Роль семьи в экологическом воспитании ребенка
консультация (старшая группа) на тему

Бунякова Анна Ивановна

Роль семьи  в  экологическом воспитании ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Консультация для родителей на тему: «Экологическое воспитание в семье»

Консультация для родителей на тему:

«Экологическое воспитание в семье»

 Автор: Бунякова А.И.

Формирование у детей основ экологической культуры предполагает единение и взаимосвязь таких ее составляющих, как интерес к природе и проблемам ее охраны, знание о компонентах природной среды и взаимосвязях между ними.

В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить ребенка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нём что - то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый шаг его был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Природа повседневно воздействует на детей, но они много не замечают, их восприятие бывает очень поверхностным. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все дети (как и не все взрослые) способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само по себе, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается наряду с другими замечательными качествами. И здесь, уважаемые родители, всегда нужно помнить, как велика роль взрослого, который должен сам «видеть» и «слышать» природу и учить этому ребенка. И не нужно забывать о том, что с каждым выходом в парк, с каждым выездом на природу родителям необходимо рассказывать о том, как богата и прекрасна наша планета, и о том, что у нее есть свои законы. Ребенок усвоит эти знания через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта, но с вашей помощью.

Нравственные и эстетические чувства по отношению к природе: жалость, любовь, сопереживание; культура поведения в природе и деятельность по оказанию ей помощи; мотивы, которыми руководствуются дети в своих поступках по отношению к природе. Главное, чтобы во время бесед осуществлялось одновременное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы личности (в разных беседах акценты могут смещаться, и в одно из воздействий при этом становится наиболее сильным). Прием удивления используется как средство активизации познавательной деятельности, как инструмент для формирования устойчивых интересов, целесообразно его изменение и в экологическом воспитании. Парадоксальные факты, необычные сведения, использование фольклорного материала (сказки, пословицы, поговорки, загадки) вызывают у детей удивление и восхищение, устойчивый интерес к живым и неживым компонентам природной среды. Наибольший интерес дети проявляют к растениям и животным.

Формирование позитивного отношения к ним и стремление их оберегать может быть доступно в ходе такой беседы, как «Чудо рядом с тобой». Беседа «По тропинке в лес пойдем» позволяет скорректировать имеющиеся у детей первоначальные представления о лесе и его обитателях, о взаимосвязях между ними, о роли леса в жизни человека, о влиянии людей на жизнь леса. В ходе бесед формируются новые экологические знания, в том числе и нормах поведения в лесу, побуждает детей к размышлениям, учит анализировать свои и чужие поступки, воспитывает эмоциональную отзывчивость, развивает наблюдательность ребят.

Ребенок, как доказали ученые, уже в самом раннем детстве копирует эмоции и поступки взрослых. Значит, и в отношении к природному окружению ребенок повторяет поступки взрослых. Если родители трепетно относятся к природе, восхищаются шелковистой травкой, прозрачным и сверкающим ручейком, нежным цветком и т. п., ребенок впитывает эти эмоции и чувства. И наоборот, если ребенок становится не только свидетелем, но и соучастником бесчинства взрослых в лесу, на поляне, на реке, в поле, он вырастет бездумным, жестоким. Например, ребенок, увидев красивый цветок, может броситься к нему. желая сорвать, но мама должна сказать: «Посмотри, какой красивый цветок! Давай не будем его срывать. Если сорвем, цветочек завянет и умрет. Он нас не встретит завтра на этой тропинке. И нам будет грустно». Конечно, пройти мимо красивого цветка с ребенком очень сложно. Поэтому детям нужно показать растение, назвать его, полюбоваться его красотой в естественных условиях, рассмотреть его. Для удовлетворения познавательного интереса и эстетических потребностей бывает вполне достаточно составить небольшой букетик. При сборе цветов необходима охрана их подземной части: нельзя их вырывать из земли с корнем. Дома надо показать ребёнку, как поставить букет в вазу с водой.

И, уважаемые родители, общайтесь с вашими детьми на прогулке, беседуйте с ними о животных, растениях, наблюдайте за изменениями в природе, обсуждайте увиденное. Беседа с детьми расширяет, углубляет, систематизирует и обобщает их знания о природе, постепенно они учатся беречь природу. Виды и содержание бесед с природоведческой тематикой могут быть разнообразны: «Что ты увидел по дороге домой? », «Какие первые цветы появились? ». «Какие птицы прилетели? » Очень хорошо, если мама знает дидактические игры природоведческого содержания: «Чей домик? », «Найди дерево по описанию», «Отгадай, что загадаю», «Повторяй за мной». Они учат классифицировать растения и животные; запоминать новые названия, обогащает и развивает речь. Главное, чтобы ребёнку и взрослому было интересно вместе. Не забывайте восхищаться природой! Не забывайте говорить о ласковом солнышке, о серебристой паутинке, о трудолюбивом муравьишке, о красавице-бабочке! Сильные детские впечатления от встречи с удивительным миром природы навсегда оставят свой след, пробудят желание узнать еще и еще, сделать самому что-либо хорошее. Ребенок, видящий красоту природы, познавшим заботу о ней, так же гуманно будет относиться и к людям.

