Материалы для родителей
консультация

Бирюкова Наталья Егоровна

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании по теме:

«ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ В СЕМЬЕ»

 Подготовила музыкальный руководитель  Бирюкова Н.Е.

 

Семья является первой и наиболее важной ступенью вхождения ребенка в жизнь, в мир музыки. В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде и с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется его музыкальная культура.

Однако, в настоящее время музыка постепенно уходит из семьи, как фактор воспитания, что связано с несогласованностью семейного и дошкольного музыкального воспитания, пассивной позицией определенной части родителей и низким уровнем их педагогической культуры, недооценкой музыки как действенного вида искусства в духовном становлении личности ребенка. Этому также в немалой степени способствовало интенсивное развитие в средствах массовой коммуникации развлекательной индустрии, в которой музыка преподносится чаще в форме фонового рекламного, развлекательного направления.

Некоторые родители музыкально и педагогически неграмотны, хотя именно они закладывают основы мировоззрения музыкально-эстетических вкусов, интересов и потребностей своих детей. Известны слова Г. Нейгауза:   «Хорошие родители важнее хороших педагогов», т.е. самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей.

В семье музыкальное воспитание может выступать как необходимый фактор сплочения детей и родителей.В Китае считается, что когда в семье отец и сыновья, старшие и младшие братья слушают музыку вместе, не нарушаются согласие и родственная любовь, устанавливается гармония; поскольку соединяются инструменты, чтобы украсить песню, и согласуются темп и ритм, чтобы сделать совершенной красоту музыкального произведения. Таким образом, устанавливается единство и согласие между отцом и сыном, господином и подданным, воцаряется братская любовь между всеми народами. Гак в Древнем Китае понимали значение музыки.

В детском саду, на музыкальных занятиях мы слушаем музыку, но этого оказывается недостаточно, а помочь нам в этом можете только вы — родители. Начинать надо, прежде всего с того, что нужно слышать родные звуки, и для этого совсем необязательно иметь специальное музыкальное образование. Достаточно просто оглянуться на окружающий нас мир и прислушаться. Сколько вокруг звуков! Шелестит трава, посвистывают певчие птицы, в лесу кукует кукушка, стучит дятел, жужжит шмель..., а это — лесной ручеек. Все  множество непохожих друг на друга голосов, звуков человек слышал еще в глубокой древности, сначала он подражал им, а потом стал сочинять свои. Попробуйте и вы вместе со своим ребенком воспроизвести эти звуки (ветер воет - «у-у-у», листья шуршат - «ш-ш-ш»).

Так и в древности — человек подметил, что если срезать тростник и подуть в него, то получится звук — красивый и протяжный. Вели, хлопая в ладоши, взять в руки камешки, звук получится громкий и звонкий. Если ударить по стволу дуплистого дерева, то удар этот слышен издалека.

Не пожалейте времени, чтобы все это показать ребенку, попробуйте вместе с ним — вы сами услышите, как рождается музыка.

Вот так от звуков леса можно перейти к слушанию музыки, и если это музыка о природе — не сомневайтесь, все это вы услышите в ней.

Музыка своим языком может не только рисовать картины природы, повторив в звуке пение птиц, раскаты грома, шум дождя, бег коня и т. д. Особенность музыки такова, что вы можете не только рисовать и представлять картины, вы можете чувствовать настроение и переживания человека. Ведь когда вы услышите звонкую, радостную песенку, вам сразу станет весело, захочется запеть, потанцевать. Если же песенка грустная, танцевать не захочется.

Вот так постепенно, слушая музыку природы и окружающего мира, вы приобщаете ребенка к пониманию музыки.

Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания  в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

-обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями.

вызывать интерес к музыке, передать традиции своего народа.

сформировать основы музыкальной культуры;

-развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, музыкально-образовательная деятельность):

-способствовать общему развитию детей средствами музыки. Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессиональною обучения. Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются oбогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт. Выбор музыкальных произведений, который ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, его общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Пели ребенок слышит народные мелодии с ранней) детства, он. естественно, проникается народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно почувствовать и красот) классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную, как взрослую, так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой. Например:

«Детский альбом» П.И. Чайковский

«Карнавал животных» К.Сенс - Санс

•     куры и петухи

•     королевский марш льва

•     лебедь

•     антилопы

•    слон

•    длинноухие персонажи

•     кенгуру

•     аквариум

•     кукушка в чаще леса

«Кукушка» Л.Дакен

«Песнь жаворонка» П.И.Чайковский

«Балет невылупившихся птенцов» М.Мусоргский

«Пение птиц» Ж.-Ф. Рамо

«Бабочки» Ф.Куперен

«Полет шмеля» Н.Римский-Корсаков

«Утро» Э.Григ

«Лунный свет» К.Дебюсси

«Времена года» Л.Вивальди

«Весенняя» Ф.Мендельсон

«Весной» Э.Григ

•     «Волшебное озеро» А.Лядов

•     «Ручеек» Э.Григ

•     «Шествие гномов» Э.Григ

•     «В пещере горного короля» Э.Григ

•     «Вальс цветов» П.Чайковский

•     «Тамбурин» Ж.-Ф.Рамо

•     «Музыкальная табакерка» Л.Даргомыжский

•     «Петрушка» Э.Вилла-Лобос

«Маленький негритенок» К.Дебюсси

«Юмореска» А.Дворжак

«Мелодия» Х.Глюк

«Королевский вальс» И.Штраус

В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны. Таким образом, происходит обесценивание опыта предшествующих поколений, сокращение воспитательного потенциала семьи, разрыв связи между поколениями, возрастание напряженности в отношениях родителей и детей.

В настоящее время назрела необходимость переосмыслить роль родителей в выполнении воспитательной функции, гуманизировать стиль общения детей и родителей, сблизить их музыкальные интересы, установить связь домашних занятий музыкой с национальными культурологическими традициями.

Только с Вашим небезразличным участием мы, музыкальные руководители, сможем воспитать в Ваших детях любовь к искусству, к ею многогранным образам и краскам. 



Предварительный просмотр:

«Учимся слушать музыку дома»

Прежде всего, помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого ее завершения, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду! Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение, возможно, прежде никогда в жизни не испытанное.

На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Ведь навык слежения слухом за звуками еще не выработан и внимание недостаточно дисциплинировано. Поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения.

Это может быть вокальная музыка (музыка для голоса) или инструментальная (которая исполняется на различных музыкальных инструментах). Прислушивайтесь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи, определить, делают ли они выразительным исполнение музыкального произведения.

Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чем хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться.

В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не становится менее интересной. Возьмите пластинку с записью известного сочинения П. И. Чайковского «Детский альбом». Какие только жизненные и даже сказочные ситуации не отображены в этой музыке! Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни ребенка. Здесь и «Игра в лошадки», и «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла». Здесь вы услышите очень ласковые, мечтательные пьесы «Сладкая греза», «Мама», «Зимнее утро» и много других очаровательных музыкальных зарисовок. Такие же музыкальные альбомы, адресованные юным слушателям, есть и у других композиторов. У С. С. Прокофьева этот альбом называется «Детская музыка». Музыкальные пьесы как бы рисуют день, прожитый ребенком. Послушайте из этого сборника «Сказку» или поэтическую пьесу «Ходит месяц над лугами». В «Альбоме для юношества» Роберта Шумана детям обязательно должны понравиться и «Смелый наездник», и «Веселый крестьянин», и немножко загадочная пьеса «Отзвуки театра». А красочное произведение «Дед Мороз» оживит фантазию и воображение любого слушателя.

В «Детском альбоме» А. Гречанинова каждого может рассмешить музыкальная пьеса «Верхом на лошадке», а «Необычное путешествие», возможно, кого-нибудь даже чуть - чуть напугает. А произведения композитора С. Майкапара «В садике», «Пастушок», «Маленький командир» будут близки и понятны даже самым маленьким.

Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Можно мысленно представлять их звучание, чтобы легко и быстро узнавать. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся. Но всегда слушайте музыку внимательно, не отвлекаясь, вдумчиво. Важно следить не только за изменением динамических оттенков, и за высотой звуков, быстротой их смены. Надо учиться наслаждаться красочным музыкальным водопадом и уметь тонко различать каждую хрустальную струйку. Учитесь сравнивать их, любуйтесь ими. Почувствуйте, какая упорядоченность существует в музыке: звуки не могут звучать «как попало, как вздумается».

Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда нельзя делать этого наспех.Большим праздником в жизни ребенка может стать его встреча с музыкой в концертном зале. Сама атмосфера дворца, где «живет» музыка, создает особый эмоциональный настрой, вызывает острое желание прикоснуться к красоте. Конечно, к каждому празднику нужно готовиться, готовиться услышать о самом сокровенном, что пережил композитор и чем захотел поделиться со слушателями. Все пережитое словно оживает в звуках. На это нужно настроиться, постараться вникнуть в суть произведения. Конечно, перед концертом или оперным спектаклем очень хорошо иметь представление о музыке, которая прозвучит. Чтобы понять произведение, узнать о нем и его авторе, полезно заранее прослушать грамзаписи, прочитать книги. Если, например, предстоит встреча с оперой, хорошо познакомиться со словесным текстом оперы - либретто: ведь знать и понимать, о чем поют артисты, очень важно.

Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов, смотреть спектакли с различным составом исполнителей. Все это поможет расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.



Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА

     О положительном влиянии музыки на человека проведено множество исследований, представлено большое количество доказательств, написано бессчетное количество статей.

Многие родители желали бы, чтобы их ребенок стал чуточку умнее, а главное счастливее и удачливее не только своих сверстников, но и собственных родителей.

     Тем не менее, не все еще знают о том, что занятия музыкой повышают интеллектуальные способности детей в среднем до 40%!

