Консультация для родителей «Играем в рифмовочки»
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Гончарова Анна Валерьевна

Консультация для родителей «Играем в рифмовочки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Играем в рифмовочки»

Тема: «Учим рифмовать!»

Направленность: развитие внимания, логического мышления.

            Поэзия входит в жизнь ребенка с первых дней его жизни. Стихи и потешки, колыбельные песни на ночь, сказки, рассказанные бабушкой, — весь этот чудесный мир доброй мудрости помогает малышу почувствовать, что окружающие его любят.

            И если ребенок уже достаточно хорошо разговаривает, то самое время познакомить его с основами стихосложения, а точнее вашему вниманию предлагаются игры с рифмами.

Эти игры развивают внимание, логическое мышление, а так же, как и любые другие игры, позволяют лучше овладеть родным языком и полюбить его.

«Складно – нескладно»

Именно с этой простой игры и начинается знакомство ребенка с понятиями «Рифма», «складно», «нескладно».

Начните рассказывать известное  малышу стихотворение, переставляя слова или заменяя конечные слова другими, например,

Наша Таня громко плачет, Уронила в речку куклу…

Наверняка ребенок возмутится и воскликнет: «Нет! Мячик!» А вы продолжите:

Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке кукла…

Выслушайте ребенка, искренне удивитесь: « Ой, а правда ведь, так, как говоришь ты, звучит намного лучше. Наверное, потому, что получилось складно!»

Точно также можно обыграть любые другие стихотворные загадки с рифмами –подсказками:

На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его…воробей! (скворец)

«Нет, скворец!» — спорит ребенок. «А воробей разве не подходит? И правда, нескладно получается…»

Или еще, например:

Снег в лесу. Сугробов много.

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает… дождик! (капель)

«Рифмовочки»

В эту игру со своим ребенком вы можете играть по дороге домой, сидя в очереди в поликлинике, влюбом другом месте. Просто подбирайте вместе рифмы к словам, обозначающим предметы, которые вы видите перед собой, или просто абсолютно к любым словам, которые приходят  в голову к вам или ребенку.

Например: Песок-носок, ветка-детка, врач-грач, ухо-сухо.

Сначала больше придется подбирать рифмы вам, ребенок только будет придумывать слова, но потом уже вы сможете предлагать слова по очереди.

Настольная игра «Угадалки»

Для игры вам потребуется подобрать карточки с изображением предметов, названия которых рифмуются, например: сом-дом, пол-стол, кот-рот, кошка – мошка, зайка-майка.

Карточки можно нарисовать самим, можно вырезать картинки из старых журналов и наклеить на картон.

Когда все готово, то нужно перемешать все картинки и можно играть. Возможны 3 варианта игры:

1.Выберите 3 карточки, например рак, мак и кот. Дайте одну из них ребенку (мак) и предложите подобрать к ней пару из оставшихся карточек. Для того чтобы малышу было легче выполнить ваше задание, обязательно проговаривайте названия картинок.

2.Возьмите уже 2-3 пары карточек и предложите разложить их, составив рифмующие пары.

3.Возьмите несколько пар карточек и положите на столе лицевой стороной вниз. Предложите ребенку взять 2 карточки, пытаясь собрать все пары рифмующихся картинок. Например, первое слово на карточке жук, а на другой — дом. Так как дом не рифмуется со словом жук, то данную карточку возвращаем обратно. И переворачиваем карточки дальше в поисках нужной. Кстати этот вариант игры отлично тренирует еще и зрительную память, потому что ребенок по ходу игры старается запомнить, куда он кладет карточку, которая ему может потом пригодится для другой пары рифмующихся слов.

«Прозвища»

Во сказках у персонажей есть прозвища. Предложите ребенку вспомнить их. Наверняка он назовет вам Лягушку – Квакушку, Зайку – Побегайку, Лисичку – Сестричку, Акулу – Каракулу.

