Консультация для родителей." Пальчиковые игры для общего развития детей".
консультация на тему

Галина Сергеевна Осийчук

"Пальчиковые игры для общего развития малышей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_palchikovyh_igr.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Групповая консультация для родителей

«Пальчиковые игры для общего развития малышей»


«Рука-это инструмент всех инструментов», -сказал еще Аристотель. «Рука-это своего рода внешний мозг»,- писал Кант. Жан-Жак Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях ребенка: « …он хочет все потрогать, все взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…»

Пальчиковые игры интересны и полезны для каждого малыша. Уже шестимесячные малыши рассматривают свои ручки, двигают пальчиками, сопровождая лепетом, играя со звуками и слогами, подражая и импровизируя.

Когда мама для такой игры берет малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает ладошку, берет его пальчики, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребенок получает массу необходимых для его эмоционального интеллектуального развития впечатлений. Такой контакт успокаивает и радует ребенка, вызывает улыбку и смех.

Ребенок с большим интересом следит за руками взрослого, смотрит, как «зайка шевелит ушами», как «паучок бежит», «собачка лает», «птичка летит», и с помощью взрослого сам выполняет разнообразные движения.

Очень важно для развития речи то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами.

Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются, как заклинание, чем-то магическим, утешают и успокаивают.

Какую игру предложить, сколько раз ее повторить,- должен решать сам малыш. Внимательные родители угадают желание ребенка в 8-10 месяцев. Насколько  малышу понравится игра, зависит и от исполнения взрослого.

Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей с 1,5-2 лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого, умение сделать в нужном месте паузы, сказать тихо и громко, угадать, когда нужно говорить движение без текста, определить, где нужно говорить очень медленно ит.д.

Конечно, для выразительного исполнения стихи должны быть выучены взрослыми наизусть.

Имейте в виду, что пальчиковые игры надо научить малыша выполнять каждой рукой. Движения правой рукой и левой рукой ребенок воспринимает по-разному, так как они контролируются разными полушариями мозга. Когда ребенок начнет легко выполнять нужные движения одной рукой, учите его выполнять движения сразу двумя руками.

Для ребенка 2-3 лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для пальчиков свернете бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать глазки, ротик, рубашку, пуговки, приклеить из цветной бумаги гребешок, клюв, крылышки, шапочку и пр. Такую куколку можно укрепить скотчем.

При разучивании пальчиковых игр возможны следующие варианты исполнения: 6-месячные малыши рассматривают свои ручки, двигают пальчиками, сопровождая лепетом, играя со звуками и слогами, подражая и импровизируя.

  1. /Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка, или какие-либо движения выполняются в контакте с телом ребенка: поглаживание, перебирание пальцами по спине
  2. Взрослый показывает игру малышу без физического контакта
  3. Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, при этом взрослый проговаривает текст
  4. Движения выполняет ребенок с необходимой помощью взрослого, текст проговаривает взрослый
  5. Ребенок показывает, а взрослый помогает и подсказывает

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и развивать речь и мелкую моторику.

Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.  Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми и взрослыми.

Наибольшее внимание ребенка привлекают игры с пением. Музыка, речь и движения радуют малышей. Можно пропевать тексты ребенку на любую подходящую мелодию. Выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой. Выбрав 2 или 3 игры, постепенно заменяйте их новыми. Никогда не принуждайте ребенка, попытайтесь разобраться в причине отказа, если возможно, ликвидируйте ее или замените игру. Стимулируйте подпевание детей, не обращайте внимание на неправильность выполнения поначалу, поощряйте их успехи. Предлагаем рассмотреть музыкальные пальчиковые игры Железновой.

У жирафов

Во время 1-го куплета хлопают ладошками по всему телу (пятна). Во время 2-го куплета «собирают складки»- щипают себя. Во время 3о-го куплета поглаживают все тело (шерстка). Во время 4-го проводят пальцами или ребром ладони по телу (полоски). Во время припева дети показывают пальчиками на соответствующие части тела.

  1. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде (2 раза)

Припев

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

  1. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде (2 раза).

Припев.

  1. У котяток шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде (2 раза)

Припев

  1. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде (2 раза)

Припев

Обезьянки

Обезьянки вышли погулять («фонарики»)

Обезьянки стали танцевать (сжимают и разжимают кулачки)

Но одна из них ушла домой поспать (ладони прижимают друг к другу, кладут под  щечку, спят)

Потому что надоело танцевать (выполняют стряхивающие движения кистями рук, как будто встряхивают водичку)

Разминка  «Музыкальные инструменты»

Динь-динь-динь-динь колокольчик
Динь-динь-динь-динь колокольчик
Динь – слушай колокольчик

Бам-бам-бам-бам –барабанчик
Бам-бам-бам-бам -барабанчик
Бам – слушай барабанчик

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши
Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши
Хлоп – хлопаем в ладоши!

Для игры понадобятся: колокольчики, барабанчики (по количеству детей в группе). Раздайте детям инструменты и покажите или напомните, как на них играть. Инструменты лежат на полу рядом с малышами. Побуждаем детей в соответствии с текстом брать инструменты по очереди и, поиграв, убирать (делаем паузы в пении).

 

ТУК, ТОК

(Дети выполняют подражательные движения в соответствии с текстом. Стучать можно по столу или коленочкам.)

Тук, ток, туки ток

Бьёт кулак как молоток.

Тук, ток, туки - ток,

Бьёт кулак как молоток.

 

Тук, тук, тук, туки,

Застучали две руки.

Тук, тук, тук, туки,

Застучали две руки.

 

Тук, тук, туки ток,

Застучал мой каблучок.

Тук, тук, туки ток,

Застучал мой каблучок.

 

Тук, тук, тук, туки,

Застучали каблуки.

Тук, тук, тук туки,

Застучали каблуки.

 

Тук, тук, тук туки,

Две ноги и две руки,

Тук, тук, тук туки

Бьют и бьют как молотки.

 

Тук, тук целый день (Стучат произвольно, “как больше всего нравится”).

Мне стучать совсем не лень.

Тук, тук целый день

Мне стучать совсем не лень.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние игры на общее развитие детей дошкольного возраста

Влияние игры на общее развитие детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ.

Консультация для родителейПальчиковая гимнастика: игры с прищепками....

Влияние игры на общее развитие детей дошкольного возраста

Статья о том какую роль играет игровая деятельность  в развитии детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика - как часть сенсорного развития детей"

В материале вы найдете упражнения с текстами для развития мелкой мотоики рук....

Консультация для родителей: «Пальчиковые развивающие игры и развитие речи детей»

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны...

Роль театрализованной игры в общем развитии детей дошкольного возраста с применением продуктивной деятельности.

О необходимости использования педагогами театрализованных игр, как действенного средства всестороннего развития личности....