Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге
статья (старшая группа) на тему

Никифорова Елена Викторовна

особенности психофизиологического развития детей;

задачи по воспитанию безопасного поведения дошкольников на дороге;
принципы, способствующие успешному решению задач в работе с детьми;
предметно-развивающая среда в группе по безопасности на дороге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_u_doshkolnikov_navykov.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 2 «Ромашка»

«Формирование у дошкольников навыков

безопасного поведения на дороге»

(выступление из опыта работы)

Подготовил:

Воспитатель

Ционель Н. Е.

г. Губкин 2014

«Формирование у дошкольников навыков

безопасного поведения на дороге»

Щади здоровье,

Жизнь щади.

За движением следи.

Экзамен важного значенья

Держи по правилам

Движенья.

О. Базаров

С развитием техники в нашей стране, как и в мире, увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой в них становится ребенок.

Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как:

  • Неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
  • Быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
  • Преобладание процессов раздражения и возбуждения над процессами торможения;
  • Преобладание потребности в движении над осторожностью;
  • Стремление подражать взрослым;
  • Недостаток знаний об источниках опасности;
  • Переоценка своих возможностей.

Основные задачи по воспитанию безопасного поведения дошкольников на дороге:

  • Способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения на дорогах;
  • Формировать и развивать умения и навыки безопасного поведения;
  • Воспитывать устойчивые привычки соблюдать правила безопасности.

Для успешного решения этих задач в работе с детьми следует придерживаться следующих принципов:

  • Систематичность
  • Психологический комфорт
  • Смысловое отношение к миру
  • Наглядность
  • Доступность
  • Непрерывность.

Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому учить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте следует с самого раннего возраста.

Систематическая работа по обучению детей Правилам дорожного движения должна начинаться с младшей группы и проводиться по принципу «От простого к сложному».

  1. Младшая группа: дети учатся различать грузовые и легковые автомобили, называть число машин. С помощью игр с несложными правилами и сюжетом формируется умение определять красный, желтый, зеленый цвета, ориентироваться в пространстве, используя понятия «далеко», «близко», «вверху»;
  2. Средняя группа: дети знакомятся с местами движения машин и людей, рассматривают иллюстрации с изображениями транспортного светофора, игрушку светофор, действующую от батарейки. Во время прогулки у ближайшего перекрестка дети следят за работой светофора, уточняют назначение его световых сигналов для пешеходов и водителей. Очень важно разъяснить: когда загорается зеленый для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал. Когда зеленый сигнал загорается для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал: «Стой!» Дети наблюдают, как с помощью светофора регулируется движение людей и машин. Полученные знания закрепляются в дидактических играх («Найди свой цвет», «Хорошо – плохо», «Собери светофор»). Дети средней группы встречаются с сотрудником ГИБДД, рассматривают патрульную машину, знакомятся с назначением светового сигнала – проблескового маячка на крыше машины. Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении.
  3. Старший возраст: дети знакомятся с понятиями «проезжая часть дороги», «дорожный знак». Проводятся экскурсии, беседы, предлагаются логические задачи. Дети узнают о работе регулировщика. Подробно и доступно об этом детям могут рассказать сотрудники ГИБДД, приглашенные на встречу с детьми.

В любом возрасте знания должны закрепляться прочтением и анализом произведений художественной литературы, таких как «Дядя Степа – милиционер» С. Михалкова, «Что я увидел» Б. Житкова, разучиванием стихов С. Михалкова «Моя улица», В. Лебедева-Кумача «Про умных зверюшек» и т.д., разгадыванием загадок о машинах, дорожных знаках.

Необходимым является создание правильной предметно-развивающей среды. В группе должны быть: оборудование для игр, дорожные знаки, макет перекрестка, на котором представлены дома, светофор, машины, дорожные знаки. Используя макет, можно знакомить детей с такими темами, как: «Наша улица», «Пешеходы на улице», «Транспорт», «Светофор», «Пешеходный переход» и т.д.

В группе следует разместить дидактические игры по безопасности: «Как избежать неприятностей», «Малыши-крепыши», «Если малыш поранился», «Природные и погодные явления»; а также дидактические игры по изучению ПДД: «Умный шнурок» (дорожные знаки), «Учим дорожные знаки», «Внимание! Дорога!», «Чья машина быстрее преодолеет препятствия», «Азбука пешехода», «Дорожные знаки».

И конечно, необходимо помнить, что жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависят от окружающих его взрослых.

Список используемой литературы:

1. Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице». – Спб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 96 с.

2. Гарнышева Т. П. «Как научить детей ПДД?» - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.

3. Правила дорожного движения для детей / Авт.-сост. В. Надеждина. – М.:АСТ; Мн.: Харвест, 2006. – 192 с.

4. Правила дорожного движения. Средняя группа. / Сост. Л. Б. Поддубная. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге "Страна ПДДейка"

Данный проект представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Необходимость данного материала обусловлена тем, что цель дошкольного образования – формирован...

Использование интегрированного подхода для формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах

Безопасность пешехода на дороге во многом зависит от соблюдения им правила дорожного движения. И чаще всего подвергаются опасности дети. Оказавшись в критической ситуации, они не могут моментально при...

Методические рекомендации по теме: Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством интегрированного подхода

Проблема дорожно-транспортного травматизма очень остро стоит в настоящее время в нашей стране. Условия современного дорожного движения сложные, поэтому очень высокие требования предъявляются ко всем у...

Статья: "Взаимодействие с родителями по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге".

Взаимодействие с родителями по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге...

Памятка для родителей"Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге и транспорте"

Памятка предназначена для родителей с целью ознакомления дошкольников навыкам безопасного поведения на дороге и транспорте....

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге...

Паспорт педагогического проекта по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Умники и умницы идут по улице» для детей 6-7 лет.

В нашей стране, как и во всём мире, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП является ребёнок. Часто это связано с несоблюдением правил дорожного...