Бывает часто, что у героя сразу несколько прозвищ, предложите ребенку выбрать то, какое ему больше нравится. Вот, например, волк. В разных сказках он имеет разные прозвища, например, Волчок Серый Бочок, Волк Зубами Щелк или Лисичка – Сестричка, Лиса – Краса.

Вместе с ребенком по аналогии выберите имена для его мягких игрушек: Котик Бархатный Животик, Мышка – Малышка, Хрюшка Розовое Брюшко. Сочиняйте сами, и чем смешнее будет, тем лучше, пусть даже по началу кажется, что вариантов рифмовок вовсе и нет.

Игра «Рифмы»

Мы в рифмы играли – слова подбирали.

Сейчас поиграем с тобой.

Картинку покажем и слово подскажем-

Какое возьмём мы с собой.

Скажу я гармошка, а ты мне…(картошка),

Держу я рубашку, ты видишь…(букашку),

Взяла я корзину, купил ты…(картину).

Я вижу: на поле пасётся баран,

А маленький мальчик несёт -…(барабан),

С тростинкой по тропке ползёт муравей,

А следом за ним летит…(воробей).

Концерты на « Бис» даёт нам скрипач,

Детей веселит в цирке …(Циркач),

Весной прилетают с юга грачи,

Детишек всех лечат наши…(врачи).

Игра « Подарки».

У Мартышки День рождения,

Все приносят поздравления:

Петушок принёс ей пушку,

А лошадка – …( хлопушку, погремушку, вертушку и т.д.).

Белый мишка – шоколад,

А Ежонок -…( мармелад, лимонад и т.д.)

Игра « Мы играем – рифмы подбираем».

Мартышка и кукушка, петушок и кошка

Решили в рифмы поиграть с детворой немножко:

Мартышка предложила: мишка,…( далее дети выбирают картинки).

Вторила кукушка: катушка,…

Промурлыкала и кошка: ладошка,…

Прокукарекал петушок: мешок,… .

Задание: Подобрать рифмы. Детям предлагаются картинки: мишка, шишка, пышка, мальчишка, катушка, погремушка, подушка, кормушка, ладошка, картошка, гармошка, мошка, мешок, горшок, ремешок, вершок. Они выбирают картинку и подставляют слово в стихотворение.

Игра «Добрый слон».

Жил на свете добрый слон,

Сочинял рассказы он.

Книжки добрые писал,

И друзьям их раздавал.

В рифмы он любил играть,

Чтоб с друзьями не скучать.

Вот картина, вот…(корзина, машина и т.д.),

Вот ромашка, вот …(букашка, бумажка),

Вот мой домик, вот твой …(томик, сомик),

Вот и пушка, вот и …(мушка, сушка, кружка),

Вот вам пышка, а вот …(книжка, мышка, крышка),

Вот сосед, а вот …(обед, кларнет, винегрет).

Чтоб и нам не скучать,

Будем рифмы подбирать.

(Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест.)

Рифмы-миниатюры

В кладовой шуршала мышка,

Под сосной лежала -…(шишка) .

Живёт в нашем доме Гарик,

У него есть синий…(шарик).

Капризуля наша Маша,

У неё в тарелке …(каша).

Стоит в деревне старый дом,

В сети к нам попался -…(сом).

В библиотеке взяли том,

Зимой ребята лепят -…(ком).

Очень любят мыши сыр,

В хорошем сыре много -…(дыр).

Ветер очень сильно дул,

Стоял повсюду страшный …(гул).

Живёт у фермера баран,

В пустыне бегает -…(варан).

На палубу упала пачка,

Потому, что была -…(качка).

Пишет маме письмо дочка,

В конце рассказа стоит-…(точка).

Портной выбрал красный шёлк,

Значит, знает в моде…(толк).

В КВН играли сутки,

Залу нравились все -…(шутки).

Мама мыла чисто пол,

Папа ждал: когда же…(гол).

В огороде вырос лук,

На грядке ползал майский …(жук).

На берегу лежала гайка,

Рыбёшку утащила -…(чайка).

Дымится в миске кашка,

С чаем стоит -…(чашка).

