Фонематический слух-основа речи
консультация (средняя группа) на тему

Для того,чтобы избежать проблем обучения, связанных с правописанием и чтением в школе, необходимо еще в дошкольном возрасте развивать навыки внимательного восприятия звуков, точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию и проводить элементарный звуковой анализ. А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fonematicheskiy_sluh-osnova_rechi.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР -  ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Фонематический слух-основа речи»

Цель: Обучение родителей игровым способам развития фонематического слуха у детей.

Задачи:. Расширить представления родителей в оказании помощи ребенку по развитию фонематического слуха.

Участники семинара родители дошкольников, учитель- логопед ведущий практикума.

Оборудование: буклет,  развивающие игры

Предварительная подготовка

1.Подбор и изучение литературы по теме семинара.

2. Разработка памятки – консультации для родителей «Развиваем фонематический слух дошкольников».

Ход практикума:

1.Организационный момент

Если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, это может помешать овладению процессами  чтения и письма. То есть ребенок может допускать следующие ошибки

1.Замены звонких согласных парными  глухими и наоборот(«томик»вместо «Домик», «сабаги» вместо «сапаги»)

2. Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «зентик» вместо «зонтик»).

3.Замены шипящих (Ш,Ж,Щ,Ч) свистящими звуками (С,З, Ц) («сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля» и т.д.)

4. Разнообразные буквенные замены в группе  сонорных гласных( Р, РЬ, Л,ЛЬ, и Й) («глачи» вместо «грачи», «гойка»вместо «горка» и т.д.)

Для того, чтобы избежать проблем обучения , связанных с правописанием и чтением в школе, необходимо еще в дошкольном возрасте развивать навыки внимательного восприятия звуков с помощью игр.

Но сначала я предлагаю вам послушать, что же такое слух, какой он бывает, и более подробно расскажу о фонематическом слухе.

2. Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним  в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.

Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов. Для развития слухового внимания, слуховой памяти используем неречевые звуки. Вот сейчас  посмотрим, кто из вас самый внимательный и догадливый, поиграем в игру «Угадай, что звучит?» (логопед включает несколько записей бытовых и природных шумов, а родители определяют, какие это звуки).

Одним из приемов развития слухового внимания является игра «По какому предмету постучал карандаш?»

Берем карандаш, расставляем различные предметы: металлические, стеклянные, глиняные итд.  Демонстрируем, как они звучат при постукивании карандашом .А потом за ширмой предлагаем отгадать: что звучит?

Речевой слух – это различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал,- что-то точно, а что –то очень приблизительно. Например, «игла», превращается во мглу, «лес» в «лису», и т.д

Создать основу для обучения грамоте можно только в процессе систематической работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: фонематический слух- это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию , и элементарный звуковой анализ.

Фонематическая готовность нужна для того, чтобы мы подготовили к вызыванию звука речи. Ребенок должен уловить разницу между звуком вашей речи и своим собственным. Если ребенок этой разницы не чувствует, он не будет менять свой звук («я холошо говолю»). Прежде всего надо почувствовать разницу между собственным дефектным и вашим нормативным звуком, тогда ребенок будет сам менять двигательный образ в сторону образца, чтобы добиться точного звучания. Если нет фонематического контроля, мы никогда не получим чистого и точного звука.

Фонематическое восприятие- это более тонкий, чем физический слух, специальные умственные действия, позволяющие опознавать и различать фонемы родного языка. Являясь частью физического слуха, он направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека в упорядоченном виде- в «решетке фонем». В «решетке фонем» необходимо заложить эталон. Фонемная решетка- набор образцов отдельных фонем, из которых формируются различные слова

Фонематическое восприятие- внутренний камертон, который не позволяет фальшивить.

Правильная речь – залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной. У детей с нарушением фонематического слуха наблюдается дисграфия и дислексия (нарушение письма и чтения)

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции  звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи, определять отдельный звук в слове, различать парные согласные, твердые и мягкие звуки только на слух.

А помогут в этом специальные игры, в которые вы  можете поиграть с ребенком дома. Прежде всего будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

На начальном этапе формирования фонематического восприятия у детей можно выделить 6 ступеней:

1. Узнавание неречевых звуков

2. Различение звуков, слов, фраз по высоте, силе и тембру голоса

3. Различение слов, близких по звучанию;

4. Дифференциация слогов

5. Дифференциация фонем

6. Развитие навыков звукобуквенного анализа.

3. Совместная деятельность логопеда и  родителей, которые выступают в роли детей.

