"Готов ли ваш ребенок к школе"
статья (подготовительная группа) по теме

Галина Константиновна Дмитриева

Эта статья о том, какими качествами должен обладать ребенок при поступлении в школу и о значении игры в  "психологической готовности ребенка к школе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotov_li_vash_rebenok_k_shkole.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?

    К школе готовятся зачастую очень торжественно, но при  этом суетливо и порой даже бестолково, как правило, забывая главное. Готовят портфель со всевозможными канцтоварами, парадную одежду и обувь. Но забывают…подготовить самого первоклассника.

    Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

    Подготовка детей к школе – задача комплексная, затрагивающая все сферы жизни ребенка. Готовность к обучению не что иное, как необходимый уровень развития, который позволяет ребенку без ущерба для здоровья справляться с учебой в школе.

    При оценке готовности ребенка к обучению в школе выделяют следующие составляющие:

    Интеллектуальная готовность – наличие основных  представлений о природных и социальных явлениях, развитые формы наглядно-образного и наглядно-схематического мышления, творческого воображения, высокий уровень доступных обобщений.

    Волевая готовность – сформированность  определенного уровня произвольной регуляции поведения и деятельности.

    Мотивационная готовность – наличие познавательной активности,  желание занять новую позицию – позицию школьника.

    Коммуникативная готовность – развитие умения вступать во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми посредством учебной деятельности.

    Готовность к обучению определяется системой требований, предъявляемых к ребенку школой: ответственное отношение к учебе, произвольное управление поведением, систематическое и планомерное овладение знаниями, установление произвольных форм общения с учителем, налаживание контактов с товарищами по учебе.

    Некоторые мамы и папы хотят, чтобы ребенок непременно пошел в первый класс – чем раньше, тем лучше. Нечего год терять, пусть набирается ума-разума. Другие в раздумьях: не хочется сокращать ребенку период беспечного детства, жалко его. Третьи вообще не имеют определенного мнения: сегодня решили, что в школу еще рано, а завтра, наслушавшись рассказов соседей, торопятся устроить ребенка в спецшколу (А мой что же, хуже других?). И ребенку нет покоя. Он ни на что толком не может настроиться.

  Внесем некую определенность в родительские метания.

Краткие итоги дошкольного развития ребенка.

    К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит свое место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет строить свои отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.

С какого возраста лучше отдавать ребенка в школу?

    Считается, что ребенку на момент поступления в школу должно быть не меньше шести с половиной лет. В этом возрасте не только каждые полгода, но и каждые 2-3 месяца очень существенны для развития детей. Шестилетки принадлежат еще дошкольному миру. Они способны усваивать учебный материал, но при этом у них сохраняется острая потребность играть.

    Следует отметить, что родители мальчиков чаще всего стараются отдать своих детей в школу как можно раньше, а родители девочек не торопятся. В результате мальчики в шесть с половиной лет частенько оказываются в классе семилеток, а семилетние девочки – в классе для шестилетних детей

Мотивы родителей мальчиков ясны: просчитав наперед все возможные шансы на поступление в вуз, на отсрочку от военной службы. У родителей девочек, как им кажется, больше возможностей продлить игровое детство своему ребенку.

    Сложность заключается в том, что девочки по всем психофизиологическим законам созревают раньше, чем мальчики. Они более социально-адаптивны и усидчивы. Мальчики созревают для дисциплинарной школьной среды гораздо медленнее. Им нужно дольше играть, чем девочкам. Недоигравшие мальчики – это горе для учителя и сплошные учебные проблемы для самого ребенка. Очень часто встречаются неровные классы: там сидят готовые к обучению прилежные девочки и маленькие мальчики, возящие под партой машинки.

    Итак, выбирая, родителям хорошо бы не забывать о нижней возрастной границе поступления в школу и об особенностях развития мальчиков.

Значение игры в развитии ребенка-дошкольника.

