Конспект группового родительского собрания в младшей группе Тема: «Экологическое воспитание в работе с детьми с нарушением зрения младшего дошкольного возраста».
материал (младшая группа) на тему

Косенкова Виктория Викторовна

 

Цель: Повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах экологического воспитания младших дошкольников.

Задачи:

1. Повышать роль семьи в воспитании у детей любви к природе.

2. Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка.

3. Активизировать и обогащать умения родителей осуществлять экологическое воспитание детей с нарушением зрения.

4. Обучить родителей навыкам организации различных форм деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома.

5. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей.

6. Вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod._sobranie_ekologich._vosp._ml._gr.docx42.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

группового родительского собрания в младшей группе № 5

Тема: «Экологическое воспитание в работе с детьми с нарушением зрения младшего дошкольного возраста».

Цель: Повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах экологического воспитания младших дошкольников. 

Задачи: 

1. Повышать роль семьи в воспитании у детей любви к природе.

2. Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка.

3. Активизировать и обогащать умения родителей осуществлять экологическое воспитание детей с нарушением зрения.

4. Обучить родителей навыкам организации различных форм деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома.

5. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей.

6. Вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.

План проведения мероприятия.

1. «Что такое экология? Задачи экологического воспитания детей в младшей группе № 5» - сообщение воспитателя Лифантьевой О. В.

2. «Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека» - сообщение воспитателя Косенковой В. В.

3. «Экологическая игра-викторина» – учитель-дефектолог Жигунова О. Н.

4. О разном.

Ход мероприятия.

1. Сообщение воспитателя 1.«Что такое экология? Задачи экологического воспитания детей в младшей группе № 5».

- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас сегодня у нас в гостях. Тема нашей сегодняшней встречи – «Экологическое воспитание в работе с детьми с нарушением зрения младшего дошкольного возраста». И выбрана она не случайно, ведь текущий 2017 год объявлен «Годом Экологии».

        Что же такое экология? Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе есть много определений. Одно из них гласит: экология – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.

        Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природа. Действительно – это составная часть такого воспитания, но нередко методы, которыми воспитывают такую любовь сомнительны, а иногда противоречат экологически правильному поведению. Послушай несколько четверостиший и вы поймёте, о чём это я.

Ходим, ходим по лужку,

Собираем по цветку:

Красный, белый, синий цвет…

Замечательный букет.

Я кузнечика словил,

В банку с травкой посадил.

Пусть покажет, как трещит,

Как усами шевелит.

В лес зелёный я пойду,

Зайку серого найду,

Принесу его домой –

Будет этот зайка мой.

Колкую зелёную

Срубили топором

Из лесу душистая

К нам приходит в дом.

         - Как же так? Сорвать цветы, чтобы внимательнее рассмотреть их, поймать насекомого, чтобы потом понаблюдать за ним, держать диких животных без должного ухода, выбрасывать на улицу ненужных животных. Получается, что слова расходятся с делом! А ведь всё начинается с малого.

- Вы все, несомненно, знаете, как много на Земле экологических проблем. Вырубаются леса, исчезают многие виды растений, животных и т. д. И всё это на фоне загрязнения воды, воздуха, почвы. Взрослые, которые повинны в экологических бедах, когда-то тоже были детьми. Так кто же их такими воспитал? Значит, их вовремя не остановили, не объяснили, не научили, не показали положительный пример! Надо срочно что-то предпринимать, чтобы будущее поколение могло избежать многих ошибок, приводящих к экологическим бедствиям. И заниматься этим предстоит нам с вами. И обязательно вместе.

Отсюда сделаем вывод, что успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда знаешь, что под ним разумеется.

Экологическое воспитание детей следует рассматривать, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства. Прежде всего, это воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Главное, чтобы ребёнок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред самому человеку. Следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны. Важно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг, правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Экологически грамотное поведение человека – залог выживания человечества в общем для всех нас доме – на планете Земля. Задача нашего поколения – воспитать в детях любовь, уважение и трепетное отношение ко всему живому миру.

        - Вот с чем познакомятся ваши малыши в рамках Программы по экологическому воспитанию в младшей группе.

1. Мы будем формировать у детей следующие предпосылки экологического сознания:

Элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения нужно не нося им вред; наблюдать за животными не беспокоя их и не причиняя вреда; кормить животных только с разрешением взрослых.

Объяснять детям, что нельзя без разрешения взрослых рвать растения и есть их - они могу оказаться ядовитыми.

Умения понимать простейшие взаимосвязи в живой и неживой природе (если растение не поливать, оно может засохнуть и т.п.). Учить закрывать кран с водой.

Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

2. Знакомиться  с живой и неживой природой:

- Расширять представления детей о растениях и животных.