Музыку любят все, от мала до велика. Но даже те папы и мамы, которым хорошо известна польза от уроков музыки, стараются избегать темы о музыкальном образовании. Наоборот, они тщательно ищут другие способности у своего ребенка и стараются загрузить его иными видами активности. Почему?

      Потому что большая часть из них либо сами не посещали уроков музыки в детстве, либо у них остались неприятные воспоминания о самом процессе обучения – их вынуждали это делать в угоду их же родителям.

В наш век информации, родители и учителя музыки обеспокоены тем, что большое количество детей начинают и в скором времени оставляют уроки музыки. Однажды начав музыкальное образование ребенка, и не достигнув цели, выбрасывается куча средств, человеческих нервов и времени, которые могли быть инвестированы с большей пользой в другом направлении.

     Но самое интересное, взрослые не делают даже попыток выяснить настоящую причину потери детского интереса. На вопрос «Почему прекратились музыкальные занятия?» звучит практически стандартный ответ: «Ребенок сам не захотел, у него появились другие увлечения».

     Отсутствие элементарных и необходимых знаний о музыкальном образовании у родителей, в корне тормозит интеллектуальное развитие их собственных детей.

Неужели папы и мамы должны учить музыкальную грамоту и приобретать различные исполнительские навыки и приемы так же, как и их дети? Не волнуйтесь, для успешного обучения вашего ребенка в этом нет никакой необходимости. Речь идет совершенно о другом.

     В основе любого образования, лежит, в первую очередь, интерес. Интерес – вот главное ключевое слово, о котором в ежедневной рутине так часто забывают родители и учителя музыки. Чтобы в самом начале у ребенка появился интерес к урокам музыки, не требуется большого труда – хорошая музыка в хорошем исполнении сама сделает свое дело, а вот чтобы сохранить и поддерживать его долгие годы, требуются целенаправленность, терпение, и, несомненно, специальные знания.

     Для развития интереса к музыке необходимо создать дома условия, музыкальный уголок, где бы ребёнок послушать музыку, поиграть в музыкально – дидактические игры, поиграть на детских музыкальных инструментах.

     Музыкальный уголок лучше расположить на отдельной полке или столе, чтобы у ребёнка был подход к уголку. Какие именно инструменты должны быть в уголке? Металлофон, триола, детская флейта, можно приобрести детскую органолу. В детском саду уже в средней группе мы учим играть на металлофоне простейшие мелодии. Хорошо иметь дома и деревянные ложки, т.к. простейшими навыками игре на ложках дети овладевают уже в младшей группе.

Музыкальный руководитель всегда с удовольствием готов дать консультацию родителям, как правильно играть на тех или иных инструментах.

     Очень хорошо, если вы приобретёте диски из комплекта по слушанию в детском саду, а также «детский альбом» П.И.Чайковского. «В пещере горного короля» Грига, музыкальные сказки «Золотой ключик», «Бременские музыканты».

Советуем приобрести для детей «Музыкальный букварь» Ветлугиной, «Нотная азбука для детей» Кончаловской.

     Можно приобрести портреты композиторов, познакомить с музыкой. В музыкальном уголке могут быть музыкальные игры, которые помогут детям закрепить пройденный материал.

Родителям рекомендуется читать детскую литературу о музыке: «Myзыка-детям» со ст.Михеева, «Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества» Шацкой.



Предварительный просмотр:

      НУЖНА ЛИ ДЕТЯМ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА?

 На сегодняшний день влияние классической музыки на детей, бесспорно, имеет огромное значение. В наш век компьютерных технологий, когда у ребенка больше развит интерес к жизни виртуальной, формировать эстетическую и художественную культуру у детей просто необходимо. В этом помогает именно классическая музыка.

     Ещё в дошкольном возрасте можно использовать музыкальные игры для детей, которые не только прививают любовь к музыке, но и учат отличать истинное искусство от подделки. Для этого следует использовать специальные методики и способы. Так как именно этот возраст является самым подходящим для восприятия всего прекрасного, важно учитывать, чтобы классическая музыка для детей была разнообразна. Ребенку будет полезно послушать как весёлые и лёгкие композиции, так и серьёзные, глубокие. А посещение концерта классической музыки для детей не пройдёт бесследно, впечатление от услышанного останется надолго. 

      Преимущества знакомства ребенка с классической музыкой

    Изучение или просто регулярное прослушивание классической музыки: - позволит расширить познания в музыке, - будет способствовать поддержанию интереса к музыке, - побудит детей проявлять свои эмоции в творческой деятельности. Без сомнения, для детей здорово слушать классику, ведь им хочется потом выражать свои впечатления от услышанного в рисунке, образном слове, различных инсценировках. И не важно, будет это музыка Моцарта для детей, Чайковского или Глинки.