Уже в дошкольном возрасте дети должны знать, что деревья и кустарники ломать нельзя, что им больно, что порченое дерево или кустарник плохо растут.

Очень важно, чтобы родители во время прогулок с детьми сами бережно относились ко всему, что их окружает, и научили этому детей.

Почитайте с детьми стихотворение:

С экологией беда?

Ну-ка, слушайте сюда!

Надо людям дать понять,

Что природа им, как мать.

Будут землю засорять,

Век им счастья не видать.

Всё затянет паутиной,

И покроет бурой тиной.

Всё живое перемрёт

И всему конец придёт.

И останутся на свете

Из живущих на планете:

Бабка Ежка на метле,

Да Кощей на старом пне.

Есть о чём подумать всем,

Если не хотим проблем!

Ни один ребенок не останется безучастным!

А если ребёнок сам посадил растение, он всегда будет бережно относиться к другим растениям и в других условиях.

Уважаемые родители! Будьте примером для своих детей! Соблюдайтеправила поведения в природе!

1. Не рвите напрасно цветы - они прекрасны в поле, в лесу, на воде!

2. Не рубите деревья и кустарники!

3. Соблюдайте правила пожарной безопасности в природе.

4. Не разрушайте муравейники, гнёзда птиц, жилища животных. Бережно относитесь ко всем живым существам.

5. Будьте настоящими гражданами своей страны, активными защитниками родной природы.

Природа - наш друг, наше богатство! Беречь и охранять - её священный долг каждого человека. Нам всем очень нужно, чтобы наши дети и сейчас, и когда вырастут, бережно относились бы к природе и хранили бы всё живое на земле! Пусть вольно летают птицы, ползают и прыгают насекомые, пусть радуют глаз не сорванные цветы и травы, и пусть этот зелёный и голубой мир останется таким же ярким праздничным, каким мы его получили в наследство!

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Консультация   для   родителей

«Роль семьи  в  экологическом воспитании ребенка»

 Автор: Бунякова А.И.

Последнее время тема экологии становится все более актуальной и социально значимой. Все чаще мы слышим об  экологических катастрофах, проблемах, их последствиях и причинах. Однако, экология для многих является призрачным понятием, окутанной неизвестностью.

     У населения возникает четкое представление о том, что проблемами экологии должны заниматься некие солидные инстанции, а роль простого рядового жителя планеты, в решении экологических проблем, ничтожно мала.

     Одной из  проблем населения является  всеобщее  убеждение в том, что экологический след от одного жителя планеты еле заметен в масштабах экологических борозд, которое оставляет после себя любое производственное предприятие, транспорт и энергетика. Вследствие  этого у населения возникает ощущение не причастности ко всем возникающим  экологическим проблемам.

   Ну и наконец,  одной из самых сложных проблем в сознании современного человека  – это само восприятие природы. А где эта природа?  Возникает ощущение, что человек живет изолированно от природы. А та, что окружает, воспринимается как элементы декора городских улиц: клумбы  цветов, некоторые деревья, соседские собаки и т.д.

Безусловно, связь «Человек – Природа» ослабевает, а порой и безнадежно обрывается. У человека формируется потребительское отношение к природе: хорошая погода, удобная полянка для пикника и чистый пляж у моря.

Это специфическое мировоззрение, мы волей – неволей передаем своим детям. И они в свою очередь формируют свое видение природы, воспринимая ее как некую угрозу для жизни. Дети боятся взаимодействовать с домашними животными, так как от них обязательно появятся заразные болезни. Детям категорически запрещается  бегать по лужам, босиком по траве, а тем более под  дождем, так как это  обязательно приведет к ОРЗ и гриппу, хождение в лес не поощряется из-за опасения укусов вредных насекомых.

Так в каждой семье формируется своя неповторимая психологическая атмосфера, которая отражает отношение к окружающему миру. Взгляды родителей  являются ориентиром  в формировании экологической культуры для подрастающего поколения. К сожалению, ориентиры семьи направлены на экономические и личностные интересы, а природа в аспектах ценностях не рассматривается.

Поэтому реализацию  экологического просвещения     нужно начинать с раннего возраста детей и их родителей.

