольные игры). Такие занятия повы­шают эффективность формирования у детей навыков по управле­нию компьютером, сокращают время их освоения.

Необходимо в течение дня обеспечивать баланс разных ви­дов активности детей — умственной, физической, а также разных видов детской деятельности, среди которых преобладающей высту­пает игра. При этом среди общего времени занятий следует отво­дить 50% занятиям, требующим от детей умственного напряжения, остальные 50% должны составлять занятия эстетического и физ­культурно-оздоровительного цикла. Среди последних предпочте­ние следует отдавать двигательно-активным формам деятельности детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Берегите детей"

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ- важнейшая задача педагогических коллективов дошкольных учреждений и родителей, в связи с этим остро встает вопрос о ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА....

Берегите детей

Очень милое стихотворение. К сожалению не знаю его автора. Трогает родителей до глубины души. Подходит для родительского собрания, возможно, для напутственного слова на выпускном...

Берегите детям зубки!

Информация для стенда "Здоровье"...

Расскажем детям. Олимпийские игры Сочи 2014. Книга для детей: немного истории о зимних видах спорта. Стихи.

Олимпийские игры - крупнейшие спортивные соревнования нашего времени. Олимпийские игры проводятся раз в четыре года. Они объединяют спортсменов-олимпийцев всех стран в честных и равноправных сор...

Консультация «Грипп: берегите ДЕТЕЙ!»

Поскольку вирус гриппа легко передается воздушно-капельным путем, то особенно уязвимы к действию вируса дети. Грипп опаснее, чем кажется. Большинство людей склонны недооценивать опасность гриппа....

Берегите детей! Памятка по профилактике выпадения детей из окон.

Падение из окна — является одной из основных причин детскоготравматизма и смертности, особенно в городах. Дети очень уязвимы передраскрытым окном из-за естественной любознательности.Чтобы избежа...