Родительское собрание Тема: Роль семьи в развитии речи детей младшего возраста.
консультация

Клюшина Ольга Валентиновна

Цели: создание необходимых условий для развития речи малышей в дошкольном учреждении и в семье, а так же формирование педагогической культуры родителей.

Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи малышей, привлечь их к обмену опытом речевого развития в семье, обратить внимание на развитие речи детей через театрализованные игры, познакомить родителей  с играми, направленными на развитие грамматического строя речи.

Форма проведения: круглый стол с элементами практикума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_vmeste.docx28.32 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального образования «Плесецкий район»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

Родительское собрание

 в младшей группе

Тема: Роль семьи в развитии речи детей младшего возраста.

Воспитатели: Клюшина О. В.

Цели: создание необходимых условий для развития речи малышей в дошкольном учреждении и в семье, а так же формирование педагогической культуры родителей.

Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи малышей, привлечь их к обмену опытом речевого развития в семье, обратить внимание на развитие речи детей через театрализованные игры, познакомить родителей  с играми, направленными на развитие грамматического строя речи.

Форма проведения: круглый стол с элементами практикума.

Участники: родители, воспитатели, логопед.

План проведения собрания:

1. Педагогический всеобуч «Характеристика речи детей 3 – 4 х лет»                                      

2. Выступление воспитателя по теме «Единство требований дошкольного учреждения и семьи в развитии речи детей»                                                                                      

3. Консультация педагога «Для чего нужно детям учить стихи?»                                                     4. Выступление детей. Чтение любимых стихов.                                                                                                             5. Стендовый доклад «Развитие детей в театральной деятельности»                                

6. Обсуждение с родителями условий необходимых для успешного  речевого развития детей данного возраста.

Подготовительный этап.

1. Оформление выставки художественной литературы для чтения малышам, дидактических и театрализованных игр, показ настольного театра по сказке «Курочка Ряба», сделанного руками родителей из конусов, разучивание с детьми стихов, мониторинг речевого развития детей. 

Ход собрания.

1. Характеристика речи детей 3 – 4 х лет.

Четвёртый год жизни ребёнка отмечается новыми достижениями в развитии ребёнка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, делать умозаключения о них, устанавливать зависимость между ними. Однако в процессе общего и речевого развития ребёнка могут быть резкие индивидуальные различия: один ребёнок в три  года хорошо владеет речью, а речь других детей далека от совершенства.

На четвёртом году жизни дети обычно свободно вступают в контакт не только с близкими, но и посторонними людьми. Всё чаще инициатива общения исходит от ребёнка. Ребёнок всё чаще обращается с вопросами к взрослым, у ребёнка появляется стремление расширить свои знания. Отсюда и постоянные вопросы, которые ребёнок задаёт взрослым. Однако следует помнить, что у детей четвёртого года жизни ещё недостаточно устойчивое внимание, поэтому они не всегда могут выслушать до конца ответы взрослых.

К концу четвёртого года жизни словарный запас ребёнка достигает приблизительно 1500 – 2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей кроме существительных и глаголов встречаются другие части речи: местоимения, наречия, числительные (один, два, три ), прилагательные, указывающие на отвлечённые признаки и качества предметов (холодный, горячий, твёрдый, плохой). Ребёнок начинает шире пользоваться предлогами и союзами. К концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой ), притяжательные прилагательные ( папин стул, мамина чашка ). Однако и теперь в самостоятельной речи ребёнок ещё не пользуется такими собирательными существительными, как одежда, овощи, фрукты, мебель.

Активный словарный запас, которым располагает ребёнок, даёт возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо пересказать сказку, рассказ или событие, участником которого он был сам.

Одновременно с обогащением словаря ребёнок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он отвечает развёрнутыми фразами, состоящими из четырёх и более слов. В предложениях появляются однородные члены ( Тут сидят Таня и Света), существительные и глаголы во множественном числе (Чашки стоят на столе).

Повышенный интерес ребёнка к звуковой культуре речи помогает ребёнку изменять слова по аналогии с другими. Ребёнок часто допускает ошибки например («Мама моет окны»), ( «Много ручков»), (« У меня на пальте оторвалась пуговица»).

В этом возрасте ребёнок ещё не способен последовательно, логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Не может толково пересказать содержание прочитанной ему сказки или рассказа. Речь ребёнка данного возраста всё ещё носит ситуативный характер. Понять высказывания ребёнка без дополнительных вопросов не всегда можно. Ребёнок четвёртого года жизни не может самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он лишь называет предметы или действия. Имея хорошую память, ребёнок способен запомнить и воспроизвести небольшие по объёму стихотворения.

На четвёртом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: становятся более координированными движения мыщц,  принимающих участие в образовании звуков ( языка, губ, нижней челюсти). Ребёнок начинает произносить правильно, без смягчения твёрдые согласные, не сянки, а санки. Некоторые дети начинают подмечать ошибки в речи сверстников.