Экологическое воспитание детей достигает огромного эффекта, если родители и педагоги находятся в сотрудничестве и взаимосвязи, создается необходимое условие  для полноценного развития ребенка.

Важно донести до родителей осознание необходимой целенаправленной работы, тесной взаимосвязи семьи и школы. На начальном этапе задача педагога привлечь внимание родителей к проблеме, постепенно побуждая их к сотрудничеству в первую очередь с самими детьми.

Экологический опыт закладывается в ситуациях, когда эмоционально-чувственная сфера обнажается: ребенок получает радость от общения с природой, сострадает и грустит, замечая негативные последствия антропогенного фактора.  Именно семья  в близком контакте со своим ребенком может создавать такие ситуации, формируя у ребенка экологический смысл.

          

 Рекомендации для родителей «Как приобщить ребенка к природе»

  «Никогда никого не убивай!» 

Совершая прогулки, следует помнить, что в природе нет полезного и вредного. Все в природе взаимосвязано.

  «Время с пользой!» 

Организуя походы в природу, загородные поездки всей семьей, помните, что с вами дети, поэтому заранее нужно быть готовым стать для них на это время проводником по миру природы. Это уникальный шанс обогатить знания детей, приобщить его к природе, принимая в этом  прямое участие.

  «Природу – мать с любовью встречать!»  

Поход в природу желательно начинать с приветствия не только друзей, с которыми встречаешься, но при этом важно поздороваться и с деревьями, кустами, птицами, насекомыми, солнцем, небом. Детей, как правило, такое поведение родителей приводит в восторг. Да и взрослым следует помнить, что улыбка солнцу – поднимает настроение, а рассматривание неба – снимает мышечное напряжение глаз, стабилизирует внутриглазное давление.

  «Замеченное – оживает!» 

Объекты природы, попавшие во внимание ребенка, оживают. Взрослым следует привлекать внимание детей к муравейнику, полету птиц, гнездам, интересным растениям и т.д.  Дети -  неутомимые исследователи. Помощь ребенку стоит оказывать по возможности так, чтобы большую часть поиска он делал сам. Иногда достаточно бывает указать на лужу, как место поиска и понаблюдать там осторожно за водомерками.

  «Наблюдай!» 

  Уместно загадать детям загадки о природных явлениях. Подумайте, сколько положительных эмоций получит ребенок, получив живую отгадку! Хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки, пословицы, поговорки, приметы.  

 «Пример родителей – самый надежный урок!»  

Не допускайте того, чтобы ребенок видел следы варварского поведения на лоне природы, которое превращает лесные поляны, полные тайн и чудес, в полумертвый пейзаж. Такие картины глубоко ранят и развращают душу детей!

         Только в том случае, если вы сами бережно относитесь к природе, можно требовать этого от детей, терпеливо обучая их азбуке поведения на природе с детства!

«Очеловечивайте нечеловечное!» 

Взрослые часто навязывают детям чувство отвращения к некоторым животным: червякам, паукам, лягушкам, насекомым. Не делайте этого! Наоборот, акцентируйте внимание детей на их беспомощности, жертвенности, трудности в выживании и заботе о потомстве.

«Никогда не поздно начать!» 

Помните, что бережное отношение к богатствам природы надо воспитывать с раннего детства, но и никогда не поздно начать с любого возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "О семейном чтении и его роли в воспитании ребенка"

Роль общения в жизни человека велика. Общение — это главное условие для развития и жизни человека. Каким вы видите общение с вашими детьми? Встречаются ли трудности? Чуткость ребёнка к художеств...

Консультация для родителей «Семейные традиции. Их роль в воспитании ребенка».

Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. Детские сады, школы являются помощниками семьи, создавая необходимые условия продолжения жизни ребенка в семье....

Семейные традиции и их роль в воспитании ребенка.

Что такое семейные традиции? Роль семейных традиций в воспитании ребенка. Традиции на Руси и их изменения после ноября1917г....

загадка и ее роль в воспитании ребенка

Загадка – краткое образное описание предмета или явления в несколько отвлеченном или иносказательном виде. Загадка – игра в узнавание, отгадывание того, что скрыто, что представлено в...

Загадка и ее роль в воспитании ребенка

Загадки – один из самых давних и самых распространённых видов народного творчества. В древние времена загадка имела определённое значение, служила средством проверки мудрости, имела познавательн...

Консультация для родителей «Семейные традиции. Их роль в воспитании ребенка».

Уважаемые родители! - Как вы думаете, что означает слово «семья»?  Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Семья – это группа живущих вместе ...

"Дидактическая игра, ее роль в воспитании ребенка"

Игра - ведущий вид деятельности дошкольника....