    Хотелось бы обратить особое внимание на то, что же влияет на «психологическую готовность ребенка к школе».  Исследования последних лет показывают, что:

- современные дети все меньше играют в традиционные игры;

- традиционные игры вытесняются играми компьютерными;

- родители стремятся начать обучение ребенка как можно раньше, которое сводится в основном к выработке навыков и умений, и совсем не способствует психическому развитию ребенка;

- к моменту поступления в школу многие дети не готовы к школьному обучению, несмотря на посещение групп по подготовке к школе, где делается упор на обучение навыкам счета, письма и чтения.

    Но психологическая готовность не возникает на уроках в дошкольных гимназиях, она возникает постепенно, как итог всей дошкольной жизни ребенка.

    Все компоненты психологической готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка-дошкольника. Это развитие подразумевает, что малыш много играет сам, со сверстниками и взрослыми. Ребенок должен играть в сюжетно-ролевые игры, в дидактические игры, в игры с правилами. Кроме того, он рисует, лепит, раскрашивает картинки, делает аппликации, конструирует, складывает узоры из мозаики, собирает картинки из кубиков и т.д., и, конечно же, слушает сказки, рассказы, повести.

    «Недоигранность» наносит ребенку большой вред, т.к. именно в игре в дошкольном возрасте развиваются мышление, воображение, фантазия, мотивационная сфера. В игре дети удовлетворяют потребности, которые не могут удовлетворить в жизни. Например, могут быть космонавтами, моряками, путешественниками, могут лечить зверей и т.д. для того, чтобы сюжетно-ролевая игра осуществилась – нужно свободное время, которого у современных дошкольников не так много. Ведь они посещают спортивные секции, кружки, дошкольные гимназии. Уставший от занятий ребенок не может полноценно играть в сюжетно-ролевую или какую-либо другую игру и предпочитает просмотр фильмов, мультфильмов, где не требуется напряжения собственной фантазии и воображения, а достаточно только сопереживания героям фильма. Подмена живых игр играми с воображаемыми героями фильмов приводит к снижению интеллектуальной активности, к угасанию познавательной потребности, что в дальнейшем неблагоприятно сказывается на обучении в школе.

    В процессе игры у ребенка развиваются коммуникативные навыки, познавательная активность, формируется мотивационная сфера, он учится произвольно регулировать свое поведение, т.е. формируются и развиваются все составляющие готовности к школе.

    Создавая атмосферу доброты, любви, игр, книг для ребенка, взрослые тем самым создают условия, при которых ребенок к 6 годам стремится научиться читать и считать. И все это происходит естественно, без надрыва. И как итог – нормальное развитие ребенка к моменту поступления в школу, именуемое психологами «психологическая готовность к школе».

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Готов ли ваш ребенок к школе?»

И вот вашему ребенку исполнилось шесть лет - совсем большой и в школу скоро. Именно в этом возрасте происходят значительные прогрессивные изменения в психике ребенка. Восприятие старшего дошкольника ...

А готов ли ваш ребенок к школе?! Социальная готовность к школе и игра.

Современные родители уделяют большое внимание интеллектуальному развитию детей, вероятно решив для себя, что интеллект и наличие широких знаний являются залогом успешного обучения в школе. Но интеллек...

Готов ли ваш ребенок к школе? Как "измерить" готовность к школе?

Готов ли ваш ребенок к школе? Как "измерить" готовность к школе?...

Готов ли ваш ребенок к школе? Как "измерить" готовность к школе?

Готов ли ваш ребенок к школе? Как "измерить" готовность к школе?...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Консультация для родителейподготовительной к школе группы«Готов ли ваш ребенок к школе?»...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Готов ли ваш ребенок к школе?

Консультация для родителейподготовительной к школе группы«Готов ли ваш ребенок к школе?...

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школе Как определить готовность ребенка к школе

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школеКак определить готовность ребенка к школе...