"Привитие навыков самообслуживания у младшего дошкольников"
консультация (младшая группа) на тему

Гришина Татьяна Александровна

"Привитие навыков самообслуживания у младших дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Привитие навыков самообслуживания у младших дошкольников с особыми образовательными потребностями

Часто перед родителями стоит задача сформировать у детей с Ограниченными Возможностями Здоровья навыки и умения необходимые им в быту. В связи с этим на первое место встает проблема освоение навыков самообслуживания, которая является первым этапом социально-бытовой адаптации. Данные навыки надо начинать формировать у детей как можно раньше.

Одним из условий освоения первого этапа социально-бытовой адаптации является овладение всеми навыками самообслуживания и правил поведения в быту, а именно:

•гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела;

•навыки культуры еды;

•навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования;

•навыки содержания порядка в окружающей обстановке;

•навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений.

Сроки формирования навыков самообслуживания у детей с ОВЗ задерживаются в силу объективных причин. При их формировании нужно учитывать два фактора - возраст и особенности развития таких детей. Обычно к началу обучения в школе ребенок владеет определенной суммой навыков и умений. Ему необходимо уметь имитировать движения взрослых, он должен уметь координировать движения тела и глаз.

Многие дети с ОВЗ очень плохо понимают обращенную к ним речь, поучения и беседы с ними взрослых, как правило, оказываются безрезультатными. Организовать обучение таких детей, используя только вербальный, то есть словесный метод, нельзя. Необходимо использовать наглядные средства, вовлекать в практическую деятельность самого ребенка. В первую очередь покажите, как выполнять то или иное задание, затем  повторяйте необходимые действия. В результате у ребенка вырабатываются несложные умения и навыки. Постройте свою работу так, чтобы действие, которое должно стать для ребенка привычным, сопутствовали приятные переживания. И тогда ему захочется повторять это снова и снова.

Использование навыков, находящихся в зоне актуального развития, сопровождается обучением с учетом зоны ближайшего развития. Например: ребенку трудно застегивать рубашку на мелкие пуговицы, это не значит, что еще рано формировать навык одевания. Можно использовать более крупные пуговицы, кнопки, липучки и другие виды застежек. Параллельно с этим проводить игры, помогающие ребёнку усвоить данный навык.

Большое значение имеет поэтапность формирования навыков, предусматривающая овладение сначала простейшими, а затем более сложными действиями. Взрослый применяет метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с ребенком. Используются также словесная регуляция и коррекция действий детей.

Воспитание навыков направлено на то, чтобы сделать ребенка максимально независимым в семейной, общественной, школьной, а затем и в профессиональной среде.

Одним из основных положений является то, что ребенок должен каждый день овладевать новой способностью.  Это существенно улучшает мотивацию.

Система работы включает несколько этапов:

1. Развитие мотивации в овладении двигательными навыками.

2. Создание условий, облегчающих выполнение движений и действий.

3. Постепенное преодоление трудностей.

4. Закрепление сформированных действий в практических ситуациях.

5. Совершенствование новых способностей.


Формирование навыков культуры еды

Нужно формировать навыки аккуратности еды у детей. Приучать детей садиться за стол в опрятном виде, принимать правильное положение за столом и сохранять его. Приучать правильно, пользоваться столовыми приборами, пищу брать понемножку, бесшумно, не набивать едой полный рот, по мере необходимости пользоваться салфеткой. Не разговаривать за столом во время приёма пищи. Учить детей убирать за собой посуду.

Формирование навыков одевания

Как и любой навык самообслуживания, умение самостоятельно одеваться помогает ребенку чувствовать себя уверенно и независимо.

Перед тем как начать работать над процессом одевания, необходимо убедиться, что ребенок находится в устойчивой позе. Очень важно, чтобы он не тратил лишних сил на сохранение равновесия.

Чаще всего дети не знают или нарушают последовательность при одевании. В этом случае взрослый должен их направлять и помогать выполнять действия в правильной последовательности.

