Формируем навыки самообслуживания у детей 2 – 3 лет
методическая разработка (младшая группа) на тему

Ефремова Ирина Леоновна

В три года у ребенка должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания (самостоятельно есть ложкой, проситься в туалет и пользоваться горшком, умываться и мыть руки, пользоваться полотенцем). При поступлении в детский сад ребенок, который владеет этими навыками, чувствует себя увереннее, легче адаптируется в новой обстановке. Возможно, эти навыки пока у малыша сформированы частично. Как же помочь ребенку развить эти умения? Как обучать малыша культурно-гигиеническим навыкам?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formiruem_navyki_samoobsluzhivaniya_u_detey.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Формируем навыки самообслуживания у детей  2 – 3 лет

 В три года у ребенка должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания (самостоятельно есть ложкой, проситься в туалет и пользоваться горшком, умываться и мыть руки, пользоваться полотенцем). При поступлении в детский сад ребенок, который владеет этими навыками, чувствует себя увереннее, легче адаптируется в новой обстановке. Возможно, эти навыки пока у малыша сформированы частично. Как же помочь ребенку развить эти умения? Как обучать малыша культурно-гигиеническим навыкам?

 Уважаемые родители!

Познакомьтесь, пожалуйста, с этими правилами:

  • обучение должно проходит при совместной деятельности взрослого и ребенка;
  • обучение должно быть постепенным: по мере овладения простым действиями, вводить более сложные составляющие;
  • при обучении осуществлять показ самого действия, фиксировать внимание на его «секретах». Например, главный «секрет» приема пищи – брать еду с ложки губами, а не языком. Взрослый при этом вытягивает губы «трубочкой», имитирует втягивание содержимого ложки;
  • по мере приобретения навыка доля участия взрослого сокращается, а доля самостоятельности ребенка увеличивается. Теперь взрослый только наблюдает, подсказывает правильное действие;
  • поощрение самостоятельных действий укрепляет положительное отношение, утверждает в стремлении к самостоятельности.
  • ласковый голос, спокойное и доброжелательное отношение настраивают малыша на взаимодействие. Потешки, песенки, присказки делают процесс формирования навыка более привлекательным.

Учим умываться. 

  • Завернуть  рукава  одежды.
  • Взять  мыло и намылить  руки – сделать белые перчатки.
  • Смыть  мыло под струей воды.
  • Вымыть лицо (взрослый  называет каждую  его часть). Учимся сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, с усилием «выдуть» струю воздуха.
  • Еще раз  обмыть руки водой.
  • Снять полотенце.
  • Насухо вытереть лицо и руки (взрослый называет  части тела и лица, которые вытираются).
  • Предложить посмотреть в зеркало: «Вот какой я чистенький»

Учим пользоваться полотенцем. 

  • Предложить ребенку снять  полотенце  с крючка.
  • Положить его на одну руку, затем «спрятать»  под него вторую руку.
  • Ровно держа полотенце посередине, поднести его  к лицу, наложить на него, прижимая, касаться каждой части лица
  • Освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движением руки, спрятанной под полотенцем.
  • Поменять руки местами.

Все  действия сопровождаются оживленным  разговором с малышом и, при необходимости,  показом. 

Учим пользоваться носовым платком

  • Знать  назначение носового платка.
  • Находить носовой платок в кармане платья, кофты, и т.п.
  • Самостоятельно  доставать платок  из кармана и использовать его по  назначению.
  • Постепенно формировать  умение разворачивать и сворачивать  платок, аккуратно  класть его в карман
  • Обращать внимание на чистоту  носового  платка.

Учим пользоваться расческой

  • Знать  свою  расческу и место, где она лежит.

 . Рассказать о назначении расчески, показать, как пользоваться ей.

  • Исключить возможность  пользования чужой расческой

Учим пользоваться зеркалом

  • Знать, что такое зеркало и его функциональное  назначение (причесываться перед  зеркалом, рассматривать  свою одежду).
  • Подводить малыша  к зеркалу, обращать  внимание  на чистоту одежды и лица.

 

В общении  с маленькими детьми  нужно использовать элементы  устного  народного  творчества. Сказки, потешки,  являются незаменимым  средством  установления  контакта  с ребенком.  

Ласковый  говорок  потешек и прибауток вызывает у него  радость. Именно через  элементы фольклора  легко  донести до ребенка  свою нежность, заботу, любовь и веру в него.

Использование  элементов устного  народного  творчества способствует  развитию  речевых  навыков, обогащению словарного  запаса и приобщает к красоте  речи. 

Потешки при умывании

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки  краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

 

Кран откройся! Нос умойся!

Мойтесь, мойтесь глазки!

Мойтесь губки, мойтесь ушки!

Шейка мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь, смывайся, грязь, смывайся!

