КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ "ИГРАЙТЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ"
консультация по теме

Надежда Викторовна Келембет

Для ребенка дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности, в котором проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

   Консультация для родителей по теме

           « Играйте вместе с детьми»

Для ребенка дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности, в котором проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Одни считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребенка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнения его свободного времени, чтобы был при деле.

Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят ее, как одно из важных средств воспитания.

Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей,  взаимоотношения между ними, отношения родителей друг к другу, к друзьям, другим близким, самому ребенку. Их отношение к труду, к окружающим предметам. Дети подражают родителям: манере общаться с окружающими, их поступкам, трудовым действиям. И все это они переносят в свои игры, закрепляя ,таким образом накопленный опыт поведения, формы отношения.

С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребенок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им, но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.

Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющиеся знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями.

Им трудно договариваться с партнерами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи ,включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнеры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнять главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Авторитет отца и матери, все знающих и умеющих растет в глазах детей, а с ним растет любовь и преданность к близким. Хорошо, если ваш малыш умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнером по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении ребенка играть. Но и эти дети требуют внимания и серьезного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь таким образом в формах поведения.

Младшие дошкольники 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперед машинку, не находя ей большего применения, он ее быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребенка в игре. Ждать, пока он сам начнет играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.

Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребенка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда имеют воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в котором можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.

Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно надо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.

В игровом хозяйстве ребенка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (люди, животные, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные ( каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки ), строительные наборы, дидактические ( разнообразные башенки, матрешки, настольные игры ).

Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами , поэтому они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют в одиночку или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».

Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т. п. Важно чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта в общении с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребенка нет сестер и братьев, то игрушки фактически являются его партнерами по играм , с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.

Иногда взрослые должны помочь построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие нужны детали, какого цвета, как их закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.

Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учат выдержке, терпению.

Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. В них интересно играть всей семьей, чтобы все партнеры были  равными в правилах игры. Ребенок также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.

Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним видом, умением «разговаривать».

Изготовление всей семьей плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыгрывать знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребенку только что купили игрушку, и он знает, как ею играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребенка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новые игровые действия, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребенком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнера вселяет в ребенка уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.

Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечером семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где все интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.

Ребенок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем лучше взаимоотношения,  больше взаимопонимания, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Читаем дома вместе с детьми»

В работе с детьми по данному разделу программы вне занятий проявляются два направления: первое – когда педагог целенаправленно организует дошкольников для восприятия произведений и, второе – сам...

Консультация для родителей "Медитируйте дома вместе с детьми""

Эти упражнения хорошо раскрывают чувственный мир ребенка....

Консультация для родителей "Танцуйте дома вместе с детьми""

Танцующий ребенок испытывает неповторимые ощущения от свободы и легкости движений, от умения владеть своим телом. Помоги ему в этом! Танцуйте вместе, и Вы увидите, как он будет Вам подражать, копируя ...

Консультация для родителей "Играйте дома вместе с детьми упражнение «КОШЕЧКА».

Это упражнение хорошо развивает воображение, концентрирует внутренние резервы организма....

Консультация для родителей. Слушаем музыку вместе с детьми.

Рекомендации музыкального руководителя для родителей - как приобщить ребенка к миру музыки....

консультация для родителей "Читаем книги вместе с детьми"

консультация для родителей "Читаем книги вместе с детьми"...

Консультации для родителей. Тема: «Играйте вместе с детьми»

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для...