Режим дня и его значение в жизни ребенка
статья (младшая группа) по теме

Дмитриева Елена Алексеевна

 

 

«Режим дня и его значение в жизни ребенка»

РЕЖИМ ДНЯ - ЭТО ЧЁТКИЙ РАСПОРЯДОК ЖИЗНИ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЙ ЧЕРЕДОВАНИЕ БОДРСТВОВАНИЯ И СНА, РАЦИОНАЛЬНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРАВИЛЬНЫЙ, СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ВОЗРАСТНЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ РЕБЁНКА РЕЖИМ УКРЕПЛЯЕТ ЗДОРОВЬЕ, ОБЕСПЕЧИВАЕТ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ, УСПЕШНОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РАЗНООБРАЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРЕДОХРАНЯЕТ ОТ ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ.

ЛЮБАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ЭТО ОТВЕТНАЯ РЕАКЦИЯ НА ВНЕШНИЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ РЕФЛЕКТОРНО. ОНА ЯВЛЯЕТСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ СЛОЖНЫХ ПРОЦЕССОВ В КОРЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА, СОПРОВОЖДАЕТСЯ ОГРОМНОЙ ПОТЕРЕЙ (ТРАТОЙ) НЕРВНОЙ ЭНЕРГИИ И ПРИВОДИТ К УТОМЛЕНИЮ.

ХОРОШАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ РАЗНООБРАЗИЕМ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ЧЕРЕДОВАНИЕМ. С ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭТО ОБЪЯСНЯЕТСЯ СПОСОБНОСТЬЮ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА ОДНОВРЕМЕННО РАБОТАТЬ И ОТДЫХАТЬ. В КАЖДЫЙ ОТДЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ РАБОТАЕТ НЕ ВСЯ ЕЁ ПОВЕРХНОСТЬ, А ОТДЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ИМЕННО ТЕ, КОТОРЫЕ ВЕДАЮТ ДАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, ОСТАЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ КОРЫ В ЭТО ВРЕМЯ НАХОДЯТСЯ В СОСТОЯНИИ ПОКОЯ. ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ХАРАКТЕРА ЗАНЯТИЙ ПОЛЕ ОПТИМАЛЬНОЙ ВОЗБУДИМОСТИ ПЕРЕМЕЩАЕТСЯ, И СОЗДАЮТСЯ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОТДЫХА РАНЕЕ ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ УЧАСТКОВ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА.

В ТЕЧЕНИЕ СУТОК АКТИВНОСТЬ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ РЕБЁНКА НЕ ОДИНАКОВЫ. ИХ ПОДЪЁМ ОТМЕЧАЕТСЯ ОТ 8 ДО 2 ЧАСОВ И ОТ 16 ДО 18 ЧАСОВ, А ПЕРИОД МИНИМАЛЬНОЙ ПРИХОДИТСЯ НА 14-16 ЧАСОВ. НЕ СЛУЧАЙНО, ПОЭТОМУ ЗАНЯТИЯ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ВЫРАЖЕННОЕ УТОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ, ПЛАНИРУЮТСЯ В ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ ДНЯ, В ЧАСЫ ОПТИМАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ НЕОДНОЗНАЧНА И НА ПРОТЯЖЕНИИ НЕДЕЛИ. В ПОНЕДЕЛЬНИК ОНА НЕВЫСОКА. ЭТО МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ АДАПТАЦИЕЙ РЕБЁНКА К РЕЖИМУ ДЕТСКОГО САДА ПОСЛЕ ДВУХДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ, КОГДА В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ ПРИВЫЧНЫЙ РЕЖИМ СУЩЕСТВЕННО НАРУШАЕТСЯ. НАИЛУЧШИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ОТМЕЧАЕТСЯ ВО ВТОРНИК И В СРЕДУ, А НАЧИНАЯ С ЧЕТВЕРГА, ОНА ВНОВЬ УХУДШАЕТСЯ, ДОСТИГАЯ САМЫХ НИЗКИХ ХАРАКТЕРИСТИК В ПЯТНИЦУ И СУББОТУ. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, К КОНЦУ НЕДЕЛИ ПРОИСХОДИТ ПОСТЕПЕННОЕ И НЕУКЛОННОЕ ВОЗРАСТНЫЕ УТОМЛЕНИЯ. В ИЗВЕСТНОЙ МЕРЕ ЭТО ОБУСЛОВЛЕНО БОЛЬШОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬЮ МАЛОПОДВИЖНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ, ЗАНЯТЫХ СПОКОЙНЫМИ ИГРАМИ, ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫМ ТРУДОМ, УЧЕБНОЙ РАБОТОЙ. В ОБЩЕЙ СЛОЖНОСТИ 75-80 % ВРЕМЕНИ ПРЕБЫВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ПРИХОДИТСЯ НА МАЛОПОДВИЖНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, МЕЖДУ ТЕМ КАК РЕБЁНКУ ПРИСУЩА ПОТРЕБНОСТЬ В АКТИВНЫХ ДВИЖЕНИЯХ. УВЕЛИЧЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА И РАЦИОНАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В ТЕЧЕНИЕ НЕДЕЛИ ЗАНЯТИЙ, ОСОБЕННО УТОМИТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ДЕТЕЙ, МОЖНО ОТНЕСТИ К ЧИСЛУ МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ УТОМЛЕНИЯ.

