Конспект родительского собрания на тему: «Роль матери и отца в воспитании и развитии ребёнка»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Иванова Ольга Викторовна

Родительское собрание было проведено с целью помочь родителям понимать своего ребенка и по возможности изменять его поведение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod._sobranie.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД № 15 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

Конспект родительского собрания на тему:

«Роль матери и отца

в воспитании и развитии ребёнка»

Вторая группа раннего возраста

1. Вступительное слово

Сегодня мы собрались с вами поговорить о самом дорогом, что у нас есть – о наших детях.

Рождение ребёнка – всегда чудо и огромное счастье. Пока он еще совсем маленький, главное, что волнует родителей – его здоровье, питание, сон, физическое развитие.

Однако малыш подрастает, и оказывается, что у него уже есть свои беды и проблемы, справиться с которыми ему одному не по силам.

Детские страхи, капризы, слёзы, болезни, адаптационный период – всё это согласитесь не оставляет вас равнодушными, это вас беспокоит и совершенно справедливо: психологические проблемы ребёнка, как правило, тесно связаны с отношениями между родителями, с психологическим климатом внутри семьи.

Какие вы только вопросы не задаёте: почему ребёнок плохо ест, что делать, если ребёнок не слушается, как решить проблему наказаний, в чём причина детских слёз, чем помочь ребёнку, если он с трудом идёт на контакт с другими детьми, если ребёнок не хочет идти в д/с?

Поступление малыша в д/с – это его первый шаг в самостоятельную жизнь. Кто-то  это переживает совершенно спокойно, а кто-то нет.

На примере нашей группы:

Настя К. – девочка, которая «родилась» в стенах сада – совершенно наверно не почувствовала этот период на себе. Улыбчивый, спокойный, самостоятельный ребёнок. Молодец!

Артем М. – ребёнок, которому нравиться в саду, но вот момент расставания с мамой, ребёнку даётся пока что не совсем хорошо, да и Артем наш может плакать просто так, не потому, что его обидели, а просто мимо него прошли, или остановились около него.

Лера К. – такое ощущение, что ребёнок не понимает, где он. Не играет, не разговаривает, пассивного вида, не интересующийся ни чем, избегает прямых контактов с детьми, не ориентируется в помещении.

Вова П. – сложная адаптация довела ребёнка до психологического срыва, сейчас ребёнок на д/р., но что будет дальше не известно.

Мне кажется, что сами родители переживают не меньше, чем дети, и стараются сделать, так, чтобы период адаптации стал как можно меньше болезненным и для ребёнка и для нас взрослых.

Для этого между нами, взрослыми, должны установиться доверительные взаимоотношения, и в этом нам поможет – игра.

Игра «Давайте познакомимся».

Сейчас мы с вами должны выйти на ковёр. У меня в руках мяч. Мы встаем в круг. Сейчас я назову своё имя, затем передам мяч следующему игроку. Он назовёт моё имя + своё, а затем передаст мяч следующему игроку. Третий игрок называет меня, соседа с права, себя и отдаёт мяч соседу с лева и т. д. А в итоге последнему игроку придётся назвать имена всех нас + своё.

Эта игра позволит нам с вами расслабиться, привыкнуть друг к другу.

Мы поиграли, а теперь возвращаемся на свои места. Перед вами лежат бейджики. Я вас прошу каждого на нём написать своё имя, по которому к вам сегодня будут обращаться во время беседы, рассуждений, вопросов.

Игра «Какой он мой ребёнок».

Перед вами лежат чистые листы, карандаши. Сейчас я предлагаю вам обвести при помощи карандаша контур своей руки на листе. А теперь на каждом из пальцев написать по букве, составляющей имя вашего ребёнка. Затем каждую букву расшифровать, отметив самые лучшие качества ребёнка. Н – р:

ЕГОР – единственный, голосистый, очаровательный, резкий.

А теперь в центре ладони нарисуйте символ – кем является для вас ваш малыш. Н – р: солнышко, зайчик, цветочек, сердечко.

Молодцы!

Я вас попрошу не выкидывать наши произведения искусства, а в трудную минуту, взять, посмотреть и улыбнуться какие у нас замечательные дети.

Спасибо вам за участие в игре.

А теперь переходим к теме собрания.

Готовясь к р/с выбирая тему я остановилась на «Роли матери и отца в воспитании и развитии ребёнка», которая актуальна для возраста наших детей.

Все люди, если они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно одинаковыми. Маленький ребёнок с потрясающей скоростью развивается, как физически, так и умственно, нам важно стимулировать его развитие – через беседы, наглядность, труд.

Для того, чтобы частично помочь вам в этом нелёгком деле, я и выбрала эту тему. Но она не будет строго регламентировать ваши методы и действия воспитания вашего чада, а даст ответы на самые актуальные вопросы задаваемые любым родителем, отдавшим ребёнка в д/с.

Адаптация.

Как приводились примеры в начале собрания по ним видно, у кого-то она уже состоялась, кто-то только вступает в нелёгкий период.

