Главные вкладки

    Сообщение к родительскому собранию на тему "Основные задачи формирования правильной речи детей младшего возраста".
    консультация (младшая группа) на тему

    Захарова Надежда Алексеевна

    В сообщении к родительскому собранию на тему: "Основные задачи формирования правильной речи детей младшего возраста" говорится о том, что одной из главных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста является развитие речи. Показана взаимосвязь мышления и развития речи, расссказано о задачах формирования правильной речи ребенка младшего возраста. Отмечается большое влияние собственного примера родителей на речь детей. Рассказывается о специальных занятиях по развитию речи и мышления. Говорится о том, что важно не перегружать ребенка, так как внимание 3-4 летнего ребенка неустойчиво. Даются советы, как помочь малышу самим родителям исправить дефекты произношения. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon osnovnye_zadali_razvitiya_rechi.doc38.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сообщение к родительскому собранию на тему "Основные задачи формирования правильной речи детей младшего возраста".

        Одной из главных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста является развитие речи. Нет надобности доказывать, какое большое значение имеет мышление для развития речи, как важно научить ребёнка  "уметь думать" - рассуждать, обобщать, ставить вопросы и выражать в речи связно, гроамматически правильно свои мысли. Мышление ребёнка, также как и мышление взрослого неотделимо от речи, а речь от мышления, и развиваются они в тесной взаимосвязи. Наблюдая окружающую жизнь и по возможности участвуя в ней, ребёнок расширяет свой умственный кругозор, приобретает новые знания, которые должны составлять основу его последующего умственного рвзвития и обучения в школе.

    Даже доказательства, которые использует ребёнок, также носят в этот период совершенно конкретный, наглядный характер.

    "Почему нельзя пить сырую воду" - спрашивает ребёнок.  "Потому что Серёжа пил и заболел". Конкретностью мышления  также объясняется своеобразное тоношение к задачам. "Мама съела три конфеты, а сыну дала одну. Сколько конфет они съели вместе?" Малыш не решит этой задачи, так как его возмущает несправедливость.

       На развитие речи и мышления ребёнка большое влияние оказывает Ваш собственный пример, как Вы говорите. Ведь речь ребёнка в основном усваивается путём подражания, как Вы рассуждаете вслух, как ставите свои вопросы и как отвечаете на них.

    Если ребёнок задаёт Вам бесконечное количество вопросов со своими "Почему" из самых различных областей жизни, то не спешите отвечать на все из них. Надо стимулировать  ребёнка, чтобы он сам подумал. Если вопросы касаются области, хорошо знакомой малышу, пусть он сам попытается ответить на них.  

       Большое значение для детей имеют специальные занятия по развитию мышления и речи, организованные взрослыми.

    В детском саду мы проводим такие занятия. На них дети рассматривают картины, слушают сказки и рассказы, отвечают на вопросы, заучивают наизусть стихотворения.

    Подобные занятия полезно организовывать с ребёнком и дома. Заботясь о речевом развитии ребёнка, родители должны стараться, чтобы он получал достаточно новых впечатлений, источником которых могут быть совместные прогулки, детские кинофильмы, книги, рассказы, самостоятельная деятельность малыша с предметами и вещами.

       Однако, иногда родители чрезмерно перегружают ребёнка рассказами, чтением книг. Внимание 3 - 4-х - летнего ребёнка неустойчиво, поэтому следует рассказывать или читать с ним такое содержание, которое непроизвольно привлекает малыша сменой событий и действий, с коротким содержанием. Очень полезно рассказывать детям о событиях, происшедших с ними самими.

       Рассказы ребёнку должны быть образными, так как мышление ребёнка конкретно, ему недоступны отвлечённые рассуждения.

    Иллюстрации и картинки рассматривайте с малышом после чтения. В иллюстрациях изображены лишь отдельные моменты содержания. Дети увлекаются деталями картинок, не усваивая содержания.

    Читайте выразительно.  При рассматривании иллюстраций задайте детям вопросы, которые помогли бы им правильно воспринять содержание картинки.

    Надо добиваться правильного названия предметов. Если ребёнок затрудняется ответить, помогите ему наводящим вопросом. Не надо спешить отвечать за него, лишать его возможности подумать самому.

       Разучивание стихотворений обогащает память ребёнка, способствует развитию образной речи. Прежде, чем разучить с малышом стихотворение, надо выразительно прочитать его, объяснить непонятные слова, образные выражения. Такой разбор стихотворения помогает его лучше запомнить.

       Для развития речи детей и знакомства с окружающим миром надо шире использовать  телепередачи, аудиозаписи, подходящие по возрасту. Нельзя допускать, чтобы ребёнок смотрел и слушал  все передачи. Это не приносит пользы, а только перегружает нервную систему. Дети любят смотреть и слушать то, что уже знают. Повторное прослушивание и просмотр передач способствует запоминанию увиденного или услышанного. С этой целью полезно поговорить с ребёнком о том, что он услышал или посмотрел.

