Артикуляционная гимнастика для детей младшего дошкольного возраста.
материал (средняя группа) на тему

Знакомим родителей с артикуляционными упражнениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_artik_gimn_ml_gr.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

«АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика - это упражнения для тренировки органов речи (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки ([с],[з],[ш],[ж],[л],[р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного положения к другому.

При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом акте орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляции должны уметь быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии хорошей подвижности органов артикуляционного аппарата, их умении перестраиваться и работать слаженно, и координировано.

Кроме подвижности органов артикуляции очень важны кинестетические (мышечные) ощущения. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех речевых мышц. Так, в полости рта возникают различные дифференцированные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ, нижней челюсти. Направления этих движений и различные артикуляционные уклады (позиции языка) ощущаются при произнесении тех или иных звуков.

У всех детей с речевыми проблемами нарушена не только подвижность органов речи, но и кинестетическое восприятие от них. Соответственно такие дети не могут воспроизводить звуки и серии звуков правильно. Для подготовки мышечной системы ребёнка к исправлению речевых дефектов, используют специальные упражнения, называемые артикуляционной гимнастикой.

                          Польза от артикуляционной гимнастики:

- Важность артикуляционной гимнастики для детей трудно переоценить. Она подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Также артикуляционная гимнастика очень важна детям с верным, но вялым произношением звуков, т.е. тем, у которых «каша во рту».

- Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда;
- Дети со сложными нарушениями произношения оказываются лучше подготовлены к занятиям с логопедом;
- Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым произношением (о таких говорят "каша во рту");
- Занятия артикуляционной гимнастикой помогут и детям, и взрослым говорить правильно и красиво.

 Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игровой форме. Для этого хорошо подходят малые стихотворные формы. Артикуляционная гимнастика в стихах – это не только повышение интереса ребёнка к конкретному упражнению, ни и отсчёт времени выполнения упражнения и определение ритма выполнения динамических упражнений.

Артикуляционная гимнастика

                                  (рекомендуется выполнять ежедневно)

1. «Улыбка». Широко улыбнуться, обнажить при этом зубы. Удерживать под счет до пяти, 10 раз.

2.«Трубочка». Вытянуть вперед губы, как при произношении звука «у». Удерживать под счет до пяти, 10 раз.

3.«Улыбка - трубочка». Чередовать положение губ в течение 2 минут.

4. «Лопатка». Высунуть язык изо рта, сделать его широким как блин (расслабить). Удерживать под счет до пяти, 10 раз.

               «Лопатка»

           Язык в лопатку превратился

           И на губке развалился,

           Распластался, растянулся

           И губами улыбнулся.

5.«Иголочка». Высунуть язык изо рта, сделать его остреньким, как иголочка (напрячь). Удерживать под счет до пяти, 10 раз. .

               «Иголочка»

Улыбаюсь: вот шутник –

Узким-узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

          Вылез длинный язычок.

6. «Лопатка - иголочка». Чередовать положение языка в течение 2 минут.

7. «Накажи язычок». Улыбнуться, открыть рот, положить язычок на   нижние зубы и покусать его в течение 2 минут.

8. «Качели». Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и производить им качательные движения вверх-вниз в течение 2 минут.

             «Качели»

          На качелях

Я качаюсь

Вверх – вниз,

Вверх – вниз,

И все выше поднимаюсь,

А потом вниз.

9. «Часики». Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и производить им качательные движения вправо-влево в течение 2 минут.

                «Часики»

          Тик – так, тик – так –

          Ходят часики – вот так!

          Влево тик,  Вправо так.  Ходят часики – вот так!

10. «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот, поцокать языком, как лошадка, не двигая подбородок, в течение 2 минут.

11. «Грибок». Улыбнуться, открыть рот, присосать язычок к небу так, чтобы натянулась подъязычная связка. Удерживать под счет до пяти, 10 раз.

                   «Грибок»

На лесной опушке,

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка,

Шляпа на макушке.

12. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот, язычок поднять к небу и поводить языком вперед-назад в течение 2 минут.

13. «Чашечка». Открыть рот, улыбнуться, высунуть язык изо рта и придать ему форму чашечки (боковые края и кончик языка загнуть кверху). Удерживать под счет до пяти, 10 раз

14. «Заборчик» . Улыбнуться, раздвинуть губы, обнажив зубы.

                  «Заборчик»

Широка Москва – река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

          От краёв и до десны.

15. «Пароход».  Закусить кончик языка между зубов и произнести  звук «Ы»

                  «Пароход»

Вывожу язык вперёд,

Закушу его – и вот:

«Ы» — так гудит пароход.

Подготовила учитель-логопед Азанова Н.М


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями «Артикуляционная гимнастика для детей младшего дошкольного возраста»

При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом акте орган занимает опредёленное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляции долж...

Комплекс артикуляционной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста

Специально подобранные упражнения позволяют улучшить работы мышц, участвующих в процессе речи, поставить дыхание, помочь в правильной постановке звуков....

Картотека артикуляционной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста

Данная картотека представляет из себя набор упражнений на развитие артикуляционного аппарата детей младшего дошкольного возраста.Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных дви...

Картотека артикуляционной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста

Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ....

Артикуляционная гимнастика для детей младшего дошкольного возраста

Артикуляционная гимнастика — это система упражнений, помогающая улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциац...

"Артикуляционная гимнастика для детей младшего дошкольного возраста "

Цель артикуляционной гимнастики - это тренировка и выработка точных движений органов артикуляционного аппара- та, которые необходимы для правильного произношения. Основные рекомендации при проведении ...