Главные вкладки
Проблема развития речи детей раннего возраста
консультация (младшая группа) на тему
Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Под ее влиянием изменяется характер восприятия ребенка. Начав понимать словесное обозначение и смысловое значение слов, он по-иному воспринимает окружающее явление. Ребенок, который овладел речью, осознает прежде всего значение предметов, т.е. под влиянием речи сенсорный тип восприятия перестраивается на смысловой, предметный тип.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Тема: Проблема развития речи детей раннего возраста
Подготовила: воспитатель детского сада №28 Новикова Светлана Олеговна
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в этом плане отражаются на поведении ребенка, а также на его деятельности в различных ее формах.
В нашей стране обследование малыша специалистами-логопедами проводится в основном, когда ему исполняется 5 лет, а то и непосредственно перед самой школой. Этому есть свое объяснение. Известно, что становление речи завершается примерно к пяти (шести) годам. Получается, что, пока происходит развитие речи, практически никто не вмешивается в этот процесс, не бьет тревогу. Когда же речь устоялась (вместе с дефектами), специалисты принимаются за дело. Это нельзя признать правильным, особенно если учитывать состояние здоровья современных детей.
Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, - необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя таким образом предупреждению возможных расстройств речи (возрастных и некоторых патологических).
Словарный запас ребенка 2-2,5 лет составляет в среднем 250-280 слов. К 3 годам он увеличивается в 3-3,5 раза. Потребность спросить, объяснить, прокомментировать, в свою очередь, активизирует словарь и усложняет грамматическую форму высказываний.
В процессе развития речи у детей третьего года жизни появляется интерес к звучащему слову, что также существенно влияет и на понимание обращенной к ребенку речи, и на развитие его собственной.
В сознании малышей знакомые слова «оживают» в ассоциациях, основанных на прежнем личном опыте. Благодаря этому они понимают и рассказ, не сопровождающийся показом предмета, и иллюстрации того, что видели, пережили; с удовольствием вспоминают о недавних событиях. Значит, в повседневном общении с ребенком нужно побуждать его к воспоминаниям, например о прошедшем празднике, о прогулке.
Интерес к звучащему слову изменяет и активную речь малышей, они стремятся улучшить свое произношение.
На занятиях и в повседневном общении с детьми, решая задачи развития нравственных чувств, например при показе инсценировок с куклой, с игрушками-животными, при рассматривании картинок, надо обращать внимание ребенка на состояние и настроение действующих лиц, обогащая соответствующий словарь: плачет - замерз, кушать хочет, испугался; радуется - подарили куклу, пригласили на веселый праздник; заботится, жалеет, любит (малышку, собачку, старенькую бабушку).
Расширяя в доступных пониманию малыша пределах значения слов, следует одновременно формировать умение высказывать элементарные суждения. Здесь существенную роль играют вопросы взрослых. Если ребенку 3-го года жизни известно действие, знакома ситуация, он относительно легко отвечает на вопрос о том, что делает персонаж. Но важно, чтобы названия действий, как и названия предметов, приобретали в сознании малыша обобщенное значение.
Узнавание действий на картинке - одно из проявлений способности обобщения. Рассматривая, например картинку, дети отвечают: «Этот мальчик вытирает лицо», но затрудняются иногда ответить, что он делал раньше, хотя видят, что из крана течет вода, а мальчик стоит у раковины. Так же трудно им ответить, что он будет делать, когда вытрет лицо, хотя видят, что он не одет. Вместе с тем решение такого рода умственных задач доставляет детям радость и является непременным условием формирования наглядно-образного мышления. Поэтому на занятиях полезно задавать ребятам вопросы, отвечая на которые они должны мысленно представить всю цепь действий. Дети отвечают на вопросы: где? когда? почему?для чего?, что свидетельствует о понимании временных, причинных, целевых и других отношений. Процесс этот совершенствуется в 4-5 лет.
Словарь, которым пользуются дети 3-го года жизни, составляет 1200-1500 слов. Среди них много существительных (обозначения предметов быта, игрушек). Так же часто в разговоре ребята употребляют глаголы. Поэтому, рассказывая о каком-либо действии, они не ограничиваются одним словом, а используют простые предложения: «Везет мишку», «Шьет иголкой», «Пошел в садик». Кроме глаголов и существительных в речи нередки местоимения (личные, притяжательные и др.); появляются падежные окончания. Глаголы в будущем и прошедшем времени изменяют по лицам. Малыши начинают использовать в речи союзы и вопросительные слова. Речь детей, как сказано выше, состоит преимущественно из простых повествовательных предложений, но нередки и восклицательные.
Хотя многие звуки родного языка ребятишки этого возраста произносят верно (за исключением свистящих, шипящих и сонорных), звуковая культура их речи еще несовершенна. Пытаясь воспроизвести новый звук правильно, они иногда искажают уже освоенные. Чистота речи ухудшается, если ребенок заболел или утомлен. Не совершенно у малыша и речевое дыхание, неравномерен темп речи.
Но именно этот возрастной период наиболее благоприятен для воспитания звуковой культуры речи: дети способны легко усваивать многие звуки и закреплять их в собственном произношении, учиться пользоваться своим голосовым аппаратом. Совершенствуется работа мышц языка, губ, нижней челюсти.
В группе раннего возраста 1 -2 раза в месяц следует проводить специальные занятия по воспитанию звуковой культуры речи. Кроме того, 2-3 раза в месяц необходимо планировать упражнения по формированию звукопроизношения, (например: «Лошадка», «У Ляли болят зубы», «Ослик», «Гости»), слухового внимания и восприятия (например: «Чей голос?», «Угадай по голосу»), развитию дыхания (например: «Ветерок», «Снежинки», «Паровоз»). Длительность таких упражнений 3-6 минут.
