Ребёнок плохо ест и плохо говорит!
консультация (старшая группа) на тему

Евгения Сергеевна Тропко

     Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема съесть яблоко или морковку целиком, не протёртыми через сито и не из баночки готового детского питания, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата: мышц языка, губ, щёк, которые участвуют не только в процессе жевания, а и в произношении. Всем известно, что если тщательно прожёвывать пищу, то будут хорошо работать желудок и кишечник. Также существует и обратная сторона этого процесса – если ребенок на протяжении длительного времени употребляет протертую пищу, то у него может произойти задержка развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebyonok_ploho_est_i_ploho_govorit.docx171.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Звёздочка» комбинированного вида

Консультация для родителей

Тема:

«Ребёнок плохо ест и плохо говорит – есть ли связь?»

C:\Users\user\Desktop\90131887.png

                                                                                     Подготовила и провела:

учитель-логопед

Тропко Е.С.

Ногинск, 2017  г.

     Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема съесть яблоко или морковку целиком, не протёртыми через сито и не из баночки готового детского питания, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата: мышц языка, губ, щёк, которые участвуют не только в процессе жевания, а и в произношении. Всем известно, что если тщательно прожёвывать пищу, то будут хорошо работать желудок и кишечник. Также существует и обратная сторона этого процесса – если ребенок на протяжении длительного времени употребляет протертую пищу, то у него может произойти задержка развития речи. Если ребёнок не умеет  есть твердую пищу, то это может привести к следующим негативным последствиям:

  • Пища недостаточно пропитывается слюной и не смешивается с ней,  значит, желудочный сок и пищеварительные ферменты вырабатываются слабо;   
  • Мышцы языка не развиваются, что препятствует формированию правильного произношения звуков речи;
  • Зубы не испытывают нужной нагрузки: могут выпадать раньше времени, может сформироваться неправильный прикус. Кстати, врачи-ортодонты именно этим объясняют такое большое в последнее время количество детей с зубочелюстной патологией (обратите внимание, как много сейчас детей, которые носят пластины и брекеты).

     Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.

   Тенденция последних лет в педиатрии – приоритетное грудное вскармливание. Это прекрасно, грудное молоко –  лучшее, что необходимо младенцу, но при этом некоторые современные педиатры советуют молодым мамочкам не спешить с введением прикорма, объясняя это тем, что  возможна аллергия на новые для ребенка продукты. В то же время даже в последнем издании рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается, что появление первых жевательных движений рефлекторно у детей происходит в 4-5 месяцев (тогда же у ребенка наблюдается перемещение рвотного рефлекса от середины к задней трети языка). Но родители, по совету доктора, не торопятся с прикормом. Таким образом, неподкрепленный практикой рефлекс затухает.

   В 7-12 месяцев, по сведениям из рекомендаций ВОЗ, у ребенка формируются навыки кусания и жевания, развиваются боковые движения языка и перемещение языком пищи к зубам. В этом возрасте ребенок уже в состоянии есть каши и рубленные фрукты и сырые овощи. К одному-двум годам ребенок уже ест пищу с семейного стола. Итак, если еще несколько лет назад малыш в 4-5 месяцев (до появления зубов) получал от мамы либо бабушки сушку, сухарик или даже косточку свежей вареной курочки и «учился жевать» деснами. То сегодня мамы, поступая «по науке», вводят прикорм после 6-ти месяцев (а то и позже), когда у ребенка уже появилась 2-4 передних зуба. Но эти зубы у нас служат для кусания, жевать ими невозможно, и, что важно, они мешают малышу жевать деснами. В этом случае остается дождаться появления полного комплекта коренных зубов и учить жевать уже ими. Примерно с годовалого возраста ребёнок может постепенно начинать есть твердую пищу и учиться жевать небольшие кусочки.

     И ещё. Процесс принятия пищи, трапеза – это самостоятельный процесс. Не нужно его дополнять просмотром мультфильмов. У ребёнка плохой аппетит? Найдите причину. Может, в его жизни отсутствует такое понятие, как «режим», может, пища слишком богата углеводами (булочки, сладости), может, ребёнок не тратит полученные калории, мало двигается, мало гуляет на свежем воздухе, а может, причину найдёт психоневролог?   Вызывайте желание у ребёнка есть  по подражанию. Вам нужно всей семьей показать малышу, что кушать — интересно и увлекательно! Вы все вместе садитесь за стол, ребенка к столу НЕ ЗОВЁТЕ (специально игнорируете) и начинаете с огромным аппетитом есть, нахваливая и восхищаясь, как все невероятно вкусно! У малыша, таким образом, вызывается интерес к процессу приема пищи. Если малыш подходит к столу — не нужно спешить сажать его за стол — наоборот, отсылаете его: пойди поиграй, мы кушаем, у нас очень важное и интересное дело, никто ребенку еду не сует. Приглашайте гостей и ходите в гости сами. Ваше поведение должно быть таким, чтобы ребенок понял — что-то он в жизни упустил, есть-то, оказывается очень интересно!

   Учтите, что после двух лет возбудить пищевой интерес ребенка довольно трудно, понятие уже сформировалось — поэтому не стоит ждать быстрых результатов. Ваше чадо не сразу побежит к столу. Вам нужно дождаться от него проявления устойчивого интереса — и только тогда даем попробовать. Если видите, что интерес ослабевает — все, отправляйся играть. Как только вы снова начнете настаивать – детский интерес тут же пропадет.

Не следует оставлять маленького ребёнка с едой без присмотра, но и активно «вести наблюдение» тоже не нужно.

      Воспитывайте у своих детей правильные пищевые привычки и приучайте их  есть в течение дня не вредные чипсы и конфеты, а полезные фрукты и овощи.