«Игровое взаимодействие сверстников и роль взрослого в игре».
консультация (подготовительная группа)

Татьяна Ковригина

Развитие    инициативности  детей во      всех  сферах       деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        МБДОУ « Детский сад « Буратино»

                Консультация

«Игровое взаимодействие сверстников и роль взрослого в игре».

                                                   Подготовила: Ковригина Т.С.

                                                       2021г

Развитие финансовой грамотности в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Во время игр со сверстниками, во время
общения они употребляют много экономических понятий, порой не
задумываясь об их значении, о смысле, которое они несут.
Задача воспитателя в ДОО не только дать детям какой-то объем
экономических знаний, но научить правильно этими знаниями распоряжаться, помочь правильно осмыслить новые явления, факты,
понятия, подготовить ребенка к жизни в современном обществе.
Поиск оптимальных путей, решения проблемы развития финансовой
грамотности дошкольников, привел к использованию игровых технологий.
Среди разных видов игр особую значимость приобретают дидактические
игры экономической направленности. Они способствуют закреплению и
расширению знаний об экономических сферах деятельности взрослых,
выработке элементарных практических навыков в сфере экономических
отношений.

Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, наконец,
образовательная деятельность в условиях детского сада формируют тот опыт,
который становится базой для дальнейшей работы по экономическому
воспитанию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка
авторитетным человеком, который поможет правильно осмыслить новые
явления, факты, понятия.

В соответствии с        этими позициями        взрослого образовательный процесс включает две основные  составляющие:

  1. совместная непринужденная партнерская деятельность взрослого с детьми;
  2. свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Такая структурная модель образовательного        процесса        должна        быть принята как каркасная        для        всего        дошкольного        возраста        (3–7        лет)        и как        единственно        возможная        для        младшего        дошкольного возраста (3–5        лет).

Организующими        формами  являются,         совместная        деятельность взрослого        и        детей        (игровая,        продуктивная,        познавательно-исследовательская        деятельность,        чтение        художественной        литературы), а также        тематическое        наполнение,        которое        использует воспитатель,        инициируя        совместную        партнерскую        деятельность        с детьми.        

В        рамках        совместной         непринужденной         деятельности        взрослого        с детьми        должны        решаться        развивающие        задачи        самого широкого        плана:        

•        развитие        инициативности        детей        во        всех        сферах        деятельности,        развитие        общих        познавательных        способностей        (в        т.        ч.        сенсорики,        символического        мышления);        

•        развитие        культуры        чувств        и        переживаний,        способности        к        планированию        собственной        деятельности        и        произвольному        усилию,        направленному        на        достижение        результата;        

•        освоение        ребенком        мироустройства        в        его        природных        и        рукотворных        аспектах        (построение        цельной        картины        мира).

Существенной        особенностью        совместной        партнерской деятельности взрослого        и        детей        является        ее        открытость        в        сторону свободной        самостоятельной        деятельности        самих        детей. В то        же время         партнерская        взросло-детская        активность        открыта        для перепроектирования        в        соответствии        с        интересами        детей        и их субкультурой,        которые        проявляются        и        реализуются        в свободной        детской        деятельности.        

В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации:
операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.
Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно
для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.


Овладение экономическими знаниями в привлекательной для
ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.
В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту
ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог
формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно
высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь доказательство.

Соединение учебно-игровой и реальной деятельности
наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических
знаний

Ролевые игры способствуют развитию навыков критического мышления,
решению проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных
ситуациях, воспитанию понимания других людей. Через игру участвующие
могут лучше понять собственные действия в реальной жизни, избавиться от
страха за последствия своих ошибок. Применение сюжетно-ролевых игр как эффективная форма работы с детьми в сфере экономического воспитания. Данные игры знакомят детей с профессиональной деятельностью взрослых, вырабатывают элементарные практические знания о видах профессий, труде, оплате труда, цене товара, рациональном потреблении, планировании
трат и т. д. Например, могут быть проведены игры на следующие темы: магазин, почта, парикмахерская, ателье, банк, туристическая поездка, семья и др.
В интерактивной игре происходит  не просто взаимодействие
дошкольников друг с другом и педагогом, а совместная организованная
познавательная деятельность социальной направленности.
Во время интерактивной игры происходит освоение участниками группы нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.
Блок свободной самостоятельной деятельности детей наполняется образовательным содержанием за счет создания воспитателем разнообразной предметной среды, которая для самих детей обеспечивает широкий выбор деятельности, соответствующей их интересам, позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально. Это материалы для традиционных детских деятельностей — игры, рисования, лепки, конструирования, а также предметное оснащение для самостоятельных физических упражнений, книги, художественные альбомы, материалы для дидактических упражнений.
Это предполагает включение в образовательный процесс еще одной составляющей — специально организованного обучения в форме «учебных» занятий с функцией
(позицией) взрослого как педагога — регламентатора содержания и формы детской деятельности.

Позиция педагога становится возможной в результате усложнения и дифференциации партнерских отношений между взрослым и детьми и может вводиться лишь на фоне уже упрочившейся тенденции детей к инициативности .
Таким образом, в группах старшего дошкольного возраста (5–7 лет) образовательный процесс может приобрести трехчастную структуру. Все три составляющие образовательного процесса в группах старшего
дошкольного возраста должны быть уравновешены, образуя гармоничное единство, как в отношении типа взаимодействия взрослого с детьми, так и в отношении баланса свободной/регламентированной деятельности детей, инициатив взрослого и ребенка. Соответственно, даже в старшем дошкольном возрасте удельный вес регламентированных учебных занятий в целостном образовательном процессе должен быть очень невелик.

Учебный        блок        образовательной        деятельности        вводится        лишь        для детей        старшего        дошкольного        возраста        (5–7        лет)        при        решении задач        формирования        у        них        предпосылок        знаково-системных форм        мышления.

Воспитатель        должен        опираться        на        специально        разработанную систему        задач,        последовательно        вводящую        детей        в        эти знаковые        реальности,        т.е.        должен        иметь        общий        временной        план действий        и        конкретные        цели        занятий        в        виде        учебной программы.
В целом предложенная модель образовательного процесса дает воспитателю
достаточно точек опоры для реализации задач по формированию предпосылок финансовой грамотности, создает пространство гибкого проектирования образовательного процесса под детские интересы, а в старшем дошкольном возрасте обеспечивает психологическую подготовку к школьной ступени образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль взрослого в игре дома

Современным детям не повезло, у них какое-то рафинированное детство, усечённое, неполное, потому что мало в них жизни игры – в школе, в лагере, дома. Можно ли помочь детям обрести радость жизни в собс...

Роль взрослых в играх дошкольников.

Консультация для родителей.  Совместные игры родителей с детьми и подготовка к ним  значительно укрепляют их  взаимопонимание, разнообразят общение, усиливают родственные связи....

Консультация на тему: « Роль взрослого в игре детей раннего возраста».

Для обеспечения полноценной игровой деятельности детей раннего возраста необходимо продуманное руководство педагогов, необходимо всемерно способствовать обогащению представлений ребенка путем содержат...

Роль взрослых в играх дошкольника.

Рекомендации по организации детских игр....

Роль взрослых в играх дошкольников

Психологи и педагоги убедительно доказали, что игра является естественной потребностью ребенка дошкольного возраста, в процессе которой он всесторонне развивается: познает окружающий мир, осваивает со...

Консультация для родителей: «Роль взрослого в игре с малышом»

Игры для детей – это не только развлечение, это один из важнейших способов их гармоничного развития. Многие родители не придают должного значения детским играм, считая их шумными, бессмысленными...