А кто рукавчик не засучит,

Тот водички не получит.

Будет мыло пениться, 

И грязь куда-то денется. 

 

Потешки при одевании

 Наденем на ножки

Новые  сапожки,

Будет Катенька ходить,

Сапожки новые носить.

 

Моя Катя  маленька,

На ней шубка  аленька,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая.

 

Надеваем  шапочки,

Надеваем  курточки,

Застегиваем пуговички,

Один, два, три, четыре, пять

Мы готовы все  гулять.

Ой, забыли про сапожки.

Обуем  их на ножки.

Этот на правую ножку,

Этот на левую ножку.

 

Потешки «на сон грядущий»

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки – на муравушке,

Детки спят по люлечкам,

Спят-поспят,

Всему  миру спать велят.

 

Баю, бай, баю, бай,

Ты, собаченька, не лай,

Белолапа не скули,

Наших деток не буди.

Наши детки будут спать

Да большими вырастать.

 

Ходит  Сон по хате,

В сереньком  халате,

А Сониха  под окном -

В сарафане голубом.

Ходят вместе они,

Ты, цыпленочек, усни. 

 

Потешки после сна

Вот  проснулся  петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Просыпайся, Олечка.

Хорошо нам отдыхать,

Но уже пора вставать.

 

Вместе с солнышком  встаем,

Вместе  с птичками  поем,

С добрым  утром, с новым  днем.

Вот как  славно  мы живем.

 

Глазки смотрят,

Ушки слушают,

Ручки хлопают,

Ножки топают,

Ура, я проснулся(лась).  

 

Как научить ребенка вести себя за столом. 

Многие  дети  и на третьем  году требуют, что бы их кормили  взрослые, просят почитать  книги.

Родители знают, что этого  делать нельзя, но идут на различные ухищрения, лишь  бы накормить  малыша. 

У ребенка необходимо  вырабатывать положительное  отношение  к приему пищи: не нужно  накладывать на тарелку слишком много пищи;  никогда не кормите ребенка насильно; не разрешайте уносить с собой куски хлеба, яблоки,  сладости; не следует между приемами пищи давать дополнительную еду,  не стоит давать сладости «под  просмотр» телевизора. Показывайте малышу образец приема пищи, выработайте свой порядок за столом. 

Участие ребенка в семейном ужине  имеет очень важное значение для его воспитания.  Малыш видит, что он является равноправным  членом, поэтому должен  выполнять правила, принятые в семье за столом. Например, закончив  еду, нужно  дождаться  всех.

Атмосфера за столом должна быть доброжелательная, темы разговоров  приятны и интересны для всех членов без исключения. Очень распространено мнение, что за столом нельзя разговаривать. Но все же это возможно,  ребенок имеет право участвовать в беседе и быть выслушанным, если выполняются следующие правила: если в это время во рту у него нет пищи, если он вступил в разговор, не перебив другого. Если ребенку сложно выполнять эти правила, стоит временно отказаться от бесед за столом. 

 

О развитии Вашего малыша, поступающего в дошкольное учреждение, можно судить по основным бытовым навыкам.

Ребенок должен уметь:

 в 2 года и 6 месяцев:

  • одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослого;
  • расстегивать и застегивать одну - две пуговицы;

в 3 года:

  • одеваться с небольшой помощью взрослого, а раздеваться самостоятельно;
  • вешать свою одежду перед сном на свой стульчик;
  • застегивать несколько пуговиц, завязывать (связывать) шнурки;
  • знать назначение многих предметов и их местонахождение;
  • выполнять поручения из 2–3 действий («отнеси», «поставь», «принеси»);
  • уметь мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;
  • замечать беспорядок в своей одежде, пользоваться носовым платком;
  • регулировать свои физиологические потребности;
  • вытирать обувь при входе в квартиру;
  • аккуратно есть, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой;
  • не выходить из-за стола до конца еды и не мешать за столом другим;
  • говорить слова благодарности, здороваться, прощаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Формируем навыки самообслуживания"

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались...

Формируем навыки самообслуживания

В три  года  у ребенка  должны  быть  сформированы  культурно-гигиенические  навыки (самостоятельно есть ложкой, проситься в туалет и пользоваться горшком, умываться...

консультация для родителей "Развивая мелкую моторику у детей, мы формируем навыки самообслуживания"

рекомендация для родителей,как с помощью мелкой моторики можно сформировать у детей навыки самообслуживания....

Формируем навыки самообслуживания

Консультация для родителей "Формируем навыки самообслуживания"...

Консультация для родителей "Формируем навыки самообслуживания у ребенка".

Формируем навыки самообслуживания у детей 2 – 3 лет  В три  года  у ребенка  должны  быть  сформированы  культурно-гигиеничесие  навыки (самостоятель...