Обучение детей цветовосприятию .
консультация (старшая группа) на тему

Швечкова Людмила Викторовна

Развитие цветовосприятия у старших дошкольников.

 

В советской и зарубежной психологии по проблеме восприятия цвета детьми дошкольного возраста проведено много исследований. Э.Мейман, Н.И.Красногорский, Г.Валентайн, М.Шинн, Е.А.Аркин, А.С.Сулина решали проблему возникновения цветового зрения и определяли периоды, когда впервые ребёнок начинает различать цвета. З.И.Истомина, Ж.И.Шиф изучали особенности восприятия и называния цвета детьми старшего дошкольного возраста. Эти исследования отмечают, что дифференцирование цвета у дошкольников развивается сначала в отношении самих цветовых тонов, а затем в отношении светлот. При различении и отборе тёплых цветов (красный, оранжевый, жёлтый) дети делают меньше ошибок, чем при различии и отборе холодных цветов (зелёного, голубого, синего, фиолетового). Е.А.Аркин отмечает, что старшие дошкольники могут уже точно подбирать большое количество оттенков одного цвета, т.е. у них развито цветовое чувство в большей степени.

При ознакомлении детей с процессом получения нового цвета, нужно обратить его внимание на красоту цвета. Необходимо разъяснить ребёнку то, что он не должен быть равнодушен к цвету, ему необходимо понять, что он сам может изменить его, сделать лучше, красивее. Так, чтобы зелёный цвет стал ярче, можно добавить немного жёлтой краски, получится цвет молодой весенней зелени. Подробные эксперименты помогают детям понять, что важен не сам процесс смешивания, а результат этого процесса – получение нового цвета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsveto_vospriyatie.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие цветовосприятия у старших дошкольников.

В советской и зарубежной психологии по проблеме восприятия цвета детьми дошкольного возраста проведено много исследований. Э.Мейман, Н.И.Красногорский, Г.Валентайн, М.Шинн, Е.А.Аркин, А.С.Сулина решали проблему возникновения цветового зрения и определяли периоды, когда впервые ребёнок начинает различать цвета. З.И.Истомина, Ж.И.Шиф изучали особенности восприятия и называния цвета детьми старшего дошкольного возраста. Эти исследования отмечают, что дифференцирование цвета у дошкольников развивается сначала в отношении самих цветовых тонов, а затем в отношении светлот. При различении и отборе тёплых цветов (красный, оранжевый, жёлтый) дети делают меньше ошибок, чем при различии и отборе холодных цветов (зелёного, голубого, синего, фиолетового). Е.А.Аркин отмечает, что старшие дошкольники могут уже точно подбирать большое количество оттенков одного цвета, т.е. у них развито цветовое чувство в большей степени.

При ознакомлении детей с процессом получения нового цвета, нужно обратить его внимание на красоту цвета. Необходимо разъяснить ребёнку то, что он не должен быть равнодушен к цвету, ему необходимо понять, что он сам может изменить его, сделать лучше, красивее. Так, чтобы зелёный цвет стал ярче, можно добавить немного жёлтой краски, получится цвет молодой весенней зелени. Подробные эксперименты помогают детям понять, что важен не сам процесс смешивания, а результат этого процесса – получение нового цвета.

Каждый ребёнок воспринимает мир по–своему. Поэтому становление и развитие чувства дифференциации цветовых тонов происходит в различных видах деятельности (декоративном рисовании,  художественном конструировании), ознакомление с окружающей средой (явлениями природы, её отдельными элементами, повседневным бытом), произведениями изобразительного и декоративно – прикладного искусства (рисунки, книжные иллюстрации, изделия из глины, ткани), но наиболее эффективным средством в развитии цветовосприятия является игра.

Научившись работать с палитрой и получать из пяти красок двадцать – ребёнок ощущает себя творцом своего любимого цвета. Развивая глаз, он начинает видеть множество цветовых оттенков. Его собственный мир обогащается и расцвечивается десятками красок. Даже смешивая две краски – жёлтую и красную – никто не получит одинаковый оттенок оранжевого цвета.

Ребёнок радуется, что только он может создать такой цвет. Дети, которые познакомились с некоторыми свойствами красок, никогда не скажут: «Небо – синее, облака – белые, ночь – чёрная». Ведь теперь они знают, что небо синим, бывает лишь несколько раз в году, а ночь состоит из огромного количества тёмных красок и что ночь можно изобразить даже светлыми красками.

