Главные вкладки

    Консультация для родителей Тема: Проблема развития речи детей раннего возраста
    учебно-методический материал (младшая группа) на тему

    Бархудинова Инна Сергеевна

            Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в этом плане отражаются на поведении ребенка, а также на его деятельности в различных ее формах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word.docx21.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    Тема: Проблема развития речи детей раннего возраста

    Подготовила:  воспитатель  детского сада №41 Бархудинова Инна Сергеевна

            Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в этом плане отражаются на поведении ребенка, а также на его деятельности в различных ее формах.

            В нашей стране обследование малыша специалистами-логопедами проводится в  основном, когда ему исполняется 5 лет, а то и непосредственно перед самой школой. Этому есть свое объяснение. Известно, что становление речи завершается примерно к пяти (шести) годам. Получается, что, пока происходит развитие речи, практически никто не вмешивается в этот процесс, не бьет тревогу. Когда же речь устоялась (вместе с дефектами), специалисты принимаются за дело. Это нельзя признать правильным, особенно если учитывать состояние здоровья современных детей.

     Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, - необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя таким образом предупреждению возможных расстройств речи (возрастных и некоторых патологических).

    Словарный запас ребенка 2-2,5 лет составляет в среднем 250-280 слов. К 3 годам он увеличивается в 3-3,5 раза. Потребность спросить, объяснить, прокомментировать, в свою очередь, активизирует словарь и усложняет грамматическую форму высказываний.

    В процессе развития речи у детей третьего года жизни появляется интерес к звучащему слову, что также существенно влияет и на понимание обращенной к ребенку речи, и на развитие его собственной.

    В сознании малышей знакомые слова «оживают» в ассоциациях, основанных на прежнем личном опыте. Благодаря этому они понимают и рассказ, не сопровождающийся показом предмета, и иллюстрации того, что видели, пережили; с удовольствием вспоминают о недавних событиях. Значит, в повседневном общении с ребенком нужно побуждать его к воспоминаниям, например о прошедшем празднике, о прогулке.

    Интерес к звучащему слову изменяет и активную речь малышей, они стремятся улучшить свое произношение.

    На занятиях и в повседневном общении с детьми, решая задачи развития нравственных чувств, например при показе инсценировок с куклой, с игрушками-животными, при рассматривании картинок, надо обращать внимание ребенка на состояние и настроение действующих лиц, обогащая соответствующий словарь: плачет - замерз, кушать хочет, испугался; радуется - подарили куклу, пригласили на веселый праздник; заботится, жалеет, любит (малышку, собачку, старенькую бабушку).

    Расширяя в доступных пониманию малыша пределах значения слов, следует одновременно формировать умение высказывать элементарные суждения. Здесь существенную роль играют вопросы взрослых. Если ребенку 3-го года жизни известно действие, знакома ситуация, он относительно легко отвечает на вопрос о том, что делает персонаж. Но важно, чтобы названия действий, как и названия предметов, приобретали в сознании малыша обобщенное значение.

    Узнавание действий на картинке - одно из проявлений способности обобщения. Рассматривая, например картинку, дети отвечают: «Этот мальчик вытирает лицо», но затрудняются иногда ответить, что он делал раньше, хотя видят, что из крана течет вода, а мальчик стоит у раковины. Так же трудно им ответить, что он будет делать, когда вытрет лицо, хотя видят, что он не одет. Вместе с тем решение такого рода умственных задач доставляет детям радость и является непременным условием формирования наглядно-образного мышления. Поэтому на занятиях полезно задавать ребятам вопросы, отвечая на которые они должны мысленно представить всю цепь действий. Дети отвечают на вопросы: где? когда? почему?для чего?, что свидетельствует о понимании временных, причинных, целевых и других отношений. Процесс этот совершенствуется в 4-5 лет.