- Называть и отличать по внешнему виду овощи (огурец, помидор, морковь, репа, лук), фрукты (яблоко, груша, апельсин, лимон), ягоды (малина, смородина).

- Знакомиться с некоторыми растениями данной местности: с деревьями, цветущими травянистыми растениями (одуванчик, мать-и-мачеха).

- Познакомимся с комнатными растениями (фикус, герань, бальзамин). С представлениями о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.
         - Будем продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания; с обитателями уголка природы: аквариумными рыбками, волнистыми попугайчиками.
         - Расширять представления о диких животных
(медведь, лиса, белка, еж и др.). Познакомимся с лягушкой.
         - Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок
(ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их зимой, за перелётными птицами.
         - Расширять представления детей о насекомых
(бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза).
          - Формировать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается), песка (сухой — рассыпается, влажный — лепится), снега (холодный, белый, от тепла — тает).
         - Со сменой следующих друг за другом времён года, их характерными особенностями и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.
          3. Познакомим с трудом в природе.

Формировать умения обращать внимания на изменения, произошедшие со знакомыми растениями на участке.

Будем наблюдать за трудом взрослых в природе по сезонам. Показывать детям, как взрослые заботятся о растениях и подкармливают зимой птиц.

Воспитывать желание участвовать в уходе за комнатными растениями и животными в уголке природы, растениями на участке.

Приучать с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения и растения на грядке, сажать лук.

Учиться помогать взрослым, выполнять несложные трудовые поручения на участке: собирать опавшие веточки, камешки, сухие осенние листочки, зимой расчищать дорожки и скамейки от снега, делать снежные постройки и т. д.

Учить выполнять работу самостоятельно, правильно, доводить начатое дело до конца.

2. Сообщение воспитателя 2 «Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека».

- Продолжить нашу встречу хочется такими словами:

В гармонии с природой и с собою,

На свете чтобы жили малыши,

Воспитывайте в детях,  берегите

Храните экологию души!

Экологическое воспитание в наше время становиться важнейшим направлением педагогики детства. Почему? В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Приобщение к природе дает возможность наилучшим образом приобщить ребенка к красоте, гуманности и здравому смыслу… Малыш ближе нас к природе в прямом смысле этого слова хотя бы потому, что мал ростом. Трава ему действительно по пояс, цветы поднимают свои венчики к самым его глазам. Но и клубы выхлопного дыма плывут малышу прямо в лицо, и груды мусора из контейнера угрожающе нависают над головой… Эмоциональная отзывчивость, активное сопереживание, чувство удовлетворения от результатов поведения – основа для экологического воспитания.

Поняв особенности взаимоотношений малыша и природы, мы получаем неограниченные возможности развить в нем лучшие человеческие черты, вовремя обнаружить и поддержать таланты, укрепить здоровье.

Ребенок должен осознавать, что каждое растение и животное – это живой организм. Дошкольнику легче установить сходства, чем различия. Они ведут идентификацию с собой (растению или животному больно, как мне: они двигаются, питаются, растут как я и т. д.). Для нормальной жизнедеятельности живой организм нуждается в пище, свете, воздухе, оптимальной температуре, пространстве для обитания. Очень важно донести до понимания ребенка, что растениям больно, когда их ломают и рвут, что птицы и звери страдают, когда теряют своих детей, как и наши родители. В природе нет ничего лишнего все необходимо и взаимосвязано, у нее свои законы, вмешательство в которые чревато плохими последствиями.

В работе по формированию у детей основных экологических понятий и представлений, важно руководствоваться принципами:

От простого - к более сложному

От частного – к более общему

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одно из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголка природы.

Мы используем 3 метода для ознакомления и приобщения детей к природе.

наглядные, к ним относятся наблюдения, рассматривание иллюстраций, картин, показ информативных фильмов, слайдов и т. д.

практические, к ним относятся игры и игровые ситуации, которые помогают малышам применить на практике полученные знания, углубить их и закрепить

словесные, к ним относятся чтение рассказов, стихов, беседа

Для детей младшего возраста наглядные методы будет наиболее эффективными.

Формы работы:

Беседы, наблюдения, труд, прогулки…

Каждый день малыши встречается с миром растений, он манит его, возбуждает его любопытство. Наблюдая за зелеными «друзьями», замечая их красоту и разнообразие дети,  не только развивают свой эстетический вкус, но и делают простейшие логические заключения, получают первые знания о гуманности и морали. Воспитатель должен помочь ребенку осознать, что растения, хоть и отличаются во многом от нас, людей, - живые и нуждаются в нашей заботе и охране.