Ребёнок может вдруг заметить, что лес бывает не только зелёным: дальний лес кажется голубым, утром оранжевым, вечером он выглядит багровым. Ребёнок сможет разглядеть бесконечные оттенки синего, зелёного, розового, оранжевого. Человеческий глаз способен увидеть не только красный, зелёный, синий, жёлтый цвета, но и более сорока тысяч самых различных оттенков. Таким талантом от рождения обладают немногие, поэтому это умение развивать необходимо, а поможет в этом ребёнку игра.

Придумывая игровые приёмы, педагог ориентируется только на интерес детей к игре, считая, что наличие игровых моментов уже само по себе интересно и эффективно. Действительно, дети обычно откликаются на любое игровое воздействие. Интересна уже сама возможность поиграть, но насколько глубок и устойчив этот интерес, чем он вызван и помогает ли он в обучении?

Педагогу надо знать, что содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей и их интересам. В противном случае, интерес детей на занятии носит поверхностный сиюминутный характер.

Очень важно, чтобы педагог умел создать подлинно игровые отношения, не выколачивая игровую суть излишним дидактизмом.

Печально, когда педагог торопливо и сухо произносит свою речь. Необходимо чтобы педагог эмоционально и заинтересованно (как дети) реагировал на происходящее, проявляя самые разнообразные чувства: удивление, восхищение, радость или сочувствие, огорчение, печаль. Педагогу следует иметь в виду, что игры используются не ради развлечения, а с целью развития у детей чувства цвета, чтобы этот процесс проходил радостно, способствовал развитию чувств, восприятия, воображения, творчества. Поэтому игровые приёмы должны быть нацелены на решение задачи по развитию у детей цветовосприятия.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что развития цветовосприятия у детей можно развивать через игру, в которой могут быть действия детей, чтобы выполнить определённую задачу. Ребёнок с помощью игры может воспринимать цвет как зрительно, так и через практическую деятельность. С одной стороны, игра – самостоятельная деятельность ребёнка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой» средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на её содержание.

Цветовосприятие у старших дошкольников можно развить через разные виды игр: дидактические, подвижные, музыкально – дидактические, театральные игры. Исходя из этого, различают следующую классификацию видов игр:

Виды игр

творческие

Игры с готовым содержанием и правилами

- сюжетно – ролевые

- режиссерские

- театрализованные

- строительно-конструктивные

- дидактические

- музыкально-дидактические

- подвижные


В эти виды игр входят те игры по развитию цветовосприятия, о которых говорилось выше. В дидактические игры могут входить такие игры: игры на зрительное восприятие цвета, игры на сравнение, игры с практическим выполнением заданий, игры на решение познавательных задач. Точно так же в подвижные, музыкально – дидактические и театральные игры можно включать игры по цветоведению для решения конкретных задач.

Дидактические игры.

Основная особенность дидактических игр определена их назначением: это игры обучающие, они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Как отмечал А.Н.Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляют собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Для этих игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают её в занимательную для детей форму. Но ребёнка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Например, в дидактической игре «Цветные фоны» каждый играющий должен поместить на коврик определённого цвета игрушки того же цвета. Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ли ребёнок различать цвета, находить по этому признаку определённые предметы в окружающей обстановке. Эта игра на зрительное восприятие цвета.

Игра «Палитра осени»

Цель: развивать зрительную память, цветовую зоркость, формировать знания по цветоведению (название цветов, какие цвета следует смешать, чтобы получить нужный цвет); совершенствовать навыки работы кистью.

Имеются карточки – задания с указанием, какие цвета следует смешать, чтобы получить данный цвет, и наоборот, какие (нужно определить) два цвета нужно смешать, чтобы получить нужный.

Каждый ребёнок получает карточку – задание, которое он должен выполнить: два прямоугольника раскрашены, например, один жёлтым, другом коричневым цветами, между ними поставлен знак «плюс», а третий прямоугольник остаётся не закрашенным. Дети смешивают два указанных цвета, а полученным на палитре раскрашивают третий прямоугольник.

Дидактические задачи:

Совершенствовать и обогащать представления об образных характеристиках цветов и их сочетаний.