У ребёнка появляются многие звуки, которых не было в речи. Это такие звуки: ы, э, х. Появляется звук «Ц». У многих детей в речи появляются шипящие звуки (ш, .ж, ч). Сонорные звуки (р,рь,л) ребёнок заменяет на й или ль. Например слово река произносит «лека», не лодка, а «йодка»).

В этом возрасте ребёнок не всегда управляет своим голосовым аппаратом. Не умеет менять громкость, высоту голоса, темп речи. Совершенствуется речевой слух. У четырёх летних детей особенно ярко проявляются индивидуальные различия в формировании произносительной стороны речи У одних детей речь чистая, с правильным произношением почти всех звуков, а у других детей речь не достаточно ясная с неправильным произношением большинства звуков. Поэтому и воспитателям и родителям следует особое внимание обращать на таких детей, выявлять причину отставания в развитии речи. И совместно с родителями принимать участие в устранении ошибок.

2. Консультация: « Единство требований дошкольного учреждения и семьи в развитии речи ребёнка младшего возраста». Ведущая роль в развитии ребёнка остаётся за детским садом, хотя бы потому, что большую часть времени ребёнок проводит здесь. Но на семью, так же ложится большая ответственность за воспитание и развитие ребёнка. И наиболее лучшего результата можно достигнуть лишь тогда, когда между садом и семьёй есть взаимопонимание и тесная связь.

Иногда умственно и нормально развивающие дети испытывают трудности в овладении речью. А каждая мама и папа мечтает, чтобы ребёнок говорил чисто, красиво читал стихи, и, в конечном счёте, шёл в школу хорошо подготовленным. Для усвоения школьной программы, для нормального общения с взрослыми и сверстниками речь ребёнка должна быть сформированной и понятной.

В детском саду проводятся специальные занятия по развитию речи, в повседневной жизни воспитатель упражняет детей в чётком и правильном произношении слов, учит говорить достаточно громко, не спеша, развивает фонематический и речевой слух. Однако ребёнок находится и много времени вне детского сада. В общении с окружающими так же  развивается речь детей.

В помощь родителям можно порекомендовать для заучивания детьми дома: загадок, пословиц, поговорок, стихов, считалок. Всё это формирует речь ребёнка. Можно взять за правило читать сказку на ночь, и не обязательно сразу всю, а растянуть на несколько дней, это в свою очередь заинтересовывает ребёнка и он ждёт следующей встречи со сказкой.

Не забывайте покупать и читать ребёнку книги, можно делиться книгами с другими семьями. Кроме того можно выписывать на почте или покупать ежемесячные газеты и журналы для детей любого дошкольного возраста. Это газета «Учимся играя», «Солнечный зайчик», «Любопытка», «Смекалочка» и другие.

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата. Чтобы предупредить дефекты в речи надо вовремя обращаться к стоматологу. Чтобы чётко произносить звуки и слова ребёнок должен их слышать. Слуху принадлежит важная роль в развитии речи. Нужно оберегать ухо ребёнка от сильных звуковых воздействий (включённые радио, магнитофон, телевизор на полную громкость). Важно научить ребёнка отличать близкие по звучанию слова: мал – мял ,рак – лак, том – дом.

Чрезмерное форсирование речевого развития не рекомендуется. Вредно заставлять заучивать сложные по форме и содержанию стихотворения, читать художественные произведения для школьного возраста. Всё это может привести к заиканию.

Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Поэтому важно, чтобы взрослые в общении с ребёнком следили за своим звукопроизношением.

Говорить нужно, не спеша, спокойным приветливым тоном. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребёнком неправильной речи взрослого или сверстника. Нельзя «подделываться» под речь маленького ребёнка, часто употреблять слова с уменьшительными и ласкательными суффиксами (ножка, ручка, супчик, вилочка). Если ребёнок неправильно произносит звуки нельзя смеяться, передразнивать его, а стремиться исправить. А если ребёнок начал произносить звук правильно воспринимать это как должное, а не умиляться и восхвалять.

В нашем детском саду существует логопедическая группа, в которую принимают детей старшего дошкольного возраста 5 лет. Там занятия по воспитанию правильной речи проводит специалист – логопед.

Но некоторые недостатки произношения звуков, неточности в употреблении слов легко устранить не только воспитателю, но и родителям. Родителям важно помнить , что к исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать малыша за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно произнёс трудное для ребёнка слово. Часто это приводит к тому, что ребёнок перестаёт употреблять трудное слово. Исправлять ошибки надо тактично и доброжелательно. Не надо повторять не правильно произнесённое слово, а лучше дать правильный образец.

Необходимо учить ребёнка соблюдать нормы литературного произношения слов. А для этого мы должны сами говорить правильно. Давайте поупражняемся (кладу или ложу, как правильно поставить ударение в слове жалюзи, звонит, творог, тефтели и так далее).

Чаще рассматривайте с детьми иллюстрации, попросите пересказать прочитанное, но если ребёнок во время пересказа говорит не правильно, не спешите перебивать его, а дождитесь конца пересказа и тактично исправьте ребёнка. И всегда давайте образец правильного произношения.

