Уроки общения с ребенком
консультация на тему

Как построить нормальные отношения с ребенком? как заставить его слушать? Можно ли поправить отношения если они совсем зашли в тупик? Может ли психология помочь родителям, учителям, воспитателям в их ршении? Безусловно, может.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pervyy.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки общения с ребенком.

- Как построить нормальное общение с ребенком?

- Как заставить его слушаться?

- Можно ли поправить отношения, если они совсем зашли в тупик?

Практика воспитания изобилует подобными «вечными» вопросами.

Безусловно, можно решить эту проблему! В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для развития его личности.

Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.

Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.

«Проблемные», «трудные», непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

Урок первый

Безусловное принятие.

Хочу познакомить вас с одним общим принципом, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Принцип этот – БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНЯТИЕ.

Что он означает?

Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

Нередко можно слышать от родителей такое обращение к ребенку: «Если ты будешь хорошим, то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь…(баловаться, драться, грубить), не начнешь… (слушаться, хорошо себя вести, убирать игрушки)».

Приглядимся: в этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), «только если…». Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры.

Причина широко бытующего оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и наказания – главные воспитательные средства. Похвалишь ребенка - и он укрепится в добре, накажешь – и зло отступит. Но вот беда: они не всегда безотказны, эти средства. Кто не знает и такую закономерность: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Почему же так происходит? А потому, что воспитание ребенка – это вовсе не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.

Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе…».

Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания. А для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Конечно, ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении.

Мы далеко не всегда следим за своими обращениями к детям. А дети понимают нас буквально. Они искренни в своих чувствах, и наделяют абсолютной искренностью любую фразу, сказанную взрослым. Чем чаще родители раздражаются на ребенка, одергивают, критикуют его, тем быстрее он приходит к обобщению: «Меня не любят». Доводы родителей типа: «Я же о тебе забочусь» или «Ради твоей же пользы» дети не слышат. Точнее, они могут услышать слова, но не их смысл. Тон важнее слов, и если он резкий, сердитый или просто строгий, то вывод всегда однозначный: «Меня не любят, не принимают». Иногда это оформляется для ребенка не столько в слова, сколько в ощущение себя плохим, «не таким», несчастливым.

А что чувствуют родители? Как им живется? У них не меньше горечи и обид. Родители часто спрашивают:

«Если я принимаю ребенка, значит ли это, что я не должна на него сердится?»

Ответ: Нет, не значит. Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать, но выражать особым образом и по следующим правилам:

  • Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенка в целом.
  • Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
  • Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическими, иначе оно перерастет в неприятие его.

Чтобы наладить отношения с ребенком родители должны начать изменения с себя. Почему с себя? Потому что у взрослых больше знаний, способности контролировать себя, больше жизненного опыта. А теперь попробуем понять, какие причины мешают родителям безусловно принимать ребенка и показывать ему это.

Пожалуй, главная из них – это настрой на «воспитание».

Вот типичная реплика для родителей. «Как же я буду его обнимать, если он не хочет убирать игрушки? Сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения. Иначе мы его испортим».

И родители встают на путь критических замечаний, напоминаний, требований. Вероятнее всего ребенок отреагирует всевозможными отговорками, оттягиваниями, а если это – старая проблема, то и открытым сопротивлением. Родители из, казалось бы, резонных «педагогических соображений» попадают в заколдованный круг, круг взаимного недовольства, нарастающего напряжения, частых конфликтов.

Где же ошибка? Ошибка была в самом начале, дисциплина не до, а после установления добрых отношений, и только на базе них. Что и как для этого делать мы будем обсуждать на следующих уроках.

А сейчас, поговорим о других возможных причинах эмоционального неприятия или даже отталкивания ребенка. Иногда родители о них не подозревают, иногда их осознают, но стараются заглушить свой внутренний голос.

Причин таких много. Например, ребенок появился на свет, так сказать, незапланированным. Родители его не ждали, хотели пожить «в свое удовольствие»; вот и теперь он им не очень нужен. Или они мечтали о мальчике. А родилась девочка. Часто случается, что ребенок оказывается в ответе за нарушенные супружеские отношения. Например, он похож на отца, с которым мать в разводе, и некоторые его жесты или выражения лица вызывают у нее глухую неприязнь.

Скрытая причина может стоять и за усиленным «воспитательным» настроем родителей. Ею может быть, например, стремление компенсировать свои жизненные неудачи, неосуществившиеся мечты, или желание доказать супругу и всем домашним свою крайнюю необходимость, незаменимость, «тяжесть бремени», которое приходится нести.

Иногда в таких случаях сами родители нуждаются в помощи психолога. Но все равно, первый шаг можно и нужно сделать: самостоятельно задуматься о возможной причине своего неприятия ребенка. А следующими шагами будут задания, к которым мы подошли.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Задание первое

Посмотрите, насколько вам удается принимать вашего ребенка. Для этого в течении дня (а лучше двух-трех дней) постарайтесь подсчитать, сколько раз вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько – с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.

Задание второе

Закройте на минуту глаза и представьте себе, что вы встречаете своего лучшего друга (или подругу). Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок? А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок, вот вы пришли за ним в детский сад и показываете, что рады его видеть. Представили? Теперь вам легче будет сделать это на самом деле, до всяких других слов и вопросов. Хорошо, если вы продолжите эту встречу в том же духе в течение еще нескольких минут. Не бойтесь «испортить» его в течение этих минут, это совершенно немыслимо.

Задание третье

Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день (обычные утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются). Примечание: Неплохо то же делать и по отношению ко взрослым членам семьи.

Задание четвертое

Выполняя два предыдущих задания. Обратите внимание на реакции ребенка, да и на свои собственные чувства тоже.

Составлено по материалам книги Ю.Б. Гиппенрейтер

«Общаться с ребенком. Как?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки общения с ребенком "Давай вместе!"

«Давай вместе!»Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.—...

Уроки общения с ребенком "А если не хочет?" (Материалы для родителей)

«А если не хочет?»Может, но не делает. Тон и руководящие указания. —Совместные занятия- очень важная тема. Сначала поговорим о трудностях и конфликтах взаимодействия и о том, как их избегат...

Уроки общения с ребенком

Консультация поможет ответить Вам на вопросы: Как установить тесное общение со своим ребенком, как научиться понимать друг друга ......

Уроки общения с ребенком

Консультация поможет ответить Вам на вопросы: Как установить тесное общение со своим ребенком, как научиться понимать друг друга ......

УРОКИ ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ.

Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности , то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение — необходимое условие нормального разви...

консультация " Уроки общения с ребенком"

Соеты для родителей.Потребность в принадлежности.Четыре обьятия в день.Что такое " активное слушание" и когда надо слушать ребенка?...

Уроки общения с ребенком. Консультация для родителей

Уроки общения с ребенком         Потребность в принадлежности. Четыре объятия в день. Что такое «активное слушание» и когда надо слушать ребенка?Правила активно...