Ребёнок не хочет идти в д/с. Объясните ему, что вы отдаёте его туда не для того, чтобы избавиться от него, не потому, что он вам надоел, вы устали или у вас есть важные дела, а чтобы помочь ему интересней и насыщенней провести время. Не тащите ребёнка силой, не грозите, что в саду его и оставите, не пугайте ребёнка д/с – сделайте утреннюю прогулку в д/с радостным событием. От вашего спокойствия, такта зависит прибывание ребёнка в саду.

«Родители + малыш = дружба».

Не надо терять доверия своего ребёнка! Ведь с первых же дней своего существования малыш видит в вас свою защиту. Улыбки, разговоры очень важны для ребёнка, ведь ему очень важно знать, что с ним общаются, для него это очень важно. Говорить «люблю» - мало, ребёнок должен находить этому подтверждение, чтобы не получилось так, что вы говорите ему о своей любви, а на самом деле, он чувствует себя одиноким.

А что в вашем понятии означает «любить» своего ребёнка?

(ответы родителей).

Наше поведение.

Чтобы понять своё дитя, изменить его поведение, вы прежде всего должны изменить себя. Ведь иногда мы всегда всё запрещаем, да ещё и ждём безоговорочного повиновения. Это удобно для нас. Но постарайтесь понять и ребёнка. Ведь у него уже есть своё «Я», собственные желания, потребности, мысли.

Ответьте мне на вопрос: «Что значит понять человека?»

(ответы родителей).

Понять человека – значит увидеть причины его поступков, мотивы, побудившие действовать именно так.

Мы хотим понимать своих детей? – перестаньте предъявлять завышенные требования, которые ребёнок просто не всегда в силах выполнять.

Я прошу вас обратить свое внимание на плакат № 1 «Следствия наказания».

 Чтение воспитателем информации с плаката. Рассуждения, высказывания родителей.

Не допускайте приведённых ошибок, отходите от этого. Корректируйте своё поведение! Вы образец для своего ребёнка.

Ну почему ты капризничаешь?

Достаточно распространённый ваш вопрос. Но уважаемые родители, уж коли взяли на себя такую ответственность, так такой наукой, как – воспитание детей, овладеть придётся. Мало того чтобы овладеть, а ещё и грамотно использовать на практике.

В возрасте от 1 – 5, ребёнок проходит перестройку в процессе которой малыш приобретает опыт, больше понимает, начинает капризничать, а самое главное, что ребёнок узнаёт, что кроме слова «ДА» существует «НЕТ». Психологи называют этот возраст «Первым возрастом упрямства». Дети становятся строптивыми, капризными, плаксивыми и т. д.

Кто- нибудь знает причину такого поведения?

(ответы родителей).

Я попрошу посмотреть вот сюда на плакат № 3 «Детские капризы».

 Чтение воспитателем информации с плаката. Рассуждения, высказывания родителей.

Как говорил великий педагог Я. Корчак «Ребёнок недисциплинирован и зол потому, что он страдает» - в причине страданий и кроется ответ на вопрос детских каприз.

Наказания.

Далее на капризы мы реагируем как?

«Перестань». Очень часто слышим -  «сейчас получишь», «сейчас всыплю», т. е. наказанием. А кто-нибудь задумывался к чему, могут привести наказания?

(ответы родителей).

Я обращаю ваше внимание на плакат № 2 Наказания.

Чтение воспитателем информации с плаката. Рассуждения, высказывания родителей.

Не забывайте, что пример родителей очень важен для ребёнка!

Если вы учите его одному, а сами делаете противоположное – не стоит ждать от него выполнения ваших требований. Никогда не наказывайте ребёнка, в порыве ярости. Наказание всегда должно следовать за проступком, а так же не должно превышать степени проступка и опережать его. Вы родители, умейте объяснять ребёнку, почему его поведение неправильно, быть предельно краткими, избегая занудства, умейте отвлечь, не торопитесь с наказанием, а старайтесь разобраться, выяснить, почему малыш так поступил.

«Вежлив, послушен, хорош, удобен», а мысли нет о том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен? Как? Почему? Логические вопросы.

Послушный ребёнок – гордость родителей. Он вырастет и станет послушным взрослым. А вы не задумывались о том, что не скрывается ли за этим опасность – вырастить человека, который не несёт ответственности за свои поступки? Ведь послушный ребёнок не совершает произвольных поступков, не отвечает за свои действия – он только и делает, что требуют от него взрослые. Ведь послушным быть похвально! А вам дорогие взрослые нужно задумываться, на что направленно ваше воспитание. А теперь я предлагаю вам тест.

Тест «Я и мой ребёнок».

Поэтому сейчас в завершении моей части собрания я бы попросила вас задуматься так в чем – же заключается роль матери и отца в воспитании и развитии ребёнка?