Знакомя детей с окружающим миром, нельзя не завязать знакомство и с животными. Общение с ними приносит огромное удовольствие и радость. Уже с ранних лет малыши начинают замечать сходство животных с людьми и начинают осознавать, что перед ними живые существа. Хорошо, если в семье присутствуют домашние животные и ребенок помогает взрослым заботиться о питомце - давать еду, менять воду, выгуливать, заботиться, когда тот болен и т.д. Необходимо объяснить ребенку, что у животных тоже существует  свой режим дня и его нужно уважать.

Делая вывод из всего вышесказанного, хочу отметить, что, конечно же, первое восприятие живой природы у детей складывается на основе эмоций, чувств, возникших в ходе созерцания ее красоты. Но одной лишь только эмоциональной базы для воспитания бережного отношения к природе недостаточно. Воспитатель должен стремиться соединить возникшие в результате непосредственного наблюдения за природой чувства детей с природоохранительными знаниями.

Основной целью воспитателя является научить ребёнка любить природу. Дети должны наслаждаться трудом, искать в нем источник душевной радости и морального удовлетворения. Ведь если ребёнок ухаживает за растением и результат его труда - благоухающий цветок – является единственным вознаграждением, а творилась эта красота для радости других, то он просто не может совершить ничего дурного, подлого, обидеть живое существо. Важно отметить, что воспитание бережного отношения к природе возможно лишь, когда дети будут иметь хотя бы элементарные знания об окружающем живом мире, хорошо изучат способы выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её великолепие. На этой основе и формируется любовь к живому.

Сухомлинский говорил: «Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире, что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ребенком всеми красками радуги, оставляйте всегда что–то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

3. «Экологическая игра-викторина» - учитель-дефектолог .3

- Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, пение птиц в бездонном летнем небе, завывание вьюги, ласковый всплеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни.

Сегодня мы на родительском собрании поговорили об этом красивом, безграничном и живом мире природы. В семье так же необходимо воспитывать у детей чувство любви к этому миру, желание охранять Землю – наш большой дом, в котором мы живём. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как это сделать?

Чтобы проверить, какие вы знатоки природы, предлагаем вам поиграть в экологическую игру-викторину.

Выскажите, пожалуйста, свою точку зрения по следующим вопросам:???

Предлагаем вам ромашку с вопросами!

 Вопрос 1. О каком времени года идёт речь?

Четыре художника

Четверо художников,

Столько же картин.

Белой краской выкрасил

Всё подряд один.

Лес и поле - белые.

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки, как рога.

У второго – синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки кружева,

Первые проталинки,

Первая трава.

На картине третьего

Красок и не счесть.

Жёлтая, зелёная,

Голубая есть.

Лес и поле в зелени,

Синяя река.

Белые, пушистые

В небе облака.

А четвёртый  - золотом

Расписал сады.

Нивы урожайные,

Спелые плоды.

Всюду бусы-ягоды

Зреют по лесам.

Кто же те художники?

Догадайся сам!

Е. Трутнева

 Вопрос 2. Назовите природно-климатические зоны Земли.

Родители выбирают из картинок и называют:  «Пустыня», «Тундра», «Антарктида», «Горы», «Лес»???. 

Вопрос 3. Назовите обитателей каждой природной зоны.

Ответы родителей.

Вопрос 4. Скажите, почему нельзя рвать цветы на лугу, и в лесу?

Мир цветов красив и чудесен.

Когда ты входишь в лес,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех умеющих их тайну разгадать.

Вопрос 5. Отгадайте лекарственные растения и назовите, для чего принимают их в лечебных целях.

Лес как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура, и таблетки.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растенья,

Что пригодны для леченья!

- Для вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях.

1. Ты растения не тронь - жжется больно как огонь. (Крапива. Отваром моют голову, а также она останавливает кровь.)

2.  Тонкий стебель у дорожки,

     На конце его серёжки,

     На земле лежат листки-

     Маленькие лопушки

(Подорожник. Лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях)

3. Белая корзинка, золотое донце.

(Ромашка. Используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы).

4. Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды. (Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине; чёрная смородина и ромашка – при заболевании горла; морошка – средство от кашля и др.)

- Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно; не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть их оставляйте в природе.

Вопрос 6. Многочисленные высокоорганизованные животные на нашей планете? Назовите их представителей. (млекопитающие, ответы родителей: звери, домашние животные, морские млекопитающие, человек)

Вопрос 7. Как поступить правильно?

Предлагаю вашему вниманию несколько экологических ситуаций.

1) - Вот кострище есть. Давайте разожжём здесь костёр, - предложил Алик.

    - Зачем здесь? Идём вон под то дерево, там уютнее, - возразили девочки.

Мальчик выкопал под деревом ямку, землю откинул подальше, чтобы не мешала. Где безопасно разводить костёр?

(Костёр желательно разводить на старом кострище, а под деревьями делать этого категорически запрещается из-за опасности возникновения пожара.)

2) - Ребята вырыли под кустом яму и сложили в неё весь мусор, который остался после их отдыха. Правильно они сделали?

(Мусор надо уносить с собой, закапывать можно только остатки пищи).

- Помните! Брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка – на менее 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько сотен лет. А осколки банки или бутылки способны причинить вред даже через 2000 лет. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.)

Вопрос 8. Назовите правила поведения в лесу.

Существует несколько правил поведения в лесу.

1. Умей вести себя в лесу, на прогулке: не кричи, не пугай диких животных. Они любят добрых людей.

2. Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже приятно видеть цветы.

3. Не ломай зря деревья, не делай на них вырезки. От этого они сохнут и погибают.

4. Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных.

5. Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

В лесу много тайн и секретов, но открывает он их только тем, кто приходит в лес с добром. Не забывайте об этом! Важно не только самому встать на защиту живой природы. Важно убедить в этом своих товарищей. Надеемся, что с вашей помощью ребёнок усвоит эти правила.

Вопрос 9. Самый распространенный минерал на нашей планете, покрывающий большую часть поверхности земного шара? В каком виде он встречается в природе? (вода, в жидком – реки, моря, океаны, озёра, ручейки, болота, пруды, дождь и т. д.; твёрдом – снег, лёд, айсберги; газообразном – пар, облака, туман)

Вода – это ценнейший природный минерал, источник жизни. Без неё погибнет всё живое на Земле. Берегите воду!

Вопрос 10. Как называется биологическая наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой? (Экология).

Земля - наш большой дом, в котором мы все живём. А хозяином в этом доме - человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.

Молодцы! Вы много знаете о природе и экологии. Теперь сможете передать ваши знания детям. Вместе с малышами: НАБЛЮДАЙТЕ, ОБЩАЙТЕСЬ С ПРИРОДОЙ, НЕ НАНОСЯ ЕЙ ВРЕДА, ЛЮБУЙТЕСЬ ЕЁ КРАСОТОЙ, ИГРАЙТЕ, ТРУДИТЕСЬ, ОХРАНЯЙТЕ И ОБЕРЕГАЙТЕ ЕЁ, ЗАБОТЬТЕСЬ О ТЕХ, КОМУ ЭТО НЕОБХОДИМО. Не оставайтесь в стороне.

Итог:

В заключении хочется сказать, что природа - удивительный мир, любовь к которому можно пробудить с самых ранних лет, знакомя ребёнка с её секретами, обучая замечать прекрасное,  и наслаждаться каждой её частичкой. Пробудив однажды интерес ребенка к окружающей его живой природе, он сам уже не сможет остановиться, каждый день открывая новые тайны природы или углубляя свои знания.

Окунуться в красоту прекрасной осенней природы мы предлагаем вам уже сейчас. К осенним утренникам в нашем детском саду будет организована выставка детских работ из природного материала на тему: «Сказки осенних листьев». Приглашаем всех желающих принять в ней участие. Проявив фантазию, умения вы сможете вместе с вашим малышом изготовить прекрасные поделки из осенних листьев. Все поделки приносите в группу до 23 октября.

Чуть позже вы сможете принять участие в конкурсе на лучший экологический макет «Земля наш общий дом». Предлагаем всем желающим изготовить макет любой природной зоны: уголка леса, сада, озера, реки, луга, огорода и других природных зон.

Выполнить его можно из любых природных, бросовых материалов, различных видов бумаги картона, проявив творчество и фантазию.

Желаем всем педагогических и творческих успехов!

Спасибо за участие и понимание.

4.  О разном.

Выборы родительского комитета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему:"Экологическое воспитание в повседневной жизни детей в 1-й младшей группе"

СООБЩЕНИЕ«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»           МБДОУ Д/САД №22ВО...

Конспект родительского собрания в средней группе по экологическому воспитанию "Природа глазами ребенка"

Данный конспект будет актуален для родителей и педагогов дошкольного образования...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА

В статье рассматривается проблема взаимоотношений, взаимодействия, взаимопонимания между детьми с нарушением зрения и их здоровыми сверстниками, которая  является важной в работе учителя-дефектол...

Конспект родительского собрания в средней группе по экологическому воспитанию «Как прекрасен этот мир – посмотри!»

Повышение уровня экологической компетентности родителей, повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе и окружающему миру....

Мастер-класс: «Эффективные способы организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в дошкольной организации . Картотеки дидактических игр и упражнений»

В рамках Педагогического марафона "Основные содержательные линии воспитания и образования "От рождения до школы"...

Фотоотчет о неделе Театра с детьми с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.

Наш Центр Развития Ребенка Детский сад № 11 «Подснежник» (в городе Якутске) посещают дети с нарушением зрения, работа всех специалистов нацелена на коррекцию вторичных отклонений наших дет...