Было в сказке очень худо,

Пока не появилось -…(чудо).

Очень громко плачет мальчик-

Он поранил стеклом…(пальчик).

Было мишке мёду мало,

Пчёлка показала …(жало).

В малиннике медведь бурчал,

Рядом с ним ручей…(журчал).

Ночью спал Аркадий чутко,

Темноты боялся…(жутко).

Надел спортсмен свою жакетку,

В руках держит он…(ракетку).

Ребятня каникул ждёт-

Лето красное …(идёт).

В группе самый старший – Веня,

У него дружок есть -…(Женя).

Петрушки зелёной пучок

Прожорливый съел…(жучок).

Закричала громко баба-

Испугала её -…(жаба).

В сказках очень любят пир,

Всем на свете нужен…(мир).

На стройке делают бетон,

В метро потребуют -…( жетон).

Купил модный Клим жилет,

Приобрёл в театр …(билет).

Всех хвастливей Таня-крошка,

У неё на шляпе -…(брошка).

Мечтал о звёздах старый барс.

Хотел он улететь на …(Марс).

Проиграл Серёжа фант,

Девчонки повязали…(бант).

Жил на свете мальчик Жора,

У него сестрёнка…(Лора).

У Ильи красивый волос,

И приятный, звонкий…(голос).

Чтоб придать причёске лоск,

Нам понадобится…(воск).

Со стола упала банка,

Теперь у Светы болит…(ранка).

Дежурным Вася в классе был,

Полы он тряпкой чисто…(мыл).

Жил на свете старый пёс,

Он исправно службу…(нёс).

Подарили Рэму дудку,

И сторожевую…(будку).

Клич победный издал вождь,

Не помеха ему…(дождь).

Нельзя чужого брать,

И, конечно, нельзя …(врать).

Не пришлась Яге корона,

Унесла её …(ворона).

Картину написал творец,

Изобразил на ней…(дворец).

Соловья не слышно трель,

Заглушает её…(дрель).

Видел я чудесный сон,

Что поехал я на…(Дон).

Тёмная настала ночка,

Засыпает моя…(дочка).

Красивые у кошки лапки-

Пушистые обуты…(тапки).

Не взял в школу Витя ранец,

Весь день разучивал там …(танец).

Пришло судно в дальний порт,

Несёт матрос подруге…(торт).

Не нужны солдату санки,

Изучать он будет…(танки).

Случай приключился раз-

Перевернули медный…(таз).

Любит дед табачок,

А внучок -…(кабачок).

Экзотический фрукт-манго.

Незнакомый танец…(танго).

Во дворе стоят кусты,

Очень уж они …(густы).

Возле дома стоит горка-

Ледяная на ней …(корка).

Кто-то вырыл большой грот-

Оказалось, это …(крот).

На птичнике живёт гусак,

В лесу бегает…(русак).

Танцевала польку Глаша,

Пела песню громко…(Клаша).

Дед пошёл дрова колоть,

А бабуля – лук …(полоть).

Рассёк боксёр ударом бровь,

И сразу побежала…(кровь).

Привёз корабль спортсменов  в порт,

Отправились они на …(корт).

На столе осталась крошка,

Покормила птичек…(Прошка).

Убежали с клумбы розы,

Очень уж колючи…(розы).

Утром выпала роса-

Выходи на луг …(коса).

На скачках выступали кони,

Катали в парке детей…(пони).

Всю сметану слизал кот,

Вытирал он лапой…(рот).

На столе лежала пышка-

Запах уловила…(мышка).

В царстве сказок собран бал –

Были там и стар, и …(мал).

Большому начальнику нужна папка,

И, конечно, зимой, обязательно…(шапка).

Если по парку гуляете детки,

Не надо ломать у кустиков…(ветки).

Греет на солнышке мордочку киска.

«Вискасом» вкусным наполнена …(миска).

Испекла Наташа кекс,

Очень любит их наш…(Рекс).

В крайнем ряду стоит школьная парта,

Лежат на ней ручка, учебник и…(карта).