Сейчас, уважаемые родители, давайте вместе со мной поиграем в эти обучающие игры. Вы выступите в роли своих детей.

-Узнаем неречевые звуки

Игра "Громкие подсказки". Взрослый прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши и т.д.). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, - удары громкие, если он удаляется - тихие. Поменяйтесь ролями, чтобы и малыш попробовал создавать звуки, ориентироваться в громкости и мощности звучания.

Игра "Где позвонили?" учить определять направление звука.

Игра "Узнай, что звенит (гремит)?". На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем малышу внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит. Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять их. Можно узнавать по звукам и предметы обихода: шуршание газеты, переливание воды, двигающийся стул и т.д.

-Различаем звуки, слова и фразы по тембру, силе и высоте голоса

Игра "Узнай, кто позвал". Эту игру хорошо проводить, когда вся семья дома. Ребенок стоит спиной к вам, кто-то из родных или гостей называет его имя. Малыш узнает человека по голосу и подходит к нему.

Игра "Близко - далеко". Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).

Сказка "Три медведя". Меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет изображение на картинке. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, попросите его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

Игра "Узнай по голосу". Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей - коровы и теленка, овцы и ягненка и т.п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Малыш, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка).

-Различаем близкие по звучанию слова:

Игра "Правильно-неправильно". Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом" и т.д. Вначале давайте слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные.

Игра "Слушай и выбирай". Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

рак, лак, мак, бак

сок, сук

дом, ком, лом, сом

коза, коса

лужи, лыжи

мишка, мышка, миска и т.д.

Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

Игра "Доскажи словечко". Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка -

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Зовут его... (белка).

Ты не бойся - это гусь,

Я сама его... (боюсь).

Грязнулю всегда

Выручает... (вода).

В дом войти боится вол:

- Подо мной прогнется... (пол).

Свистнул чижик:

- Фью, фью, фью!

Я с утра росинки... (пью!)

-Различаем слоги

Самые легкие для произнесения ребенком звуки: ф, в, п, б, н, поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций, включающих именно эти звуки. Например, вы произносите ряд слогов, меняя последний, а малыш говорит, что лишнее (па-па-па-ба). Можно усложнять игру, вводя ошибочные слоги в середину или начало, изменяя гласные буквы (ба-ба-бо-ба, га-ка-ка-ка).

Игра "Одинаковые или разные". Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача малыша угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Слоги надо подбирать те, которые малыш уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.

Чистоговорки. Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.

Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).

За-зу-за - уходи домой, ко... (за).

Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).

Де-де-те - сядем в темно... (те).

Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).

Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).

-Различаем фонемы

На этом этапе ребенок учится различать фонемы (звуки родного языка). Начинать надо обязательно с различения гласных звуков.

Игра "Угадай-ка". У малыша картинки с изображением волка, младенца, птички. Взрослый объясняет: "Волк воет: у-у-у", "Младенец плачет: а-а-а", "Птичка поет: и-и-и". Просим малыша поднять картинку, соответствующую произносимому взрослым звуку.

Игра "Звук заблудился". Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное

Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

Сели в ложку (лодку) и - айда!

По реке туда-сюда.

Мишка плачет и ревет:

Просит пчел, чтоб дали лед (мед).

-Звукобуквенный анализ

Учим ребенка делить слова на слоги, определять последовательность звуков в слове, каждый звук обозначить нужным цветом.

Игра "Буквы, по порядку становитесь". Перед малышом лежат карточки с буквами. Взрослый произносит сочетания из гласных звуков сначала по два: ау, иа, затем - по три звука: ауи, иау. Ребенок раскладывает на столе буквы в данном порядке.

Система развития речевого слуха у ребенка - своеобразный фундамент для хорошей дикции. Стройте этот фундамент вместе со своим малышом, учитесь слушать и слышать - тогда и говорить станет легко и приятно!

Используемая литература:

1. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит… – Санкт-Петербург: Акцидент,1998

2. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонематический слух – основа правильной речи.

игры на развитие фонематического слуха...

Фонематический слух - основа правильной речи

Материал для родительского уголка. Рекомендации по развитию фонематического слуха....

Фонематический слух - основа правильной речи.

Памятка для педагогов и родителей....

Фонематический слух-основа правильной речи

семинар-практикум для воспитателей. Теоретический и практическый блоки....

Мастер-класс для педагогов "Фонематический слух - основа правильной речи"

Игровые упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха....

Фонематический слух - основа правильной речи

Хорошо развитый фонематический слух влияет на правильное произношение звуков, понимание речи окружающих в целом.В статье указаны какие игры на развитие этого слуха можно проводить с ребенком дома....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...