Я думаю, что роль – основная, ведущая, основополагающая. Предназначение родителей не только в том, чтобы родить, а в главном – вырастить совершенно нормальную как психологически, так и физически личность. И здесь положительных результатов можно добиться, совместными усилиями не разделяя, на твоё и моё, не проводи черты, что вот этим занимаюсь я, а ты всем остальным. Роль родителей неразделима и каждый из родителей очень важен для малыша.

Награждение родителей благодарственными письмам.

 

                                                 ТЕСТ     «Я И МОЙ РЕБЁНОК».

1. Вы и ваш ребёнок поссорились. Ваши действия?

     а) Не задумываясь, накажу его – нечего перечить взрослым;

     б) Постараюсь разобраться, что могло послужить причиной ссоры;

     в) Выслушаю ребёнка, его мнение.

2. В вашей семье несколько детей. Есть ли среди них любимчики?

     а) Стараюсь относиться к ним одинаково;

     б) Да, это младший (старший), ведь он требует повышенного внимания;

     в) Не думаю, что этот вопрос так важен.

3. Как вы относитесь к ссорам между матерью (отцом) и ребёнком?

     а) Из-за них теряю терпение;

     б) Как правило, не вмешиваюсь в конфликт;

     в) Стараюсь, чтобы причин для ссор было меньше – по моему, так лучше для всех.

4. Допустим вы совершили какой-либо неправильный поступок по отношению к своему ребёнку. Сможете ли вы попросить у него прощение?

     а) Ни за что: если я попрошу прощение, это подорвёт мой авторитет;

     б) Думаю, что, если в случившемся есть моя вина, попросить прощение и исправить недоразумение надо обязательно;

     в) Я не знаю, будет ли это правильно.

5. Можете ли вы с чистым сердцем сказать: «Мой ребёнок (дети) любят меня»?

     а) Безусловно;

     б) Не уверен (а) в этом на 100 №;

     в) К сожалению, нет.

6. Согласны ли вы с утверждением, что не нужно вмешиваться в ссоры детей?

     а) Да, я полностью разделяю это утверждение: пусть разбираются сами;

     б) Обязательно вмешиваюсь в каждую из них: я тоже член семьи;

     в) Соглашусь с тем, что моё вмешательство нужно, но вместе с тем надо давать возможность решать проблему самостоятельно.

КЛЮЧ К ТЕСТУ:

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    а

    3

    1

    1

    3

    1

    2

    б

    1

    2

    2

    1

    2

    3

    в

    2

    3

    3

    2

    3

    1

ЕСЛИ ВЫ НАБРАЛИ ОТ 6 – 1О БАЛЛОВ:

Ваши отношения с ребёнком вполне благополучные (или близкие к тому, чтобы ими стать). Конечно, без ссор в вашей семье не обходится, но их гораздо меньше, чем в большинстве других семей. Остаётся продолжать в том же духе и не терять доверие, которое существует между вами и вашим ребёнком.

ЕСЛИ ВЫ НАБРАЛИ ОТ 11 – 13 БАЛЛОВ:

Вас можно упрекнуть в нерешительности и желании пустить всё на самотёк. Если вы не измените своей позиции, то можете не дождаться исполнения мечты о дружной семье, где каждый готов помочь друг другу, способен сочувствовать и сопереживать.

ЕСЛИ ВЫ НАБРАЛИ ОТ 14 – 18 БАЛЛОВ:

Вы слишком активно берёте на себя роль старшего, который должен вмешиваться во все дела, не давая ребёнку действовать самостоятельно. Вам кажется, что достаточно сказать веское слово взрослого человека, и все конфликты, которые неизбежно возникают, решатся сами по себе. Это в корне неправильная позиция повлечёт за собой поистине трагические ошибки.

Пока не поздно – исправляйтесь! Начните с себя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение к родительскому собранию на тему:" Семья как социокультурная среда воспитания и развития ребёнка"

Семья — это колыбель духовного рождения человека. Она является одним их древнейших институтов воспитания, где происходит самопознание и формируются потребности ребёнка в любви, ласке, уважении и общен...

Конспект родительского собрания на тему «Роль отца в воспитании детей»

Установка на совместную работу с целью решения воспитательных задач.Обогатить знания родителей посредством практических рекомендаций....

Конспект родительского собрания на тему «Роль этикета в воспитании дошкольников» для детей 5-6 лет

Консультация для родителей на тему: "Роль этикета в воспитании дошкольников 5-6 лет"...

Конспект родительского собрания на тему «Роль семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников»

-показать родителям значимость нравственно-патриотического  воспитания детей в семье;-формировать культуру общения родителей и детей;-помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов...

Конспект родительского собрания на тему "Роль семьи в правовом воспитании ребенка дошкольного возраста"

Цель родительского собрания: познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка....

Конспект родительского собрания по теме «Роль семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

привлечь родителей к обсуждению вопроса о патриотическом воспитании ребёнка; повысить педагогическую культуру родителей, формировать обобщённое представление родителей в вопросах воспитания патриотизм...