      Дети становятся более эмоционально отзывчивыми, учатся сопереживать музыке, а значит, и всему окружающему. И, конечно, для детей полезна классика потому, что она расширяет их знания в мировой музыкальной культуре разных стилей и эпох. Ребенок, который с детства познакомился с классическими музыкальными произведениями, будет обладать утончённым вкусом, что поможет ему и в дальнейшей взрослой жизни.

    Дошкольное детство - период, наиболее благоприятен в отношении становления музыкальности. Музыка окружает нас с самого рождения. Малыш еще не знает язык, не понимает слов, но, слушая колыбельную, успокаивается и засыпаетНа музыкальных занятиях дети много слушают музыку: это музыка разучиваемых песен и музыка, сопровождающая движения (пляски, упражнения, игры, т. е. ту музыку, которая выполняет важную, но прикладную роль. 

      Однако, с третьего года жизни нужно специально слушать именно классическую музыку для малышей. 

      Ребятам понятен и очень нравится «Детский альбом» П. И. Чайковского и такие пьесы как «Болезнь куклы», «Марш оловянных солдатиков» сразу находит отклик в душе ребенка (вызывают чувства сопереживания, радости. Малыши хорошо понимают термин «музыка умеет рассказывать» и никогда не боятся этих образов, часто просят послушать еще и еще эти пьесы. Пьесы «Аквариум», «Слон», «Длинноухие» К. Сен-Санса, «Балет невылупившихся птенцов» М. П. Мусоргского, «Бабочка» Куперена – вызывают просто восторг у малышей и желание подражать данным персонажам.П. Чайковский "Детский альбом"

      Давайте вместе прививать детям желание слушать классику, находить в этом радость. И пусть малыш воспринимает музыку по-своему. Ему это необходимо. Ведь музыка - это самый субъективный вид искусства.

     Вопрос о музыкальном репертуаре, на котором строится развитие дошкольника, очень важный и острый. Здесь безусловное предпочтение должно быть отдано классической музыке.

 Слушайте классическую музыку с малышами в детском саду, дома, в концертном зале. Будем слушать, понимать и принимать лучшее, что создано в музыке, то, что называется классикой! короля" В современной психологии существует даже отдельное направление – это музыкотерапия.

     Она представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах, а также (статья опубликована на) при различных психологических заболеваниях. 

      Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекция отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии. 

     Так, по данным современных исследователей, классическая музыка для дошкольников способствует улучшению соматических и функциональных показателей, значительно улучшает, оживляет и восстанавливает рефлексы врожденного автоматизма, способствует нормализации частоты дыхания и частоты сердечных сокращений.

      Полезно не только прослушивать музыку в записи, но и исполнять песни самим. Для ребенка очень важным является «живой» голос матери. Поэтому весьма благоприятное воздействие оказывает пение колыбельных песен: они успокаивают, приводят малыша в равновесие, создают обоюдный благоприятный эмоциональный фон. Для индивидуального исполнения матерям рекомендуются лирические песни, которые по характеру мелодии близки к колыбельным, обладая успокаивающим воздействием на детей.

      Вот некоторые советы по использованию музыкальных композиций в различных случаях.

 Для успокоения, снятия эмоционального напряжения.

 Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса, вальсы (ритм три четверти). Классика:  произведения Вивальди, Л. В. Бетховен «СИМФОНИЯ 6», И. Брамс «КОЛЫБЕЛЬНАЯ», Ф. «АВЕ МАРИЯ»



Предварительный просмотр:

ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ДЛЯ

МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

       Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка, в том числе и музыкального, создаются в семье.

Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.

        Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.

        В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны.

       Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании.

        Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты-игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слуху. Иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы.

         Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр — напевать марш, ритмично стуча солдатиками, изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах. Музыкально – образовательной деятельностью в семье занимаются в основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без какой-либо системы.

         Таким образом, в семье дети получают различное музыкальное воспитание. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.

ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

         Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

— обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;

—развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность);

— способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо   заложить   основы   для   будущего   профессионального обучения.

             Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт. Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, он, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.

           Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чайковского) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А. Вивальди, И. С. Баха, В. А. Моцарта.

3.    МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СЕМЬЕ

Основные педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в музыкальном семейном воспитании.

Наглядно-слуховой метод — основной метод музыкального воспитания. Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика, и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и использование ее как фона для другой деятельности).

            Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. Дома имеется возможность показать детям книги с репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка, народных традициях, обрядах, познакомить их с изображениями предметов быта, одежды. Рассматривание репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об искусстве.

           Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения в звучании (как нежно и печально поет скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются звуки челесты, треугольника, как грустно звучит мелодия).

           Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний и способностей, терпения, желания заинтересовать детей музыкой.

          Иногда родители, стремясь, чтобы их ребенок достиг непременно наивысших результатов (например, в игре на музыкальном инструменте), насильно заставляют его подолгу заниматься, часами играть упражнения. Если же малыш не справляется с заданиями, его наказывают. Любой насильственный метод неприемлем в воспитании, тем более на занятиях искусством. Нужно широко использовать игровые ситуации, соблюдать меру в занятиях, следить, чтобы дети не переутомились, не начали скучать. Необходимо учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу заниматься одним делом, требуется смена музыкальной деятельности, применение разных ее видов, наглядности.

          Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важна культура общения взрослого с детьми.

Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.

4.    ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ  МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более свободных формах - как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого активна —это совместное слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, игры с музыкой).

         К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку .

          Более свободная форма музыкальной деятельности — слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта.

Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей «Рисуем музыку»

Нас ежедневно окружает огромное количество звуков. Это и звуки природы, и индустриальные шумы, и музыка. У каждого звука есть свой характер, своя громкость, свой темп и ритм, своё настроение. Есть звуки приятные нашему уху и звуки раздражающие. Я предлагаю вам релаксационное упражнение, которое поможет вам восстановить силы, успокоиться и расслабиться. Можете сделать его сами или предложить ребенку или даже группе детей.

Рисование музыки и релаксация

Выберите приятную мелодию, которая дарит вам спокойствие и умиротворение, найдите спокойное место, расслабьтесь и погрузитесь в музыку. Когда вы почувствуете единение с музыкой можно начинать рисовать. Лучше взять лист бумаги формата А3 для акварели. Лист можно смочить водой перед рисованием, и  открыть краски.

Ваша рука с кистью должна следовать за музыкой. Каждый новый звук — это движение кисти, каждый новый инструмент — это новый цвет. Рука двигается изображая музыкальный рисунок, как бы продолжая звуки на бумаге. Будьте сосредоточены на звуках и в то же время расслаблены. Линии, штрихи и пятна будут выливаться из под вашей кисти как музыка выливается из динамика. Они могут быть прерывистыми или плавными, светлыми или темными, насыщенными или бледными. Все зависит от ваших чувств, вашего воображения, мироощущения и цветовосприятия. Когда работа будет закончена, посмотрите на неё целиком. Какие чувства она у вас вызывает? Какая часть картины наиболее приятная и почему? Если ваша картина получилась приятной и умиротворяющей, то вы можете повесить её на видное место и возвращаться к ней, когда вам тревожно или грустно.

Рисование музыки с детьми

Если вы предложили рисование музыки детям, то будьте готовы, что такое задание вначале может вызвать у них сложности. Прослушав музыку уточните какие чувства она вызывает у ребят, какой цвет, по их мнению, может изображать такие чувства. Какие движения характерны для такой музыки. Дети могут подвигаться под музыку или подвигать кистями в воздухе. Эти простые упражнения предадут им уверенности.

Во время работы обязательно хвалите детей и поддерживайте их, чтобы стимулировать поток ассоциаций, рожденных музыкой. Все ассоциативные упражнения достаточно трудны для детей, но они очень хорошо развивают их воображение и абстрактное мышление. Кроме того, такие задания способствуют развитию внимания, также ими можно заинтересовать и гиперактивных детей. Есть еще один важный момент: такие упражнения обучают детей слушать и воспринимать музыку, а также прислушиваться к своим чувствам и иллюстрировать их при помощи цвета и линии.

После окончания рисования работы обсуждаются. Похожими или разными они получились, какие чувства вызвала музыка, какие цвета, линии и формы были использованы для её изображения. Изменилось ли настроение ребят после выполнения задания.

Рекомендуемые мелодии:

Глинка «Жаворонок»

Чайковский «Подснежник»

Рахманинов «Испанская полька»

Штраус  Увертюра «Маленькая мышь»

Моцарт «Турецкое рондо»

Музыка по - своему передает жизнь окружающего мира, мысли, чувства человека, красоту природы.

Выполните с ребенком такое интересное задание: послушайте любое музыкальное произведение. Желательно, чтобы музыка включала в себя элементы изобразительности (небольшая подсказка детскому воображению) это могут быть произведения западных классиков (например, фрагменты из «Времена года» Вивальди, или произведения для детей русских и советских классиков: П.И.Чайковского, С.Прокофьева, Д. Кабалевского).

Проанализируйте с ребенком, каким был характер музыки вначале, менялся ли он? Отрывистые ли или протяжные, тихие или громкие звуки преобладали в музыке? Были ли повторяющиеся части музыки? Как закончилось произведение – так же как начиналось или по-другому? Какие настроения и переживания оно пробудило?

Теперь предложите ребенку передать свои впечатления каким – либо рисунком. Пусть он рисует то, что ему представляется, когда он слушает музыку. Пусть не боится фантазировать и старается искренне выразить свои чувства. Можно сделать аппликацию, слепить что-нибудь. Для этого сначала нужно подумать, какой материал лучше выбрать. Возможно, в результате работы появится натюрморт, пейзаж, а может просто орнамент или цветовая композиция. Это не важно. Главное, чтобы ребенок почувствовал и передал по-своему блестящий звук трубы, бархатные вздохи виолончели, нежные переливы флейты.