Конечно, взрослым гораздо проще одеть ребёнка самому, чем многократно показывать ему одни и те же действия, не видя при этом никакого результата. Тем не менее, будьте терпеливы, систематически проводите эту работу, не меняйте порядок ее выполнения. Все действия формируются совместно.

Обучая ребенка одеванию, нельзя спешить, и, конечно, не следует напрасно торопить; одежда должна быть просторной, ее легче снимать и надевать.

Прежде чем начать формировать тот или иной навык, необходимо помочь ребенку проделать целиком совместно с ним всю процедуру, проговаривая каждый этап.

Виды помощи при формировании навыков самообслуживания:

(Помощь или содействие) ребенку может быть разной.

•Устная - слова, которые наталкивают ребенка на требуемое действие.

•Демонстрация - показать само действие, чтобы ребенок по подражанию сделал правильно. Это особенно полезно, когда ребенок не способен реагировать только на устные указания.

•Наглядная - наглядные подсказки, наталкивающие на правильное выполнение задания.

•Физическая - физические действия, помогающие ребёнку справиться с той частью деятельности, которая для него особенно сложна.

Выбор помощи зависит от уровня владения навыком. Постепенно помощь должна уменьшаться, чтобы ребенок сам выполнял нужное действие без всяких подсказок.

Учите детей не только надевать и снимать одежду, но и складывать, и убирать ее в определенное место. Тем самым вы воспитаете у него привычку к аккуратности и сформируете положительные навыки поведения.


Навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования

Воспитывать опрятность у детей. Учить замечать непорядки в одежде (расстегнулась пуговица, завернулся воротничок, вылезла рубашка из брюк и т.п.) и самостоятельно их устранять или обращаться за помощью к взрослым.

Следует многократно повторять гигиенические процедуры и в строго определённое время: утром, до еды, после еды, после занятий, вечером и т.д., чтобы действия вошли в привычку.

Приучение к пользованию туалетом

Приучать ходить в туалет в определённое время, а не в самую последнюю минуту своего желания. Объяснить ребёнку, как это можно почувствовать и сделать немного заранее, чтобы не случилось неожиданное. Учить пользоваться туалетной бумагой, спускать в туалете воду, мыть после туалета руки. Все это представляет собой сложную цепочку действий.


Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке

Привлекать детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду: раскладывать на места свои игрушки,  одежду.

 Навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений

Учить детей здороваться и прощаться со взрослыми; употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность, воспитывать заботливое отношение к людям, товарищеские взаимоотношения со взрослыми, побуждать к взаимодействиям друг с другом, оказывать помощь по просьбе другого ребенка; обращаться к сверстнику называя его по имени, отвечать на вопросы.

Овладение навыками самообслуживания нужно ребенку для относительной независимости от взрослого, для развития самостоятельности.

Самообслуживание – это первый доступный ребенку вид трудовой деятельности, в это время также закладываются основы культуры поведения. Нельзя пропустить благоприятный период, когда ребёнок хочет действовать сам и его привлекают действия с предметами. Наверстать упущенное время будет достаточно сложно.

Воспитание ребенка с проблемами в развития требует от родителей много терпения, настойчивости, фантазии, что, несомненно, дает положительные результаты. Рукоприкладство недопустимо! Если вы кропотливо, изо дня в день будете заниматься с ребенком, то он быстрее адаптируется в жизни.

        C:\Users\User\Desktop\kgn-kartinki-dlya-det-sada-33214-large.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Формирование навыков самообслуживания у младших дошкольников"

Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста. Дети по своей природе активны. Задача взрослых – развивать эту активность, ...

Консультация для родителей "Формирование навыков самообслуживания у младших дошкольников"

Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста. Дети по своей природе активны. Задача взрослых – развивать эту активность, ...

Проблема формирования навыков самообслуживания у младших дошкольников

В статье освещены вопросы формирования навыков самообслуживания в детском саду....

«Развитие навыков самообслуживания у младших дошкольников»

Значение самообслуживания в воспитании младших дошкольников...