Игровые правила:

Построить замок злой колдуньи, царство снежной королевы, дворец Лягушки – Царевны и королевство Добрых дел.

Материал: портреты сказочных героинь, плоскостной цветной (строительный) материал            ∩, схемы построек.

Игровые действия: 

Рассматривание портретов сказочных героинь сопровождается отрывками художественной прозы. Беседа о настроении, состоянии, характерах героинь, их разноцветных, волшебных нарядах.

Ребёнок выбирает по желанию героиню, для которой будет возводиться постройка.

Игра закончена – если цветовая гамма передаёт настроение, характер сказочных героинь.

«Злая колдунья – настроение хмурое, мрачное, жуткое, сердце переполняет злоба. Всегда она задириста и всем возмущена. Лучше бы не злилась, добрая б была».

«Фея цветов – Её дворец цветами окружён,

                          Там тихо и светло и слышен нежный звон,

                          Её душа – цветущая сирень».

«Снежная королева – Живу я во дворце, похожим  на хрусталь,

                                      Восторженна, спокойна, властна,

                                      Моя краса народу не мила,

                                    А тайна волшебства холодна и прекрасна».

Подвижные игры.

Это особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определённых задач, в том числе и задач развития у детей чувства цвета. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющиеся непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребёнка при выполнении, какого – либо задания.

В подвижных играх ребёнка привлекает игровой процесс, желание выполнить игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Игры с правилами дают возможность каждому участнику сравнить свои действия и их результаты с действиями и результатами других. Ценно и то, что ребёнок пытается самостоятельно оценить свои действия с действиями других играющих.

Можно привести не мало подвижных игр, в которых у детей развивается цветовосприятие. Например, такая игра как «Ловишки с ленточками». Дети строятся в круг, каждый возле круга своего цвета и каждому даётся ленточка того же цвета, закреплённая сзади за пояс. По сигналу воспитателя «Раз, два, три – лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишка бегает за играющим, стараясь вытянуть у кого – нибудь ленточку и занять место в кругу у кружка того же цвета. Ребёнок оставшийся без ленточки становится ловишкой.  Это игра на зрительное восприятие цвета.

Ещё одна игра, которая помогает у детей развить чувство цвета «Найди свой домик». Дети делятся на группы, у каждой группы домик своего цвета. Звучит музыка, дети разбегаются, музыка прекращается, дети должны вернуться в свои домики, правильно найдя цвет.

Игра «Хоровод красок»

Цель: закрепить основные колористические понятия, правила смешивания красок.

Оборудование дети готовят сами: маски - очки, гофрированные воротники, окрашенные в основные цвета.

Все дети, надев маски и воротники, стоят вдоль стен. Каждая маска – определённая краска. Выигрывает команда, которая будет быстрее и точнее выполнять задания ведущего.

Ведущий:           Начинается игра.

        Я хотел бы рисовать,

        Но не знаю, как начать.

        Краски – маски, где вы?

        Дети:                   Мы – здесь.

        Ведущий:            Я возьму три краски основные,

Эти краски не простые –

Из них состоят все другие.

Где эти краски основные?

       Воспитатель следит, из какой команды быстрее выбегут три основные краски: красная, жёлтая, синяя.

         Ведущий:             Если красная с жёлтой подружится

Какая новая краска получится?

Ведите сюда подружку свою.

(Красная и жёлтая краски выводят из ряда оранжевую. Воспитатель отмечает сделавших быстрее и начисляет команде очко)

Ведущий:            Если жёлтая с синей подружится,

Какая новая краска получится?

Ведите сюда подружку свою.

            (Дети выполняют задание и получают очки)

           Ведущий:             Если красная с синей подружится,

                              Какая новая краска получится?

                              Ведите сюда подружку свою.

              (Дети выполняют задание)

             Ведущий:           Тёплые краски

Дружно за руки взялись.

Поклонились, улыбнулись,

Повернулись, разошлись.

                                         Холодные краски

Дружно за руки взялись.

Поклонились, улыбнулись,

Повернулись, разошлись.

                                        А теперь встаём все в круг

(Дети встают и образуют три круга)

                                        Знаем, кто за кем стоит.

В хороводе друг за другом,

Краска каждая горит.

            Дети водят хоровод. Воспитатель отмечает команду победительницу.

