"Пальчиковые игры" для детей - развлекают и развивают
консультация (младшая группа) на тему

Малышам очень нравится играть с пальчиками, повторять действия и слова за взрослыми. А ведь именно движения пальцев рук тесно связано с речевой функцией. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

"ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ" ДЛЯ ДЕТЕЙ - РАЗВЛЕКАЮТ И РАЗВИВАЮТ!

Чем полезны «пальчиковые игры»?

  Современные педагоги считают, что пальчиковые игры оказывают положительное влияние на развитие речи и мелкой моторики ребенка. Развитие мелкой моторики рук позволяет улучшить мышечную гибкость, двигательную координацию, преодолеть зажатость и скованность, развить ассоциативное мышление. Все движения рук и пальцев построены на увлекательной игровой основе. Поскольку дети в возрасте до 3 лет обладают особо цепкой памятью, они буквально со 2-3 прочтения запоминают, какие именно движения соответствуют конкретному тексту. Впоследствии услышанные слова начинают вызывать нужные жесты. У деток постарше (2,5 – 3 года) наблюдается и обратная ассоциативная цепочка: движения пальцев или рук побуждает ребенка самостоятельно произносить соответствующие рифмованные строки. Это происходит потому, что мелкая моторика рук находится в активном взаимодействии с такими аспектами сознания, как внимание, оптико-пространственное восприятие, воображение, мышление, наблюдательность, зрительная и двигательная память и, безусловно, речь. «Пальчиковые игры» позволяют ребенку получать широкий спектр сенсорных впечатлений, вырабатывают у него способность сосредотачиваться, тренируют внимание.

  Все без исключения «пальчиковые игры» ориентированы на расширение как активного, так и пассивного словарного запаса ребенка. Все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей, отмечают стимулирующее влияние на них функции руки. И.П.Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, т.к. они несут в речевой центр мозга дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.

  Современные разработки позволили ученым сделать вывод, что тренировка тонкой (мелкой) моторики оказывает положительное влияние на развитие активной речи ребенка.

  Если присмотреться и проанализировать каждую из разработанных на сегодняшний день таких игр, можно понять, на что будет смещен акцент «тренировок». Так, одни «пальчиковые игры» ненавязчиво подготовят малыша к счету, другие помогут лучше освоить понятия меньше и больше, выше и ниже, вверху и внизу, и т. п. Есть игры, которые позволяют ребенку расширить представление об окружающем мире или же познакомиться с частями своего собственного тела. В игровой форме дети легко запоминают, показывают и называют разнообразные действия, например, спать, есть, расчесываться, чистить зубы и т. п. Игры, в которых малыш загибает пальцы партнера по игре, гладит или «ловит» руку взрослого или другого ребенка, хлопает его по руке, формируют чувство уверенности у ребенка.    Отрабатываемые в «пальчиковых играх» элементы точных, координированных движений кистей и пальцев будут особенно полезны ребенку, чтобы научиться самостоятельно кушать и одеваться, и также – подготовят детскую ручку к рисованию, письму и выполнению различных бытовых, а впоследствии – и учебных действий.

Когда начинать играть в «пальчиковые игры»?

   Педагоги и методисты полагают, что пальчиковые игры можно предложить ребенку буквально в первые месяцы его жизни. Поначалу игры будут сводиться к массажу ручек и пальчиков, поглаживанию, постукиванию, пощипываю с одновременным произнесением несложного текста. Например, такого:

Есть игрушки у меня: (хлопаем ладошками малыша)

Паровоз и два коня,

 Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал,

Подъемный кран. (поочередно поглаживаем и загибаем пальчики)

  Пусть кроха не будет отвечать вам взаимностью, но со временем игровой массаж ручек начнет привлекать его внимание, вызывать улыбку, смех или восторженный визг! И стоит помнить, что именно тактильное взаимодействие матери и ребенка является залогом гармоничного психического развития наших детей.

  По мере взросление ребенка, игры усложняются и наделяются смысловой нагрузкой. Для деток до полутора лет в пальчиковых играх задействуют 2-3 движения, но выполнять их зачастую помогает взрослый:

 Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальцы, начиная с большого)

Будем листья собирать. (сжимать и разжимать кулачки)

Листья березы, листья рябины, (загибать пальчики, начиная с большого)

Листья тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберем.

  Двухлетки активно играют пальчиками сами и могут в одной игре охватывать до 6-7 различных движений. К трем годам малыши, как правило, активно повторяют и самостоятельно воспроизводят тексты и движения. В этом возрасте детям особенно актуально (поскольку отвлеченный текст им уже не интересен!) предложить пальчиковые игры в виде небольших сказок:

Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки. (руки скрещены; пальцы каждой руки     «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение-   дождик.)

Паучков на землю смыл. (хлопок ладонями по столу/коленям.)

 Солнце стало пригревать, (ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

 Паучок ползет опять!

 А за ним ползут все детки,

 Чтобы погулять по ветке! (действия аналогичны первоначальным, ручки ползут по предплечьям, плечам, а затем «паучки» бегают по голове.)

  Также для тренировки мелкой моторики рекомендуются следующие игры:

- игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий-шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Горячее-холодное», «Мокрое-сухое»

-игры с водой

-игры с нанизыванием: «Собери бусы», «Собери пирамидку»

-игры с пластилином

-игры с бумагой: нарвать на мелкие кусочки, скатать шарики

-игры на выкладывание: кубики, мозаика

  «Пальчиковые игры» развивают фантазию малышей и побуждают их к творчеству. И, безусловно, «пальчиковые игры» – это общение! Одним деткам такие игры помогают раскрепоститься, преодолеть стеснение и скованность, других, напротив, научат быть сдержанными, воспитают уважение и терпение к действиям своих партнеров по игре. Так или иначе, но в будущем малышу придется жить в коллективе, поэтому лучше начать учиться вести себя в обществе в раннем детстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа при подготовке детей к школе "Развивай - ка"

 В процессе жизни у ребенка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Постепенно возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, а также идет усвоение способов общения. Однако,...

Консультация для родителей «Огород для детей - развлекаемся и учимся!»

Работая в саду или на огороде, ребёнок испытывает удовлетворение и радость из-за того, что может за чем-то ухаживать, а также наблюдать за жизненным циклом растений непосредственно на личном опыте....

Советы логопеда для детей и родителей РАЗВИВАЕМ ПАЛЬЧИКИ РЕБЕНКА - РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ

Советы логопеда для детей и родителей РАЗВИВАЕМ ПАЛЬЧИКИ РЕБЕНКА - РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ !1. Ребенок катает грецкий орех между ладонями (по кругу)2. Дайте ребенку колючий мяч или круглую щетку дл...

Семинар-практикум по развитию речи детей «ГОВОРИМ И РАЗВИВАЕМСЯ» для детей и родителей младшей группы

Цели:- познакомить родителей с особенностями развития речи детей четвертого года жизни, с методами и средствами, способствующими совершенствованию речи детей;- создание положительного эмоционального н...

Консультация для родителей «Огород для детей - развлекаемся и учимся!»

Консультация для родителей «Огород для детей - развлекаемся и учимся!» Воспитатель: Шамова М.А. Дети - прирождённые огородники, потому что они любопытные, любят учиться на практике и играть...

Мастер- класс для родителей детей раннего возраста «Развиваем мелкую моторику рук у детей в домашних условиях»

Известный педагог Сухомлинский как-то сказал, что ум ребёнка находится на кончиках пальцев. Действительно, ловкие детские пальчики - это залог полноценного интеллектуального развития малыша. Практиче...