Статья: "Взаимодействие с родителями по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге".
статья (старшая группа) на тему

Взаимодействие с родителями по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx32.84 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие с родителями по формированию у дошкольников навыков безопасного  поведения на дорогах.

Санкт-Петербург  является крупнейшим историческим и культурным центром. Жители нашего города гордятся этим и стремятся с честью называться «петербуржцами», носителями образа воспитанного, образованного,  интеллигентного гражданина. Мы говорим о культуре речи, культуре  общения, культуре поведения, в том числе и о транспортной культуре, которая является залогом нашего здоровья. Но к сожалению думать о своем здоровье, о своей безопасности  часто мы начинаем слишком  поздно.

         Источником опасности в мегаполисе все чаще  становится напряженная обстановка на дорогах: увеличение количества транспортных средств, пробки, стремительный  ритм жизни жителей (спешка, суета нервное напряжение, эмоциональные стрессы). Несоблюдение ПДД  как водителями, так и пешеходами так же ведет к обострению дорожно-транспортной обстановки в городе, а иногда и к непоправимой беде.

Мы считаем,   что воспитывать культуру безопасного поведения на  дорогах надо начинать с юного возраста, только так можно вырастить поколение, с уважением относящееся к собственной безопасности и безопасности окружающих, чтобы выполнение правил дорожного движения стало не только обязанностью, но и нормой жизни. И главным в воспитании детей является личный пример самых близких и любимых людей - родителей. Лев Николаевич Толстой писал: «Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей».

По сводкам ГИБДД в Санкт-Петербурге   за 12 месяцев 2010 года произошло  7532 ДТП, погибло 397 человек, из них детей - 4,  639  детей было ранено. При аварии в первую очередь травмируется головной мозг, отвечающий за развитие ребенка. Процесс реабилитации у таких детей проходит долго и сложно,  оставляя на всю жизнь  психологическую боязнь дороги. Проанализировав причины ДТП с участием детей, мы пришли к выводу, что виновниками зачастую становятся сами дети в силу  отсутствия у них навыков безопасного поведения на  дорогах.

Задача безопасности дошкольников стала одной из приоритетных направлений развития. В Федеральных государственных требованиях к структуре содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования  выделена образовательная область «Безопасность», которая включает в себя задачу по передаче детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства (приказ Минобразования и науки № 655 от 23.11.2009).

Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма среди дошкольников заставляет  искать наиболее эффективные пути сохранения их жизни и здоровья.

С марта 2010 года наше учреждение является опытно-экспериментальной площадкой. В рамках опытно-экспериментальной работы мы занимаемся вопросами профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и формирования навыков безопасного  поведения детей на  дорогах. За это время сумели создать информационно-методическую базу, оснастили группы  предметно-развивающей средой, разработали систему взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения. Особую роль мы отводим работе с родителями. Ведь не для кого не секрет, что ребенок во всем стремится быть похожим на  своих родителей. Взрослые должны осознать свою ответственность за безопасность  малыша и самое простое, что они могут сделать – это стать  личным примером для подражания. Только в сотрудничестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на дорогах.

Проведя анкетирование  родителей наших воспитанников по обозначенной проблеме , мы узнали, что 75,8% наших родителей знают правила дорожного движения. Из них 19,7 % честно признались, что соблюдают правила не всегда в силу разных причин. Самое страшное, что среди тех, кто нарушает - 57,5% совершают нарушения в присутствии своих детей. На вопрос, кто должен заниматься обучением детей правилам безопасности на дороге, ответили: это задача детского сада: 35%, это задача ГИБДД: 6%,это задача самих родителей: 59%.

Это еще раз проиллюстрировало нашему коллективу, что воспитание транспортной культуры обязательно должно строиться в тесном партнерстве с семьей. А родителей стимулировало на то, чтобы они сами подавали пример детям в безоговорочном подчинении требованиям дорожной дисциплины, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых.  Николай Колычев писал: «Посмотрите вокруг. Наши дети - подобие зеркал. Слишком страшно бывает смотреться в свое отражение».

Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, нами используются разнообразные формы:

  • Информирование родителей.

Информационные материалы по безопасности дорожного движения мы  оформляем  на  специальных стендах. В уголках безопасности размещены: выписка из приказа о назначении ответственного за работу, информация о ДТП с участием детей и краткий разбор причин происшествия, информация о мероприятиях детского сада по данному направлению, плакаты по Правилам дорожного движения, рекомендации родителям. В группах разработаны разнообразные папки-передвижки, советы, памятки для родителей: «Родители! Вам подражают!», «Как вести себя взрослым, находясь с ребенком в транспорте», «Словарь дорожной грамоты» и т.д. Главным в требовании к наглядной информации мы считаем  краткость, конкретность, доспутность и эстетичность оформления.