КАК БЫ ЦЕЛЕСООБРАЗНО НИ СТРОИЛСЯ РЕЖИМ – С ДОЗИРОВКОЙ НАГРУЗОК, ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ НА РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, С УВЕЛИЧЕНИЕМ ДВИГАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА, В ТЕЧЕНИЕ СУТОК ПОКАЗАТЕЛИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЁНКА НЕИЗБЕЖНО СНИЖАЕТСЯ, ЧТО ДИКТУЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ СМЕНЫ ДЕЯТЕЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ НА СОН. У РЕБЁНКА, ПРИУЧЕННОГО К СТРОГОМУ РАСПОРЯДКУ, ПОТРЕБНОСТЬ В ЕДЕ, СНЕ, ОТДЫХЕ НАСТУПАЕТ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ПРОМЕЖУТКИ ВРЕМЕНИ И СОПРОВОЖДАЕТСЯ РИТМИЧНЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВСЕХ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ. ОРГАНИЗМ КАК БЫ ЗАБЛАГОВРЕМЕННО НАСТРАИВАЕТСЯ НА ПРЕДСТОЯЩУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПОЭТОМУ ОНА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ДОСТАТОЧНО ЭФФЕКТИВНО, БЕЗ ЛИШНЕЙ ТРАТЫ НЕРВНОЙ ЭНЕРГИИ И НЕ ВЫЗЫВАЕТ ВЫРАЖЕННОГО УТОМЛЕНИЯ.

ВЫХОДНЫЕ ДНИ ДЕТИ ПРОВОДЯТ ДОМА, КАК ПРАВИЛО, С СУЩЕСТВЕННЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ И ДАЖЕ НАРУШЕНИЯМИ ПРИВЫЧНОГО РЕЖИМА ДЕТСКОГО САДА. НЕСЛУЧАЙНО ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОНЕДЕЛЬНИК БЫВАЕТ ХУЖЕ, ЧЕМ ВО ВТОРОЙ И ТРЕТИЙ ДЕНЬ НЕДЕЛИ. НЕОБХОДИМА СЕРЬЕЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА СРЕДИ РОДИТЕЛЕЙ ПО УПОРЯДОЧЕНИЮ ДОМАШНЕГО РЕЖИМА И ПРИВЕДЕНИЮ ЕГО В СООТВЕТСТВИЕ С УСТАНОВЛЕННЫМ В ДЕТСКОМ САДУ. ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ СЛЕДУЕТ ПРИВЛЕЧЬ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЕЧЕРНЕЙ ПРОГУЛКИ, НОЧНОГО СНА, А В ВЫХОДНЫЕ ДНИ К ПОЛНОЦЕННОМУ ОТДЫХУ НА ВОЗДУХЕ, РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОСМОТРА ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПЕРЕДАЧ, ОСОБЕННО ПЕРЕД СНОМ.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ, ЧТО: ПРАВИЛЬНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОЧЕТАНИИ С ОТВЕЧАЮЩИМ ГИГИЕНИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ РЕЖИМОМ ДНЯ, ДОСТАТОЧНОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬЮ СНА И РАЗУМНЫМ ПИТАНИЕМ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАЛОГОМ НОРМАЛЬНОГО РОСТА И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. У ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ САДУ, ДЕНЬ ПОДЧИНЕН СТРОГОМУ РАСПОРЯДКУ С ПРЕДУСМОТРЕННЫМИ ПРОГУЛКАМИ И ПОДВИЖНЫМИ ИГРАМИ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ, ЗАНЯТИЯМИ ГИМНАСТИКОЙ, РИТМИКОЙ И Т. Д. ВАМ, РОДИТЕЛЯМ, ОСТАЕТСЯ СЛЕДИТЬ ЛИШЬ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ ДОМА, В ВЫХОДНЫЕ ДНИ, РЕЖИМ НЕ ОТЛИЧАЛСЯ ОТ УСТАНОВЛЕННОГО В ДЕТСКОМ САДУ И СТАВШЕГО ДЛЯ РЕБЕНКА ПРИВЫЧНЫМ. УДАЧИ ВАМ В ВОСПИТАНИИ ВАШЕГО РЕБЁНКА.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Режим дня и его значение в жизни ребенка»

Воспитатель, Юрьева. С. Я. Консультация для родителей: "Режим дня и его значение в жизни ребенка" Каждый родитель желает, чтобы его ребенок был здоров, весел и правильно развивался...

Консультация для родителей: "Режим дня и его значение в жизни ребенка"  

Консультация для родителей: "Режим дня и его значение в жизни ребенка"...

Консультация для родителей: "Режим дня и его значение в жизни ребенка"

Консультация для родителей: "Режим дня и его значение в жизни ребенка" Каждый родитель желает, чтобы его ребенок был здоров, весел и правильно развивался. В этом стремлений поможет прав...

Консультация для родителей: "Режим дня и его значение в жизни ребенка"

Режим дня – это режим жизни. И насколько более тщательно родители продумают режим дня для своего ребенка и постараются внедрить его в жизнь, настолько это положительно отразиться на всех сторона...

Консультация для родителей на тему: "Режим дня и его значение в жизни ребенка"

Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей ДОУ на тему: "Режим дня и его значение в жизни ребенка"....

Консультация «Режим дня и его значение в жизни ребенка»

Консультация «Режим дня и его значение в жизни ребенка»...

Режим дня и его значение в жизни ребенка.

Режим дня и его значение в жизни ребенка...