 



Предварительный просмотр:

   

В дошкольном возрасте (5-6 лет) приобщение к музыке можно уподобить освоению почвы и закладке надежного фундамента. Дети в этом возрасте непоседливы, чрезмерно активны в своих движениях, и потому задача родителей, желающих приобщить своего ребенка к музыкальным занятиям, - уделить особое внимание подготовительному периоду. Занятия могут проходить как в стенах музыкальной школы, так и вне её – в домашней обстановке, что означает полное подчинение себя активному и регулярному выполнению педагогических функций.

Регулярное посещение концертов служат надежными стимулами для развития у ребят увлеченности музыкальными занятиями, что, безусловно, будет способствовать дальнейшим успехам. Такая атмосфера заинтересованности у подготовленных ребят поможет сделать процесс обучения не только логически понятным, но и эмоционально увлекательным. Уже через год их восприятие музыки станет активно творческим.        

Для того чтобы слушание музыки (на концертах) носило более или менее законченный характер, полезно после концерта побеседовать с ребенком. При обмене впечатлениями достигается большая заинтересованность, все постигается ребенком глубже. Ведь подобно тому, что мы учим ребят не только наблюдать, и чувственно воспринимать то или иное явление природы, но и размышлять о нем, так и музыку надо не только слушать и слышать, но и размышлять о ней. Чтобы музыка постепенно входила в сознание ребят как часть жизни, как сама жизнь. Именно так, к удовольствию родителей, у ребят появятся любовь и уважение к музыкальному творчеству.



Предварительный просмотр:

Родителей, готовящихся определить своих детей в музыкальную школу, интересуют различные вопросы, связанные с обучением, образом жизни ребенка и семьи.

Нередко отсутствие физической подготовленности ребенка к занятиям музыкой является тормозом для полноценных занятий, психически травмирует ребенка. Даже при незначительной нагрузке начинают болеть руки; но куда хуже, когда неопытные родители начинают заниматься самодеятельностью, укрепляя кисти и мышцы рук малышами теми упражнениями и спортивными занятиями, которые могут быть в данном случае противопоказаны, нанести дополнительно непоправимый вред. Сочетание полноценного здорового питания, посильного труда и отдыха, солнца, воздуха и воды – все это целебный и ничем не заменимый источник здоровья. Прогулки на свежем воздухе, пробежки, ходьба-все это способствует укреплению физической подготовленности. Одно из лучших средств для физического развития будущих музыкантов-инструменталистов – плавание.

Какими видами спорта нежелательно увлекаться будущему инструменталисту? Настольным теннисом, большим теннисом, верховой ездой, волейболом, баскетболом. Всякое злоупотребление содержит в себе собственное наказание.

Упражнения для ребят со слабо развитыми мышцами кистей и пальцев рук (выполнять 2-3 раза в день от 5 до 10 минут, время увеличивать постепенно).

  • Руки вытянуты перед собой, кисти и пальцы опущены и расслаблены; когда руки станут тяжелыми, их «роняют».
  • То же в положении руки вверх, при несколько согнутом предплечье.
  • Широко раздвинуть пальцы руки, все пальцы, кроме большого, опускать на ладонь (ногтевые фаланги не сгибать).
  • Для выработки самостоятельных движений каждого пальца в отдельности: ударять по подушечке большого пальца последовательно подушечками указательного, среднего, безымянного и мизинца. Опускать и поднимать пальцы энергично.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ МУЗЫКОЙ С ДЕТЬМИ  6 -7 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА.

Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений. Призыв выдающегося польского педагога Януша Корчака – уметь проникнуть в духовный мир ребенка. Только тот становится настоящим воспитателем, кто никогда не забывает, что сам был ребенком. Каждый руководитель ежедневно должен повторять: «Знаю ли я, чем живет ребенок каждый день, что у него в душе? Смогу ли быть всегда справедлив к ребенку?». Говоря о специфике условий для полноценных занятий, мы не должны забывать о перегрузках. Многие родители «страдают» желанием определить своих детей в разные секции, дабы узнать, в какой из них лучше проявятся способности ребенка.

                                                  ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ!                                                                                                            Не перегружайте детей, не старайтесь сделать их вундеркиндами раньше времени. Вот пример высказывания академика Л.Бадаляна, справедливость которых доказывает жизнь: «Бессмысленно ждать от детей одного возраста одинаковых «плодов» просвещения – и на дереве не весь урожай созревает одновременно. Выращивать из каждого гения - это нереально, но заметить способности, потенциально заложенные практически в любом из людей, не дать им заглохнуть, развить их - в наших силах. Не утратить природную одаренность – это означает, прежде всего, сохранить индивидуальность. Надо воспитывать индивидуальности, а не индивидуумов с определенной суммой знаний»,

                     ВАЖЕН КОНТАКТ 6 – 7-ЛЕТНЕГО РЕБЕНКА С РОДИТЕЛЯМИ.                        Совместные посещения концертов, зрелищных площадок, чтение литературы помогут родителям определить тягу ребенка к той или иной области искусства. Пусть все, что ребенок видел, услышал, перескажет вам, нарисует. Проследите ход его мыслей. Главное, суметь пробудить в ребенке интерес к совместному общению с окружающим. Необходимо так организовать различные мероприятия, чтобы, прежде всего систематически и неуклонно формировать не только сознание своего ребенка, но и самому образовываться и нравственно воздействовать на него. Ничей другой пример не запечатлевается глубже и тверже примера родителей.



