Главные вкладки

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА»
    консультация (старшая группа) на тему

    Плотникова Елена Николаевна

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    «ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА»

    Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon chelovek_i_priroda.doc97.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 20 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Гномик»

                                         ЗАВЕРЯЮ:

                                          Заведующий

                                                                       структурным подразделением

                                                               «Детского сада «Гномик»

    _________________ Н.Н. Бурнаева

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    «ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА»

                                                      Подготовила:                    

                                                              ГБОУ ООШ № 20

                                                                    г. Новокуйбышевска

    структурного подразделения

                                                                          «Детского сада «Гномик»

                                                                   Плотникова Е.Н.

    г. Новокуйбышевск

    "Человек и природа"

    Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.

    Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:
    -     воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание) 
    -     формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) 
    -     развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее) 
    -     участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. 

    Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

    Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:
    -    понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека; 
    -    освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту; 
    -    проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе). 

    Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

    Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

    Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

    Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:
    -    представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей; 
    -    понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования; 
    -    осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно. 

    Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

    Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

    Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

    Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Человек и природа"

    Данная консультация ракрывает значение природы для человека и влияние человека на природу...

    Консультация для родителей "Мы часть природы, научить ребенка любить природу"

    Научить ребенка любить природу, сохранить ее чистой для будущего поколения....

    Буклет для родителей "Человек и природа"

    Буклет для родителей Человек и природа"...

    Консультация для родителей на тему: «Природа в жизни человека и человек в жизни природы»

    Жить в гармонии с природой - одно из направлений формирования позитивного отношения к её красотам и богатству.  Сохранение и приумножение многообразия природы - наша главная задача....

    Консультация для родителей "Человек, части тела"

    Данная консультация рекомендованна родителям подготовительной группы на тему:"Человек, части тела"...

    Консультация для родителей "Человек в истории!

    Консультация "Человек в истории"...