Роль взрослых в играх дошкольника.
статья (старшая группа) на тему

Кудашова Светлана Владимировна

Рекомендации по организации детских игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_vzroslyh_v_igrah_doshkolnikov.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Роль взрослых в играх дошкольников.

      Главным средством развития игровой деятельности родители считают приобретение игрушек. Игрушки, действительно, являются важным атрибутом игр дошкольников. Но без вдумчивого их приобретения и необходимого преподнесения ребенку, знакомства со свойствами и возможностями игрушек, они могут остаться лишь предметами интерьера квартиры.

     Задача взрослого понять необходимость покупки определенной игрушки и подготовить ребенка к встрече с ней. Выбирая ребенку "будущего друга", надо хорошо представлять себе, в какой игре он может его использовать. В игре ребенок отражает свои наблюдения жизни, сюжеты книг, мультфильмов, кинофильмов. Поэтому игрушка, которая не связана с его кругом познания, не будет задействована в играх, или будет применяться не по назначению.

     Следует помнить, что для развития игры необходимы комплекты игрушек по определенной тематике. Например, недостаточно купить ребенку только железную дорогу. К ней необходимы здания станций, поселков, куклы, изображающие работников железной дороги, пассажиров и др. Тогда игра будет разнообразной и длительной. Причем, чем старше ребенок, тем больше у него должно быть игрушек, обладающих многофункциональностью. В качестве образца такой игрушки можно назвать конструктор, который можно использовать в разных вариантах игр. Он обладает целым рядом достоинств, предоставляющих для ребенка возможность воплотить самые разнообразные замыслы, творческие игровые проекты.

     Чтобы поддержать и развить интерес к новому сюжету игры, взрослые должны обогащать представления детей о выбранной сфере жизни. Например, после поездки на теплоходе, ребенок начинает играть в путешествие по реке. Сначала его игровые действия повторяют полученные наблюдения. Он продает билеты, сажает пассажиров на теплоход, высаживает их на остановках. Если не познакомить ребенка с другими сведениями из этой области, то скоро эта игра изживет себя. Поэтому родителям целесообразно подобрать книги, мультфильмы, фильмы, картинки, в которых бы рассказывалось о различных видах водного транспорта, об обязанностях капитана и других членов команды, о ситуациях, возникающих на воде и т.п. Полезным будет посещение музея, наблюдение за различными судами, организация повторных поездок на водном транспорте и др. Все это не только поможет ребенку дальше развивать сюжет игры, но может вызвать и более глубокий интерес к данной сфере, что в дальнейшем может повлиять на выбор профессии или хобби.

     Совместные игры родителей с детьми и подготовка к ним значительно укрепляют их взаимопонимание, разнообразят общение, усиливают родственные связи. Влияние родителей на формируемые в процессе игр качества и способности детей усиливается за счет эмоциональной близости и многосторонних связей с другими членами семьи. Создаются благоприятные условия для применения дошкольниками в игре разнообразных знаний, правил поведения и взаимоотношений, усваиваемых в повседневной жизни. В семье ребенок приобретает опыт заботы родителей о старшем поколении, дружбы с соседями и друзьями, взаимопомощи в хозяйственных делах. В свою очередь, игры, отражающие быт семьи, взаимоотношения между ее членами, могут стать почвой для воспитания у дошкольников привязанности, чуткости, отзывчивости и внимания ко всем окружающим людям.

     Родители, играя с ребенком, должны помнить, что не надо подавлять его инициативу, следует играть с ним на равных, осторожно направляя ход игры. Доброжелательное общение взрослого, выступающего в качестве партнера, вселяет в ребенка уверенность в том, что его идеи разделяют, с ним хотят играть. Чем больше времени уделяют взрослые своему ребенку, тем лучше между ними взаимоотношения. Общие интересы сближают их, создают дружественную атмосферу.

     Особое внимание к играм следует проявлять родителям, имеющим несколько детей.

     Большие трудности испытывают семьи, имеющие двух младших дошкольников, если разница в их возрасте от года до трех лет. Младший не имеет игровых навыков, старший не владеет умением вовлекать в игру. Младший забирает игрушки, иногда ломает их, разрушает игры брата (сестры). Это вызывает негодование старшего ребенка, провоцирует ссоры между детьми. В этом случае бесполезно взывать к разуму старшего и порицать младшего. Выход из такого положения – самим играть с детьми.

     Положительные отношения складываются между однополыми детьми, имеющими разницу в возрасте четыре-пять лет. При этом сохраняется общность интересов, старшие передают младшим опыт игровых отношений, учат правилам игры.

Необходимые условия для игровой деятельности дошкольника в семье:

  • У ребенка должен быть свой уголок, где бы он мог спокойно играть.
  • Игрушка побуждает к совместным действиям с детьми и взрослыми. Поэтому важно докупать ребенку игрушки по возрасту, учитывая не только ее новизну и привлекательность, но и педагогическую ценность.
  • Игрушки нужны разнообразные: образные (изображающие людей и животных), предметы быта (посуда, мебель), двигательные, конструктивные, дидактические.
  • Не следует ограничивать набор игрушек по принципу – "для мальчиков" или "для девочек".
  • Игрушек не должно быть много, обилие игрушек только рассеивает внимание ребенка, у него пропадает к ним интерес. Игрушки, в которые ребенок перестал играть, необходимо убрать с его глаз на 3-4 месяца.
  • Игрушки должны быть безопасны для ребенка.
  • Для игры ребенка более ценны игрушки не статичные (скульптурного характера), а имеющие движущиеся части.
  • Кукла должна иметь комплект одежды, мебели, постельных принадлежностей, посуды и др.
  • Машины должны быть разных видов: легковые, грузовые, пассажирские, автокраны, катки и др. В меньшем количестве следует покупать заводные машины, так как они больше пригодны для наблюдения и изучения их механизма.
  • Дидактические и развивающие игры должны подбираться в соответствии с возрастными возможностями ребенка и его познавательными интересами.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль взрослого в игре дома

Современным детям не повезло, у них какое-то рафинированное детство, усечённое, неполное, потому что мало в них жизни игры – в школе, в лагере, дома. Можно ли помочь детям обрести радость жизни в собс...

Роль взрослых в играх дошкольников.

Консультация для родителей.  Совместные игры родителей с детьми и подготовка к ним  значительно укрепляют их  взаимопонимание, разнообразят общение, усиливают родственные связи....

Консультация на тему: « Роль взрослого в игре детей раннего возраста».

Для обеспечения полноценной игровой деятельности детей раннего возраста необходимо продуманное руководство педагогов, необходимо всемерно способствовать обогащению представлений ребенка путем содержат...

Деловая игра с родителями в ДОУ «Роль взрослого в умственном и познавательном развитии дошкольников с ОНР»

Обогащать знания родителей об особенностях воспитания конкретного ребенка с опорой на его индивидуальность, важная часть работы современного педагога. А так же необходимо формировать у родителей систе...

Роль взрослых в играх дошкольников

Психологи и педагоги убедительно доказали, что игра является естественной потребностью ребенка дошкольного возраста, в процессе которой он всесторонне развивается: познает окружающий мир, осваивает со...

«Игровое взаимодействие сверстников и роль взрослого в игре».

Развитие    инициативности  детей во      всех  сферах       деятельности...

Консультация для родителей: «Роль взрослого в игре с малышом»

Игры для детей – это не только развлечение, это один из важнейших способов их гармоничного развития. Многие родители не придают должного значения детским играм, считая их шумными, бессмысленными...