Предварительный просмотр:

        

                 

  1. Был когда-то папа маленьким, как я,

 И пускал кораблик плавать вдоль ручья,

 А кораблик этот унесла вода,

 Так он и остался в детстве навсегда.

 Припев:

 Лучше папы друга нет, поверьте,

 Рядом и в кино, и на концерте,

 Даже в зоопарк не интересно

 Без него идти.

 И недаром мы решили с мамой,

 Что мой папа добрый самый-самый,

 Что нигде другого вот такого

 Просто не найти.

  1. Очень мы похожи, я и папа мой,

 Жду я чтоб скорее он пришёл домой,

 Книжки почитаем мы наверняка

 Дедушки Корнея или Маршака.

 Припев.

  1. Мне во всём охота папе подражать,

 Даже ложку так же за столом держать,

 С папой мы играем, шутим и поём,

 Веселее вдвое, если мы вдвоём.

 Припев.

             

 

        

                 

  1. Я хочу песню папочке спеть

 Для меня мой папа - самый лучший!

 Он смелей и добрей, всех мужчин веселей

 Для меня мой папочка - всех лучше!

 Он смелей и добрей, всех мужчин веселей

 Для меня мой папочка - всех круче!

 Припев:

 Па-па-па папа-па-ри-бу-да-бу

 Па-па-па папа-па-ри-бу-да-бу

 Па-па-па папа-па-ри-бу-да-бу

 Папа! Мой папа!

 2. - Да, я конечно, папина дочь.

 - Чем же на меня ты так похожа?

 - Я милей, всех умней, всех румяней и стройней.

 - Да, характер мой, и лица схожи.

 - Я милей, всех умней, всех румяней и стройней.

 - Да, характер мой, но лишь моложе.

 Припев.

  1. Он рассмеется, и пропоет:

 "Я тобой любуюсь, моя доча,

 Для тебя я готов сотни песен без слов

 Сочинять и петь и днем и ночью.

 Для тебя я готов сотни песен без слов

 Сочинять и петь и днем и ночью."

 Припев.

 

        

                 

  1. Море начинается

 С маленькой реки.

 Разве все мы мальчики? -

 Все мы моряки!

 Форменки по росту,

 Бескозырки набекрень.

 Мы уходим в плаванье

 Каждый день.

Припев: О море мечтаем,

         Море снится нам,

         Снится,

         Как бывалым морякам!

  1. По-морскому рады мы

 Вахту принимать,

 Драить пол, как палубу,

 "Яблочко" плясать.

 Мы проходим строем,

 Все вокруг на нас глядят,

 Выправка матросская

 У ребят.

Припев

 3 Якоря на ленточках

 Вьются за спиной,

 Мы вернемся вечером,

 Ждите нас домой.

 Спите, бескозырки,

 Рядом с нами до утра,

 А с рассветом в плаванье

 Нам пора.

Припев

        

                 

  1. Сколько песен мы с вами вместе

 Спели маме моей родной,

 А про папу до этой песни

 Песни не было ни одной!

         

Припев. Папа может, папа может

 Все, что угодно,

         Плавать брассом, спорить басом,

         Дрова рубить!

         Папа может, папа может

         Быть кем угодно,

         Только мамой, только мамой

         Не может быть!

         Только мамой, только мамой

         Не может быть!

  1.  Папа в доме - и дом исправный,

 Газ горит и не гаснет свет.

 Папа в доме, конечно, главный,

 Если мамы случайно нет!

Припев.

  1. И с задачкою трудной самой

 Папа справится - дайте срок!

 Мы потом уж решаем с мамой

 Все, что папа решить не смог!

        

                 

1. Запевай, моя подружка,

 Подпою тебе и я.

 Мы с веселою частушкой

 Неразлучные друзья.

         2. Я папулечку люблю,

 Как конфетку сладкую.

         Его ничем не заменю,

         Даже шоколадкою.

 3. Если папа загрустит,

 У меня печальный вид.

 Ну, а если улыбнется,

 Сердце радостно забьется.

 4. А мой папа всех добрей,

         Любит всех моих друзей.

         Кашу манную нам сварит,

         Мыть посуду не заставит.

 5. Лучше папы человека

 В целом мире не сыскать.

 Гвоздик он забить сумеет

 И бельё прополоскать.

 5. А мой папа всех умнее,

         А мой папа всех сильнее.