    Словарь, которым пользуются дети 3-го года жизни, составляет 1200-1500 слов. Среди них много существительных (обозначения предметов быта, игрушек). Так же часто в разговоре ребята употребляют глаголы. Поэтому, рассказывая о  каком-либо действии, они не ограничиваются одним словом, а используют простые предложения: «Везет мишку», «Шьет иголкой», «Пошел в садик». Кроме глаголов и существительных в речи нередки местоимения (личные, притяжательные и др.); появляются падежные окончания. Глаголы в будущем и прошедшем времени изменяют по лицам. Малыши начинают использовать в речи союзы и вопросительные слова. Речь детей, как сказано выше, состоит преимущественно из простых повествовательных предложений, но нередки и восклицательные.

    Хотя многие звуки родного языка ребятишки этого возраста произносят верно (за исключением свистящих, шипящих и сонорных), звуковая культура их речи еще несовершенна. Пытаясь воспроизвести новый звук правильно, они иногда искажают уже освоенные. Чистота речи ухудшается, если ребенок заболел или утомлен. Не совершенно у малыша и речевое дыхание, неравномерен темп речи.

    Но именно этот возрастной период наиболее благоприятен для воспитания звуковой культуры речи: дети способны легко усваивать многие звуки и закреплять их в собственном произношении, учиться пользоваться своим голосовым аппаратом. Совершенствуется работа мышц языка, губ, нижней челюсти.

    В группе раннего возраста 1 -2 раза в месяц следует проводить специальные занятия по воспитанию звуковой культуры речи. Кроме того, 2-3 раза в месяц необходимо планировать упражнения по формированию звукопроизношения, (например: «Лошадка», «У Ляли болят зубы», «Ослик», «Гости»), слухового внимания и восприятия (например: «Чей голос?», «Угадай по голосу»), развитию дыхания (например: «Ветерок», «Снежинки», «Паровоз»). Длительность таких упражнений 3-6 минут.

    Чтобы научить детей хорошо произносить звуки, отчетливо и ясно выговаривать слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи, применять интонационные средства выразительности), надо прежде всего научить их слышать и слушать речь окружающих, то есть развивать слуховое восприятие. Иными словами, умение слышать и дифференцировать различные звуки, различать громкость и скорость их произнесения.

    Обязательно нужно обращать внимание малышей на то, что одни и те же звуки можно произносить громко и тихо, быстро и медленно. Тренируя слуховое восприятие, воспитатель предлагает детям упражнения на соотнесенность звукоподражания с определенным объектом. («Кто- то подошел к Макару, остановился за его стулом и говорит: “Поиграй со мной, Макар. Ква-ква-ква”. Кто пришел поиграть с тобой, Макар?»)

    Большая часть заданий по воспитанию звуковой культуры речи посвящена уточнению и закреплению правильного произношения звуков.

    Работа эта начинается с гласных звуков («А», «У», «И», «О») и простых в артикуляционном отношении согласных («М», «П», «Б», «Ф», «В»). Знакомя ребенка со звуком или звукосочетанием, необходимо связывать их с определенным образом (звук «У» - гудит паровоз, «И-И» - ржет лошадка, «Тук-тук-тук» - стучит молоточек, «Га-га-га» - кричит гусь и т. д.).

    На последующих этапах звуки закрепляются в словах, при этом воспитатель обращает внимание не только на то, чтобы звуки произносились правильно, но и на четкость, внятность произнесения слов в целом («коза», «бумага», «дом», «ком» и т. п.).

    Дальнейшее закрепление пройденных звуков осуществляется во фразовой речи. Целесообразно использовать шутки-чистоговорки, в которых нужный звук неоднократно повторяется. Например, при закреплении звука «С» детям предлагается такая чис тоговорка: «Са-са-са - у Оли коса».

    Голосовой аппарат ребенка 3-го года жизни еще недостаточно окреп. Поэтому для его развития в качестве подготовительных упражнений предлагаются задания, в которых одни и те же звуки или звукосочетания нужно произносить с различной громкостью. Упражнения для развития голосового аппарата чаще всего проводятся как часть занятия. Начиная с этого возраста необходимо учить детей пользоваться умеренным темпом, то есть говорить не торопясь. Воспитатель произносит звукосочетания или слова с различной скоростью (быстро, медленно, умеренно) и предлагает детям воспроизводить их в том же темпе.

    Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произнесение слов и фраз. Чтобы выработать у ребенка относительно плавный и продолжительный выдох, следует предлагать ему задание подть на какой-нибудь легкий предмет (султанчик); даются задания на протяжное и длительное произнесение звуков (например, дети поют «длинную» песенку: «Ууууу») Следует обратить особое внимание на слитное произнесение ребе нком двух гласных звуков в звукоподражаниях типа: «ау,  уа, ио, аи». Дети должны учиться произносить их на одном выдохе, плавно переходя от звука к звуку.

    Умение правильно пользоваться интонационными средствами выразительности речи отрабатывается при заучивании потешек, при пересказе сказок, а также при произнесении различных звукосочетаний:  громко и тихо, быстро и медленно.

    Работая с детьми раннего возраста, мы, воспитатели ясельной группы, для выявления уровня нервно-психического развития детей третьего года жизни диагностируем понимание ими речи и их активную речь.

    Диагностика понимания речи проводится у детей в возрасте двух лет.

    Ребенок должен понимать короткие рассказы взрослого без показа картинки, если речь идет о событиях, знакомых малышу по собственному опыту.

    Методика выявления: создается специально подготовленная ситуация. Ребенок может быть в группе с другими двумя-тремя детьми. Взрослый передает сначала первую часть рассказа, после чего задает первые два вопроса, затем продолжает рассказ и задает следующие два вопроса. Поведение ребенка - он должен отвечать на вопросы взрослого.

    ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ ВЛАДЕНИЯ АКТИВНОЙ РЕЧЬЮ:

    ***

    При общении со взрослым двухлетний ребенок пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.

    Методика выявления - естественная ситуация (во время игры, режимных процессов, в ситуации общения со взрослым).

    Поведение ребенка - общается со взрослым посредством речи из двух- и трехсловных предложений.

    ***

    В два с половиной года ребенок должен говорить предложениями, состоящими более чем из трех слов.

    Методика выявления - естественная ситуация. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему.

    Поведение ребенка - в своей речи употребляет хотя бы один раз многословное предложение, задает вопросы: «Где?» или «Когда?».

    ***

    Трехлетний ребенок начинает употреблять сложные предложения.

    Методика выявления - естественная ситуация.

    Поведение ребенка - хотя бы раз употребляет в своей речи придаточное предложение, задает вопросы: «Почему?», «Когда?».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проблема развития речи детей раннего возраста

    Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Под ее влиянием изменяется характер восприятия ребенка. Начав понимать словесное обозначение и смысловое значение слов, он  по-ино...

    Круглый стол для родителей на тему "Организация развития речи детей раннего возраста в семье"

    Круглый сол для родителей на тему "Организация развития ркчи детей раннего возраста в семье"...

    Консультация для родителей Тема «проблема развития речи детей раннего возраста».

    Родителей малышей 2-3 лет волнуют в основном одни и те же вопросы: «Какой объем словарного запаса должен быть у малышек? », «Что делать, если ребенок не говорит? », «Что делать, если ребенок отвечает ...

    Консультация для родителей на тему «Особенности развития речи детей раннего возраста»

    В консультации размещён материал по развитию речи детей раннего возраста....

    Статья Тема «проблема развития речи детей раннего возраста».

    Статья Тема «проблема развития речи детей раннего возраста».  Родителей малышей 2-3 лет волнуют в основном одни и те же вопросы: «Какой объем словарного запаса должен ...

    Консультация на тему: «Методы развития речи детей раннего возраста».

    Ведущим методом формирования предметного словаря у детей в возрасте от шести месяцев до двух лет является показ предмета. Он имеет несколько разновидностей, каждая из которых реали...

    Консультация для родителей на тему «Особенности развития речи детей раннего возраста»

    Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности...