Психологическая зрелость ребёнка к школе
статья (подготовительная группа) на тему

Мерзлякова Мария Александровна

Критерии гоовности ребёнка к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_zrelost_rebyonka_k_shkole.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая зрелость ребёнка к школе.                                                                                              Готовность к школьному обучению становится актуальной проблемой для выпускных групп детского сада. К сожалению, бывает так, что ребенок при поступлении в школу умеет и считать, и писать, однако, к школе он может быть не готов. Зачастую родители и воспитатели бывают чересчур озабочены интеллектуальной готовностью ребенка к школе, однако совершенно забывают о том, что на самом деле не менее важна эмоциональная и социальная готовность ребенка к школе.

«Известно, что в развитии ребенка существуют оптимальные сроки для каждого вида обучения. Это значит, что только в определенные возрастные периоды обучение данному предмету, данным знаниям, навыкам и умениям окажется наиболее легким, экономным и плодотворным». (Л.С. Выгодский)

 Четырехмесячного младенца нельзя обучать речи, а двухлетнего ребенка - грамоте, потому что в этот период они еще не созрели для данного обучения, у них еще не развились те свойства и функции, которые необходимы в качестве предпосылок для данного вида обучения. Поэтому под психологической готовностью ребенка к обучению в школе (школьной зрелостью) понимается достижение им такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении. Это означает, что существуют объективные причины, которые затрудняют процесс овладения учебными навыками. В основе этих причин лежит функциональная не зрелость коры и регуляторных структур головного мозга.

Учебные занятия с ребенком должны быть организованы в соответствии с ЕГО (ребенка) возможностями!Ребенок на пороге школы должен быть ЗРЕЛЫМ :

- Физически

- Умственно (Интеллектуально)

- Эмоционально

- Социально

Существует медицинское понятие “паспортный и биологический возраст”. Паспортный возраст – это число лет и месяцев со дня рождения, а биологический – степень зрелости органов и систем организма, достигнутая к определенному паспортному возрасту.Биологический и паспортный возраст могут не совпадать. По нашим данным, разрыв между биологическим и паспортным возрастом у старших дошкольников и младших школьников может быть более полутора лет.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ:

- Общее развитие ребенка (заболеваемость, физ.развитие(рост, вес и т.д.),

- Развитие общих движений (ловкость, точность, координация, скорость) и моторики руки;

- Выносливость (утомляемость), работоспособность, произвольность действий и поведения, умение сосредоточить внимание на малоинтересном задании, не отвлекаться на посторонние раздражители.

Критерии школьной ЗРЕЛОСТИ готовности: смена зубов – свидетельствует о том, что жизненные силы ребенка уже закончили работу над формированием физического тела, и часть их уже может освободиться для того, чтобы ребенок мог целенаправленно учиться. Личностное развитие. Кризис 7 лет: найти баланс между сотрудничеством и соперничеством, независимостью и послушанием.

Эмоциональную и социальную готовность ребенка к школе вы можете определить с помощью обычного наблюдения. Как ребенок общается со сверстниками? Имеет ли постоянных друзей? Часто ли ссорится и конфликтует? Участвует ли в совместных играх? Умеет ли договариваться с другими детьми? Может ли адекватно исполнять различные роли в играх? Стремится ли он довести до конца начатое дело? Часто ли задает вопросы взрослым об окружающем непонятном ему мире? Как ребенок взаимодействует с педагогом? Проявляет ли инициативу в общении или ждет, пока к нему обратятся? При оказании помощи включается в работу или замыкается в себе? Безоговорочно выполняет требования и просьбы взрослых или высказывает собственное мнение? При выполнении задания общается со взрослыми по теме задания или переводит разговор на другие темы? Проявляет ли желание и интерес к познанию чего-то нового?

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

- Копировать образец (координация «глаз-рука» + моторика)

- Удерживать задание и выполнять « цепочку действий»

Это школьно-необходимые функции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность ребёнка к школе

Психологическая готовность ребенка к школеДиагностическая методика представляет собой модифицированный опросник, разработанный американским психологом Дж. Чейпи.1. Оценка базового опыта ребенка •...

Психологическая готовность ребёнка к школе.

Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребёнка была сформирована достаточно зрелая эмоционально - волевая сфера....

Устный журнал «Скоро в школу: как психологически готовить ребёнка к школе?» (для родителей детей 6-7 лет)

Выработать вместе с родителями способы психологической подготовки ребёнка к школе, способствовать поиску родителямиэффективныхспособов взаимодействия с ребёнком при подготовке его к школе....

Диагностика психологической зрелости, готовности к школе детей подготовительных групп.

Анализ уровня готовности к школе детей подготовительных групп по результатам диагностики(тест школьной зрелости Керна-Йерасика)...

Устный журнал «Скоро в школу: как психологически готовить ребёнка к школе?» (для родителей детей 6-7 лет)

Выработать вместе с родителями способы психологической подготовки ребёнка к школе, способствовать поиску родителями эффективных способов взаимодействия с ребёнком при подготовке его к школе....

Психологическая готовность ребёнка к школе. Подготовка ребенка к школе, помогаем ребенку настроиться на школьное обучение. Как помочь маленькому школьнику, разбор проблем первоклашек

Статья включает в себя: из чего состоит психологическая подготовка ребенка к школе, рекомендации родителям будущего первоклассника, как можно помочь ребенку, а также разбор проблем первоклашек....

«Психологическая готовность ребёнка к школе. Подготовка ребенка к школе, помогаем ребенку настроиться на школьное обучение. Как помочь маленькому школьнику, разбор проблем первоклашек»

Статья включает в себя: из чего состоит психологическая подготовка ребенка к школе, рекомендации родителям будущего первоклассника, как можно помочь ребенку, а также разбор проблем первоклашек....