Чтобы научить детей хорошо произносить звуки, отчетливо и ясно выговаривать слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи, применять интонационные средства выразительности), надо прежде всего научить их слышать и слушать речь окружающих, то есть развивать слуховое восприятие. Иными словами, умение слышать и дифференцировать различные звуки, различать громкость и скорость их произнесения.
Обязательно нужно обращать внимание малышей на то, что одни и те же звуки можно произносить громко и тихо, быстро и медленно. Тренируя слуховое восприятие, воспитатель предлагает детям упражнения на соотнесенность звукоподражания с определенным объектом. («Кто- то подошел к Макару, остановился за его стулом и говорит: “Поиграй со мной, Макар. Ква-ква-ква”. Кто пришел поиграть с тобой, Макар?»)
Большая часть заданий по воспитанию звуковой культуры речи посвящена уточнению и закреплению правильного произношения звуков.
Работа эта начинается с гласных звуков («А», «У», «И», «О») и простых в артикуляционном отношении согласных («М», «П», «Б», «Ф», «В»). Знакомя ребенка со звуком или звукосочетанием, необходимо связывать их с определенным образом (звук «У» - гудит паровоз, «И-И» - ржет лошадка, «Тук-тук-тук» - стучит молоточек, «Га-га-га» - кричит гусь и т. д.).
На последующих этапах звуки закрепляются в словах, при этом воспитатель обращает внимание не только на то, чтобы звуки произносились правильно, но и на четкость, внятность произнесения слов в целом («коза», «бумага», «дом», «ком» и т. п.).
Дальнейшее закрепление пройденных звуков осуществляется во фразовой речи. Целесообразно использовать шутки-чистоговорки, в которых нужный звук неоднократно повторяется. Например, при закреплении звука «С» детям предлагается такая чис тоговорка: «Са-са-са - у Оли коса».
Голосовой аппарат ребенка 3-го года жизни еще недостаточно окреп. Поэтому для его развития в качестве подготовительных упражнений предлагаются задания, в которых одни и те же звуки или звукосочетания нужно произносить с различной громкостью. Упражнения для развития голосового аппарата чаще всего проводятся как часть занятия. Начиная с этого возраста необходимо учить детей пользоваться умеренным темпом, то есть говорить не торопясь. Воспитатель произносит звукосочетания или слова с различной скоростью (быстро, медленно, умеренно) и предлагает детям воспроизводить их в том же темпе.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произнесение слов и фраз. Чтобы выработать у ребенка относительно плавный и продолжительный выдох, следует предлагать ему задание подть на какой-нибудь легкий предмет (султанчик); даются задания на протяжное и длительное произнесение звуков (например, дети поют «длинную» песенку: «Ууууу») Следует обратить особое внимание на слитное произнесение ребе нком двух гласных звуков в звукоподражаниях типа: «ау, уа, ио, аи». Дети должны учиться произносить их на одном выдохе, плавно переходя от звука к звуку.
Умение правильно пользоваться интонационными средствами выразительности речи отрабатывается при заучивании потешек, при пересказе сказок, а также при произнесении различных звукосочетаний: громко и тихо, быстро и медленно.
Работая с детьми раннего возраста, мы, воспитатели ясельной группы, для выявления уровня нервно-психического развития детей третьего года жизни диагностируем понимание ими речи и их активную речь.
Диагностика понимания речи проводится у детей в возрасте двух лет.
Ребенок должен понимать короткие рассказы взрослого без показа картинки, если речь идет о событиях, знакомых малышу по собственному опыту.
Методика выявления: создается специально подготовленная ситуация. Ребенок может быть в группе с другими двумя-тремя детьми. Взрослый передает сначала первую часть рассказа, после чего задает первые два вопроса, затем продолжает рассказ и задает следующие два вопроса. Поведение ребенка - он должен отвечать на вопросы взрослого.
ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ ВЛАДЕНИЯ АКТИВНОЙ РЕЧЬЮ:
***
При общении со взрослым двухлетний ребенок пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.
Методика выявления - естественная ситуация (во время игры, режимных процессов, в ситуации общения со взрослым).
Поведение ребенка - общается со взрослым посредством речи из двух- и трехсловных предложений.
***
В два с половиной года ребенок должен говорить предложениями, состоящими более чем из трех слов.
Методика выявления - естественная ситуация. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему.
Поведение ребенка - в своей речи употребляет хотя бы один раз многословное предложение, задает вопросы: «Где?» или «Когда?».
***
Трехлетний ребенок начинает употреблять сложные предложения.
Методика выявления - естественная ситуация.
Поведение ребенка - хотя бы раз употребляет в своей речи придаточное предложение, задает вопросы: «Почему?», «Когда?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В консультации помещён материал о развитии речи детей через театральную деятельность детей раннего возраста"....

Родителей малышей 2-3 лет волнуют в основном одни и те же вопросы: «Какой объем словарного запаса должен быть у малышек? », «Что делать, если ребенок не говорит? », «Что делать, если ребенок отвечает ...

Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит родителей с инн...

Цель: Повышение профессионального уровня в вопросе развития речи детей раннего возраста посредством устного народного творчестваЗадачи:- Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изуч...
Статья Тема «проблема развития речи детей раннего возраста». Родителей малышей 2-3 лет волнуют в основном одни и те же вопросы: «Какой объем словарного запаса должен ...

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Люб...
Кружок«Развитие речи детей раннего возраста с элементами театрализованной деятельности» второй группе раннего возраста «Ягодка»...