Никогда не игнорируйте вопросы ребёнка, а если не знаете ответ, обязательно разузнайте, сейчас можно войти в интернет и найти ответ на любой вопрос ребёнка. Не отмахивайтесь от ребёнка, чтобы потом он не отвернулся от вас. Найдите время, чтобы спросить у ребёнка, чем он занимался в детском саду, с кем играл, что ел вопросов, может быть множество.

В семье для ребёнка необходимо создать такие условия, чтобы ребёнку было интересно общаться со взрослыми, старшими детьми. Ребёнок научится получать новые знания, обогатит свой словарный запас, научится правильно строить предложения, чётко произносить звуки и слова.

3. Консультация: «Для чего детям нужно учить стихи?»

Дети любят стихи, любят их слушать и произносить. Стихотворение имеет то громадное преимущество, что оно действует на душу ребёнка силой и обаянием ритма. Хорошее стихотворение – это та же музыка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребёнка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь. На первом месте стоит материал народного творчества. Народные песенки, шутки, прибаутки, потешки. Другой источник – это мировая литература, произведения великих мастеров и художников слова. Не обязательно, чтобы все стихи, предлагаемые детям, заучивались им наизусть .Лучшие произведения прочитываются повторно, несколько раз. Память на рифмованную речь у детей прекрасная, и они запоминают стихотворение легко и быстро.

Стихи позволяют развивать память детей. Заучивание стихов расширяет детский кругозор, развивает речь, способствует формированию восприятия культуры и поэзии. Если родители хотят, чтобы у ребёнка была хорошая память, то необходимо разучивать стихи, не смотря на свою занятость и усталость.

Можно подобрать к стихам, предлагаемым детям, соответствующие картинки. Каждое новое стихотворение, впервые преподносимое детям, должно быть прочитано выразительно с эмоциями. Только в такой оправе алмазы родной поэзии должны вводиться в жизнь маленьких детей. Если ребёнок не хочет учить стихи, заставлять и настаивать не надо. Лучше всего учить стихи в виде игры. Например, чтобы включилась волшебная шкатулка, надо повторить слова. А словами могут быть небольшие стихи. Ребёнку будет интересно выучить стишок на день рождения бабушке или другу. Думайте, фантазируйте, пробуйте не будьте безразличны к ребёнку и у вас всё получится.

4. Чтение стихотворений, приготовленных к конкурсу чтецов « Времена года».

«Кто в чём» В. Орлов  - Степан. Л                                                                                                      «Детство» И. Суриков – Вероника. Ш.                                                                                              «Воробей» Н. Мигунова – Анастасия. Л                                                  

5. Стендовый доклад « Развитие детей в театральной деятельности».

( До собрания родители имели возможность познакомиться с данным материалом и обсудить его).

Воспитатель обратила внимание на то, что в группе большое внимание уделяется развитию речи через театрализованные игры и представления. В группе проводится кружок «Развитие речи детей через театрализованные игры», а кроме того на клубе выходного дня «Сказка» дети готовят театрализованные представления. В планах поставить новую сказку Колобок, для её постановки нужно изготовить 8 объёмных масок. Родители распределили между собой,  кто какие маски сделает.

6. Практикум. Обсуждение факторов успешного речевого развития.

Родителям заранее были предложены 7 факторов наиболее значимых для речевого развития ребёнка. Каждый из 7 родителей доказывает, почему именно его фактор наиболее значим.

1. Речь взрослых – образец.                                                                                                              

2. Развитие мелкой моторики руки.                                                                                                                   3. Чтение детям художественной литературы.                                                                                                                                                         4. Игра ребёнка со взрослыми и сверстниками.                                                                                           5. Строение артикуляционного аппарата.                                                                            

 6. Общение ребёнка со сверстниками.                                                                                                                            7. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.

Заключительная часть.

Воспитатель проводит игры с родителями, направленными на развитие речи. Из книги О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития».  

Перечень игр: «Угадай, что звучит?», упражнения на отработку дикции, «Чей это голос?» и так далее.

Выступление логопеда. Рассказала о том, какие проблемы есть в развитии речи детей, на основе диагностики и пригласила родителей на индивидуальные консультации.

Подведение итогов родительского собрания. Принятие решений.    

Литература:

1. А. И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребёнок» М. Просвещение 1982 г.          

2. Е. И. Тихеева «Развитие речи детей» М. Просвещение 1981 г.                                            

3. О. С. Ушакова «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного  развития» М. Педагогический университет «Первое сентября» 2010 год. Игры и упражнения для решения речевых задач.                                  

4. С. В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду» М. «ВАКО» 2009 год.

                                                                                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста"

«Роль семьи в развитии речи ребенка»Физическое и психическое вос­питание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки при­обретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка...

Родительское собрание "Роль семьи в развитии речи детей"

Конспект родительского собрания в средней группе детского сада на тему "Роль семьи в развитии речи детей". форма проведения - всреча с элементами практикума....

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Роль семьи в развитие речи детей дошкольного возраста»

Цель- создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.       Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правил...

Консультация для родителей«Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста»...