         Знает, сколько пять плюс пять,

         Штангу может поднимать.

 6.А мой папа просто класс!

 Скоро выкупит Камаз,

 Будет он меня катать

 И научит управлять.

         7. А мой папа круче всех –

         Бизнес процветает.

 И поэтому нам с мамой он подарки дарит.

 (хором): милые папулечки, наши дорогулечки!

 От души вас поздравляем, всего лучшего желаем!

        

                 

1. В синем море плавают дельфины.

 И плывут по морю корабли.

 Мы мечтаем о морских просторах,

 Нам о дальних странах часто снятся сны.

 Припев: Расскажи нам, капитан,

 Как бушует океан,

 И о чем мечтают дети разных стран.

 Волны плещут за кормой,

 Чайки вьются за кормой,

 И поет о дружбе море нам с тобой.

 2. Мы в дороге с курса не собьемся,

 Нам укажут путь сигналы моряков.

 Неизвестный мы откроем остров,

 Нет храбрей на целом свете моряков.

                           E:\картинки\70186054.jpg

        

                 

У нас в деревне бабушка и мама к ней уехала.

 Вдвоем остались с папой мы почти, что на два дня.

 Ложась в кроватку, вечером не мог уснуть от смеха я.

 Баюкал меня папа и уснул вперед меня.

 Проснулись рано утром мы, и папа, час без малого,

 Рубашку на изнанку мне зачем-то надевал.

 Шнурки ботинка левого он со шнурками правого

 Связал красивым бантиком и я, шагнув, упал.

 Над этим происшествием смеялись очень долго мы,

 Потом на завтрак папа стал готовить кашу мне.

 Из кухни прямо в комнату текла река молочная,

 И плавали в ней тапочки, качаясь на волне.

 Потом мы, взявшись за руки, из дома вышли нашего.

 Без мамы шли по улице мы с папой в первый раз.

 Ходили мы, ходили мы, и папа всех расспрашивал-

 Какой идти дорогою, где детский сад у нас.

 Пришел за мной он вечером усталый и задумчивый,

 Был папа в каше по уши, он мыл на кухне пол.

 Забрал он Васю Пчелкина, в похожих мы костюмчиках,

 А папа Васи Пчелкина, меня к себе повел.

 Меняли папы ночью нас, тащили нас по городу,

 А утром рано мама к нам вернулась, наконец,

 Спросила: «Как вы жили тут?», ответили мы: «Здорово!»,

 А я добавил с гордостью: «Наш папа – молодец!».

        

                 

Мы пока что дошколята,

А шагаем, как солдаты!

Припев: Будем в армии служить, будем Родину хранить!

Чтобы было нам всегда хорошо на свете жить!

Я танкистом смелым буду,

Проведу свой танк повсюду.

Припев

                Я, ребята, непременно

                Буду лётчиком военным.

Припев

                Я бесстрашным капитаном

               Поплыву по океанам.

Припев

                Я хочу быть офицером,

                Чтоб ходить в атаку первым.

        

                 

Бравые солдаты с песнями идут,

А мальчишки следом радостно бегут!

Припев: Эх, левой, левой! С песнями идут,

А мальчишки следом радостно бегут!

Хочется мальчишкам в армии служить,

Хочется мальчишкам подвиг совершить!

 Припев: Эх, левой, левой, в армии служить,

Хочется мальчишкам подвиг совершить!

Храбрые мальчишки, нечего тужить!

В армию пойдёте тоже вы служить!

Припев: Эх, левой, левой, нечего тужить!

В армию пойдёте тоже вы служить.

Будете границы зорко охранять,

Будете на страже Родины стоять!

Припев: Эх, левой, левой, зорко охранять,

Будете на страже Родины стоять!

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей - "Сыпь песок"

  Не секрет, что имя Марии Монтессори давно на слуху у молодых мам и продвинутых педагогов. Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870 - 1952) - психиатра и психолога, детского врача ...

Материалы для родителей - "Как не сойти с ума перед школой?!"

Прощай, отдых! Позади свобода, море, речка, друзья, беззаботное время, а впереди - уроки, домашние задания, нудные учителя... Как психологически правильно подготовить ребенка, будь он первоклашка или ...

Материалы для родителей - "На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны".

 На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны: потемнение и таяние снега, льда, появление луж и ручьёв; голубизну неба и кучевые облака....

Материалы для родителей "Призадумайся мама"

Материалы уголка для родителей, могут быть использованы воспитателями или логопедами....

"Материалы для родителей"

В уголок  для родителей информация  по ПДД...

Материалы для родителей. Методические разработки.

Перспективное планирование работы по взаимодействию  с семьями воспитанников (в группе детей с задержкой психического развития   старшего дошкольного     возр...

Сборник материалов для родителей "Школа заботливых родителей"

В сборнике-презентации представлен ряд консультаций для родителей. В материалах консультаций содержатся ответы на вопросы, которые часто задают родители, дети которых посещают группы компенсирующей на...