Консультация для родителей "Половая идентификация. Мужественность и женственность."
консультация на тему

Алёна Алексеевна Ганкевич

Консультация для родителей "Половая идентификация. Мужественность и женственность." содержит общие сведения о том, что такое половая идентификация, этапы половой социализации детей и важность воспитания  мужественности и женственности в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polovaya_identifikatsiya._muzhestvennost_i_zhenstvennost.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Половая идентификация. Мужественность и женственность.

Известный отечественный социолог Д. В. Колесов считает: полоролевое воспитание, цели и задачи которого определяются интересами общества, является важнейшим разделом нравственного воспитания, ибо связано с необходимостью укрепления семьи и овладения подрастающим поколением культурой взаимоотношения полов.

Процесс половой социализации и полового самосознания не ограничивается периодами половой зрелости и полового созревания. Это процесс онтогенетической эволюции человека. Становление полового самосознания ребёнка и его поведения, соответствующего полу, проходит долгий путь.

Первое осознание психического пола начинается со второго года жизни ребёнка и закрепляется на третьем году, когда большинство детей безошибочно определяют свой пол и считают себя мальчиком или девочкой.

Процесс формирования психического пола, который начинается очень рано, с началом развития речи ребёнка, особенно интересно протекает в дошкольном возрасте.

Он находит отражение в соответствующих представлениях ребёнка. В частности, в ответах на вопросы взрослого, кем он станет, когда вырастет, мамой или папой, дедушкой или бабушкой, в его ценностных ориентациях (вид деятельности, характерный для его пола, в мечтах о будущем и т.д.), а также в своеобразной половой консолидации со сверстниками своего пола.

Таким образом, в дошкольном возрасте формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определённых способов поведения, характерных для того или иного пола, а также появляются различия у мальчиков и девочек в некоторых личностных качествах.

Репина выделяет три этапа в процессе половой социализации:

  1. Этап – осуществление половой идентификации. Ребёнок, научась различать мужчину и женщину, девочку и мальчика и знать, какого рода поведение характеризует каждого из них, причисляет себя к мужскому или женскому полу, к мальчикам или девочкам.
  2. Этап – формирование половых предпочтений в различных сферах деятельности и жизни. Этот этап тесно связан с первым, так как для того, чтобы возникли сексролевые предпочтения, ребёнок должен знать, в чём заключаются различия в поведении людей разного пола.
  3. Этап – овладение поведением в соответствии с полоролевыми стандартами и формирование некоторых психических половых особенностей (второй и третий этап могут сосуществовать вместе).

Мужественность и женственность являются обобщённой характеристикой положительных качеств человека, как представителя мужского или женского пола. Эти понятия не очень чёткие и разные народы вкладывали в них разный смысл. У воинственных кавказских народов, а также у колмыков под мужественностью понимается воинская доблесть, непримиримость к врагу. Адыги особое внимание уделяли скромности и вежливости мужчины. Для женского идеала важны были доброта, трудолюбие, терпение, заботливость при воспитании детей, почитание родни мужа.

В большинстве культур к качествам мужественности обычно относят: смелость, решительность, активность, сдержанность в проявлении эмоций, рыцарское отношение к женщине и т.д.

Идеалом женщины, вступающей в брак, является надёжность мужчины.

В. А. Сухомлинский и Д. В. Колесов подчёркивали, что качество мужественности нужно воспитывать с дошкольного возраста.

Полагая, что надо воспитывать мальчиков с дошкольного возраста в духе кодекса мужской чести, Сухомлинский утверждал, что мальчику-дошкольнику нужно проявлять смелость в повседневной жизни: самостоятельно войти в кабинет к зубному врачу, перепрыгнуть через ручеёк и т.д.

Женственность – это обобщённая характеристика положительных качеств женственности. Как ни различны взгляды на то, какие качества входят в понятие женственность, тем не менее наиболее часто называются: мягкость, особая женская доброта, терпение, стремление опекать, помогать, умение понять причины настроения близких людей, отзывчивость, способность к сопереживанию, умение быть хорошей любящей матерью, женой и умелой хозяйкой.

Ю. П. Азаров подчёркивает ещё и важность женского аристократизма, чувство женской чести и гордости.

Основные качества, которые необходимо воспитывать у девочек с дошкольного возраста, – это заботливость, проявляемая к окружающим людям, и особенно по отношению к малышам, а также к отцу и сверстникам противоположного пола.

 Список использованной литературы:        

  1. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей / Т. А. Репина. Москва – Воронеж, 2004. - 300 с. 
  2. О нравственном воспитании детей разного пола в группе сверстников. // Дошкольное воспитание. № 9. 2003.
  3. Репина, Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии / Т. А. Репина // Вопросы психологии.-1987.- № 4 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование начал мужественности и женственности посредством музыкальных подвижных игр

Презентация посвещена теме формирования у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах посредством музыкальных подвижных игр, необходимости усвоения гендерной моделиповедения дошкольником,...

Методическая разработка «Организационно –педагогические условия формирования начал мужественности и женственности у детей дошкольного возраста на основе представлений об идеальных моделях поведения».

Методтческая разработка поможет методистам и педагогам образовательных учреждений дошкольного образования в современных условиях с введением ФГОС ДО увидеть в каждом ребенке его индивидуальные особенн...

Творческая разработка «Сказка как средство формирования представлений о мужественности и женственности у детей старшего дошкольного возраста»

С древних времён воспитание мальчиков и девочек было совершенно разным: то, что позволялось мальчику, было недопустимым для девочки, - и наоборот. Это связано с тем, что в нашей природе заложены не то...

Консультация для воспитателей Формирование идеалов мужественности и женственности средствами художественной литературы.

Формирование идеалов мужественности и женственности средствами художественной литературы....

Формирование представлений об идеалах мужественности и женственности у детей 5-7 лет

Консультация для родителей и воспитателей направлена на формирование представлений у противоположного пола  начал мужественности и женственности....