проблемы развития речи
статья на тему

Хрипунова Анастасия Анатольевна

в данной статье вы узнаете о причинах недоразвития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_razvitiya_rechi.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

На сегодняшний день процент детей, имеющий речевые патологии стремительно растет. И родители, и педагоги дошкольных учреждений жалуются на то, что дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь примитивна.

С чем связана такая патология? На что следует обратить внимание родителей при задержке речи у ребенка? Где искать помощи в решении проблемы? Ответить на все эти актуальные вопросы мы попробуем  в этой статье.

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ РАЗВИТИЕ РЕЧИ?

1) эмоциональная связь с родителями;

 2) удовлетворение потребности в общении с родителями ( мимика, жесты , забавы, объятия , обращения к малышу );

3) развитие мелкой моторики (пальчиковые игры);

4)формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, неба, гортани, голосовых связок, расположение уздечки; развитие круговых мышц рта, щек. Нужно научиться пить из трубочки, дуть мыльные пузыри .

Только гармоничное сочетание этих компонентов может способствовать свое временному развитию речи.

НОРМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.

Существует таблица, составленная А.Н. Гвоздевым, в  которой подробно описаны все нормы речевого развития детей от рождения и до  шести лет. Важно отменить, что нельзя сравнивать развитие детей между собой. Сравнение возможно только с нормами речевого развития с соответствующим физиологическим  возрастом вашего ребенка.

Неблагоприятные факторы, влияющие на развитие малыша, необходимо искоренять как можно раньше.  В норме уже к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то такая задержка свидетельствует о наличии неблагоприятных факторов, мешающих крохе правильно произносить слова. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, дефектах звукопроизношения, требующих квалифицированной помощи логопеда.

              ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗАДЕРЖКУ  РЕЧИ:

  • Ухудшение экологической обстановки и качества питания;
  • Ухудшение генофонда;
  • Вредные привычки и болезни родителей (курение, алкоголизм, наркомания);
  • Стрессовые ситуации;
  • Инфицирование матери во время беременности, особенно в первом триместре;
  • Поздние роды после 35 лет;
  • Родовые травмы;
  • Гаджеты;
  • Неправильное воспитание;

Различные неблагоприятные воздействия могут возникнуть как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов.

При поражениях нервной системы плода недоразвитие может касаться преимущественно двигательных, сенсорных, речевых или интеллектуальных функций. Среди причин, вызывающих повреждение мозга, наиболее частыми являются инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, недостаточность кислородного снабжения малыша,  несовместимость крови мамы и плода по резус-фактору, заболевания центральной нервной системы.

Различные болезни, сопровождающие малыша в первые годы жизни, также могут повлиять на развитие речи. Особенно опасными являются частые вирусные и инфекционные недуги, менингиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.

Причиной задержки речи у ребенка дошкольного возраста может стать травма черепа, сопровождающаяся сотрясением мозга. Наследственные факторы (такие как врожденные дефекты речи, патологии верхней губы и челюсти, мягкого и твердого неба, а также изменения формы и величины зубов, подъязычной уздечки) нередко приводят к нарушению речевого развития малыша.

Таким образом, большая роль в возникновении проблем с речью принадлежит генетическим факторам. В этих случаях дефект может проявить себя под влиянием даже незначительных неблагоприятных факторов.

Нарушения социально-бытовых условий жизни, приводящие к подавлению эмоционально-волевой сферы крохи, довольно часто провоцируют дефицит развития речи. А если эти факторы сочетаются с выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или с генетической предрасположенностью, то патологии речевого развития у малышей дошкольного возраста приобретают более стойкий характер.

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

Речевые патологии, которые проявляются в тяжелой форме, приводят к тому, что ребенок обладает весьма скудным словарным запасом. Это ограничивает его общение с окружающими, даже если он понимает обращенную к нему речь. Такие малыши неуютно чувствуют себя в коллективе, редко принимают участие в играх со сверстниками. В результате недоразвития речи у них может наблюдаться интеллектуальное отставание, неустойчивое и нестабильное внимание, быстрое забывание материала, ограниченность мышления, сложности, возникающие в процессе припоминания последовательности событий. Все это усложняет обучение — овладение грамотой, арифметическими задачами, письмом. Осознание своей неполноценности делает детей с речевыми нарушениями вялыми, отстраненными и апатичными. Поэтому им необходима своевременная логопедическая помощь.

Крайне важна ранняя диагностика речевых нарушений, поскольку именно она позволяет легче и эффективнее скорректировать дефекты. Обследование ребенка на предмет этой патологии необходимо проводить еще в дошкольном возрасте, иначе потом у него могут возникнуть проблемы с устной и письменной речью — при чтении и письме.

Профилактика речевых нарушений сводится к устранению тех причин, которые впоследствии могут привести к возникновению патологии. Будущим мамам во время беременности необходимо внимательно относиться к своему здоровью, соблюдать режим, больше времени проводить на свежем воздухе, правильно питаться. Также для профилактики речевых нарушений у детей существенное значение имеет своевременное консультирование у специалистов-генетиков.

Вторичная профилактика речевых нарушений проводится в тех случаях, когда первичные меры не «сработали», и у ребенка все же возникла определенная речевая проблема. Основная задача профилактики заключается в том, чтобы не допустить дальнейшего развития нарушений речи. При этом помощь таким детям должна оказываться не только специалистами. Родителям также необходимо постараться приложить максимум усилий, чтобы ребенок смог справиться с проблемой.

Лечение   и коррекционные занятия для детей с нарушениями речи должны иметь систематический характер и начинаться как можно раньше, поскольку в дальнейшем исправить имеющиеся проблемы с речью будет гораздо сложнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы развития речи у дошкольников

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...

Проблемы развития речи детей

В консультации изложены основные проблемы развития речи детей дошкольного возраста....

Проблема развития речи детей раннего возраста

Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Под ее влиянием изменяется характер восприятия ребенка. Начав понимать словесное обозначение и смысловое значение слов, он  по-ино...

Особенности и проблемы развития речи дошкольников

Для родителей младших и средних групп детского сада....

Проблема развития речи у дошкольника.

Для того, чтобы речь дошкольника развивалась правильно необходимо: следить за речью ребенка, постоянно расширять словарный запас, обучать ребенка диалогической речи, прививать интерес к художественном...

Консультация для родителей «Дефицит общения – проблема развития речи детей».

Консультация для родителей о проблеме дефицита общения, рекомендации по решению этой проблемы....