  • Нетрадиционные формы проведения родительских собраний.

Собрания с родителями проводим как в традиционной форме, так и в форме круглого стола, вечера вопросов и ответов. Чтобы  обсуждение вопросов по предупреждению дорожно-транспортного травматизма было более содержательным, живым и запоминающимся используем активные методы работы с родителями, которые помогают созданию неформальной атмоферы общения, активизируют имеющиеся у родителей знания и опыт.  Материал и темы для обсуждения  подбираются таким образом:  в течение  учебного года мы собираем, так называемую «Почту Светофорика». По нашей просьбе родители записывают  детские вопросы, высказывания, рассуждения по теме «Правила дорожного движения». Мы также отправляем письма со своими наблюдениями адресату - Светофорику в почтовый ящик. Вся накопившаяся корреспонденция  становится темой для разговора и обсуждения на таких «круглых столах». В своих письмах дети спрашивают: «Почему запрещающий сигнал именно красного цвета? Почему дорожные знаки видны водителям и ночью? Для чего нужна лампочка внутри жезла? и т.д.»   На этих круглых столах мы учим родителей грамотно, с использованием правильной терминологии, и в тоже время на доступном для детей языке говорить с ребенком на столь серьёзную тему, отвечать на «заковыристые» детские вопросы.

  • Беседы, консультации.

Систематически проводим  групповые консультации. Тематика их очень разнообразна, актуальна и востребована нашими родителями. Мы затрагиваем такие темы из цикла:

  • «Я - водитель»
  • «Я - пешеход»
  • «Я - пассажир»

Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, мы большую роль отводим индивидуальным беседам с родителями, дети которых входят в группу риска. Среди них слишком активные, подвижные, непредсказуемые на  дорогах дети, и, наоборот, имеющие замедленную реакцию на опасность, испытывающие чувство страха, неуверенные в себе.

  • Совместные досуги, праздники.

В нашем саду проводятся познавательно-развлекательные КВН, викторины  (например,  викторина «Мой друг - дорожный знак», «Внимание, дорога») с участием родителей,  где папы, мамы, бабушки выполняют различные задания по правилам дорожного движения: собери знак, рассади пассажиров и др. Такие мероприятия  очень важны, ведь родители и дети  выступают единой командой, а в каких-то случаях дети становятся учителями для своих родителей. Как признались некоторые родители, они никогда раньше не задумывались над проблемой детской безопасности на дороге, а теперь, будучи зрителями или участниками конкурсов они поняли силу своего авторитета в воспитании транспортной культуры у детей. Кроме этого такие мероприятия способствуют установлению эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

  • Конкурсы.

Большой интерес вызвала выставка "Рисуем вместе правила дорожного движения". Совместное творчество, хочется надеяться, позволило еще раз привлечь и детей и родителей к проблеме безопасности, вовлечь их в общий разговор, обсуждение, беседу. Ведь глядя на мир детскими глазами, понимая окружающее через их внутренний мир, мы сможем научить ребенка правильно вести себя на дороге и избегать ситуаций, опасных для его жизни и здоровья.

Активное участие приняли наши воспитанники вместе со своими семьями в конкурсе «Самый лучший светофор». Мастерству, фантазии и творческим находкам не было предела. Победители и участники получили  призы и памятные подарки.

  • Изготовление книги по правилам дорожного движения.

Самыми популярными и любимыми  совместными видами работы среди детей и родителей являются те, которые интегрируют в себе коммуникативную и продуктивную деятельность. Кроме того они помогают решать задачи в области речевой коррекции детей. Традицией нашего детского сада становится создание книги «Правила дорожные надо знать и всегда их выполнять». В книгу входят загадки, сказки, рисунки-иллюстрации, которые придумывают наши дети совместно с родителями. Вот некоторые странички из этой книги:

«Мы составляем загадки»

  • Ваня Ромашов, 5 лет

На улице стоит столбик с тремя разноцветными шариками. (Светофор)

  • Дима Ермаков,6лет

Как называется место, похожее на крест, сделанный из двух дорог. (Перекрёсток)

«Мы сочиняем сказку»: Никита И.

  • «На дороге».

Ехала машина. Потом прибежал мальчик и попросил его подвести. Вдруг на дорогу выскочила мышка, и чуть-чуть не попала под машину. Потому что она не знала Правил дорожного движения.

  • Алия Т.