Таким образом, в подвижных играх чаще всего используются игры на зрительное восприятие цвета, на сравнение.

                                   Театрализованные игры.

А.Н.Леонтьев относит игры драматизации к своеобразной «предэстетической деятельности» ребёнка. Оставаясь игрой, она развивает творческие способности и представляет собой специфический вид художественной деятельности.

Дети воспринимают игру как спектакль, доставляющие ребёнку много радости от переживания его содержания и особенно от собственного актёрства.

Например, Н.С.Кофман показал, что развитию цветовосприятия у детей помогает театрально – игровая деятельность. С помощью театральных игр дети обогащаются новыми впечатлениями, у них развивается художественный вкус.

Формы театральной игровой деятельности разнообразны: кукольный театр во всех его видах, инсценировки сказок и т.д.

После таких игр дети с большим удовольствием изображают героев, которых они играли, а с помощью цвета они передают свои эмоции.

Таким образом, в театральной игре ребёнок снова воспринимает цвет, сравнивает его, обращая внимание на положительных и отрицательных героев. У ребёнка появляются чувства, которые заставляют его творить. Эти творения происходят через краски, через цвет.

Музыкально – дидактические игры.

Данная группа игр важна для развития у детей чувства цвета. С помощью музыкально – дидактических игр дети закрепляют полученные на музыкальных занятиях знания, кроме того, у них формируются такие черты характера, как творческая активность, внимание, инициативность, самостоятельность, развивается память. Музыкально – дидактические игры помогают педагогам решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Музыкально – дидактические игры

сюжетно-ролевые

настольные

подвижные

Каждая игра имеет свою задачу. Интересные, забавные, красочно оформленные музыкально – дидактические игры вызывают у детей эмоциональный отклик.

Музыкально – дидактическая игра «Море».

Программное содержание: Учить воспринимать образ могучего, грозного моря («море» Н.Римского-Корсакова – фрагмент из вступления к опере «Садко»). Различать и отмечать смену динамических оттенков, передающих движения волн, то усиливающееся, то утихающееся.

Материал: карточки с различными состояниями моря (взволнованное, бушующее, успокаивающееся).

Ход: Дети слушают музыку в грамзаписи. Перед её исполнением педагог читает поэтический отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Султане» и показывает репродукции с картины Н.Айвазовского «Среди волн».

Дети высказываются о характере музыки, о том, каким представляется им море, как изменяется звучание музыки.

При повторном прослушивании один ребёнок выполняет задание – с помощью пособия передаёт различные состояния море (взволнованное, бушующее, успокаивающееся), выкладывая карточки.

Музыкально – дидактическая игра «Громкая и тихая музыка»

Цель: учить воспринимать музыку весёлого, плясового характера (громкая и тихая музыка Г.Левкодимова). Различать динамические оттенки.

Материал: карточки (светло – розового цвета, розовая, ярко – розовая).

Ход: Исполняется пьеса. Дети определяют её весёлый, танцевальный характер, отвечают на вопрос педагога о том, как звучит музыка, какие изменения в ней происходят (звучит то громче, то тише).

При повторном исполнении пьесы все внимательно следят за динамическими изменениями в музыке.

Ребёнок отмечает эти изменения с помощью пособия: если музыка звучит тихо, кладёт карточку светло – розового цвета; если чуть громче, то кладёт розовую карточку; если очень громко – карточку ярко – розового цвета.

Дети дают оценку выполнению задания, исправляют неточности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению детей 5-6 лет в группе предшкольной подготовки на 2012 -2013 учебный год Составлена на основе программы обучения и развития детей 5 – 6 лет «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой

Рабочая программа по подготовке детей 5 – 6 лет к обучению в школе разработана на основе Программы  обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора», созданной под руководством Н.Ф. Вино...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Консультация для родителей Учим детей цветовосприятию

Родителям представлены игры на развитие цветового восприятия у детей в которые можно играть с детьми дома. Даны некоторые простые советы по обучению дошкольников цвету....

Консультация "Учим детей цветовосприятию"

консультация для родителей...

Роль обучения корректному цветовосприятию в первой младшей группе.

Одной из задач умственного воспитания ребенка является формирование системы элементарных знаний о предметах, их свойствах и явлениях окружающей жизни. С самого раннего возраста ребенок сталкивается с ...