На карнавал наденем маску,

В бой солдат наденет…(каску).

Стал пилить Артур полено,

Повредил себе…(колено).

С неба падала вниз капля,

Не боится её…(цапля).

Не удалась у веры кройка,

Теперь стоит в журнале…(тройка).

Увидала мышка корку-

Утащила её в …(норку).

Цветёт весною пышно хмель,

На него садится…(шмель).

Клоун снял смешную кепку,

Посадил дед в сказке…(репку).

Мила сделала салат,

Постирала свой…(халат).

Очень страшен зайцу холод,

Но ещё страшнее…(голод).

Приобрёл сметану Глеб,

Покупал Василий …(хлеб).

Замедляя время ход,

От нас уходит старый…(год).

Что ребята затевают драки,

Не верьте! Это просто -…(враки).

Бегал на лугу щенок,

Сплела Лена для него…(венок).

Жил на свете великан,

И у него был…(пеликан).

Для солдата строго норма:

Всегда выглаженная …(форма).

В руки взял Арсений пультик,

Посмотреть хотел он …(мультик).

У пограничников есть пост,

Под охраной у них…(мост).

Называет Иру папочка:

« Моя дочка -…(лапочка)».

Очень любит Федя сало,

Всё ему, бедняге, …(мало).

Любят сериалы киски,

Покупают в « Треке»…(диски).

Вика чистит с утра зубы,

Затем красит ярко…(губы).

Плыла по небу тучка,

В реке плескалась…(щучка).

Хлеб к столу печёт нам пекарь,

Выдаёт лекарство -…(лекарь).

На берегу реки – песок,

А вокруг стоит …(лесок).

Не достиг кораблик цель,

Напоролся он на …(мель).

Петя руки с мылом мыл,

Все микробы быстро…(смыл).

На окне сидела кошка

И мяукала…(немножко).

Детки бегали, скакали

И под вечер все …(устали).

Вот смотрите – паровоз,

Он вагончики…(повёз).

На большой зелёной ветке

Сидят белочкины…(детки).

7.Литература:

- Сохин"Развитие речи детей дошкольного возраста"

- Е. И.Тихеева"Развитие речи детей"

-"Методические советы к программе "Детство"

- О.Ушакова"Развитие речи детей"

Статьи журнала"Дошкольное воспитание"

- В. Гербова"Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок"       N8,1998 г.;

- Т. Гризик"Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи" N 6,2000 г;

- О. Ушакова, Л. Щадрина"Развивайте речь дошкольника", N 2,1997 г.;

- В. Гербова"Занятия по развитию речи" N 12,1999 г.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Играем дома, играем в дороге в словесные игры"

Предлагается речевой материал для словесных игр, формирующих понятие "предложение", развивающие фонематическое восприятие, грамматический строй речи через прослушивание заведомо бессмысленного предлож...

Консультация для родителей - Игра в жизни ребёнка. Почему дети играют? Зачем нужна игра?

«Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин)«Игра - школа морали в действии» (АН. Леонтьев)...

Игры по дороге в детский сад. Консультация для родителей Консультация для родителей. Игры по дороге в детский сад.

Игры по дороге в детский сад. Консультация для родителейКонсультация для родителей.Игры по дороге в детский сад....

консультация для родителей Консультация для родителей «Игры для развития логического мышления в детском саду и дома»

Важно воспитать и привить интерес к математике.Очень важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным явлением окружающего мира....

Консультация для родителей "Ум на кончиках пальцев". Консультация для родителей "Игры, которые можно провести с детьми дома".

В консультации для родителей " Ум на кончиках пальцев" отображена важность развития мелкой моторики у малышей, которая напрямую связана с развитием речи, а также приведены некоторые упражнен...

Консультация для родителей «Консультация для родителей Игры, которые лечат»

laquo;Консультация для родителейИгры, которые лечат»...

Консультация для родителей Игры, в которые можно играть родителям с детьми 3-4 лет

Игры, в которые можно играть родителям с детьми 3-4 лет...