Как общаться с тревожным ребенком?
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Беневольская Татьяна Борисовна

Рекомендации родителям по общению с детьми дошкольного возраста, склонными переживать тревожные состояния. Материал для психолого-педагогических консультаций в дошкольном детстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информация для родителей

Как общаться с тревожным ребенком?

Дошкольная психолого-педагогическая практика убедительно показывает, что среди дошкольников с различными особенностями в поведении довольно часто встречаются дети, испытывающие ярко выраженное тревожное состояние в тех ситуациях, которые, как правило, к этому, не располагают.

Такие дети остро нуждаются в повышенном внимании со стороны близких значимых взрослых – и родителей, и воспитателей, в их особенно бережном и чутком отношении, которое исключает эмоциональное давление и насилие в любых формах. Ведь частые тревожные состояния у ребенка сегодня - в дальнейшем могут стать устойчивой чертой его личности. Когда окружающий мир в целом воспринимается как пугающий и враждебный, постепенно закрепляется заниженная самооценка, начинает преобладать неуверенность в своих действиях, становится трудно общаться с окружающими людьми и появляется мрачный взгляд на свое будущее.

Можно ли не допустить этого

и помочь ребенку?

Да, конечно!!!

Главная задача взрослых в общении с ребенком  - обеспечить ощущение безопасности и стабильности во всех, по возможности, ситуациях – дома, на улице, в детском саду, в гостях, в транспорте, в поликлинике, в магазине и т.д.  В любой ситуации можно и нужно мягко оказывать необходимую эмоциональную поддержку ребенку, которая для него в тревожном состоянии, безусловно оправдана и желательна.

Перечислим некоторые причины возникновения тревожных состояний у детей дошкольного возраста.

Большинство исследователей считает, что в дошкольном возрасте одна из основных причин тревожности ребенка кроется в нарушении детско-родительских отношений, а именно:

  • непоследовательность родителей при воспитании ребенка
  • неадекватные требования родителей к возможностям и потребностям своего ребенка (несоответствие притязаний взрослых реальным возможностям малыша)
  • предъявление к ребенку противоречивых требований
  • чрезмерная эмоциональность (аффективность) родителей в общении с ребенком или хотя бы одного из них
  • стремление родителей сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей
  • авторитарный стиль воспитания в семье
  • гиперсоциальность родителей:  повышенное стремление родителей всё делать правильно и полностью соответствовать общепринятым стандартам и нормам
  • отвержение и враждебность, которые демонстрируют  взрослые по отношению к ребенку

Также к причинам развития тревожности у детей можно отнести повышенную тревожность самих родителей, неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия в семье, плохие материальные условия семьи.

Рекомендации родителям

в общении с ребенком

В общении с ребенком дошкольного возраста,  переживающим тревожные состояния, рекомендуем родителям:

  • стремитесь к искреннему демократическому стилю воспитания и развития детей в семье
  • постоянно развивайте и повышайте  самостоятельность ребенка в различных видах деятельности
  • при встрече с каким-либо затруднением спокойно предлагайте  ребенку свою помощь и выполняйте необходимое действие вместе с ребенком
  • отмечайте и эмоционально поощряйте любые достижения ребенка в присутствии сверстников и других взрослых
  • полностью откажитесь от сравнения ребенка с другими детьми и сверстниками
  • исключите пока элементы соревнования в играх (либо включайте их постепенно)
  • не торопите и не подгоняйте ребенка в самостоятельной деятельности
  • в семье будьте единодушными и последовательными в вопросах воспитания, не запугивайте ребенка, тем более наказаниями (в том числе невыполнимыми)
  • требования к ребенку предъявляйте в спокойной и мягкой форме
  • число замечаний в течение дня сведите к минимуму
  • не заставляйте извиняться за «проступки», а попытайтесь вместе понять причину произошедшего события
  • формируйте адекватную для дошкольника самооценку (высокую)
  • постоянно выражайте свою искреннюю и безусловную любовь к ребенку
  • обращаясь к ребенку с вопросами или просьбами, чаще устанавливайте с ним контакт глазами и лучше займите равную позицию – можно присесть рядом или наклониться
  • поделитесь с ребенком своими детскими страхами
    и позитивными результатами их преодоления
  • можно кратко поделиться и сегодняшними проблемами (это поможет развитию у ребенка чувства сопереживания и эмпатии)
  • стимулируйте потребность ребенка в активной двигательной подвижности, развивайте моторную ловкость, ощущение своего тела, навыки мышечного расслабления, физическую выносливость ребенка
  • своей эмоциональной поддержкой действий и поступков ребенка вселяйте в него уверенность
  • не перегружайте ребенка заданиями школьного (учебного) типа преждевременно, т.е. до поступления в первый класс, когда ребенок еще ходит в старшую или подготовительную группу детского сада!

Желаем вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь агрессивному и тревожному ребенку?"

Как научить ребенка общаться с людьми?      В настоящее время многие родители воспитывают ребенка в до­машних условиях, лишая его при этом необходимого ему общения со сверстни...

Снижение уровня тревожности детей с общим недоразвитием речи посредством театрализованной деятельности.

Причины формирования высокого уровня тревожности кроются как в природных,генетических факторахразвития психики ребенка, так и в социальных. Первые факторы формирования тревожности трудно поддаются кор...

Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?

Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...

Консультация с родителями на тему: «Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?»

Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...

«КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОТЕРАПИИ»

laquo;КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОТЕРАПИИ»Лютоева Мария ИльиничнаГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колле...