Шла девочка из дома. Её звали Маша. Загорелся зелёный свет, машины остановились, и она пошла навстречу своему другу. Они хотели вместе пойти и посмотреть на дорожный знак «пункт медицинской помощи».

  • Саша М.

Стоял на улице весёлый светофор. Он зажег красный свет. Приехала машина и остановилась. Она дождалась зелёный свет и поехала на дачу. Там она набрала груш, и вернулась  домой есть груши.

  • Создание макета «Безопасная дорога от дома до детского сада»

Совместное создание макета нашего микрорайона формирует у ребенка навыки правильной ориентации на улице. Изготовленные собственными руками макеты домов с фотографиями их жильцов: папа, мама и я расставляются на карте по своим адресам, что позволяет лишний раз закрепить знание домашнего адреса и почувствовать себя жителями огромного мегаполиса с оживленными улицами и проспектами, сложными дорожными развязками и переходами. На этом макете легко проследить и безопасные маршруты и оживленные перекрестки, проанализировать дорожную ситуацию вблизи детского сада и собственного дома.

  • Разработка индивидуального безопасного маршрута

Цель этого проекта заключается в том, чтобы  родители вместе с ребенком    составили безопасный маршрут от дома до детского сада, в котором отражаются все дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы, участки повышенной опасности.  По  этим листам  с детьми проговариваем, как правильно поступать в той или иной дорожной ситуации. Они способствуют выработке у детей устойчивого алгоритма поведения на дороге и умению  в дальнейшем планировать и обосновывать наиболее безопасный путь. Ещё Жан-Жак Руссо говорил: «Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях».

  • Создание фотоальбома «Моя улица и мой дом»

Инициативой активной группы наших родителей была идея создания фотоальбома, в котором нашли отражения индивидуальные особенности дорожно-транспортной обстановки на улицах и  дворовых территориях нашего муниципального округа. Рассматривание фотографий стало одним из любимейших занятий детей, стимулирующее их речевую активность, эмоциональное спокойствие и гордость за то, что это сделано руками их родителей.

  • Театральная гостиная

В прошлом году силами педагогического коллектива нашего учреждения  по авторскому  сценарию был показан кукольный спектакль «Происшествие в городе Светофорске». Спектакль был рекомендован к просмотру детям вместе с родителями. После премьеры мы получили очень много благодарственных отзывов и пожеланий, и убедились в  необходимости и важности этой работы.

  • «Автошкола для мам и пап».

В этом учебном году совместно  со старшим преподавателем кафедры Профессионального образования  СПбАППО  Якушечкиной Е.В.  организовали работу «Автошколы для родителей». Это мероприятие  включает в себя занятия с родителями в разной форме: лекции, игровые тренинги, решение проблемных ситуаций, продуктивную деятельность. Ряд мероприятий мы планируем провести в форме  совместной деятельности  родителей и детей с привлечением инспектора ГИБДД. Одно из них «Говорящие знаки» будет проходить с использованием игрового комплекса «Маленький пешеход», который помогает выработать у детей устойчивый алгоритм поведения на дороге на уровне их сенсомоторного опыта.

Выстроенная таким образом работа с родителями, способствует социализации наших воспитанников  в условиях  мегаполиса, влияет на   уменьшение  возможности их попадания в ДТП. Актуальность нашей работы еще раз хочется подчеркнуть словами древнегреческого философа Аристиппа: «Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге "Страна ПДДейка"

Данный проект представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Необходимость данного материала обусловлена тем, что цель дошкольного образования – формирован...

Использование интегрированного подхода для формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах

Безопасность пешехода на дороге во многом зависит от соблюдения им правила дорожного движения. И чаще всего подвергаются опасности дети. Оказавшись в критической ситуации, они не могут моментально при...

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге

особенности психофизиологического развития детей;задачи по воспитанию безопасного поведения дошкольников на дороге;принципы, способствующие успешному решению задач в работе с детьми;предметно-раз...

Методические рекомендации по теме: Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством интегрированного подхода

Проблема дорожно-транспортного травматизма очень остро стоит в настоящее время в нашей стране. Условия современного дорожного движения сложные, поэтому очень высокие требования предъявляются ко всем у...

Памятка для родителей"Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге и транспорте"

Памятка предназначена для родителей с целью ознакомления дошкольников навыкам безопасного поведения на дороге и транспорте....

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге...

Паспорт педагогического проекта по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Умники и умницы идут по улице» для детей 6-7 лет.

В нашей стране, как и во всём мире, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП является ребёнок. Часто это связано с несоблюдением правил дорожного...