       В дошкольном возрасте дети проявляют живой интерес ко всему, что они видят, надлюдают. Их наблюдательность надо поощрять, обогащая их впечатления.

       Прогулки и экскурсии дают детям широкие возможности для расширения знаний об окружающем. Любознательность детей выходит за пределы домашней обстановки, их интересует всё, что находится в ближайшем окружении к дому: магазин, школа, почта, библиотека и т. д. Много интересного может узнать ребёнок, идя с родителями по улице.

    Вот едет огромная машина, она везёт на стройку целую стену с окнами, дверными проёмами. Малыш узнает, что строить дом из таких стен быстрее, чем из отдельных кирпичей. Знания, которые дети получают из жизни, полезно закреплять , читая литературу,  показывая иллюстрации в книгах, журналах, проводить беседы об увиденном.

       Помня о том, что перевоспитание всегда труднее осуществлять, чем воспитание,необходимо прививать детям культурные навыки речи.

    Прежде всего следует приучать детей к вежливой речи при общении со взрослыми. При обращении к ним, называть их на"Вы", по имени и отчеству, слушать собеседника не перебивая, приветствовать при встрече, прощаться при расставании, благодарить за оказанную услугу. Следует научить ребёнка говорить не тогда, когда хочется, а тогда, когда это надо. Ни в коем случае не допускайте вмешательства ребёнка во взрослый разговор. Нередко случается, что взрослые поощряют удачную реплику сына или дочки, вмешавшихся в разговор без разрешения. Этого делать не следует.

    Своевременно привитые навыки речи очень пригодятся Вашему ребёнку в коллективе, особенно в школе, где придётся подолгу слушать речь учителя, товарища. Умение слушать чужую речь, не перебивая, разовьёт внимание, такт, выдержку, явится тем необходимым качеством, которое обеспечивает усвоение материала.

       В группе есть дети, которые самостоятельно делают выводы, с интересом рассказывают о чём-либо - это Полина, Толя, Степан, Рита, Лёня, Даша, Лиза. У некоторых детей появляется робость, стеснение: Настя, Катя, Тимофей, Маша. В таких детей  мы стараемся вселить уверенность, при случае поощряем их, что необходимо делать и Вам.

    Какие речевые недостатки есть у детей? Это прежде вскго неправильное произношение звуков.

    Некоторые дети проглатывают начало слов. Например, вместо " собака" говорят " абака" ( Дима, Вова).

       Для исправления дефекта речи очень важно, чтобы все окружающие взрослые и дети имели правильное произношение. Следует прежде всего проверить слух ребёнка и речевой аппарат: нёбо, губы, зубы, язык.

    Если со стороны слуха и речевых органов отклонений нет, попытайтесь сами помочь малышу. Покажите картинки на определённый звук, предложите назвать нарисованный предмет. Так Вы выясните звуки, которые либо отсутствуют в речи, либо произносятся неправильно. Следует обращать внимание ребёнка на то, как произносится звук, продемонстрировать его звучание. Если Ваше вмешательство не помогает устранению дефектов произношнеия, обращайтесь к специалисту речи - логопеду. В школу ребёнок должен пойти с чистой речью.

       Бедность словарного запаса, трудности в обладании грамматическими формами, неумение связно рассказывать устраняются с помощью тех мер, о которых говорилось выше. Подольше, но умело читайте, рассказывайте детям, поощряйте коллективные игры.Чаще играйте с детьми в картинное лото, где ребёнок в игровой форме знакомится с новыми словами. Пусть Ваши дети рассказывают сначала сами о том, какие предметы нарисованы, позже - о событиях, изображённых на сюжетной картинке. Вовлекайте детей в разговор, просите пересказать вслед за вами почитанный рассказ, сказку, описать события, которые произошли с детьми.

    Уважаемые родители! Делайте всё от Вас зависящее, чтобы речь Ваших детей развивалась нормально, без задержек и отклонений! Желаем Вам успехов!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование игр по формированию грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста.

    Статья посвящена развитию речи детей младшего дошкольного возраста в совместной с педагогом деятельности....

    Консультирование логопеда для воспитателей: «Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста».

    Консультирование для воспитателей "Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи"...

    Конспект родительского собрания «Фольклор Южного Урала в развитии речи детей раннего возраста»

    Конспект родительского собрания«Фольклор Южного Урала в развитии речи детей раннего возраста»...

    Необходимые условия формирования правильной речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

    Консультация для педагогов ДОУ на тему "Необходимые условия формирования правильной речидетей дошкольногот возраста в условиях реализации ФГОС ДО"...

    Родительское собрание Тема: Роль семьи в развитии речи детей младшего возраста.

    Цели: создание необходимых условий для развития речи малышей в дошкольном учреждении и в семье, а так же формирование педагогической культуры родителей.Задачи: познакомить родителей с содержанием рабо...